Журнал "Наше Наследие" - Культура, История, Искусство
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   

Редакционный портфель Борис Садовской. Охота.

Предисловие Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9


Глава пятая

Отставной жених


Он хочет увезти губернаторскую дочку.

Гоголь


С Галунскими соединяют Эмилию Карловну узы старинной дружбы. Ее покойный супруг, командуя полком в Царстве Польском, езжал нередко к старому графу стрелять оленей, пить на привалах литовскую старку и кушать бигос.

Графа с племянницей примчала в варшавской коляске пара вороных; кавалером у графини Аполлон Никитич Толубеев.

Кто бы узнал теперь в великосветском денди шампанского гусара? Аполлон Никитич сильно переменился. Во-первых, он гвардии ротмистр, флигель-адъютант и лейб-гусар. Во-вторых, его считают лучшим в губернии женихом. В-третьих, неузнаваем он стал в обращении и приемах. С Каратовым, например, Аполлон Никитич по-прежнему ласков: берет его за руку, треплет по плечу, но для отставного шампанского корнета немыслимо ответить старому другу тем же.

Имянинный пирог благоухал на парадном столе. Нил Петрович начал рассказывать про конокрада и бритву. При первых словах его граф радостно воскликнул:

Украли, наконец!

Все изумленно переглянулись.

Это бритва моя, но она не простая, о, нет! Если дамы желают, я расскажу ее тайну.

Со стола унесли последние тарелки. Ходиняпин предложил гостям домашний ликер, а Марфа Петровна велела подать варенье.

Это все Милочка делала. Вот из розовых лепестков на меду, вот свежие огурцы на патоке, вот сахарное из моркови.

Граф, с разрешения дам, закурил сигару.

Все это случилось лет двадцать назад. Мой младший брат, граф Ксаверий, за тридцать первый год был, как известно, казнен. Меня это не коснулось. Я враг революции и монархист по природе. Однако, фельдмаршал Паскевич дал мне понять, что первое время я должен жить за границей. Я выехал в Париж.

Граф на секунду задумался.

В Париже я прожил года три. Русский посланник мне сообщал все известия и от него я узнал, что Государю угодно видеть меня на службе.

Перед отъездом в Россию я вздумал пойти к гадалке. То была знаменитая Ленорман. Почтенный слуга, весь в черном, впустил меня и проводил в кабинет. Я увидал старуху в алом тюрбане. — «Когда вы родились?» — «Пятого мая». — «Сколько вам лет?» — «Тридцать пять». —

«Какой цвет вы любите?» — «Голубой». — «Какое животное вам более всех приятно?» — «Сокол». — «А какое вам противней?» — «Черный таракан». — «Какой любимый цветок?» — «Левкой».

Затем Ленорман начала гадать.

Как же она гадала-с?

По руке, по картам и на кофейной гуще. Рассказала мне подробно всю мою жизнь. Потом подумала. — «Ступайте к золотых дел мастеру Жану Гренье и закажите бритву из чистого золота. Эту бритву должны вы иметь при себе и она вас спасет от смерти. Настанет день, золотую бритву украдут, но она возвратится, а близкое вам лицо вступит в законный брак».

Все взоры обратились на графиню. Она улыбалась. Но Толубеев вдруг покраснел до ушей.

С той поры золотая бритва всегда и везде была со мной. Она совершенно тупа: я разрезывал ею книги. Однажды в Минске я занял номер в гостинице, переоделся и сел, ожидая ужина. За стеной слышу хохот. То громче, то тише. Потом дикий визг, стуки в стену. Мой камердинер доносит, что этого сумасшедшего помещика привезли из деревни и он теперь рядом с нами. Не могу рассказать, как мне стало нехорошо. Впрочем, я скоро лег, приказав камердинеру спать в коридоре за дверью; сам же взял книгу, помню, роман моего друга Бальзака. Свечка горит, тишина. Мне что-то плохо читалось. Лежу я, задумался. Вдруг дверь осторожно скрипнула, кто-то дышит. «Ян, это ты?» Опять заскрипела дверь, шаги и входит — у меня волосы встали, я догадался сразу — входит осторожно, как кошка, гигантского роста молодой человек в халате и медленно начинает красться, не спуская с меня безумных глаз.

Эмилия Карловна взвизгнула и прижалась к Ванде.

Лицо его походило на маску трупа. Тут я схватил колокольчик, звоню, кричу: «Ян!» — никто не идет. Камердинер, полагая, что я сплю, отлучился на кухню. Тем часом, безумный подходит все ближе и ближе, бросается и мы вместе покатились на пол. На мгновение лишился я чувств, когда же очнулся, вижу: сумасшедший сидит у меня на груди с занесенной бритвой.

Граф поднял платок к побледневшему лицу.

Но вот он встает и пробует бритву: тупа! Тут я вскочил и бросился по коридору. Несусь, как ветер, кричу и слышу сзади страшный, безумный хохот. Вот дверь на чердак. Лечу по ступеням, а хохот все ближе.

На чердаке темнота. Я прячусь за трубу; слышу дыхание, шорох. Я выскочил в слуховое окно и на крышу. Безумный за мной. Вдруг что-то упало.

Когда меня снесли на руках, я узнал, что несчастный свалился с крыши. Он умер. Я же с той ночи сед.

__________


Иван Кузьмич задумчиво гулял по аллеям ходиняпинского сада. Вдруг у беседки он услышал разговор.

Неужели это от луны, Эмилия Карловна?

О, да. И Боже вас сохрани при новой луне капусту квасить.

А розы вы любите?

Очень. Это мои любимые цветы. Давеча граф говорил про левкои: ну, что в них? А из роз можно делать отличные конфеты.

И вы умеете?

О, да. Надо рано утром, когда роса, срезать хорошие круглые розы-центифолии; сполоснуть и обсушить, это во-первых. Влейте потом в тазик розовой воды, вишневого клея и мешайте на огне: выйдет ликер. В этот ликер положите розы, обсыпьте сахаром и ставьте на солнце. Сахар на лепестках застынет кристаллами. Очень красиво.

А вкусно?

О, да.

Ваша ручка вкуснее.

Раздался поцелуй.

Как вы неблагоразумны, мой друг. Принесите мне воды.

Стройная фигура полковника скрылась в кустах. Шевеля усами, Иван Кузьмич шагнул в беседку. Эмилия Карловна, томно дыша, вся румяная, прижимала к губам огромную розу.

Ах!

Эмилия Карловна...

Что вам угодно? Пожалуйста, идите. Могут подумать, Бог знает что.

Майор ядовито усмехнулся.

Подумать? Про меня? Изволите видеть, а? Почему же про господина Крацевича не могут?

Потому что он мой жених.

Майор побледнел и схватился за стул.

Эмилия Карловна... Как же это? Я тоже... Арсений Львович разве не передал вам?

Эмилия Карловна гордо прищурилась.

Вы плохо знаете женщин, мсье Сапожков. Благородная дама никогда не прощает тому, кто ей осмелится неглижировать. Это прежде всего. Потом, выходя за вас, я сделаюсь майоршей, а с ним останусь по-прежнему полковницей. Кроме того, мсье Крацевич моложе вас и сильнее. Он управляет графскими поместьями, вы же состоите в приказчиках у какого-то Каратова. Наконец, я люблю его, а вас презираю.

Эмилия Карловна шумно вышла.

Иван Кузьмич, это вы? А я-то ищу. Идемте чай пить.

Обернувшись, майор увидел Каратова.

Арсений Львович, вы передали полковнице Андерсон мое предложение?

Передал, как же. Отказала наотрез.

Так-с. А теперь я имею честь всепокорнейше просить вас: будьте моим секундантом.

Вы предлагаете полковнице дуэль?

Нет, не полковнице, сударь мой, а полковнику. Полковнику Крацевичу. Ишь ты, венгерский герой, хе-хе.

Полковник с вами драться не будет.

Тогда я его изобью по морде, как последнего езопа.

Хорошо, только отложим до утра.

__________


Вот оно, Сен-Жерменское предместье!

Направо две башни Нотр-Дам, слева Тюльерийский дворец и сад, впереди Лувр. А там сквозят Елисейские поля.

Белый крылатый конь плавно летит над Парижем; на спине у него, опустив ресницы, дремлет нагая графиня. На нее целомудренно смотрит месяц. За плечами у Ванды сложены два мотыльковых крыла.

Вот и Аркольский мост.

Что за унылые улицы! Здесь, точно в Симбирске, тишина и мерцанье фонарей. Крылатый конь звонко заржал; дым из ноздрей вьется прозрачным туманом. В тумане исчезают голова, шея, грудь, крылья. Пегас превратился в облако. Ванда быстрее летучей мыши, скользнув, осторожно понеслась. То ровно мчится она над безбрежным морем парижских крыш, то вдруг бросается, сомкнув пушистые крылья, и вновь пугливо взмывает. Черная тень отражается на белых громадах стен, и набожный ночной сторож, крестясь, бормочет: «Опять полетела ведьма».

Париж, между тем, пробуждается. Бегут по бульварам гризетки, клерки, газетчики. Рабочие на ходу доедают завтрак. Дребезжит двуколка с молоком и фруктами. Проснулся омнибус. На перекрестке мелькнула швейка. Студенты из Латинского квартала в плащах и широкополых шляпах.

Фонтан ледяной струей бьет Ванде в лицо.

Ах!

Она проснулась. Постель, подушки, ночной чепчик, все залито водой. Это кот Жмурка, любимец Марфы Петровны, опрокинул вазу с цветами.

Перед отъездом графиня и Толубеев вышли в сад. Солнце сверлит золотистыми стрелами кудрявые шатры лип.

Смотрите, графиня, ведь это Каратов. Куда ты, Арсений?

Ищу полковника. Он не встречался тебе?

Полковник уехал.

Куда?

Не знаю. Кажется, в Новороссию.

Арсений недоумело крутил усы. — Что же теперь я скажу майору?

Грустный, прошел он на огород.

Арсений Львович, слыхали новость? — Ходиняпин с распечатанным письмом догонял Каратова. — Прошу полюбоваться. Прочитайте-с. Эмилия сбежала.

Что вы? С кем?

С венгерским героем. Эх, толстая дурища! Скоро пятьдесят, а все о романах думает. Оставил цедулку и полковник. Обвенчаемся, мол, по дороге, а вы-де, братец с сестрицей, простите нас и благословите. Марфа Петровна в восторге. Я, говорит, этого давно ждала.



Борис Садовской. Охота. Предисловие Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2017) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru