Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 98 2011

Анна Чудецкая

 

Искусство врачевать и собирать искусство

 

Так называлась выставка из коллекций трех врачей — Михаила Алшибая, Давида Иоселиани и Марка Курцера, прошедшая в галерее искусств Зураба Церетели. Выставка стала событием — и не только потому, что показывались любимые произведения, обычно украшающие дома трех ярких, известных в Москве врачей, каждый из которых занимает заметное место как в профессиональном сообществе, так и в общественной жизни. В фокусе внимания оказался сам предмет коллекционирования — создания отечественных художников-нонконформистов.

Конечно, коллекционирование живописи в среде медиков — не редкость. Можно сказать, что это традиция: многие крупные врачи собирали и собирают живопись. Коллекционерами были онколог Николай Николаевич Блохин; уролог Арам Яковлевич Абрамян; психиатр Михаил Иванович Молчанов; знаменитый хирург Сергей Сергеевич Юдин; специалист по детской психиатрии Виктор Владимирович Лебединский...

Многие медики создавали замечательные собрания, и посещение их коллекций давало возможность знакомиться с «настоящей», не востребованной в официальной жизни живописью. Примечателен рассказ художника Владимира Немухина о том, как в конце 1940-х годов (в это время экспозиция Третьяковской галереи была закрыта, а в Музее изобразительных искусств продолжалась выставка подарков Сталину) он, студент художественного училища, впервые увидел «настоящую» живопись в доме педиатра Ждановского, где все стены были завешаны картинами. На его изумленное «А где вы достали все это?» — прозвучал каламбур: «А это, молодой человек, все детские поносики».

Традиционно «врачебные» коллекции включали произведения русской живописи и графики XIX — середины XX века. Среди приоритетных имен — И.И.Левитан, В.В.Шишкин, В.Д.Поленов, а также представители художественных объединений «Мир искусства» — А.Н.Бенуа, З.Е.Серебрякова, Е.Е.Лансере, К.Ф.Богаевский, Б.М.Кустодиев — и «Голубая роза» — П.В.Кузнецов, Н.П.Крымов, М.С.Сарьян, А.В.Фонвизин) — и, конечно, «Союз русских художников»: К.А.Коровин, А.М.Васнецов, В.К.Бялыницкий-Бируля, С.Ю.Жуковский, П.И.Петровичев, Л.В.Туржанский, А.С.Степанов...

Так подробно мы очерчиваем круг коллекционерских приоритетов, чтобы обозначить инаковость наших коллекционеров: отличие заключается в том, что интерес собирателей направлен не столько в прошлое, сколько в настоящее; не столько к общепринятому, сколько к уникальному; не к антиквариату, но к живому художественному процессу.

И в этом наши собиратели являются наследниками увлечения замечательного врача Владимира Ивановича Бураковского. Этот яркий, неординарный человек, талантливый хирург-кардиолог, академик и Герой Труда, открывший принципиально новые методики в области операций на сердце, в том числе и у новорожденных, успевал интересоваться художественной жизнью, причем — как сказали бы сегодня — ее «актуальным содержанием». Его интерес был направлен на то, что происходило в настоящем времени. Он дружил с художниками, общался с ними, следил за их поисками. У Бураковского была обширная коллекция, в которой было представлено поколение московских художников 1960-х: Оскар Рабин, Владимир Вейсберг, Владимир Немухин, Эрнст Неизвестный. Были у него и работы грузинских художников — ведь Бураковский родом из Грузии, из Тбилиси. Он поддерживал их — и себя поддерживал искусством. Даже будучи тяжело, тяжело больным, Бураковский просил Владимира Немухина: «Володя, принеси мне что-нибудь хорошее». Немухин принес ему небольшую работу Александра Харитонова — это была одна из последних работ, поступивших в коллекцию. Особая симпатия связывала Бураковского с Анатолием Зверевым. Он даже опубликовал — в журнале «Наше наследие» (1993, № 26) — небольшое эссе об искусстве этого неординарного человека.

И Давид Иоселиани, и Михаил Алшибая — ученики Бураковского, они работали с ним в Институте сердечно-сосудистой хирургии и переняли не только профессиональные знания, но и особый вкус к живописи. Давид Иоселиани начал собирать картины еще в юности, отчасти потому, что в ту пору он был женат на художнике-графике. Так в его доме появились работы замечательных графиков — А.Гончарова, В.Горяева. В конце семидесятых Давид Георгиевич увидел работы Зверева у одного из своих знакомых: они его очень заинтересовали, и ему удалось познакомиться лично с автором. Этот одержимый человек, свободный от оков общепринятого как в жизни, так и в творчестве, произвел огромное впечатление на молодого врача. «Яркий, необычайно талантливый, неординарный, он дал мне возможность соприкоснуться со стихией художественного творчества. Со стихией такой силы, которая не вмещалась ни в какие рамки. Я могу сказать, что Зверев был одним из очень немногих людей, которые оставили глубокий след в моей душе», — вспоминает Иоселиани. Давид Георгиевич покупал специально для художника холсты, картон, бумагу, а иногда в ход шли и картонки, которые в те времена использовались при упаковке рубашек в прачечной. В результате этого общения, которое длилось вплоть до смерти художника, в доме оказалось значительное число работ Зверева: портреты хозяина, его отца, его жены красавицы Гуранды, детей, а также натюрморты, пейзажи, некоторые — с любимыми художником соснами, великолепный Дон Кихот, иллюстрации к «Золотому ослу» Апулея, зарисовки акварелью, тушью, фломастерами, шариковой ручкой, что под руку попадется. Особенностью коллекции Иоселиани является целая серия небольших пейзажей, а также два уникальных для Зверева листа, написанных по просьбе Давида Георгиевича, — это «Голгофа» и «Лик». Все эти работы были сделаны в доме Давида Георгиевича, в его присутствии; они и по сей день украшают его стены. Сегодня, когда работы Зверева стали высоко цениться, когда рынок наполнили подделки, публичный показ такого значительного комплекса подлинных работ становится особенно важен. Однако коллекция Иоселиани не исчерпывается работами Зверева: первоклассные работы В.Немухина, характерный натюрморт Дмитрия Краснопевцева, работы Анатолия Слепышева, импрессионистическая акварель Б.Свешникова; ранний рисунок М.Шемякина; абстракция почти забытого сегодня на родине Михаила Кулакова....

 

Корни коллекционирования Михаила Алшибая — одного из талантливейших кардиохирургов страны — по его словам, уходят в его детство, прошедшее в Батуми. Его привлекали старые книги, он часами мог рассматривать картинки в старинных медицинских атласах в библиотеке деда; потом был период увлечения коллекционированием ключиков от шкатулок и карманных фонариков. Уже в Москве, будучи молодым врачом, Алшибая увидел у своего коллеги Давида Иоселиани работы Зверева. Это было нечто совершенно не похожее на то, что было принято считать искусством. Неожиданная смерть художника послужила неопровержимым аргументом для того, чтобы начать собирать живопись современников. Сегодня жилище Михаила Михайловича представляет собой настоящее хранилище произведений искусства, где наряду с шедеврами знаменитостей можно увидеть работы совершенно неизвестных, часто — трагически ушедших из жизни художников. Он всерьез ведет исследовательскую работу, расширяя круг имен художественной жизни недавнего прошлого, часто посрамляя профессиональных искусствоведов своей великолепной памятью и неистощимым энтузиазмом. Порой он делает собственные выставочные проекты: показывает персоналии своих героев или делает тематические выставки. Две из них: «Жар-птица», выставка в Литературном музее памяти поэта Генриха Сапгира, и экспозиция «Круги» в Ермолаевском — попытка выявить взаимовлияния в художественной жизни 1970-х — стали внятными, запоминающимися кураторскими проектами. На нынешней выставке представлены работы «шестидесятников», некоторые показаны впервые: Б.Биргер, Н.Вечтомов, А.Гросицкий, И.Ворошилов, И.Вулох, Алексей Каменский, Б.Левикова, Д.Плавинский, М.Рогинский, Е.Рухин...

 

Опыт Михаила Алшибая не может не вдохновлять: он увлек собирательством еще одного доктора, своего хорошего приятеля и однокашника Марка Аркадьевича Курцера. Первым приобретением Марка Курцера стала картина Юрия Злотникова. Юрий Савельевич был одним из первых художников, с которым у коллекционера сложились близкие отношения. За относительно короткое время Марк Аркадьевич расширил свой интерес к искусству, его отношение стало глубоким, в его коллекции появились яркие, значительные полотна. Он открыл для себя период конца 1950-х: именно в это время многие художники обрели новое дыхание. В 1956 году написана одна из любимых работ коллекционера — это «Натюрморт с шляпой и тростью» Д.Краснопевцева. В собрании Курцера сегодня находится некоторое число поистине уникальных, музейного качества произведений: ранние работы Д.Краснопевцева, В.Вейсберга, М.Шварцмана. Назовем «Портрет А.Блиновой» В.Вейсберга, «Страшный суд» Д.Плавинского, «День и ночь» В.Пятницкого, «Композиция с рубашкой» В.Немухина, «Кладбище № 2 имени Леонардо да Винчи» О.Рабина, «Портрет ветра» В.Яковлева и др.

Задачей выставки было показать лучшее из коллекций, но не только это. Важным было сфокусировать внимание на том, что связывает две гуманитарные профессии: врача и художника. Это некая глубинная основа, некое качество, которое мы назовем, вслед за американским психологом Ролло Меем, «мужеством творчества». Почему именно мужество? Потому, что творчество направлено на устранение омертвевших структур и создание нового. А это всегда связано с определенной долей риска. Творчество сегодня необходимо в каждой профессии — в бизнесе, дипломатии, политике. Но прежде всего — в медицине. Мужество, пожалуй, необходимо и при восприятии действительности, ее диагностировании. «Меня, как профессионального врача, занимают особенности восприятия, — говорит Марк Курцер, — дело в том, что хороший диагност — тот, кто может увидеть конкретного больного, конкретный случай особым, непредвзятым образом. Вынести за скобки весь свой предыдущий опыт — и увидеть именно этот, индивидуальный случай. Потом, конечно, наступает стадия, когда со своим накопленным опытом это увиденное соотносится. Но сперва — это особое, незамутненное восприятие. Это, мне кажется, можно соотнести и со взглядом на действительность настоящего художника». Другой уровень, где можно заметить глубинное единство медицины и искусства, подчеркивает Давид Иоселиани: «Если медики в основном врачуют тело, то искусство лечит душу. Хотя я считаю, что хороший врач лечит не только тело, но и душу. Он непременно должен воздействовать на пациента на уровне души, на уровне сознания, на уровне менталитета. Без этого не может быть хорошего, полноценного результата. Если выразиться несколько грубовато, то он должен влезать в душу пациента и на каком-то этапе вести ее в том направлении, в котором считает нужным. Художник же, врачуя душу, не может не влиять в целом на человека, в том числе и на здоровье его тела. Вот одна из важных причин близости живописи и медицины, а следовательно, и того, почему я стал коллекционером». И третья степень родства — в словах Михаила Алшибая: «Есть еще одна общая черта искусства и медицины (особенно, хирургии) — то и другое является ручным творчеством и остается таковым независимо от степени внедрения технических достижений: робот никогда не будет ни художником, ни хирургом. При этом в основе медицины и искусства, да, честно говоря, любой человеческой деятельности лежит интеллект. Но еще важнее — любовь».

Д.Иоселиани, М.Алшибая, М.Курцер на открытии выставки «Искусство врачевать и собирать искусство». Москва. 16 декабря 2010

Д.Иоселиани, М.Алшибая, М.Курцер на открытии выставки «Искусство врачевать и собирать искусство». Москва. 16 декабря 2010

А.Зверев. Ночной цветок. 1977. Картон грунтованный, масло. Коллекция Д.Г.Иоселиани

А.Зверев. Ночной цветок. 1977. Картон грунтованный, масло. Коллекция Д.Г.Иоселиани

Б.Биргер. Обнаженная у стола. 1965. Холст, масло. Коллекция М.М.Алшибая

Б.Биргер. Обнаженная у стола. 1965. Холст, масло. Коллекция М.М.Алшибая

В.Вейсберг. Венера, кубы, пирамида. 1982. Холст, масло. Коллекция М.А.Курцера

В.Вейсберг. Венера, кубы, пирамида. 1982. Холст, масло. Коллекция М.А.Курцера

В.Немухин. Посвящение Д.Краснопевцеву. 1987. Бронза, литье. Коллекция М.М.Алшибая

В.Немухин. Посвящение Д.Краснопевцеву. 1987. Бронза, литье. Коллекция М.М.Алшибая

А.Зверев. Голгофа. 1979. Холст, масло. Коллекция Д.Г.Иоселиани

А.Зверев. Голгофа. 1979. Холст, масло. Коллекция Д.Г.Иоселиани

А.Зверев. Портрет Гуранды. 1977. Холст, масло. Коллекция Д.Г.Иоселиани

А.Зверев. Портрет Гуранды. 1977. Холст, масло. Коллекция Д.Г.Иоселиани

А.Зверев дома у Д.Иоселиани. Москва. 1981

А.Зверев дома у Д.Иоселиани. Москва. 1981

А.Зверев. Автопортрет с сигаретой. 1979. Картон, масло. Коллекция Д.Г.Иоселиани

А.Зверев. Автопортрет с сигаретой. 1979. Картон, масло. Коллекция Д.Г.Иоселиани

В.Вейсберг. Портрет Ани Блиновой (Гудзенко.) 1958. Холст, масло. Коллекция М.А.Курцера

В.Вейсберг. Портрет Ани Блиновой (Гудзенко.) 1958. Холст, масло. Коллекция М.А.Курцера

Д.Плавинский. Страшный суд. Посвящается Сахарову. 1974. Холст, масло. Коллекция М.А.Курцера

Д.Плавинский. Страшный суд. Посвящается Сахарову. 1974. Холст, масло. Коллекция М.А.Курцера

Марк и Соломон Курцеры в гостях у художника О.Рабина. Париж. 2003

Марк и Соломон Курцеры в гостях у художника О.Рабина. Париж. 2003

О.Рабин. Кладбище №2 имени Леонардо да Винчи. 1994. Холст, масло. Коллекция М.А.Курцера

О.Рабин. Кладбище №2 имени Леонардо да Винчи. 1994. Холст, масло. Коллекция М.А.Курцера

П.Беленок. Вихрь. 1971. Бумага, гуашь, тушь, коллаж. Коллекция М.М.Алшибая

П.Беленок. Вихрь. 1971. Бумага, гуашь, тушь, коллаж. Коллекция М.М.Алшибая

Л.Берлин. Треугольник. 1972. Бронза, литье. Коллекция М.М.Алшибая

Л.Берлин. Треугольник. 1972. Бронза, литье. Коллекция М.М.Алшибая

В.Пятницкий. День. Ночь. Начало 1970-х годов. Холст, масло. Двухсторонняя картина. Коллекция М.А.Курцера

В.Пятницкий. День. Ночь. Начало 1970-х годов. Холст, масло. Двухсторонняя картина. Коллекция М.А.Курцера

Ю.Злотников. Композиция. 1992. Бумага, гуашь. Коллекция М.А.Курцера

Ю.Злотников. Композиция. 1992. Бумага, гуашь. Коллекция М.А.Курцера

Э.Неизвестный. Кентавр. 1970-е годы. Коллекция М.М.Алшибая

Э.Неизвестный. Кентавр. 1970-е годы. Коллекция М.М.Алшибая

В.Пятницкий. В саду. 1962. Холст, масло. Коллекция М.М.Алшибая

В.Пятницкий. В саду. 1962. Холст, масло. Коллекция М.М.Алшибая

В.Яковлев. Портрет ветра. 1968. Бумага, гуашь. Коллекция М.А.Курцера

В.Яковлев. Портрет ветра. 1968. Бумага, гуашь. Коллекция М.А.Курцера

Э.Штейнберг. Композиция. 1987. Картон, смешанная техника. Коллекция М.А.Курцера

Э.Штейнберг. Композиция. 1987. Картон, смешанная техника. Коллекция М.А.Курцера

В.Яковлев. Три цветка. 1970-е годы. Холст, масло. Коллекция М.А.Курцера

В.Яковлев. Три цветка. 1970-е годы. Холст, масло. Коллекция М.А.Курцера

М.Шварцман. Помыслы. 1976. Дерево, левкас, темпера. Коллекция М.М.Алшибая

М.Шварцман. Помыслы. 1976. Дерево, левкас, темпера. Коллекция М.М.Алшибая

А.Каменский. Сосны. 1964. Холст, масло. Коллекция М.М.Алшибая

А.Каменский. Сосны. 1964. Холст, масло. Коллекция М.М.Алшибая

В.Немухин. Валет. 1983. Бумага, смешанная техника. Коллекция Д.Г.Иоселиани

В.Немухин. Валет. 1983. Бумага, смешанная техника. Коллекция Д.Г.Иоселиани

Д.Краснопевцев. Натюрморт со шляпой и тростью. 1950-е годы. Холст, масло. Коллекция М.А.Курцера

Д.Краснопевцев. Натюрморт со шляпой и тростью. 1950-е годы. Холст, масло. Коллекция М.А.Курцера

Д.Краснопевцев. Натюрморт. 1964. Оргалит, масло. Коллекция Д.Г.Иоселиани

Д.Краснопевцев. Натюрморт. 1964. Оргалит, масло. Коллекция Д.Г.Иоселиани

М.Алшибая и М.Курцер в гостях у художника В.Немухина. Москва. 2001

М.Алшибая и М.Курцер в гостях у художника В.Немухина. Москва. 2001

В.Янкилевский. Женщина. 1970. Бумага тонированная, тушь. Коллекция М.А.Курцера

В.Янкилевский. Женщина. 1970. Бумага тонированная, тушь. Коллекция М.А.Курцера

В.Немухин. Посвящение Б.Окуджаве. 1999. Дерево, металл. Коллекция М.М.Алшибая

В.Немухин. Посвящение Б.Окуджаве. 1999. Дерево, металл. Коллекция М.М.Алшибая

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru