Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 97 2011

Собрание работ Т

Наталья Нассонова

 

Работы Т.Глебовой в Государственном музее истории Санкт-Петербурга

 

В Государственном музее истории Санкт-Петербурга хранится около 180 работ Т.Н Глебовой разных лет. Наиболее ранняя из них датируется 1930 годом, самая поздняя — 1970-ми годами. Коллекция музея фактически представляет весь творческий путь художницы, за исключением позднего периода, в котором Татьяна Николаевна вместе со своим мужем художником Владимиром Васильевичем Стерлиговым развивала идеи «чашно-купольного» пространства в живописи и понятие «прямо-кривой» как нового прибавочного элемента, порождающего новые живописные формы. Несмотря на то что в собрании отсутствуют наиболее характерные поздние работы Т.Н.Глебовой, особенность и уникальность ее художественного дарования представлена достаточно полно.

Всю коллекцию можно поделить на несколько групп. Работы довоенного периода включают в себя пять произведений 1930-х годов, написанных маслом, и более двадцати эскизов декораций к опере Р.Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры», выполненных акварелью. Тридцать одна работа создана художницей в блокадном Ленинграде. Послевоенные работы условно можно разделить на две серии: виды пригородов Ленинграда, созданные в 1950–1951 годах, и серию, которую можно назвать «Типы» или «Портреты», в нее входят шестнадцать произведений 1950–1970-х годов. Часть работ коллекции связана с деятельностью Глебовой в области книжной графики: это макеты детских книг-игрушек, а также эскизы масок и их тиражированные образцы. Достаточно большую группу составляют работы художника в промграфике, которые она выполняла по заказу «Ленторгрекламы» и Всесоюзной промышленной палаты. Сюда входят эскизы женской одежды, ювелирных украшений, эскизы пудрениц с видами Ленинграда и эскизы календарей.

Поступление работ в Государственный музей истории Ленинграда началось еще при жизни художницы. Первые восемь произведений были приобретены у автора в 1982 году. Это акварели, выполненные в 1950–1951 году во время работы Глебовой в пригородах Ленинграда — Гатчине и Ораниенбауме, сильно пострадавших во время Великой отечественной войны: здесь проводилась активная реконструкция дворцово-парковых ансамблей. Эскизы декораций к опере Р.Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» были приобретены у Татьяны Николаевны в 1983 году. К этой работе Глебову привлек в 1931–1932 годах театральный художник В.В.Дмитриев. Постановка оперы была осуществлена режиссером Э.И.Каплан на сцене Малого ленинградского государственного оперного театра. В своей работе Глебова использовала «аналитический метод» построения картины, основой которого являлась «точка, как единица действия». Цветность, звучность, живописная пластика эскизов выявляют не прямое усвоение установок П.Филонова, но глубокую их трансформацию в соответствии с потребностями внутреннего мира художницы. Критика неоднозначно оценила новую постановку, обращая внимание на несоответствие содержания оперы и сценографии. Однако Филонов, который присутствовал на премьере, благожелательно отнесся к работе своей ученицы, записав в дневнике 12 мая 1932 года: «В этом действии, где задником является гигантская панорама Нюрнберга, написанная по принципам сделанной картины, художникам удалось достигнуть почти одинаковой степени напряжения цвета и формы в костюмах и в декорациях и тем создать динамическое единство того и другого.

Именно эта увязка и динамическая напряженность не удаются никому из постановщиков»1.

В 1988–1989 годах у сестры художницы Людмилы Николаевны Глебовой музей приобрел шесть произведений, пять из которых датируются 1930-ми годами, и портрет П.Н.Филонова, написанный в 1960 году. Особенно следует отметить групповой портрет, который можно считать не менее значительным, чем созданная в то же время Т.Н.Глебовой и А.И.Порет картина «Дом в разрезе». На портрете художница изобразила близких ей людей: Филонова, органиста Браудо, подругу — художницу Порет, учеников Филонова, художников Гершова и Кондратьева, театрального художника Дмитриева и его жену, балерину В.С.Кастровицкую, пианистку Юдину и себя с палитрой и кистью. Работа выполнена в характерной для этого периода стилистике. В 1930-е годы Татьяну Николаевну связывают дружеские отношения с органистом И.А.Браудо, портрет которого также хранится в фондах музея. Он стилистически близок к изображению Браудо на групповом портрете. Еще один парафраз части группового портрета Глебова написала в 1960 году. Это портрет ее учителя П.Н.Филонова. Повторяя иконографию портрета 1930-х годов, художница меняет стилистику, манеру письма, принцип построения живописной поверхности, систему мазка, за этим стоит иное миросозерцание, иное мировоззрение, при этом отдается дань той «школе», тем художественным принципам, которые были освоены в период обучения у Филонова.

В начале блокады Татьяна Николаевна находилась в Ленинграде. Она эвакуировалась летом 1942 года. Все это время она не прекращала работать, делать зарисовки, писала дневник. Ею были созданы два цикла «Ужасы войны для мирного населения» и «Блокадный Ленинград». Тридцать одна работа из этих циклов находится в музее. Поступили работы в 1994 году от С.Н.Спицына. В 2004 году у И.А.Стерлиговой был приобретен холст «Блокада» (1942). Графический цикл «Блокадный Ленинград» выполнен графитным карандашом или цветными карандашами. В него входят изображения изможденных жителей осажденного города, получающих свою скудную норму пищи в столовой с несколько гротескными, цветущими, пышущими здоровьем официантками на заднем плане. Невзгоды и страдания, которые принесла ленинградцам блокадная зима, лаконично переданы художником, который средства выражения тоже подвергает жесткой экономии. «Я сейчас должна рисовать, как летописец, это важно», — писала Глебова в дневнике2. Цикл «Ужасы войны для мирного населения» более повествователен. Художник использует не только графические техники, но и живописные. Большинство работ выполнены акварелью и темперой. Разрушенный, горящий город, лишенные крова, обездоленные и страдающие люди, — все это находит отражение в произведениях Глебовой. В своем дневнике 7 декабря 1941года она пишет: «Я страстно хочу жить и работать. Я должна напрячь все свои силы к тому, чтобы выжить и остаться художником. Вся интуиция, вся воля должны быть направлены на это»3.

К 1950–1970-м годам относятся работы, которые условно можно назвать «Типы», или «Портреты». Эти произведения поступили в музей в 1991 году от А.Б.Стерлигова, племянника В.В.Стерлигова. Работы этой серии представляют собой неперсонифицированные портреты людей: «Подруги» (1968), «Женщина с ребенком» (1959), «Певица» (1960) и др. В них Глебова акцентирует пластическое звучание линии и выразительность цвета.

В 1996 году А.В.Повелихиной в дар музею были переданы произведения Глебовой, представляющие ее работу в книжной графике. В конце 1920-х годов Татьяна Николаевна начала сотрудничать с детскими журналами «Еж» и «Чиж», после войны она продолжала иллюстрировать литературу для детей, а также создавать макеты книжек-игрушек. В собрании музея находится серия книжек «Подвижные картинки»: «Лебединое озеро» (1956), «Крестьянский двор» (1956), «Сон кота» (1956), а также книжка-игрушка «Букет» (конец 1950-х годов). Книжную графику дополняют эскизы карнавальных масок «Сова», «Баран», «Бык», «Ослик» «Царевич Гвидон» (1958–1959), выпускавшихся большим тиражом.

Татьяна Николаевна Глебова серьезно и профессионально относилась ко всему, что она создавала, но все же главным в искусстве для нее всегда оставалось выражение духовного бытия человека. Мир в произведениях Татьяны Николаевны — это мир цвета, света, прозрачной чистоты, слияние «дольнего» и «горнего», духовного и материального, бренного и вечного. Глебова формулировала свои принципы живописи: «духовный цвет», «многовзорие», «летающие формы». Ей редко удавалось показывать свои произведения зрителю, но находившиеся рядом с ней молодые художники «школы Стерлигова» принимали ее творчество как сокровенное знание, которое следует бережно сохранять и передавать последующим поколениям.

 

Примечания

 

1 Филонов П.Н. Дневники. СПб., 2000. С. 146.

2 Глебова Т. Н. Рисовать, как летописец (Страницы блокадного дневника) // Искусство Ленинграда. 1990. №2. С.17.

3 Там же. С.16.

Т.Глебова. Сценки в блокадном Ленинграде. Из серии «Ужасы войны для мирного населения». 1942. Картон, акварель, темпера. ГМИ СПб.

Т.Глебова. Сценки в блокадном Ленинграде. Из серии «Ужасы войны для мирного населения». 1942. Картон, акварель, темпера. ГМИ СПб.

Т.Глебова. Семейство. Из серии «Ужасы войны для мирного населения». 1942. Бумага, акварель, темпера, карандаш. ГМИ СПб.

Т.Глебова. Семейство. Из серии «Ужасы войны для мирного населения». 1942. Бумага, акварель, темпера, карандаш. ГМИ СПб.

Т.Глебова. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте. 1942. Бумага, акварель, темпера. Частное собрание. Москва

Т.Глебова. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте. 1942. Бумага, акварель, темпера. Частное собрание. Москва

Т.Глебова. Время голода. 1942. Бумага, акварель, темпера. Частное собрание. Москва*

Т.Глебова. Время голода. 1942. Бумага, акварель, темпера. Частное собрание. Москва*

Т.Глебова. В блокадном Ленинграде. 1942. Бумага, акварель, темпера. ГМИ СПб.

Т.Глебова. В блокадном Ленинграде. 1942. Бумага, акварель, темпера. ГМИ СПб.

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru