Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 98 2011

Светлана Усачева

Светлана Усачева

 

Итальянские ландшафты Федора Матвеева

 

2011 год объявлен в России годом Италии, а в Италии — годом России. Культурные связи двух стран, в том числе в области изобразительного искусства, имеют давнюю традицию. Так, русское искусство XVIIIXIX веков трудно представить без творений итальянских зодчих, живописцев, декораторов. Для нескольких поколений русских художников Италия стала школой профессионального мастерства и источником «высоких вдохновений», неотъемлемой частью творческой судьбы и самой жизни.

 

В творчестве видного русского пейзажиста XVIII века Федора Матвеева (1758–1826), как и у многих его современников, итальянские ландшафты сыграли определяющую роль. Художник эпохи классицизма, он посвятил им всю жизнь и воплотил в картинах идеальный пейзажный образ, сочетавший умозрительные представления о совершенной натуре и подлинные впечатления о природе и архитектурных памятниках «полуденного края». Отношение к Матвееву как представителю классицистического искусства менялось на протяжении времени. Современники сравнивали его полотна с творениями лучших европейских живописцев и даже именовали «русским Пуссеном». Но уже во второй половине XIX столетия знатоки утверждали, что пейзажи такого рода навсегда ушли в прошлое «вместе с трагедиями Расина и Корнеля»1. По их мнению, классический или «идеальный» ландшафт, «…строгий и холодный в своих условных приличиях, величавый в своем олимпийском спокойствии» остался понятен лишь «немногим избранным людям с строгим взглядом и классическим образованием»2. Произведения Матвеева воспринимались отныне как своеобразные сборники архаичных академических правил, а сам художник надолго приобрел репутацию «вечного ученика» иностранных мастеров.

Картины с итальянскими видами, созданные иностранными авторами, Матвеев впервые увидел в петербургской Академии художеств, куда поступил в 1764 году, вскоре после ее основания. Биографических сведений о жизни художника сохранилось мало. Не существует или не найден и его портрет. Известно, что будущий пейзажист родился в 1758 году в семье солдата Муромской роты лейб-гвардии Измайловского полка Михайлы Матвеева и шестилетним мальчиком, по прошению отца, был принят в только что основанное при Академии Воспитательное училище. Начав обучаться живописному ремеслу, он пробовал свои силы в жанре «цветов и плодов», писал театральные декорации, но вскоре окончательно посвятил себя ландшафтному художеству.

В Академии первой пейзажной «натурой» для учеников служили гравюры с картин западноевропейских художников и сами картины, так называемые оригиналы, среди которых были представлены произведения голландской, фламандской, итальянской, французской и немецкой школ. На их основе воспитанники постигали особенности классического «вкуса», царившего в европейской живописи во второй половине XVIII века. В академическом архиве сохранились сведения об исполненных в 1776 году Матвеевым копиях с пейзажей голландца Берхема, а также картины под названием «Голландская изба при реке»3. Два года спустя из академической факторской, где находились работы учеников, предназначенные к продаже, была куплена копия Матвеева с картины «Каскад тивольский» немецкого пейзажиста Х.-В.-Э. Дитриха4, работы которого одними из первых попали в академическую коллекцию и часто использовались в учебных целях. В 1779 году Матвеев стал первым выпускником ландшафтного класса, получившим большую золотую медаль, которая давала право на заграничную командировку и академический пенсион. Так молодой живописец оказался в Италии, с которой ему уже не суждено было расстаться.

В Риме Матвеев, как и другие русские пенсионеры Академии художеств, оказался под покровительством советника императрицы Екатерины II, немца И.-Ф. Рейфенштейна. Рейфенштейн определил Матвеева в мастерскую немецкого пейзажиста Я.Ф.Хаккерта, итальянские виды которого пользовались большим успехом у европейских вельмож, в том числе у самой Екатерины. Спустя некоторое время, Рейфенштейн писал в Петербург, что благодаря Хаккерту Матвеев приобрел возможность «упражняться в стиле более выдержанного рисования и более выдержанного колорирования в живописи, так как несомненно, что в этих двух пунктах он имеет особую нужду продвинуться»5.

После истечения срока академического пенсиона Матвеев остался в Италии и жил на собственные средства. В Петербург ему мешали вернуться долги, неизбежные спутники русских художников за границей. Выручало покровительство знатных особ. Матвеев неоднократно сопровождал их в так называемых «живописных» путешествиях, совершаемых для развлечения и пополнения образования. Зарисовки видов, привлекших внимание путешественников, становились основой для картин. Пейзажист неоднократно посылал в Совет Академии просьбы выслать средства для возвращения на родину и оплаты долгов, но каждый раз получал отказ. В 1805 году графиня Е.Л.Головкина ходатайствовала о должности для Матвеева в петербургской Академии перед ее президентом А.С.Строгановым. Казалось, согласие было получено, и обнадеженный художник писал Строганову: «Если благоугодно будет снизойти на мою покорнейшую просьбу и назначить мне место в Акдемии по моему искусству, то я, получа таковое ободрение, оставлю все частные работы и обращу мой труд на окончание картин, служащих для Академии, или куда определить угодно будет»6. В Россию Матвеев так и не приехал, но alma mater все же выразила бывшему питомцу свое «ободрение», удостоив его в 1807 году звания академика ландшафтной живописи. Звание было присуждено за присланную в Петербург картину, «представляющую положение части города Неаполя с околичностями»7.

Матвеева можно назвать наиболее европейским из русских пейзажистов эпохи классицизма. В донесении русского консула, присланном в Петербург в 1799 году вице-канцлеру графу Кочубею, он упомянут как художник, выгодно отличающийся своим талантом в интернациональной среде живописцев, живущих в Риме8. На протяжении более чем сорока лет художник создавал галерею видов прекрасной страны, с которой связала его жизнь. Среди них важнейшее место заняли изображения Рима и его окрестностей. Матвеев писал древний Форум и Колизей, панорамы римской Кампаньи, тивольские водопады. Многие из его работ приобретали русские путешественники. Превратившись в старожила русской колонии в Риме, вместе с О.А.Кипренским он опекал новое поколение академических пенсионеров. О возвращении домой давно не помышлял и, как вспоминал видевший его в это время граф М.Д.Бутурлин, «уже затруднялся иногда в говоре родного языка». В 1818 году император Александр I, узнав о бедственном положении художника, который уже почти не имел заказов, распорядился вернуть Матвеева в Петербург «в рассмотрение о употреблении здесь по известной надобности», но расшатанное здоровье не позволило старому живописцу совершить столь длительное путешествие. Тогда император повелел назначить Матвееву пожизненный пенсион9. В благодарность Матвеев исполнил и отправил в подарок царю шесть живописных полотен своей работы с изображениями водопадов и озер. Воплощение мотива водной стихии удавалось ему лучше всего, о чем неоднократно писали современники. Сохранились свидетельства, что Матвеев до старости ездил рисовать с натуры в расположенный неподалеку от Рима городок Тиволи, известный своими природными каскадами, а одна из последних картин живописца представляет вид озера Альбано10.

В творчестве Матвеева отразились закономерности общепринятой академической системы образования, где живописные образцы являлись основой для развития мышления молодых художников. Копирование произведений играло важную роль не только в период обучения, но и в самостоятельной деятельности большинства живописцев. Достаточно много копий сохранилось и в наследии Матвеева. Некоторые из них были выявлены в период подготовки первой монографической выставки художника, состоявшейся в Третьяковской галерее в 2008 году11. На протяжении жизни Матвеев неоднократно копировал работы своего учителя, Я.Ф. Хаккерта. Как выяснилось, одна из таких копий, ранее считавшаяся оригинальным произведением русского мастера, повторяет картину Хаккерта «Ландшафт с сицилийскими мотивами»12. Не обошел вниманием русский художник и произведения К.Лоррена, одного из самых прославленных европейских мастеров пейзажа эпохи классицизма. Среди графических работ Матвеева сохранился рисунок, воспроизводящий гравюру по картине Лоррена «Пейзаж с отцом Психеи, жертвующим у храма Аполлона»13. Еще один пример использования художественного образца удалось обнаружить, изучая серию гуашей, исполненную Матвеевым в 1805 году14. До недавнего времени они считались видами Италии. Ныне установлено, что одна из гуашей воспроизводит гравюру К.-В. Грисмана по оригиналу К.Вольфа «Водопад Штуббах в Лаутербруннене»15. Водопад около небольшой деревушки Лаутербруннен в кантоне Берн входил в маршрут «живописного» путешествия» по Швейцарии, привлекая многочисленных путешественников и художников. Возможно, что и другие гуаши Матвеева следуют гравированным образцам, изображающим швейцарские ландшафты.

Умение Матвеева вжиться в живописный «первоисточник» демонстрирует одна из картин, преподнесенных императору Александру I. Речь идет о полотне «Водопад реки Иматра близ Выборга»16. Известно, что Матвеев не бывал в Финляндии и не мог видеть водопад в натуре. Очевидно, что и в данном случае живописный или гравированный «оригинал» заменил собственные впечатления, а многолетний опыт художника в изображении тивольских каскадов придал финской природе явный итальянский колорит. Таким образом, на протяжении всей жизни пейзажист воплощал усвоенный им в юности академический постулат, выраженный президентом английской Академии художеств Д. Рейнольдсом: «Вместо списывания почерков тех великих мастеров, списывайте только их выдумки. Вместо вступления в их следы, старайтесь только идти тою же дорогою. Усиливайтесь изобретать по общим их правилам и образу мыслей. Присвоивайте себе их дух»17.

И.-Ф. Рейфенштейн, сообщая в Петербург об успехах Матвеева, писал, что русский художник, совершенствуя свой стиль, «начал предпочитать в набросках с натуры местоположения в стиле Пуссена»18. Это высказывание примечательно. Как и другие пейзажисты эпохи классицизма, Матвеев не претендовал на оригинальность видов и предпочитал писать их с хорошо известных точек обзора. В связи с этим значительную помощь в определении топографии матвеевских пейзажей могут оказать картины и гравюры современников мастера, представляющие аналогичные виды. Так, одна и та же точка зрения, определяющая характер изображения ландшафта, использована в картине Хаккерта «Вилла Мецената и водопады в Тиволи» и полотне Матвеева «Водопады в Тиволи близ Рима»19. Сравнение работ Хаккерта и Матвеева помогло определить содержание еще одного пейзажа русского автора, долгое время именуемого просто «Вид в Италии»20. На нем изображена панорама виллы Д’Эсте, одного из самых прославленных архитектурных памятников эпохи Возрождения. Вслед за Хаккертом Матвеев создал композицию, позволяющую показать великолепие природного рельефа и грандиозный архитектурный ансамбль.

В 1818 году, посетив мастерскую Матвеева, Сильвестр Щедрин довольно резко отозвался о работах своего старшего товарища по ландшафтному ремеслу: «…очень сух и все пишет без натуры, а с самых дурных рисунков»21. Щедрин судил старого живописца с позиций нового, «портретного», отношения к пейзажному образу. Принципы построения «идеального» ландшафта уже не соответствовали этим представлениям. Теперь, спустя долгое время, упрек молодого художника представляется справедливым лишь отчасти. Ведь наряду с использованием образцов столь же существенной для творческого метода мастера являлась неустанная работа с натуры. В поисках видов Матвеев неоднократно объездил Апеннинский полуостров от юга до севера. В 1781 году Матвеев находился в окрестностях Неаполя и на Сицилии «для рисования древностей и видов», в том числе в Пестуме и Помпеях. В 1783-м, вместе с князем А.И.Вяземским, отправился на север, проехал через Венецию, Болонью, Милан, Турин до Савойских гор, а затем посетил кантоны Женева и Берн в Швейцарии. В 1788 году художник вновь побывал в городах Сицилии и добрался до Мальты. В 1805 году, в письме А.С.Строганову Матвеев сообщал, что, «находясь в Италии с 1779 года и в продолжении сего времени обозревая и срисовывая лучшие виды во всех странах, так как в Сицилии, Мальте и частию Швейцарии, собрал и имею множество рисунков…»22 К сожалению, до настоящего времени дошла лишь малая часть натурных зарисовок художника и большинство из них относится к 1810-м — началу 1820-х годов. Среди набросков — листки из путевого альбома с силуэтами пиний, очерки ландшафтных далей, а также более проработанные композиции. В некоторых рисунках можно узнать виды определенной местности. Особый интерес представляют изображения окрестностей Неаполя и Сицилии23. Сохранившаяся на одном из рисунков дата «1816 год» позволяет предположить, что Матвеев совершил очередное «живописное» путешествие в Неаполь и на Сицилию в конце 1810-х — начале 1820-х годов. Возможно, виды предназначались для А.С.Норова, известного писателя и путешественника начала XIX века. Один из рисунков, вид древней Таормины, был гравирован А.Брейтгорном для книги Норова «Путешествие по Сицилии в 1822 году». В предуведомлении к изданию автор сожалел, что не может опубликовать «принадлежащее к сему путешествию большое собрание живописных видов. Главная часть оных состоит из смелых рисунков известного нашего пейзажиста г-на Матвеева»24. Не исключено, что впоследствии сицилийские альбомы принадлежали князю Н.И.Трубецкому. Сведения о них поместил в 1836 году в «Художественной газете» Н.В.Кукольник: «Сто видов, большею частью Сицилийских, снятых с натуры карандашом, бистром и т.д. Истинное путешествие…»25 Интересно, что в собраниях Русского музея и Третьяковской галереи оказались два рисунка серии с одним и тем же видом, но разными названиями. На рисунке из Русского музея, согласно надписи, изображена «Гробница Гая Мария на озере Фузаро», а на рисунке из Третьяковской галереи — «Мертвое море». В каталог выставки Матвеева оба изображения вошли как виды Сицилии26. Более точно определить изображенную местность удалось уже позднее. Она описана в «итальянском путешествии» современника Матвеева, С.П.Шевырева, упомянувшего небольшие озера, ныне исчезнувшие, располагавшиеся на побережье неподалеку от Неаполя. «Мы проехали мимо Мертвого моря, около которого были поля элисейские. Это озеро, прежде соединенное с морем, служило пристанью, а ныне требует очищения, чтобы не заражать воздух окрестный. Мы ехали мимо колумбариев: это следы гробниц, обыкновенно ставленных римлянами по большим дорогам. На милю от Мертвого моря мы видели озеро Фузаро, древний Ахерон. Ныне в нем содержатся и разводятся устрицы, мочат лен и шафран. Это место гульбища итальянцев в сентябре месяце и зимою»27.

Запечатленные на рисунках, в полотнах мастера топографические подробности такого рода окружены так называемыми «ландшафтными околичностями», придающими ландшафтам обобщенный, идеализированный облик. Пространство картин подчиняется определенной схеме, сравнимой с организацией театральной сцены. Развиваясь к горизонту чередующимися планами, оно замкнуто по сторонам «кулисами», в роли которых выступают склоны холмов, покрытых пышной зеленью, развесистые кроны могучих деревьев, архитектурные сооружения. Дальний план, согласно классицистической традиции, замыкается горной грядой. Но, действуя в пределах «условных приличий» классицизма, художник добивается удивительного композиционного разнообразия. Асимметричное чередование природных и архитектурных объектов и пространственных пустот создает иллюзию необъятности и, одновременно, насыщенности пейзажей. Реально существующий вид, который призван узнать любознательный путешественник, кроется, как правило, в глубине. Путь к нему не близок, но увлекателен и полон открытий. Диагонали дорог, объединяющие планы, помогают буквально преодолевать взглядом холмы и долы, постепенно продвигаясь к горизонту. Каждый из планов воспринимается как пространство внутри пространства, придавая изображению почти стереоскопическую объемность. Даже горы в глубине, по выражению П.Н.Петрова, рисуются «не просто чертою, а целою панорамою легких пиков, выступающих из светлой дали»28. В этом отношении Матвеев не только отличается, но превосходит многих своих современников, в том числе Хаккерта, пейзажи которого выглядят гораздо более монотонными и «безвоздушными». Один из почитателей таланта русского мастера и коллекционер его произведений, литератор П.П.Свиньин особо отмечал умение Матвеева создавать живописными средствами световоздушную перспективу: «Матвеев более 30 лет находится в Риме и в сем Царстве Художников почитается одним из лучших пейзажистов. Произведения его отличаются синеватым тоном, который вместо того, чтобы распространять холодность — покрывает какою-то приятною завесою, особливо отдаленные предметы»29.

Воспитанный на традициях европейского классицизма, русский пейзажист органично воплотил их в своих произведениях. Время словно поворачивает в его картинах вспять и доносит аромат древних легенд, героических и пасторальных. При этом «русский Пуссен» сумел выработать самостоятельную пейзажную манеру, очевидную даже в строгих пределах академических правил. Возвышенность образов не лишает их узнаваемых черт. А виртуозное мастерство живописца заставляет забыть о его мнимой «несвободе», покоряя эмоциональностью и жизненной энергией.

 

Примечания

1 Рамазанов Н. Материалы для истории художеств в России. Книга первая. М., 1863. С. 84.

2 Пейзажная живопись // Картинные галереи Европы. Под ред. А.Н.Андреева. Т 3. СПб., 1864. С. 245.

3 РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. I. Ед. хр. 709. Л. 2об.-3об.

4 ОР РНБ. Ф. 575. П.Н.Петров. Ед. хр. 179. Л. 113.

5 Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII — начала XIX века. М., 1953. С. 169.

6 Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования/ под ред. П.Н.Петрова. В 3 ч. Ч. 1. СПб., 1864. С. 589.

7 Вид Неаполя от подножия Позиллипо. 1706. Холст, масло. 101 х 136. Государственный Русский музей. Инв. 3241.

8 Архив внешней политики Российской империи. Ф. 78. Оп. 78/2. 1799. Ед. хр. 168. Л. 5-7об.

9 Там же. Ф. 1. оп. 21. Разр. II. 1818. Ед. хр. 12. Л. 1.

10 Озеро Альбано. 1823. Холст, масло. 60 х 73,5. Ивановский областной художественный музей. Инв. ЖР-177.

11 Федор Матвеев. Путешествие по Италии. Альбом-каталог. М., 2008.

12 Итальянский пейзаж. 1786. Холст, масло. 67,6 х 97,5. Национальный художественный музей Республики Беларусь. Инв. РЖ-804.

13 Пейзаж с отцом Психеи, жертвующим у храма Аполлона. 1799. Бумага, черная акварель, кисть, перо. 40,7 х 35,1. ГРМ. Инв. Р-1304. Оригинал рисунка Матвеева определен сотрудником Государственного Русского музея О.А.Капарулиной.

14 Федор Матвеев. Путешествие по Италии. Альбом-каталог. М., 2008. Кат. №№ 80-83.

15 Оригинал определен сотрудником Государственного Русского музея О.А.Капарулиной.

16 Водопад Иматра в Финляндии. 1819. Х., м. 98,5 х 73,5. Государственный Русский музей Инв. Ж-5043.

17 Речи, говоренныя кавалером Рейнольдсом в Аглинской Королевской Академии художеств в Лондоне. Пер. И.Татищева. СПб., 1790. С. 41.

18 Федоров-Давыдов А.А. Указ. соч. М., 1953. С. 169.

19 Я.-Ф. Хаккерт. Вилла Мецената и водопады в Тиволи. 1???. Холст, масло. 121,5 х 169. Государственный Эрмитаж. Инв. 7156; Ф.М. Матвеев. Водопады в Тиволи близ Рима. 1804. Холст, масло. 95 х 134. Кировский областной художественный музей. Инв. Ж-184.

20 Вид в Италии. 1805. Холст, масло. 99,6 х 137,3. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Инв. Ж-607.

21 Сильвестр Щедрин. Письма из Италии / Авт. вступ. ст. и примеч. А.М.Эфрос. М.; Л., 1932. С. 69.

22 Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии художеств… С. 589.

23 Федор Матвеев. Путешествие по Италии. Альбом-каталог. М., 2008. Кат №№ 89, 101-104.

24 Норов А.С. Путешествие по Сицилии в 1822 году. В 2 ч. СПб., 1828. Ч. 2. Между с. 192 и 193.

25 Кукольник Н.В. Смесь. Известия отечественные // Художественная газета. 1836. № 2. С. 33.

26 Федор Матвеев. Путешествие по Италии. Альбом-каталог. М., 2008. Илл. 59, 60.

27 Шевырев С.П. Итальянские впечатления. С.-Петербург, 2006. С. 100.

28 Петров П.Н. Итальянские сцены и виды в русской живописи // Северное сияние. Русский художественный альбом. СПб., 1863. Т. II. С. 1.

29 Достопамятности Санктпетербурга и его окрестностей. Сочинение Павла Свиньина. Кн. 1-5. СПб., 1817. Кн. 2. С. 80.

Федор Матвеев. Рим. Развалины Форума. 1816. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Федор Матвеев. Рим. Развалины Форума. 1816. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Федор Матвеев. Итальянский пейзаж. 1786. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь. Копия с картины Я.Ф.Хаккерта «Ландшафт с сицилийскими мотивами». 1778. Частное собрание

Федор Матвеев. Итальянский пейзаж. 1786. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь. Копия с картины Я.Ф.Хаккерта «Ландшафт с сицилийскими мотивами». 1778. Частное собрание

Федор Матвеев. Приморский вид. 1816. Бумага, графитный карандаш. ГТГ

Федор Матвеев. Приморский вид. 1816. Бумага, графитный карандаш. ГТГ

Федор Матвеев. Пейзаж с Везувием. 1805. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Федор Матвеев. Пейзаж с Везувием. 1805. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Федор Матвеев. Вид театра в Сиракузах. Середина 1810-х — начало 1820-х годов. Бумага, сепия, тушь, итальянский карандаш, кисть, перо. ГТГ

Федор Матвеев. Вид театра в Сиракузах. Середина 1810-х — начало 1820-х годов. Бумага, сепия, тушь, итальянский карандаш, кисть, перо. ГТГ

Федор Матвеев. Вид в Тиволи близ Рима. 1794. Холст, масло. ГТГ

Федор Матвеев. Вид в Тиволи близ Рима. 1794. Холст, масло. ГТГ

Федор Матвеев. Пейзаж с фигурами в античных одеждах. 1799 (?). Холст, масло. ГРМ

Федор Матвеев. Пейзаж с фигурами в античных одеждах. 1799 (?). Холст, масло. ГРМ

Федор Матвеев. Вид Неаполя от подножия Позиллипо. 1806. Холст, масло. ГРМ

Федор Матвеев. Вид Неаполя от подножия Позиллипо. 1806. Холст, масло. ГРМ

Федор Матвеев. Каскады папского дворца в окрестностях Рима. 1818. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей

Федор Матвеев. Каскады папского дворца в окрестностях Рима. 1818. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей

Федор Матвеев. Водопад. Сицилия. 1814. Холст, масло. Ереван. Национальная галерея Армении

Федор Матвеев. Водопад. Сицилия. 1814. Холст, масло. Ереван. Национальная галерея Армении

Федор Матвеев. Мертвое море. Середина 1810-х — начало 1820-х годов. Бумага, сепия, тушь, итальянский карандаш, кисть, перо. ГТГ

Федор Матвеев. Мертвое море. Середина 1810-х — начало 1820-х годов. Бумага, сепия, тушь, итальянский карандаш, кисть, перо. ГТГ

Федор Матвеев. Озеро Альбано. 1823. Холст, масло. Ивановский областной художественный музей

Федор Матвеев. Озеро Альбано. 1823. Холст, масло. Ивановский областной художественный музей

Федор Матвеев. Итальянский пейзаж со сценой охоты Дианы. 1800-е годы. Холст, масло. ГЭ

Федор Матвеев. Итальянский пейзаж со сценой охоты Дианы. 1800-е годы. Холст, масло. ГЭ

Федор Матвеев. Вид Рима. Колизей. 1816. Холст, масло. ГТГ

Федор Матвеев. Вид Рима. Колизей. 1816. Холст, масло. ГТГ

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru