Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 98 2011

Ирина Багдасарова

 

Русский фарфор — гордость парижской галереи

 

Художественный фарфор всегда был особой гордостью галереи «Попов и Ко» в Париже. Недаром в этой области сам А.А.Попов имел репутацию опытного эксперта. Высокую оценку его собранию дал Александр Бенуа: «…господин Попов сформировал собственную коллекцию русского фарфора, богатую сотнями вещей и содержащую множество предметов, которые никогда ранее не попадали в частные коллекции и которым мог бы позавидовать даже такой музей, как Эрмитаж»1. В свое время директор и хранитель Эрмитажа Сергей Николаевич Тройницкий, в круг научных интересов которого входило изучение фарфора, неоднократно посещал парижскую галерею во время рабочих командировок в 1923–1925 и 1928 годах.

Среди всемирно признанных образцов собрания самую значительную и интересную часть составляет русский фарфор второй половины XVIII века. Наиболее ценными являются изделия Невской порцелиновой мануфактуры в Петербурге (с 1765 года — Императорский фарфоровый завод). Производство, основанное в 1744 году императрицей Елизаветой Петровной, как и само рождение фарфора «из земли Российской», обязано системным трудам Дмитрия Ивановича Виноградова (ок. 1720 – 1758). Бергмейстер впервые в европейской практике описал технологию фарфора в своем рукописном труде, названном «Обстоятельное описание чистого порцелина как оной в России при Санкт-Петербурге делается купно с показанием всех к тому принадлежащих работ» (1752).

В начальный «виноградовский» (так он назван в честь первооткрывателя) период изготавливались предметы чайно-кофейных сервизов, десертные и столовые тарелки, бутылочные и рюмочные передачи (сосуды для охлаждения и подачи бутылок и рюмок), кувшины и бонбоньерки, чашки «разных манеров», ложки и черенки для приборов и др. В живописи елизаветинского фарфора отразились известные художественные направления рококо: пейзажи, цветы и птицы, шинуазри, амуры в облаках, штофный декор и др. Все это разнообразие демонстрируют новые эрмитажные приобретения фарфора из коллекции А.А.Попова.

К ранней продукции Невской порцелиновой мануфактуры относятся пасхальные яйца с вертикальными отверстиями (для подвешивания на ленте). Как подарки их обычно получали на Пасху придворные и приближенные к императорскому двору. Редким экземпляром «виноградовского» периода является пасхальное яйцо с «живописью цветов» и маркой в виде двуглавого орла в массе. Это произведение входит в тройку известных на сегодня маркированных яиц петербургского производства времени Елизаветы Петровны2. «По обилию росписи, размещенной на такой небольшой поверхности и состоящей из трех крупных букетов, яйцо, несомненно, представляло собой высококлассный для своего времени экземпляр»3.

Цветы букетиками, гирляндами и вразброс составляют круг характерных живописных мотивов «виноградовского» фарфора. Прототипами полихромных изображений стали «Bunten deutschen Blumen» («яркие немецкие цветы») мейсенской мануфактуры. Однако «даже при копировании в нашем фарфоре всегда сказывались своеобразные национальные черты, свойственные лишь русскому художественному фарфору»4. Компотьер в форме раковины, изготовленный на петербургской мануфактуре по французским образцам, выделяется выразительным пурпурным розаном. В исполнении цветка ощущаются традиционные приемы гжельской росписи. Это изделие, предназначенное для подачи на десерт фруктов или компотов, имеет редкие элементы декора — оборотная сторона предмета украшена расходящимися рельефными бороздками и трудоемкой окраской фигурной ножки, служившей опорой во время обжига.

Среди предметов с цветочной росписью выделяется тарелка с подписью живописца петербургской мануфактуры Г.Никифорова: «Никифоровъ». Это первый известный подписной образец, принимая во внимание, что авторские факсимиле на русском фарфоре XVIII века весьма редки. Фамилия мастера расположена на дне тарелки рядом с елизаветинской маркой в виде черного надглазурного двуглавого орла под короной со скипетром и державой. «На представленной тарелке крупный букет смещен от центра, в отличие от более поздних тарелок, где этот декоративный элемент занимал центральное место. Вероятно, на компоновку цветочных букетов на тарелке оказали влияние китайские экспортные изделия»5.

Целевой продукцией придворной мануфактуры было изготовление модных в XVIII веке табакерок весьма разнообразных форм: «”круглыя”, “долговатыя”, и “овалистыя”; “флягмовыя”, “яйковатыя” и “виноградныя”, “с ломанидами” и “с репейками”, “на подобие плетюшки”, “розоваго цвета” (цветка), “ящичка с дорожками”, “наподобие юбки”, “комоды”, “барабана” и “уточки”, “в манере раковины” и “колыбельки”»6. В круг живописной тематики входили орнаментальные и растительные композиции, голландские и китайские сюжеты, портреты и баталии, мифы и аллегории, пасторали, пейзажи и др.

Коллекция Эрмитажа пополнилась четырьмя фарфоровыми табакерками русского производства. Среди них: табакерка, на внешней стороне которой изображение насекомых на фоне рельефных руин, а на внутренней стороне крышки — сельского пейзажа в голландском духе;  табакерка-«комодцем» с рельефным цветочным декором; две «пакетовые» («пакетошные») табакерки в виде почтовых конвертов с «адресами» владельцев, весьма популярные в XVIII веке. Идея таких форм была заимствована, очевидно, «из подобного же рода изделий, изготовлявшихся в середине XVIII века за границей, отчасти, хотя и очень редко, из фарфора, большею же частью из финифти (эмали)»7. На Невской порцелиновой мануфактуре производились «пакетовые» табакерки больших, средних и малых размеров. Их обязательным элементом было наличие терракотовой печати «под сургуч», которая располагалась на обратной стороне изделия в центре сложенных «уголков». Штамп исполнялся рисунком на плоскости или крытьем по рельефу, воссоздавая родовые гербы владельцев или «антики» по образцам камей. На крышках фарфоровых «писем» надписывались имена и адреса современников «из самых разнообразных слоев общества, начиная от самой Всепресветлейшей Государыни и кончая кабинет-курьером»8.

Одна из приобретенных «пакетовых» табакерок адресована на имя Александры Алексеевны Волковой, с родовым гербом-печатью с изображением трех охотничьих труб. Петербургская ветвь рода Волковых проживала в престижной Адмиралтейской части столицы. На время изготовления этой табакерки супруг А.А.Волковой – Дмитрий Васильевич Волков — работал в Московской коллегии иностранных дел; с 1755 по 1761 год он исполнял обязанности на заметном посту секретаря министерской конференции. Другой фарфоровый «пакет» имеет «адрес» на имя коллежского асессора Саввы Ивановича Креницына.

В XVIII веке табакерки слыли щедрым признательным подарком. Императрица Елизавета Петровна лично жаловала эти своего рода «знаки отличия» иностранным гостям и своим приближенным: «…Разумовским, Шувалову и др.; барон Черкасов в 1753 году посылал табакерки, изготовленные в Петербурге, в Англию в подарок лорду Гиндфорту и Нительтону, а гр. Шувалов в 1757 году послал табакерку во Францию супруге одного дипломата»9. Знатные особы и сами могли позволить себе приобрести дорогостоящие табакерки, к чему и призывало объявление в «Санкт-Петербургских ведомостях» за 1753 год. Желающим предлагалось присылать «в Санкт-Петербург, формуляры, какую кто надпись и на каком языке изволит, которыми он господин Виноградов желает всех того требующих удовольствовать, а цена за табакерку с надписью, кроме обделки по 20 рублев»10. Факсимиле заказчиков копировались с присылаемых на фарфоровую мануфактуру «формуляров». Надписи могли исполняться и «чистым письмом скорописью», т. е. каллиграфским почерком. Лучшим каллиграфом по фарфору был Лев Терский, с конца 1750-х годов состоящий при Академии наук в звании подмастерья литеро-ландкартной палаты.

Произведения Невской порцелиновой мануфактуры определили «основные, “родовые” черты фарфора — служить частной жизни, в быту и целям репрезентации, быть ценным подарком, подобно предмету искусства, наградой и памятным знаком чувств»11. Подарочные чашки «под царским вензелем» подносились на праздники членам Дома Романовых и  их приближенным, а также в знак особой признательности иностранным гостям. Так, легенда чашки с вензелем «РР» гласит о ее предназначении великому князю Павлу Петровичу. Исследователи связывают изготовление этого предмета с крестинами великого князя 25 сентября 1754 года в придворной церкви Летнего дворца. Исключительную ценность подарочной чашки подтверждает и специальная марка в виде золотого двуглавого орла в обрамлении лаврового венка.

Уникальное изделие обильно украшено позолотой, исходным сырьем которой в елизаветинский период служили золотые монеты. Их перерабатывали в порошок, а затем растворяли в царской водке (смесь азотной и соляной кислоты) и разводили льняным маслом. Полученную эссенцию с помощью кисти наносили на закрепленную обжигом глазурь. Для более прочного скрепления материалов использовалась специальная розоватая подложка. После обжига матовую позолоту полировали «зубом» из яшмы. «Виноградовская» позолота «изумительна по своей красоте, являясь характерным образцом непревзойденного до сих пор искусства позолоты по фарфору, отличающего все изделия Императорской мануфактуры Елизаветинской и Екатерининской эпох»12.

С особым изяществом оформлялись чайные и кофейные сервизы, выпуск которых увеличился со второй половины 1750-х годов. В середине XVIII века в состав фарфоровых сервизов для завтрака входили чайник, сливочник, сахарница, а также одна или две чашки, что определяло название комплектов: «солитер» (от фр. solitaire — на одну персону) или «тет-а-тет» (от фр. tкte-а-tкte — на две персоны). Фарфоровые предметы расставлялись на овальных, золоченой бронзы, поставцах с гнездами. Такие сервизы воспринимались как ценные предметы роскоши, их декоративное оформление всегда вызывало восхищение.

Одно из популярных изображений в росписях елизаветинского фарфора — парящие в облаках амуры в «стиле Буше». Именно так украшены предметы из кофейного сервиза начала 1760-х годов. Очевидно, «на Императорском фарфоровом заводе существовал комплект гравюр с рисунков Ф.Буше, так как одни и те же миниатюрные изображения амуров встречаются на рюмочных и бутылочных передачах, сервизах-дежене и других предметах елизаветинского фарфора»13.

Чайно-кофейные предметы могли быть выполнены в «стиле шинуазри», восходящем к искусству Китая. Этому художественному направлению елизаветинского рококо отвечают четыре произведения, среди них — кувшин с изображениями китайцев на фоне экзотических растений. Первоисточниками подобной живописи чаще всего служили гравюры с рисунков французского рисовальщика Ж.-Б. Пильмана.

В конце 1750-х – 1770-х годах в оформлении русского фарфора был популярен так называемый «штофный» декор, представляющий собой череду цветных полос с введением изящной орнаментики. Такая роспись подражала тканевым рисункам середины XVIII века. На сливочнике подобного рода живопись представляет чередование трех вертикальных полос: белых с мелкими бутончиками роз, коричневых с золочеными веточками и золотых с цированной трельяжной сеткой. Любопытны следы реставрации этого изделия, а именно: наличие серебряной ручки, которая в свое время заменила утраченную фарфоровую деталь. Судя по аналогичным сохранившимся формам, серебряная доделка достаточно верно повторяет конфигурацию оригинала.

Первым большим ансамблем стал Собственный столовый и десертный сервиз для личного пользования императрицы Елизаветы Петровны. Его создание ознаменовало важные перемены в развитии Императорского фарфорового завода в Петербурге. В 1756 году Д.И.Виноградов изобрел «большую печь» для обжига фарфора. В связи с этим появилась возможность изготавливать крупные для своего времени предметы. В состав сервиза входили плоские и глубокие тарелки, терины (миски), кроншалы, сухарницы, корзины, круглые и овальные блюда, солонки, горчичницы, ложки и черенки для приборов — всего, по свидетельству реестра 1838 года, более 400 предметов (включая поздние дополнения) для сервировки стола на 60 кувертов (персон)14. Яркий декор этого императорского ансамбля передает торжественное настроение пышных елизаветинских пиршеств. «В этом сервизе, пожалуй, впервые ощущается вполне свободный, широкий размах руки русского мастера. И какими бы ни были условия его труда, все же в моменты работы торжествовала, наверное, радость творца-гончара, властного над глиной»15. Комплекс эрмитажных предметов из «Собственного Ея Величества» ансамбля пополнился двумя тарелками с хрестоматийно известной трельяжной сеткой с незабудками — рельефного украшения, выполненного по еще необожженному черепку.

В создании ранней пластики из фарфора русские мастера ориентировались на европейские образцы, особенно на мейсенские фигуры. Однако уже тогда «можно подметить некоторые признаки “обрусения” попадавших на Императорский завод саксонских фарфоровых статуэток»16. В этом отношении интересны шахматные фигуры в восточных одеяниях, которые относятся к первым опытам Невской порцелиновой мануфактуры в изготовлении мелкой пластики. Вылепленная и расписанная вручную шахматная фигурка «Конь», из партии черных, отличается тщательностью прорисовок, выдающих манеру мастеров елизаветинского времени. Теперь в собрании Эрмитажа хранится девять шахматных фигур из русского фарфора середины XVIII века: ферзь, ладья, слон, два коня и четыре пешки.

Наивысший расцвет третьего (после Мейсона и Вены) фарфорового производства в Петербурге совпал с «золотым веком» правления Екатерины II. Высокохудожественные изделия российского предприятия не только служили парадными украшениями, но и способствовали прославлению российской короны.

С 1770-х годов ассортимент выпускаемых Императорским фарфоровым заводом изделий становится более разнообразным. Цилиндрический квасник с вензелем «LV» под дворянской короной — новый образец формотворчества, отвечающий рациональности екатерининского классицизма. Предшественниками таких изделий были «пузатые» керамические квасники, известные в России с конца XVII века. Они использовались для популярного хлебного напитка, а также пива, обычной и фруктовой воды.

Форма «тремблез» (от фр. trembler — дрожать) впервые появилась на петербургском производстве в последней четверти XVIII века. В России это французское название закрепилось за чашкой с крышкой и блюдцем с вместительным углублением в центре для охвата нижней части чашки. Такие устойчивые предметы предназначались для питья молока, чая и шоколада (например, в дороге или во время завтрака в постели). Изделия формы «тремблез» весьма редки — они сохранились в единичных экземплярах, хотя и не всегда в полной комплектации.

Технологическим достижением петербургского производства екатерининского периода стали вазы, высота которых к 1780-м годам достигает полуметра. При создании фарфоровых сосудов особое внимание уделялось их пластическому и живописному украшению. Роспись «по золоту цветами» отвечала вкусам самой императрицы, которая заказывала фарфор «что пестрее то лучше, однако, со вкусом». Ярким подтверждением этому служит ваза с изображением роз на золоченом фоне. Роза с ее эмблематическим значением нежности, юности и свежести — один из излюбленных мотивов декора в искусстве фарфора. Грушевидная форма вазы восходит к типу китайского сосуда мэйпинь.

Пейзажная роспись появляется на русском фарфоре уже в «виноградовский» период, что наглядно демонстрируют приобретенные Эрмитажем поднос и чашка с блюдцем с изображением пейзажей с пасущимися животными. В екатерининское время эта традиция получила свое закономерное продолжение. Живописные ведуты представлены на предметах из сервиза-дежене с синими подглазурными марками «Е II». В XVIII веке миниатюры «огненными» красками исполнялись от руки в технике надглазурной полихромной росписи, а их самоценность подчеркивалась золочеными «рамками».

Фарфоровые столовые и десертные сервизы последней трети XVIII века впечатляют не только зрелищной пышностью, но и превосходными качествами исполнения предметов. «Они приятны для глаз и рук того, кто ценит тонкую, изысканную деталь, кому по душе покой организованного в строгий фриз орнамента»17.

Изготовление Яхтинского сервиза, по легенде, было приурочено к путешествию императрицы Екатерины II в Крым весной 1787 года. Не случайно его живописное оформление прославляло Россию как сильную морскую державу. Предметы украшены символами могущества и процветания русского флота: двуглавый орел держит в лапах лавровый венок и флаг с двумя перекрещенными якорями. По воспоминаниям современников, императрица во время своей поездки раз в неделю обедала со всей свитой. Тогда стол устраивался на парадном судне, где помещалось до шестидесяти человек — именно на такое количество персон и был приблизительно рассчитан данный комплекс. Поступившее в коллекцию Эрмитажа блюдо из Яхтинского сервиза, аналогично другим предметам этого комплекса, украшено по борту орнаментальной гирляндой. Она состоит из чередования соединенных арабесками яйцевидных бордовых медальонов с «травкой», вазонов в голубых овалах и стилизованных цветков лотоса. Первый русский Яхтинский сервиз положил начало будущим проектам, созданным на Императорском фарфоровом заводе для столового убранства императорских яхт XIX – начала XX века.

При императорском дворе и при каждой царской резиденции, наряду с парадными ансамблями, бытовали сервизы для повседневных нужд. Так, в обычные дни использовался Вседневный сервиз (или «Сервиз с розанами»). Предметы из парижской галереи пополнили эрмитажную часть этого ансамбля: рюмочная передача, корзинка, чайник, сахарница, миски, блюда и тарелки. Эти изделия имеют марки в виде царских вензелей императрицы Екатерины II «Е II» и императора Павла I «П». На дне предметов «с розанами» встречается также пурпурная аббревиатура «П: К:», как на представленной мелкой тарелке. Сокращение обозначает «Придворная контора», по заказу которой и исполнялся Вседневный сервиз. Все изделия украшены букетами цветов, прототипами которых явились «немецкие» цветы мейсенского фарфора. Разнообразие росписям придают неповторимая ручная работа и вариативность композиций. Первый фарфор с подобного рода «живописью цветов» изготавливался еще в «виноградовский» период.

С начала деятельности казенного производства русский фарфор украшался сценами военной жизни и батальных схваток. В елизаветинский период роспись «батальными фигурами» чаще всего носила условный характер, как на рюмочной передаче или чашке с блюдцем с кавалерийскими схватками из парижской галереи. В правление Екатерины II подобные изображения становятся более конкретными. Например, на приобретенном Эрмитажем блюдце представлен ключевой момент штурма крепости Измаил — это событие произошло 11 декабря 1790 года.

В екатерининское время одним из основных направлений в деятельности Императорского фарфорового завода было изготовление декоративной скульптуры. Развитию русской пластики во многом способствовала творческая деятельность Жака Доминика Рашетта (J.-D. Rachette; 1744–1809). Французский мастер возглавлял скульптурное отделение петербургского производства с 1779 по 1804 год, выполняя работы по заказам Высочайшего Двора.

Значительный историко-культурный интерес представляют скульптуры из рашеттовских серий «Народности России» и «Торговцы и ремесленники». Изготовление выразительных фигурок было обусловлено политическими принципами «матушки-императрицы». Отдельные предметы из этих двух фарфоровых коллекций повторяли на петербургском предприятии и в последующее время для дипломатических подношений и подарков.

Ж.Д.Рашетт с успехом работал в бисквите (неглазурованном фарфоре), рецептура которого была разработана еще в середине 1760-х годов мастером составления масс А.И.Черным (Черновым). Авторству французского скульптора принадлежат барельефы с портретами членов императорской семьи и приближенных ко двору. В профильной постановке моделей и композиционной уравновешенности контурных очертаний отразились особенности, свойственные искусству классицизма. Виртуозную технику Рашетта-портретиста демонстрируют четыре приобретенных бисквита.

Император Павел I изображен в мундире лейб-гвардии Преображенского полка со знаком ордена св. Анны 3-й степени в бриллиантах на шейной ленте, лентой и звездой ордена св. Андрея Первозванного и звездой ордена св. Александра Невского, на шейной ленте — мальтийский крест и нашивная звезда ордена на груди. Павел I, посещавший фарфоровую мануфактуру еще в десятилетнем возрасте, впоследствии с гордостью демонстрировал своим высокопоставленным гостям развитое производство. Император поддерживал предприятие личными заказами, которые увеличились в связи с введением нового обычая, когда фарфоровый завод в Петербурге стал выпускать уникальную продукцию для представлений Высочайшему Двору на праздники Нового года, Святой Пасхи, Рождества Христова. Европейская традиция таких подношений стала неотъемлемой частью придворного этикета и дипломатии России. Торжественные презентации устраивались также в дни тезоименитств, рождений, свадеб членов императорской фамилии и во время других событий дворцовой жизни.

В особой «фарфоровой гипсовой» массе выполнены барельефы с портретами видного государственного деятеля и дипломата И.Г.Чернышева, действительных тайных советников С.И.Плещеева и А.В.Олсуфьева.

Наличие на бисквите с портретом А.В.Олсуфьева авторского факсимиле — «Rachette.f.1790» — относит это произведение к числу малочисленных подписных работ Рашетта. Адам Васильевич Олсуфьев (1721–1784) — представитель известного российского рода Олсуфьевых; крестник Петра I; служил в Коллегии иностранных дел, сенатор, действительный тайный советник, статс-секретарь императрицы Екатерины II, почетный член Петербургской Академии художеств. А.В.Олсуфьев имел непосредственное отношение к деятельности петербургского производства «по выделке фарфора», будучи его «главным директором» с 1764 по 1766 год.

Белый матовый бисквит использовался в подражание античной мраморной пластике. Вообще, античные реминисценции, свойственные русскому искусству второй половины XVIII века, нашли широкое отражение в художественном оформлении екатерининского фарфора. Так, современниками были по достоинству оценены выразительность чернофигурной и краснофигурной древнегреческой вазописи. В середине XVIII века практически все памятники древнегреческой керамики приписывались этрускам. Так же определяли и древние вазы, найденные при проведении в 1820-х годах раскопок некрополя в Этрурии. В связи с этим за художественным направлением, произошедшим от форм, сюжетных мотивов и колористических приемов античной вазописи, закрепилось обобщающее название «этрусский стиль».

Живопись на чашке с блюдцем с росписью в «этрусском стиле» исполнена в подражание краснофигурной древнегреческой вазописи. На приобретенной Эрмитажем чайной паре представлены высокохудожественные композиции: на чашке — сцена у жертвенника; на блюдце — композиция пленения сатира вакханками. Бытует версия, что это произведение было изготовлено в подарок от императрицы Екатерины II светлейшему князю Григорию Александровичу Потемкину в намек об его сердечных отношениях к своим племянницам18. По верхнему краю чашки имеется надпись по-французски: «N,y touches pas sans penser а moi» («Не трогайте ее, не подумав обо мне»). Форма колоколообразной чашки с плавно изогнутой ручкой является крайне редкой для русского фарфора XVIII века.

Мемориальный фарфор с посвятительными надписями и портретами членов императорской семьи изготавливался на петербургском производстве и в XIX – начале XX века. К таким произведениям относятся поступившие в Эрмитаж две чашки с профилем императора Николая II и вензелем императрицы Александры Федоровны. Первое изделие приурочено к 16 мая 1908 года, когда отмечался сорокалетний юбилей императора Николая II. Второе — исполнялось ко дню рождения императрицы Александры Федоровны 25 мая 1908 года. В неоклассических декорациях этих чайных пар отразились художественные традиции фарфора XVIII века. Повышенное внимание к исполнению заказов подчеркивают заводские марки в виде вензеля императора Николая II «Н II» под короной в лавровом венке, написанные золотом.

Заказную продукцию с гербами и монограммами владельцев производил и завод обрусевшего английского купца Франца Яковлевича Гарднера (F. Gardner) в Московской губернии. Это производство было первым частным фарфоровым заводом России.

Ф.Я.Гарднер приехал в Россию в 1740-е годы и в первое время своего пребывания занимался торговлей лесом. В середине XVIII века19 промышленник не только смог организовать собственное дело по выделке фарфора, но и наладить сбыт продукции в торговых лавках Москвы и Твери. В начале XIX века производство официально принадлежало внукам основателя, а позднее и его правнукам. «Гарднеровский» период работы подмосковного предприятия ограничивается 1891 годом — именно тогда завод был перекуплен и преобразован в «Товарищество М.С.Кузнецова».

Неординарные изделия частного завода Гарднера с успехом соперничали с императорским производством. Предприятие выпускало широкий ассортимент продукции — массовой и уникальной — с хорошими техническими и художественными характеристиками. В XVIII веке здесь производились популярные формы столовой и чайной посуды — бутылочные и рюмочные передачи, чашки и кувшины для фруктовой воды, блюда и корзинки, солонки, десертные тарелки и др. Предметы украшались цветочной и аллегорической росписью, мифологическими сюжетами и пасторалями, архитектурными и ландшафтными пейзажами, батальной росписью и портретами, благожелательными надписями и монограммами. За немногим исключением все эти направления представляют пятнадцать гарднеровских изделий, поступивших в Эрмитаж из собрания галереи «Попов и К°» в Париже.

Высокий европейский уровень исполнения демонстрирует цветочный декор на предметах подмосковного производства. «Наряду с пышными розанами, в исполнении которых у Гарднера можно отметить несколько различных приемов, тюльпанами и махровыми маками, распространенными в немецком фарфоре, русскими мастерами были созданы свои варианты рисунков более простых цветов, например, знаменитый цветок шиповника»20. Подобная живопись отличается богатством красочной палитры и тщательностью прорисовок. Такие характеристики присущи и трем рюмочным передачам с пасторальными сценами (1770-е – начало 1780-х), также происходящим из парижской коллекции. Эти изделия с марками «G» (Gardner) выделяются чистотой фарфоровой массы и примечательным качеством позолоты с цировкой, что относит их к ряду неординарной гарднеровской продукции.

Монограммы на фарфоре, часто образованные гирляндами из мелких цветов, символизировали рукопись домашних альбомов и записочек, которыми искренне увлекались в конце XVIII – начале XIX века. «Как и “заветный вензель”, сам рисунок, почерк памятной надписи воспринимались как эстетическая ценность и такая надпись уже сама по себе могла быть украшением памятной вещи или страницы альбома»21. Индивидуальные заказы определяли особое отношение к декоративному оформлению таких предметов. Так, скрупулезно прописаны цветочные вензеля «LP» под дворянской короной и изящно дана кружевная роспись золотом по волнистым краям бутылочных передач.

Среди пластики подмосковного завода Ф.Я.Гарднера заметно выделяется миниатюрный бюст императрицы Екатерины II, созданный по модели Ж.-Ф.-К. Гаттенбергера (J.-F.-X. Hattenberger) (?) с оригинала Л.С.Буазо (L.-S. Boizot) 1779 года. Императрица изображена с диадемой на голове, в горностаевой мантии с орденской лентой и звездой ордена св. Андрея Первозванного. Вариант росписи И.Кестнера (J.Kaestner) на коническом постаменте известен в единственном варианте: в центре — медальон с золоченым вензелем «Е II» на розовом фоне, подвешенный на гирляндах из роз с развивающимися голубыми лентами. Этот редкий экземпляр встает в один ряд с аналогичным бюстом Екатерины II, поступившим в Эрмитаж через Экспертно-закупочную комиссию в 1958 году. На постаменте этого произведения медальон с вензелем «Е II» держит в лапах двуглавый орел с распростертыми крыльями под двумя коронами и терновым венцом в клювах. В XVIII веке каждое новое воспроизведение из фарфора становилось «не аналогом, а еще одной редкостью, многочисленность которых ничем не умаляет исключительности каждого отдельного предмета»22.

Фарфор XVIII века подчеркивает неразрывную связь русской и европейской культур. В 1778 году прусский король Фридрих II преподнес в дар великому князю Павлу Петровичу так называемый Берлинский сервиз. Предметы этого фарфорового ансамбля украшены черными двуглавыми орлами под короной с гербом герцогства Голштейн-Готторп — наследного владения Павла по отцовской линии. Наследник российского престола высоко ценил этот знаковый сервиз как факт отечественной истории. Будучи императором, он заказывал на петербургском предприятии дополнительные предметы к этому комплексу. Изделия отечественного производства имеют золоченые марки-вензеля «П» под императорской короной.

Портрет Екатерины II на чашке Мейсенской фарфоровой мануфактуры исполнен по гравюре 1777 года с оригинала Ф.С.Рокотова. Работа русского художника-портретиста была высочайше одобрена заказчицей и рекомендована в качестве образца для создания других императорских изображений. Под миниатюрой на фарфоре имеется надпись золотом: «Catherine II. Imp. De Russie» («Екатерина II. Императрица России»).

Все эти уникальные произведения органично влились в состав основного собрания Эрмитажа. Русский фарфор вернулся на свою Родину.

 

 

Примечания

1 Цит. по: Шедевры русского фарфора XVIII века из собрания галереи «Попов и Ко» / Авт. вступит. ст. и кат. М.Баруш, М.Бубчикова, Т.Мозжухина, Т.Носович, И.Попова, Н.Сиповская. М., 2009. С.13.

2 Пасхальное яйцо с изображением амуров хранится в Государственном Русском музее; яйцо с изображением сцен Благовещения и Рождества — в частной коллекции Хэрольда Витбека.

3 Шедевры русского фарфора XVIII века из собрания галереи «Попов и Ко»… С.47.

4 Эмме Б.Н. Русский художественный фарфор. М.; Л., 1950. С. 18.

5 Шедевры русского фарфора XVIII века из собрания галереи «Попов и Ко»… С.63

6 Казнаков С.Н. Пакетовые табакерки Императорского фарфорового завода. СПб., 1913. С.16.

7 Казнаков С.Н. Указ. соч. С.17.

8 Там же. С.18.

9 Императорский фарфоровый завод. 1744–1904 / Сост. Н.Б.Вольф, С.А.Розанов, Н.М. Спилиоти, А.Н.Бенуа. СПб., 1906. С.45.

10 Цит. по: Безбородов М.А. Дмитрий Иванович Виноградов — создатель русского фарфора. М.; Л., 1950. С.352.

11 Андреева Л.В. К истории русского фарфора. Вместо предисловия // Русский фарфор. 250 лет истории. К юбилею Ломоносовского фарфорового завода. Государственная Третьяковская галерея: Каталог выставки / Сост. Л.В.Андреева. М., 1995. С.9.

12 Казнаков С.Н. Указ. соч. С.82.

13 Шедевры русского фарфора XVIII века из собрания галереи «Попов и Ко»… С.85.

14 Кудрявцева Т.В. Русский императорский фарфор. СПб., 2003. С.23.

15 Лансере А.К. Русский фарфор. Искусство первого в России фарфорового завода. Л., 1968. С.10.

16 Крюкова И.А. Русская скульптура малых форм. М., 1969. С.23.

17 Лансере А.К. Указ. соч. С.17.

18 Шедевры русского фарфора XVIII века из собрания галереи «Попов и Ко»… С. 196-197.

19 До середины XX в. временем основания завода Ф.Я.Гарднера считался 1754 г. Первую книгу об этом производстве написал Ю.А.Арбат: «Фарфоровый городок» (М., 1957). Автор не принял 1754 г., и датой основания предприятия назвал 1766 г., основываясь на «Протоколе Мануфактур-коллегии от 18 января 1766 г.», разрешающем Гарднеру построить фабрику (Вербилки. История фарфорового завода Ф.Я.Гарднера / Авт. глав Е.Н.Мачульский, А.А.Зилов, Ю.Н.Кравцова. М., 2005. С.9).

20 Шедевры русского фарфора XVIII века из собрания галереи «Попов и Ко»… С.207.

21 Бубчикова М.А. Русский фарфор пушкинской эпохи. Из собрания Государственного Исторического музея. М., 1997. С.32. №12.

22 Сиповская Н.В. Фарфор в России XVIII века. М., 2008. С.24.

Чашка с блюдцем с росписью в «этрусском стиле». Россия, Петербург. Императорский фарфоровый завод. 1780-е годы. Фарфор, крытье надглазурное монохромное, роспись надглазурная полихромная, позолота

Чашка с блюдцем с росписью в «этрусском стиле». Россия, Петербург. Императорский фарфоровый завод. 1780-е годы. Фарфор, крытье надглазурное монохромное, роспись надглазурная полихромная, позолота

В.И.Гау. Портрет великого князя Александра Николаевича. 1841. Бристольский картон, акварель, белила, лак

В.И.Гау. Портрет великого князя Александра Николаевича. 1841. Бристольский картон, акварель, белила, лак

Чашка с портретом графа А.Г.Орлова. Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Около 1770 года. Роспись по гравюре Д.Бергера к медали И.Б.Гасса в память победы в Чесменской бухте 1770 года. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота

Чашка с портретом графа А.Г.Орлова. Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Около 1770 года. Роспись по гравюре Д.Бергера к медали И.Б.Гасса в память победы в Чесменской бухте 1770 года. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота

Предметы из Берлинского сервиза великого князя Павла Петровича. Германия, Берлин. Королевская фарфоровая мануфактура. 1778. Фарфор, лепка, резьба, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка

Предметы из Берлинского сервиза великого князя Павла Петровича. Германия, Берлин. Королевская фарфоровая мануфактура. 1778. Фарфор, лепка, резьба, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка

А.П.Брюллов. Портрет сестер Александры и Ольги Шишмаревых. Около 1835 (?) года. Бумага на бристольском картоне, акварель, карандаш, лак

А.П.Брюллов. Портрет сестер Александры и Ольги Шишмаревых. Около 1835 (?) года. Бумага на бристольском картоне, акварель, карандаш, лак

Предметы из сервиза-дежене с изображениями пейзажей. ИФЗ. Конец 1780-х – первая половина 1790-х годов. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка

Предметы из сервиза-дежене с изображениями пейзажей. ИФЗ. Конец 1780-х – первая половина 1790-х годов. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка

Кувшин с росписью в «стиле шинуазри». ИФЗ. Начало 1760-х годов. Фарфор, лепка, роспись надглазурная полихромная, позолота

Кувшин с росписью в «стиле шинуазри». ИФЗ. Начало 1760-х годов. Фарфор, лепка, роспись надглазурная полихромная, позолота

К.К.Гампельн. Портрет В.П.Милюкова (?). После 1838 (?) года. Бристольский картон, акварель, гуашь, бронзовая краска, лак

К.К.Гампельн. Портрет В.П.Милюкова (?). После 1838 (?) года. Бристольский картон, акварель, гуашь, бронзовая краска, лак

Табакерка с цветочной росписью. ИФЗ. Около 1760 года. Фарфор, рельеф, роспись надглазурная полихромная; оправа — медь, позолота

Табакерка с цветочной росписью. ИФЗ. Около 1760 года. Фарфор, рельеф, роспись надглазурная полихромная; оправа — медь, позолота

В.И.Гау. Автопортрет. 1855. Бристольский картон, акварель, белила

В.И.Гау. Автопортрет. 1855. Бристольский картон, акварель, белила

Передачи бутылочные с вензелями «LP» под дворянской короной. Фарфоровый завод Ф.Я.Гарднера. Середина 1780-х годов. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка

Передачи бутылочные с вензелями «LP» под дворянской короной. Фарфоровый завод Ф.Я.Гарднера. Середина 1780-х годов. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка

Чашка-тремблез с изображениями архитектурных пейзажей. ИФЗ. 1796–1801. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка

Чашка-тремблез с изображениями архитектурных пейзажей. ИФЗ. 1796–1801. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка

Компотьер в форме раковины с цветочной росписью. ИФЗ. Конец 1750-х – начало 1760-х годов. Фарфор, рельеф, роспись надглазурная полихромная, позолота

Компотьер в форме раковины с цветочной росписью. ИФЗ. Конец 1750-х – начало 1760-х годов. Фарфор, рельеф, роспись надглазурная полихромная, позолота

Чашка с крышкой и блюдцем с вензелем императрицы Александры Федоровны «АФ». ИФЗ. 1908. Роспись Я.Горяева. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка

Чашка с крышкой и блюдцем с вензелем императрицы Александры Федоровны «АФ». ИФЗ. 1908. Роспись Я.Горяева. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка

Молочник с крышкой из сервиза-дежене со «штофным» декором и вензелем «ABV». ИФЗ. Конец 1750-х – начало 1760-х годов. Фарфор, лепка, роспись надглазурная монохромная (гризайль), позолота, цировка

Молочник с крышкой из сервиза-дежене со «штофным» декором и вензелем «ABV». ИФЗ. Конец 1750-х – начало 1760-х годов. Фарфор, лепка, роспись надглазурная монохромная (гризайль), позолота, цировка

Сливочник из сервиза-дежене со «штофным» декором и изображением роз в медальонах. ИФЗ. Конец 1750-х – начало 1760-х годов. Фарфор, лепка, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка

Сливочник из сервиза-дежене со «штофным» декором и изображением роз в медальонах. ИФЗ. Конец 1750-х – начало 1760-х годов. Фарфор, лепка, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка

Чашка с изображением Российского герба. Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1782–1796. Фарфор, крытье подглазурное кобальтом, роспись надглазурная полихромная, позолота

Чашка с изображением Российского герба. Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1782–1796. Фарфор, крытье подглазурное кобальтом, роспись надглазурная полихромная, позолота

Чашка с крышкой с портретом императрицы Екатерины II. Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Конец 1770-х годов. Роспись по гравюре 1777 года с оригинала Ф.С.Рокотова. Фарфор, лепка, роспись надглазурная монохромная (гризайль), позолота, цировка

Чашка с крышкой с портретом императрицы Екатерины II. Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Конец 1770-х годов. Роспись по гравюре 1777 года с оригинала Ф.С.Рокотова. Фарфор, лепка, роспись надглазурная монохромная (гризайль), позолота, цировка

Чаша-бойль с блюдцем с росписью в «стиле шинуазри». ИФЗ. Рубеж 1750-х – 1760-х годов. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота

Чаша-бойль с блюдцем с росписью в «стиле шинуазри». ИФЗ. Рубеж 1750-х – 1760-х годов. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота

Чашка с крышкой и блюдцем с вензелем великого князя Павла Петровича «РР». ИФЗ. 1754. Фарфор, лепка, роспись надглазурная полихромная, позолота

Чашка с крышкой и блюдцем с вензелем великого князя Павла Петровича «РР». ИФЗ. 1754. Фарфор, лепка, роспись надглазурная полихромная, позолота

Чашка с крышкой и блюдцем с портретом императора Николая II. ИФЗ. 1907. Роспись Я.Я.Тимофеева по медали А.А.Грилихеса. Фарфор, лепка, роспись надглазурная монохромная (гризайль), позолота, цировка

Чашка с крышкой и блюдцем с портретом императора Николая II. ИФЗ. 1907. Роспись Я.Я.Тимофеева по медали А.А.Грилихеса. Фарфор, лепка, роспись надглазурная монохромная (гризайль), позолота, цировка

Интерьер квартиры А.А.Попова в Париже. Акварель А.Серебрякова. 1945

Интерьер квартиры А.А.Попова в Париже. Акварель А.Серебрякова. 1945

Ваза с изображениями роз на золоченом фоне. ИФЗ. 1780-е годы. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, крытье золотом

Ваза с изображениями роз на золоченом фоне. ИФЗ. 1780-е годы. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, крытье золотом

А.А.Попов. Акварель З.Серебряковой. 1942

А.А.Попов. Акварель З.Серебряковой. 1942

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru