7. Мимолетные встречи.
С корифеями литературы, литературными
знаменитостями, я встречался мало и встречи эти были мимолетны.
Раз в год, осенью, весь литературный Петербург
собирался у известного переводчика русских поэтом на немецкий язык Федора
Федоровича Фидлера53. В этот торжественный день, день рождения
хозяина, к нему являлись с поздравлениями и старые его знакомые писатели, и
незнакомые, и незваные. Каждый приносил в подарок свою фотографическую
карточку, рукопись, книгу. Из этих подношений у Фидлера образовался целый
литературный музей. Рассказывали, что Федор Федорович подобрал как-то даже
окурок какого-то известного писателя и благоговейно присоединил его к другим
уникам своего музея.
Меня к Фидлеру уговорил пойти Андрусон:
— Стесняться нечего, Федор Федорович рад
каждому.
В квартире Фидлера было людно, шумно и весело.
Столы ломились под тяжестью тарелок и блюд с незатейливыми закусками, среди
которых высились батареи бутылок. Комнаты напоминали общественную столовую, где
организован банкет.
— Читал ваши стихи, — сказал мне Фидлер, — а что
вы мне принесли?
— К сожалению, нечего мне принести. Книг у меня
пока нет.
— А вашу фотографическую карточку вы не
догадались захватить?
— Пока я еще никому не известен. Кому она нужна?
Тогда хозяин подвел меня к стенке и, указывая на
фотографии в рамках, проговорил:
— Вот портрет Леонида Андреева. Он преподнес его
мне, когда сам он был никому не известен. И с тех пор он здесь висит. А теперь
кто не знает Андреева? Напишите мне, по крайней мере, что-нибудь в альбом. Вон
он на столике.
Эту просьбу любезного хозяина я исполнил
незамедлительно.
В этот вечер явился к Фидлеру как раз сам
оригинал портрета. На фотографиях я видел Андреева с небольшой бородкой, в
русской поддевке. В этот вечер он был гладко выбрит и одет в бархатную куртку.
Был в легком подпитии, держал себя чрезвычайно просто и произвел на меня
впечатление симпатичнейшего человека, абсолютно не кичащегося своей
известностью.
Тогда же к Фидлеру явился известный в свое время
священник Григорий Петров54, написавший несколько получивших среди
публики большую известность брошюр, не то в духе толстовства, не то в духе
какого-то нового толкования христианского учения. Длинные седые волосы Петрова
как-то странно не гармонировали с его черной бородой. Несмотря на сюртук, в нем
сразу угадывался бывший священник. В то время даже его розово-либеральные
писания казались опасными царским опричникам, въезд в Питер был ему воспрещен,
и он приехал тайком из Финляндии специально поздравить Фидлера с днем рождения.
Видел я в этот вечер у Фидлера
Сергеева-Ценского, Сологуба, Рукавишникова, Анатолия Каменского и многих
других. Гости разошлись под утро.
В те времена начал выходить под редакцией Сергея
Маковского журнал «Аполлон». Вокруг него группировались петербургские
символисты.
Я понес стихи в «Аполлон» и отдал их секретарю
редакции Зноско-Боровскому55. Особых надежд на то, что стихи мои
будут напечатаны, я не питал: слишком уж утонченным и аристократическим казался
мне этот журнал. Стихи я дал «на всякий случай».
Когда я через неделю явился за ответом,
Зноско-Боровский объявил мне, что со мной желает познакомиться сам редактор.
Минут через пять в обширную, хорошо обставленную приемную, вышли: высокий,
франтовато одетый Маковский, худенький, щуплый, с прилизанными вокруг выпуклого,
лысеющего лба волосами и с черной бородкой, одетый в сюртук Кузмин и бритый,
высокий, худощавый, в сером костюме Гумилев. В то время имя Кузмина было весьма
одиозно в читательских кругах из-за его романа «Крылья»56, но мне он
показался простым, симпатичным, совсем не похожим на одержимого извращениями
человеком. Гумилев мне не понравился. Он произвел впечатление самовлюбленного и
надменного. В литературных кругах рассказывали, что во время путешествия по
Африке, в глуши африканских лесов, Гумилев хладнокровно стрелял в негров, хотя
те на него и не нападали. Стрелял просто, чтобы испытать ощущения охотника,
убивающего дикого, невиданного зверя. Этот певец «открывателей новых земель» не
считал негров за людей57.
Я восхищался блестящей техникой его стихов, но
как человек он был мне отвратителен.
Когда я поймал его холодный, надменный взгляд,
подумал: «Да, этот может застрелить человека только потому, что у того другой
цвет кожи».
А техника стиха у него была блестящая. Прошло
четверть века, но до сих пор помню прочитанное мною в газете «Речь» его
стихотворение:
Еще один ненужный день,
Великолепный — и ненужный…
Приди, ласкающая сень
И душу смутную одень
Своею ризою жемчужной.
От звезд слетает тишина,
Блестит луна — твое запястье,
И мне опять во сне дана
Обетованная страна —
Давно оплаканное счастье58.
Маковский объявил мне, что стихотворение мое
«Замок смерти» пойдет в ближайшем номере «Аполлона». А через неделю я получил
извещение, что избран в члены «Общества ревнителей художественного слова» или
«Академию поэтов», как еще именовали это общество, с просьбой явиться такого-то
числа на заседание. Общество было основано при редакции журнала «Аполлон».
Заседания этого общества происходили, кажется, раз в две недели. Поэты и
прозаики читали свои произведения, которые здесь же обсуждались. Из Москвы
приезжал Андрей Белый и прочитал лекцию об ямбе Пушкина. Маленький, с торчащим
на голове потешным хохолком и какой-то зверюшечьей физиономией Алексей Ремизов
мастерски прочитал свою новую повесть «Неуемный бубен», вызвавшую оживленный
обмен мнений. Впрочем, больше отмечали достоинства повести, чем ее недостатки.
Кто-то заявил лишь, что повесть растянута. Ему немедленно стали горячо
возражать. У меня создалось впечатление, что резко критиковать в этом обществе
считается неделикатным и даже некультурным.
На всех заседаниях общества неизменно
присутствовал Александр Блок. Запомнилась его манера во время разговора
немигающим, внимательными глазами смотреть прямо в глаза собеседнику. Манеры
его и наружность были исполнены какого-то особого, ему одному свойственного
благородства. Казалось, он не только в поэзии, но и в жизни был рыцарем
Прекрасной Дамы. Меня он очаровал, но познакомиться ближе мешала мне
застенчивость.
В то время в газетах много писали о комете
Галлея и о ее возможном приближении к Земле, что могло вызвать катастрофу. На
одном из заседаний Блок в туманной речи предсказывал гибель нашей планеты,
упоминая почему-то о запахе горького миндаля.
В «Обществе ревнителей
художественного слова» я познакомился с молодым поэтом Михаилом Зенкевичем59.
Стихи его о полюсе и мое стихотворение «Замок смерти» напечатаны были в одном и
том же номере «Аполлона». После революции я часто встречался с Зенкевичем в
издательстве «Земля и фабрика и в горкоме писателей.
Гумилева я встречал во время войны в редакции
газеты «Биржевые ведомости». Он пошел добровольцем-вольноопределяющимся в
Уланский гвардейский полк, приехал с фронта в отпуск с солдатским Георгием и
печатал в газете военные очерки, очень литературные и малоинтересные.
«Общество ревнителей художественного слова»
просуществовало недолго. Символисты были для меня слишком аристократичными, я
предпочитал более простое общество рядовых писателей. В этот период у меня были
приняты стихи в «Вестник Европы». Нуждаясь в деньгах, я пришел к секретарю
редакции Максиму Антоновичу Славинскому и робко попросил выдать мне под
принятые стихи аванс.
Славинский проводил меня в кабинет редактора,
профессора Арсеньева60, седобородого, глухого, древнего старика, и
громко стал ему кричать в ухо:
— Позвольте вам представить нашего сотрудника,
поэта Карпова. У него приняты стихи, и он просит их оплатить!
— А сколько там строчек?
— Восемьдесят.
Арсеньев написал записку в контору и сказал:
— Восемьдесят строк по пятьдесят копеек — сорок
рублей. Кажется, так? Вот вам записка, но поторопитесь, контора у нас далеко,
на Загородном проспекте, и через полчаса будет закрыта. Советую взять
извозчика!
Я вышел из редакции и, усмехаясь, припустился
вовсю пешком на Загородный: почтенный профессор, конечно, не подозревал, что у
его сотрудника в кармане не было ни единой копейки. Деньги я все-таки успел
получить.
Кстати, в «Вестнике Европы» я впервые получил
такой высокий гонорар. Обычно за строчку стихов платили рядовым авторам 25-30
копеек.
В то время гремели имена Куприна и Арцыбашева.
Арцыбашев жил где-то в провинции и должен был приехать в Питер.
— Вот приедет Михаил Петрович и приструнит этих
разных Архиповых, — говорил Андрусон. — Он им покажет, как отказывать в авансах
его друзьям!
Вокруг Арцыбашева группировались молодые
писатели, называвшие себя «арцыбашевцами». Когда Арцыбашева приглашали
сотрудничать в новом журнале, он ставил непременным условием приглашение этой
группы. Но пока группа не блистала особыми талантами и члены ее не имели своего
«литературного лица», что дало повод какому-то остряку написать в бойкой
понедельничьей газете:
Нет ни Годиных, ни Ленских,
Абрамовичей и Арских,
Но один на свете он –
Андру-годин-волин-сон!
Когда
приехал в Питер Арцыбашев, как раз возник конфликт между Архиповым и Куприным.
Куприн, кажется, через посредство своего приятеля Котылева, продал Архипову
права на издание своих сочинений в качестве бесплатного приложения к
архиповским журналам. Одновременно он подписал договор на исключительное право
издания сочинений с издательством Маркса. Когда это стало известным, Архипов
пригласил всех сотрудников на совещание в ресторан «Вена». Я был в числе
приглашенных. Это совещание проходило под председательством Арцыбашева в
большом отдельном кабинете популярного литературного ресторана. Небольшого
роста, широкоплечий, с небольшой темной бородкой Арцыбашев говорил каким-то
неестественно-тонким голосом, совсем не идущим к его фигуре. Он страдал глухотой
и совсем не был похож на своего героя Санина, с которым его отождествляли наивные
читатели. Арцыбашев соперничал с Куприным, рад был устроить ему любую пакость,
и инцидент с одновременной продажей сочинений двум издательствам был ему на
руку. На собрании отчаянно ругали, в угоду Арцыбашеву, Куприна, сам Арцыбашев
разразился полной негодования речью, и было составлено письмо в редакции газет,
в котором заклеймили позором купринский поступок.
Куприна я встретил в погребке Жозефа Пашу, где
часто бывал мой приятель Евгений Эдуардович Сно61. Как-то вечером я
забежал в этот погребок закусить. Сно сидел в какой-то незнакомой компании. Я
присел за столик поодаль, но Сно окликнул меня. Вместе с ним сидел плотный, с
бычачьей шеей, с небольшой бородкой и словно перебитым носом субъект в потертом
сером пальто, грязноватой синей рубахе и серых брюках с бахромой.
«Куприн!» — решил я, так как видел это
характерное лицо на фотографиях в журналах.
Сно познакомил меня с Куприным и каким-то
чернобородым здоровяком, смахивавшим на Маныча. Я собирался вернуться к
прерванному ужину, но Куприн вдруг встал, заговорщицки подмигнул мне и, кивнув
на чернобородого, спросил:
— А ты знаешь, кто это такой?
— Нет, не знаю!
— Это — Распутин!
— Неправда, — обиженно вскричал чернобородый, — я
Мурашов!
— Врет! — убежденно зашептал Куприн. — Говорю
тебе — это Распутин! Ну, скажи ему, что он Распутин!
Эта пьяная комедия мне не понравилась. Я слышал,
что литературная публика обычно пресмыкается перед Куприным, выполняя все
нелепые требования, какие только изобретала пьяная фантазия известного
писателя. Меня взорвал его грубый тон и пьяная настойчивость. «Хоть ты и
знаменитый писатель, — подумал я, — но твоим пьяным фантазиям я потакать не
намерен!»
И грубовато ответил:
—
Чего зря дразнить человека — он не собака! Скажи сам, если это тебе нужно!
Куприн схватил меня за воротник пальто и злобно
прошипел:
— Скажи, говорят тебе!.. А не то...
Я ударил его кулаком по руке, освободил воротник
и молча пошел к своему столу. Он озадаченно посмотрел мне вслед и тяжело
опустился на стул.
Дней через десять случилось мне попасть на
юбилей писателя Алексея Николаевича Будищева62, которого я уважал за
особую, мало свойственную литераторам той эпохи, порядочность. У входа в зал
ресторана я столкнулся нос к носу с Куприным. И на этот раз он был в подпитии.
— А, Карпов! — с дружелюбной ухмылкой закричал
он. — Помнишь, как ты чуть мне в морду не дал у Пашу?
— Помню!
— Ну, пойдем, выпьем!
Меня удивила необычайная память этого
талантливого человека. Видел он меня мельком, но ухитрился запомнить не только
мою физиономию, но и фамилию. Вдобавок, он был в порядочном градусе.