Журнал "Наше Наследие" - Культура, История, Искусство
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU

«Централизованная библиотечная система»

   

Сегодня в редакционном портфеле журнала «Наше Наследие»

В рубрике размещаются публикации, не вошедшие в печатную версию журнала или напечатанные с сокращениями:

Александр Басманов.

Александр Басманов. Сорин. Избранные эйдосы. Косвенный взгляд

Самая таинственная сила в человеке – память. Сплошность, текучесть, изменчивость – вот характеристики ее структуры. Детство, отрочество, любовные переживания, дом и странствия, одиночество, разочарования, редкие мгновения счастья, литературные реминисценции, сплавленные в единый поток сознания, в своеобразную исповедь, – все это поднимает некий, казалось бы, частный случай до общности всем знакомого и всеми пережитого, заставляет нас оглянуться на мир – внутренний и внешний, – и мы с удивлением узнаем в нем близкие, но до сих пор не подмеченные, не осознанные черты.

Дмитрий Иванов

Дмитрий Иванов. Хождение за муками

Книга названа Марией Степановой изысканно: «Памяти памяти. Романс».

«Картинка деревянного цвета и сама словно замощена деревом, всё дощатое, стена дома, забор, сарайчик, какое-то крылечко лепится сбоку, кот близко, но куры ещё сохраняют достоинство, девочка в новом гимназическом платье – видно, как лихо прострочены широкие рукава, – даёт понять, что смирилась и готова фотографироваться, хотя и не очень понимает, зачем это нужно. На улицу вынесли венский стул, усадили, поставили камеру, и девочка улыбается, гордится и иронизирует».

Н.Д. Лобанов-Ростовский

«Опираюсь на факты» c Н.Д. Лобановым-Ростовским беседует профессор Е.С. Федорова

Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский — известен всем, кто интересуется историей и культурой России. Казалось бы, нет недостатка интервью с ним, но количество новых не убывает. Он не был бы так интересен своим прошлым, не будь интересно его настоящее. Повторим общеизвестные факты: он князь, Рюрикович, элегантный и воспитанный господин, человек необычайно сложной и горькой судьбы, одновременно принадлежащий и европейской и русской культурам. Он геолог, банкир и меценат. В его судьбе тюрьма КДС и Оксфорд, финансовый успех и глубокое понимание искусства Серебряного века.

Соколов П.Ф.

Ольга Видова, доктор филологических наук. Тайна портретов П.Ф Соколова

Автора заинтересовали два портрета работы П.Ф. Соколова, изображающих двух прекрасных дам первой трети ХIХ века. Судя по прическе, свойственной этому времени, оба портрета написаны во второй половине 1820-х годов. Кто же на них изображен? И верна ли их традиционная атрибуция?

Пушкин А.С

Пушкинский день России. В.Холкин. Действующее лицо

В поисках внятного отклика на смутные, а то и непрошеные – неумышленные – вопросы души художник набредает, порой, на жанровые предпочтения ему прежде далекие, творчески не свойственные или содержательно его мироотношению не присущие. Таким явственным откликом, прервав долгую чреду пейзажных работ, у петербуржца Анатолия Маслова стал портрет Пушкина, приобретенный в 2005 году Литературным музеем Пушкинского Дома.

Д.Л Лихачев

Академик Дмитрий Лихачев в борьбе за сохранение памятников истории и культуры Ленинграда-Петербурга

В 1960—1970 годы в эпоху директивного перехода нашей архитектуры от неоклассики к современному функционализму над уникальным и выдающимся историко-культурным контекстом Ленинграда нависла серьезная угроза. Новая архитектура вольно или невольно внедряясь в этот контекст была готова демонстрировать свой антиисторизм, свою современную технологию и свой авангардный язык, чуждый фигуративному языку исторического наследия…

Жозефина Пастернак

Ариф САПАРОВ. Страницы блокадного дневника

Блокадные дневники 1941–1943 годов ленинградского военного журналиста и писателя Арифа Сапарова не предназначались для печати. Они давали возможность их автору – а ему не было и тридцати лет – как бы вести непрерывную беседу с самим собой, ежедневно запечатлевая и осмысляя события и факты блокадного лихолетья. Это своего рода зеркало, в котором нашли непредумышленное отражение многие лица, обстоятельства и настроения и в котором возникает непосредственный образ драматических будней осажденного Ленинграда. Разумеется, некоторые эпизоды, упомянутые и зафиксированные А.Сапаровым в дневниках, были впоследствии воссозданы им в документальных книгах «Дорога жизни», «Январь сорок второго», «Четыре тетради», «Ради тебя, товарищ» и других. Но многие яркие подробности происходившего на ленинградской земле долгое время не могли быть обнародованы по цензурным соображениям.

Сегодня мы имеем возможность предложить читателям отрывки из дневника А.В.Сапарова, свидетеля и активного участника сражения за Ленинград, предоставленные нам сыном писателя – Мирсаидом Сапаровым.

А.А. Иванов в гробу

Александр Севастьянов. «Расскажу тебе теперь кое-что секретное…»

Мысли по поводу вновь найденного оригинального письма русского художника А.А.Иванова

Это письмо знаменитого русского художника Александра Андреевича Иванова (1806-1858) никогда не было опубликовано в его настоящем виде и никогда не служило предметом анализа ученых исследователей. Неоднократно публиковался лишь неполный черновик данного письма, происхождение которого оставалось совершенно неясным. Между тем письмо в целом содержит важные сведения о первоначальном периоде жизни художника в Риме, его товарищах – «пенсионерах» Академии художеств, как и он, приехавших сюда для завершения художественного образования (а среди них тогда был и прославленный Карл Брюллов – вечный соперник Иванова). Важное значение вновь найденного документа раскрывается в подробном комментарии к нему исследователя и коллекционера А.Н.Севастьянова.

Текст статьи публикуется в авторской редакции.

Юрий Верховский. 1910-е (?) годы

Вокруг первой книги Юрия Верховского «Разные стихотворения»

(Неизвестное письмо И.Ф.Анненского Ю.Н.Верховскому)

Публикация и статья А.К.Гоморева

Юрий Никандрович Верховский (1878–1956) — представитель так называемого классического символизма, историк литературы, переводчик с французского, итальянского, испанского, польского языков — долгое время считался полузабытым поэтом. После почти полувекового перерыва творчество Верховского возвращается ныне к читателю. Вышло собрание сочинений поэта «Струны» (М.: Водолей Publishers, 2008), подготовленное В.В.Калмыковой; среди сетевых публикаций нельзя не отметить работы исследователя, выступающего под ником «lucas-v-leyden», который выкладывает и комментирует в своем журнале (http://lucas-v-leyden.livejournal.com) неизданные стихотворения Верховского 1940–1950-х гг. (в основном, по материалам, хранящимся в РГБ и РГАЛИ).

Существуют, однако, лакуны и в дореволюционной биографии поэта. Среди корреспондентов Иннокентия Анненского в недавно изданном двухтомнике его писем (СПб., 2007, 2009) имя Юрия Верховского отсутствует. Найденное в частном архиве письмо Анненского подтверждает факт многолетнего знакомства, о котором Верховский пишет в своей «Автобиографии» (1926).

Каминные часы из имения Радищевых Верхнее Аблязово. Франция. Вторая половина XVIII века

Л. Алексеева. "Memoria: личные вещи писателей в собрании Государственного Литературного музея"

В Государственном Литературном музее к 75-летию его основания был осуществлен выставочный проект «Немое красноречие вещей», в котором фрагменты литературно-биографических хроник XVIII–XX веков строились на комплексах мемориальных предметов, впервые так широко представленных. Оказавшись на первом плане, личные вещи писателей не только привлекли внимание к своим владельцам, дали понимание «вещественного» существа писательской работы: из какого сора, по словам Ахматовой, она состоит, но и обрели новые культурные смыслы как визуальные знаки эпохи. Личным вещам и семейным реликвиям российских писателей — от Державина до Солженицына — посвящена книга-альбом, подготовленная сотрудниками музея, которая выходит в издательстве «Три квадрата». Предлагаемые вниманию читателей статьи рассказывают об историческом, повседневном, литературном и музейном бытовании вещей писателей и знакомят с будущей книгой.

Среди актрис вахтанговской сцены Нина Архипова была одной из самых красивых

Нина Архипова. «Проснись и пой»

(Воспоминания актрисы). Записал Виктор Борзенко

В этом году исполняется сто лет со дня рождения выдающегося артиста Георгия Менглета. Его супруга Нина Архипова недавно начала писать мемуары, в которых намерена рассказать об их совместной жизни, о времени и о судьбе, преподносившей так много парадоксальных «сюрпризов». Однако не только совместная жизнь с Менглетом, но и судьба самой Нины Николаевны представляет не меньший интерес: нэп, довоенная Москва, Театр Вахтангова, Театр сатиры… А из имен тех, кто её окружал, можно составить словарь замечательных людей ХХ века – Цецилия Мансурова, Вера Марецкая, Рубен Симонов, Борис Барнет, Юрий Любимов, Борис Горбатов…

Публикуем избранные главы этой рукописи.

А.Я.Булгаков. С акварели, опубликованной в приложении к «Русскому архиву» за 1906 год

Москвич в Петербурге

(А. Я. Булгаков. Из «Современных записок и воспоминаний моих»). Публикация Сергея Шумихина

Дневник Александра Яковлевича Булгакова (1781—1862) остается, пожалуй, единственным источником такого уровня и масштаба, опубликованным до сих пор лишь частично. Даже знатокам ХIX века сегодня А. Я. Булгаков, служивший в 1834 году в должности московского почт-директора, известен преимущественно в связи с перлюстрацией письма Пушкина к жене. Эта история заслонила в общественном сознании реальную фигуру Булгакова, который, думается, все же был более сложным и значительным человеком, соединившим, по определению Ю. М. Лотмана, «в одном лице Шпекина и Загорецкого».

Фотография М. А. Шолохова. Март 1936 г.

«Тихий Дон»: черновики, машинопись с правкой…

(К проблеме авторства М.А.Шолохова). Публикация подготовлена Л.Н.Бодровой

В постсоветском литературоведении «шолоховский вопрос» (об авторстве романа «Тихий Дон») грозит превратиться, если уже не превратился, в «шекспировский» или «гомеровский», то есть принципиально не разрешимый. Стремление приверженцев авторства Шолохова поставить точку в этой дискуссии (еще бы: ведь найдены рукописи!) лишь подливает масла в огонь. Обнаруженные еще в середине 1980-х, документы, однако, попали в государственный архив и стали достоянием общественности лишь на рубеже веков (теперь они появились и в Интернете). Противники же утверждают, что рукописи (по крайней мере, эти рукописи) ничего не доказывают. По их мнению, точку поставила книга З.Бар-Селлы «Литературный котлован. Проект “писатель Шолохов”» (М., 2005).

Так или иначе, но мы хотели бы оказать услугу будущим беспристрастным исследователям вопроса, внеся свой лепт в дело утверждения истины.

Театр Юрия Завадского в Ростове-на-Дону

Виктор Борзенко. Творческая ссылка. Театр Юрия Завадского в Ростове-на-Дону

В 1936 году в Москве началось движение по «переброске» молодых театров из столицы в крупные центры Советского Союза. МХАТу-2 было предложено ехать в Киев, Театру под руководством Рубена Симонова и Студии Каверина – на Урал. «Эти коллективы, – вспоминал режиссер Театра-студии Завадского Сергей Бенкендорф, – отказались выехать из Москвы и… очень скоро окончили свое существование. Завадский же согласился переехать в Ростов». Судя по всему, именно это спасло талантливого режиссера и его труппу от возможных преследований.

Валентин Стенич. 1920-е годы

Павел Успенский. В.О. Стенич: биография, дендизм, тексты...

Валентин Осипович Стенич — примечательная фигура в литературной жизни 1920–1930-х гг. Блестящий переводчик, открывший русскому читателю Джойса, Дос Пассоса и Фолкнера, автор либретто к «Пиковой даме» Мейерхольда, поэт, — Стенич, прежде всего, вошел в сознание современников как денди. Именно эта ипостась его личности привлекала всеобщее внимание и запомнилась мемуаристам…

Попытка проанализировать все известные факты биографии Стенича, его литературное поведение, а также собрать сохранившиеся тексты (Стенича и о Стениче) предпринимается автором впервые.

«Дом, в котором...» Обложка

Ксения Тихомирова. Книга, в которой…

Про «Дом, в котором…» М. Петросян так и тянет написать не статью, а еще один роман: слишком много хочется о нем сказать. Такая это книга – сложная, живая, яркая. Написанная словно вопреки всем читательским ожиданиям.
«Ежегодник петроградских государственных театров». 1920. Обложка

Театральные журналы и газеты. От революции до войны.

Никогда прежде в театральных рубриках не было такого количества предательских сообщений, как в 1917 году. Впечатление, что повсеместное ябедничество с головой накрыло страну уже до начала сталинских репрессий. Любая газета фактически каждый день преподносит сюрпризы: то вчерашние коллеги начинают информационную войну друг против друга, то дирекция сбегает от своего коллектива в эмиграцию, то артист не является на спектакль «по политическим соображениям»… При этом сами публикации все чаще приобретают бульварный оттенок – журналисты не стесняются в выражениях, словно выскочила пружина, которую долго сжимали.
Заметка написана в эйфории от происходящих в стране перемен. Дело в том, что в феврале 1917 года в театрах была отменена цензура. «Театры получили, наконец, право самостоятельно решать, какие пьесы ставить, – писала 3 марта 1917 года газета «Приазовский край». – Но главное, режиссеры освободились от удушливых поручений театральной дирекции. И справедливый арест В.А. Теляковского – тому подтверждение. На протяжении многих лет руководители театров шли на разные ухищрения, чтобы не обидеть дирекцию, но в то же время и не потерять своего зрителя. За свой диктат Теляковский будет привлечен к ответу».
Борис Садовской близ своей «крипты» в Новодевичьем монастыре. 1940

Борис Садовской. Охота. Роман

История нашей словесности чрезвычайно богата талантами. И при этом бездарно ими пренебрегает, не замечает, забывает. Для целых исторических периодов довольно с полдесятка раскрученных имен. Вот, например, джентльменский набор для 1920–1930-х: Булгаков, Зощенко, Ильф и Петров, Шолохов, Алексей Толстой — без них нельзя. Для чуть более продвинутых — Исаак Бабель, Андрей Платонов, Артем Веселый. Горький — на положении свадебного генерала: мало кто сегодня интересуется его главной книгой «Жизнь Клима Самгина». А Сергей Заяицкий? А Леонид Добычин? А Сигизмунд Кржижановский? Многие ли слыхали эти имена? Писатель Борис Александрович С а д о в с к о й (1881–1952), уже известный посетителям нашего сайта как адресат писем Г.П.Блока, также оказался вытеснен на периферию литературы. Помещаем его неопубликованный роман «Охота», окончание которого было, по всей видимости, утеряно. Предисловие, публикация С.В.Шумихина.
Русские театральные журналы и газеты XIX века

Русские театральные журналы и газеты XIX века

До революции 1917 года в России (в разные периоды) издавалось порядка 300 журналов, альманахов и газет, посвященных театру. В Советское время количество театральной периодики значительно увеличилось – около 500 наименований. Однако же основная часть этого массива по нынешний день остается мало изученной. В учебниках по истории журналистики упоминается только несколько крупных журналов XIX или начала ХХ века – «Репертуар и Пантеон», «Театр и искусство», «Маски», «Рампа и жизнь». Из театральных журналов Советского периода наиболее известны разве что «Театр», «Театральная жизнь» и «Современная драматургия».
Михаил Кузмин: Жизнь подо льдом

Жизнь в предлагаемых обстоятельствах

Вспоминает актриса МХТ Кира Головко
Главы из большой книги воспоминаний Киры Головко, которая готовится к выходу в издательстве "Искусство XXI век". Для Московского Художественного театра актриса Кира Головко остается единственным человеком в труппе, кто про старый МХАТ знает все. Она играла в спектаклях, поставленных Немировичем-Данченко; дружила с Книппер-Чеховой и Андровской; была рядом с Хмелевым в последние часы его жизни; выходила на сцену, когда в зале сидел Сталин; помнит, как хоронили Станиславского…
Михаил Кузмин: Жизнь подо льдом

Михаил Кузмин: Жизнь подо льдом

Михаил Кузмин из поэта полузабытого и периферийного давно уже перешел в разряд ключевых фигур Серебряного века. Дневник Кузмина освещает изнутри едва ли не третью часть всей жизни поэта. Нам известны записи - не всегда регулярные, но в большей своей части все же ежедневные, - более чем за двадцать лет.
Он назвал Сталина чудаком

Он назвал Сталина "чудаком"

Из нашей почты
9 июня исполнилось 100 лет известному советскому литературоведу Анатолию Андреевичу Волкову (1909-1981), автору многочисленных учебников и монографий о творчестве Есенина, Бунина, Куприна, литературном движении конца ХIХ - начала ХХ вв
Накануне юбилея наш корреспондент Игорь ПОПОВ встретился с сыном писателя, журналистом В. А. Волковым. Владимир Анатольевич сам задал беседе несколько неожиданный поворот.
Корнет Савин и его последний роман

Записки корнета Савина, знаменитого авантюриста начала XX века

В наши окаянные дни, ознаменованные аферами Сергея Мавроди, "генерала Димы", "племянника" М. С. Горбачева Андрея Разина и десятков других, не столь раскрученных в СМИ мошенников, вполне обоснован возродившийся интерес к имени знаменитого авантюриста конца XIX - начала XX в. корнета Савина.
Собственноручные "Записки корнета Савина" до сих пор оставались на страницах малодоступной дореволюционной газеты.
Публикуем их впервые после 1913 года. .....

"Болото" Серебряного века

Творчество писателя Николая Александровича Карпова (1887-1945) никогда не привлекало к себе читательского внимания. Жизнь писателя была намного интересней его произведений. Никогда не публиковавшиеся воспоминания Карпова, законченные около 1939 и названные в духе времени "В литературном болоте", сохраняют значительный интерес как свидетельство современника и очевидца о быте и нравах петербургских газетчиков и литераторов предреволюционного десятилетия. Рукопись публикуемых воспоминаний хранится в РГАЛИ.....

"Безобразная история"

Эта скандальная семейная история эпохи Николаевского царствования заставила говорить о себе все светское общество, а Пушкина - сделать несколько записей в дневнике 1834 года. О ней ходило много сплетен и кривотолков. Подробный и достоверный комментарий к событиям дает незаменимый архивный источник....

"Цензура вкуса - или диктат золотого тельца"

Главный редактор журнала «Наше наследие» Владимир Енишерлов ответил на вопросы газеты «Информпространство». Его ответы представляют собой своеобразные записки о культуре.
Сегодня мы представляем фрагменты этих записок...

Мадригал с двойным дном. Cкрытый каламбур в послании Пушкина Princesse Nocturne

Ошибка, допущенная кем-либо из пушкинистов, вообще историков литературы, много десятилетий назад, кочуя из работы в работу, незаконно обретает права гражданства в нашем представлении об ушедшей эпохе. Подобные случаи в археографической практике не так уж редки. Сразу несколько таких ошибок, связанных с именами известного вельможи, московского хлебосола князя С.М.Голицына и бросившей его жены, еще более известной la Princesse Nocturne, исправляет Сергей Шумихин....

"Безумный век… Как можно жить, как может сердце биться?.."

"Скит". Прага 1922-1940: Антология. Биографии. Документы / Вступ. ст., общая ред. Л.Н. Белошевской; Сост., биографии Л.Н. Белошевской, В.П. Нечаева. М.: Рус. путь, 2006. 768 с.

Письма Георгия Петровича Блока к Борису Александровичу Садовскому 1921-1922

Среди рукописей Пушкинского Дома отыскалась недавно связка старых писем.
Это ранняя молодость Фета, утро дней, как он говорил. Об этой поре его жизни известий дошло очень мало, а юношеского голоса самого Фета, если не считать его первых стихов, мы и вовсе еще не слыхали.

К 250-летию Российского театра

От Локателли - к Медоксу, от Медокса - к "Дому Щепкина"

История Малого театра началась задолго до того, как он стал давать спектакли в том театральном здании, от которого получил свое название. Вторую половину XVIII века многие исследователи считают предысторией русского театра, а справедливее считать ее первой и важной главой этой истории...

В заповедниках ущербных времен (Москва 50-60 гг.)

Ксения Тихомирова (О.В.Смирнова) родилась в Москве в 1955 году. Окончила филфак МГПИ («ленинского»). Участвовала в создании двух нестандартных школ (в частности памятной многим физико-математической школы № 542 при МИФИ).

Сергей Молчанов. Прошлое странно окрашено

Эту тетрадь подарил один поэт другому, а было это на одном из островов знаменитого теперь архипелага ГУЛАГ, а точнее, в концлагере №7 Дубровлага в Мордовии, летом 1962 года... Один был теперь хорошо известный поэт Валентин Петрович Соколов - Валентин З/К, как он сам подписывал свои произведения. Другой - никому не известный и поныне, тоже поэт Сергей Алексеевич Молчанов…

Петербург

Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы Владимира Яковлевича Курбатова (1878–1957). Текст передан по современной орфографии с сохранением некоторых, в том числе и авторских, особенностей. Все написания имен, как правило, сохранены (однако в связи с разнобоем в этих написаниях в ряде случаев, мы старались их унифицировать, если удавалось уловить определенную тенденцию в этом разнобое).

К 1000-летию Казани

"Беседы о старине Казанской"

Шестнадцать писем, датированных 1874-1878 гг., содержат богатый материал из истории духовной жизни Казани первой половины XIX века...

К 60-летию Победы

Иосиф Алексaндрович Каплер. Пути смерти (Записки узника гетто)

Эта книга - документальная повесть. Все в ней - бесхитростная правда, история, записанная сразу по окончании войны, пока еще все свежо в памяти...

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru