ПО ТЕЧЕНИЮ И ПРОТИВ
Международный пленэр «Арт-Югра 2007» объединил
художников Г.Райшева, А.Бачурина (Ханты-Мансийск), И.Камянова,
Т.Петрову, В.Гаранину (Москва) и А.Бобкина (Голландия) в новом
проекте сибирского искусствоведа В.Назанского, который представлен в
выставочном зале «Наше наследие». «По течению и против» — не только
выставка оригинальных произведений, созданных по впечатлениям от
путешествия по рекам Иртыш, Обь, Северная Сосьва, но и диалог
различных художественных традиций, школ, стилей и новаций.
Любое путешествие — это вызов, это проверка готовности
воспринять новое или увидеть в новом ракурсе старое. Международный
художественный арт-пленэр, проведенный по инициативе департамента искусства Югры,
был задуман как эксперимент — на десять дней четыре
десятка художников из разных городов России, а также из Финляндии, Дании
и Чехии оказались вместе на теплоходе «Римский-Корсаков», который шел по Иртышу,
Оби, по реке Сосьва. Теплоход причаливал г поселкам, большим и малым, художники
выходили на берег, рисовали, писали этюды, пытались запечатлеть сегодняшнее
течение жизни на Сибирской земле.
«Для меня пленер —
это сначала вживание в новое пространство. Новое небо, вода, новые запахи.
Что мое, что не мое. Потом — моя реакция на все это как художника,
т.е. собственно рисование. Сначала —
по течению, потом — против» (Игорь
Камянов).
Для участия в пленэре были
приглашены художники, существующие в разных, можно сказать, в
параллельных культурных контекстах. Художники именитые, имеющие звания, и
рядовые члены творческих союзов, и студенты — все они были поставлены в ситуацию
«быстрого реагирования»: надо было в течение короткого времени поймать импульс,
идущий от натурного мотива, — и ответить готовым произведением, которое можно
будет представить на выставке.
«...Я думаю, все мы будем ещё
долго обращаться к мотивам, увиденным там, и летать во сне над царственным
разливом Оби, слушая бесконечные тихие споры воды и берегов, то
отнимающих, то дарящих друг другу полоски земли, гнилые серые деревяшки, ржавые
бочки, отдыхающие лодки...» (Вероника
Гаранина).
Находясь вместе с художниками в атмосфере творческой
лаборатории, волей-неволей задумываешься о возможности выразить изобразительным
языком всю красоту и величие мира природы. Тогда и родилась идея исследовать
природу этого «реагирования» — как включается, как работает механизм переработки
впечатления в произведение.
Но как его исследовать, этот механизм? Как его ухватить, если
на вопрос «что значит для тебя,
сегодняшнего художника непосредственное восприятие природного мотива?» —
получаешь ответ: «Восторг первичный, иначе
не замечу» (Татьяна Петрова) или,
еще более определенно: «Значит оно,
конечно, много, хотя боюсь, чем дальше, тем меньше; теперь хочется не столько
искать картинные мотивы, сразу фиксируя впечатления
на холсте, сколько их копить, прочувствовывать систематизировать; да и
мало кто из интересных мне живописцев работает непосредственно на свежем воздухе
— только крохотные набросочки в блокноте, как нотные записи или черновики
стихов» (Игорь Камянов).
В ответе на вопрос, что является первичным импульсом к
созданию произведения, изнутри или снаружи идет этот импульс, художники
были единодушны: «У меня это в большей
степени идет изнутри, даже на пленэре» или «Всё
вместе должно сложиться. Что-то внутри должно быть готово к тому, чтобы
захотеть увидеть и полюбить, и захотеть попробовать передать эти чувства» (Татьяна
Петрова).
Парадоксально, приходится признать, что художники, так или
иначе работающие с натурой, практически признаются в том, что они пишут,
собственно, не натурный мотив, а некий внутренний образ, который рождается от
соприкосновения с предметом, моделью, от того причудливого сочетания света и
цвета, которое можно выхватить в окружающей действительности.
И, наконец, мне стало интересно, где все же проходит
граница между природой и искусством (культурой, средой, явлениями) и важна ли
для художника эта граница? Ответ пришел неожиданный: «Граница
между природой и искусством — это,
видимо, сам художник, так мясорубка — граница между куском мяса и
котлетой» (Игорь Камянов).
Такое ощущение художником себя «мясорубкой» требует
осмысления. Возможно, импульс, идущий от натурного мотива, включает некий
чрезвычайно интенсивный процесс внутренней «переработки» впечатления, создающей
накал эмоционального и психического напряжения. Напряжение «выплескивается»
наружу посредством движения — кисти, карандаша, мелка пастели. В результате эта
энергия движения насыщала своей силой поверхность бумаги или холста, превращаясь
в некий знак, иероглиф, отпечаток внутреннего состояния личности. И это
внутреннее состояние становится и читаемым, и значимым для зрителя. И, пока оно
будет значимо, «смерть живописи не наступит. Потому что «…есть единая
картина бытия, где всё неразделимо, все эти понятия и определения и явления. И
где важнее всего не «холодная природа», и не зацикленное на себе «искусство ради
искусства», а душа человека, которая и вдохнула в каждого из нас Создателем для
того, чтобы все это вместить» (Татьяна
Петрова).
Анна Чудецкая, искусствовед
(ГМИИ им. А.С.Пушкина)