|
Елена Коровай
(1901 - 1974)
Журнал "Наше наследие" представляет живописные и графические произведения из художественного наследия Елены Людвиговны Коровай.
"В уникальном творческом сообществе художников "Красного дома" в Новогирееве Елена Людвиговна Коровай играла особенную и очень важную роль. Она, обремененная годами и болезнями, самозабвенно и ежедневно (если не ежечасно) писала гуашью и маслом на холстах: портреты, цветы, натюрморты, пейзажи - с балкона мансарды, в которой она и дочь Ира жили. Она любила, пожалуй, даже искала зрителей, радовалась приходу гостей, потенциальных натурщиков, и с удовольствием показывала работы. Она была единственная в доме, кто писал маслом по старинке, с натуры. В.А.Фаворский гравировал, И.С.Ефимов лепил медведей и слонов, Л.А.Кардашов рубил во дворе мрамор. Д.М.Шаховской и Н.И.Жилинская создавали скульптурные композиции, Д.Д.Жилинский бросал масло, увлекаясь темперой на левкасе, Л.Д.Кардашова и М.В.Фаворская-Шаховская обжигали керамику, Ира Коровай вдохновенно осваивала технику цветного карандаша… Обладая исключительным живописным чувством, Елена Людвиговна работала смело, по-молодому, отбрасывая лишнее, добиваясь исключительной цветосилы.
Но это все было после 1946 года, а до того была трудная житейски, но вдохновенная творчески жизнь. География ее жизни: Питер, Барнаул, Самарканд, Москва, Кавказ, Крым, Самара… И везде она "заводила", заражая энергией всех вокруг себя; театр, плакаты, иллюстрации, маски, - чем только она ни занималась. Я всегда удивлялся - в таком маленьком теле, почти незаметном, так мощен дух созиданья. По характеру она - несущая знамя. Она до конца была ЖИВОПИСЦЕМ, - живо, правдиво, смело писала красками, и ей никогда не было скучно.
На каждой выставке, где появлялись ее рассеянные в пространстве работы, они притягивали к себе как магнитом: "Розовые женщины", "Красильщики ковров", "Портные Бухары", "Мать с ребенком", "Весенний пейзаж"; композиционные рисунки, свободные, сделанные раскованным жестом. Вспоминаешь ее "портреты" последних лет: "Негр", "Нина Жилинская", "Наташа", как все решительно, смело и жизненно, - никакого самолюбования. Зоркость и точность ее глаза удивляли, и мы, молодые, приходили к ней набраться у нее бодрости. Я часто приходил к Елене Людвиговне. Это была моя "школа", мастер-класс, как сейчас говорят. Но моя "школа" была не только на третьем этаже, а на всех этажах дома - творческая атмосфера была накалена до предела, каждый копался в своем углу: все работали с неослабевающим энтузиазмом. Молодые смотрели на старших, старшие поглядывали на молодых. А в доме уже подрастало новое поколение - детей молодых, внуков старших - и они уже рисовали, клеили, отливали, гравировали, резали, рубили, печатали, красили… Жизнь продолжалась".
Илларион Голицын
Народный художник России,
действительный член Российской академии художеств
|