ПАМЯТНИКИ РАСТРЕЛЛИЕВОЙ ЭПОХИ.
Главные памятники
Елизаветинской эпохи уже перечислены: Зимний дворец, Пажеский корпус, Строганов
дворец, Смольный, церкви Владимирской Б<ожией> М<атери>,
Воздвижения (Тихвинской Б<ожией> М<атери>) на Обводном, Никольский собор. Аничков дворец
переделан настолько, что сохранены лишь массы здания. Шереметевский
дворец на Фонтанке сохраняет старый облик. В саду его целы половина грота с
туфовыми и лепными украшениями (теперь там склад вина) и превосходные ворота со
стороны Литейного проспекта (см. стр. 35)18.[см. ссылку >>>]
Сам сад потерял архитектурный стиль.
Соседний Екатерининский
Институт перестроен из былого Итальянского дворца, выстроенного Земцовым. От дворцового (итальянского) сада,
простиравшегося от Фонтанки до Знаменской улицы, осталось очень мало, да, может
быть, не много и было устроено. Единственными памятниками остаются вековые
тополя в саду Мариинской больницы.
Из частных домов эпохи
сохранились: хороший и хорошо раскрашенный в желтый и белый цвета дом на углу
Гороховой и Екатерининского канала (третий этаж надстроен
и число окон на Гороховую увеличено). Подобный же дом, более скромный по
украшениям, имеется в Спасском переулке (№ 10). На доме № 29/5 на углу
Казанской и Демидова (гостиница «Виктория») сохранились любопытные барельефы,
нещадно, но не без пикантности закрашенные черною
краскою (этот дом первоначально имел лишь два этажа).
Дома № 3 на Сенной площади
и № 3/25 в Зимином переулке относятся или к этой или
к предыдущей эпохе.
К более поздним сооружениям
относятся дом генерал-прокурора (угол Екатерининской и
Итальянской). По интересному среднему выступу он выдает оригинального зодчего.
Однако, многое, хотя бы отношение верхних этажей к цоколю, капители и лепные
украшения в виде полотенец, указывает на начало новых веяний. Автором этой
замечательной постройки следует считать А.Ф. Кокоринова,
художественный облик коего далеко не выяснен. В этой постройке он еще очень
близок к Растрелли и Чевакинскому, что особенно заметно было по несуществующему
теперь фасаду, обращенному во двор, и легкой галерее, проходившей вдоль
Екатерининской улицы.
Фасады и купола Спасо-Сенновской церкви, начатой на средства Саввы Яковлева
в 1753 году, по форме сильно отклонены от типичных растреллиевских
форм. Колокольня от них еще дальше, впрочем, церковь не раз была переделана.
Основной план, размеры и изящество постановки среднего купола наводят на мысль,
что участие Растрелли в сооружении церкви не невероятно, но закончена и
отделана она иным мастером.
Последними отзвуками растреллиевского стиля является церковь Св.
Матфея на Петербургской стороне, оконченная в 1801 году. Группа куполов ее по
форме напоминает Смольный, красива по контуру, но конструкция несколько тяжела.