Наталья Нассонова
Работы Т.Глебовой в Государственном музее истории
Санкт-Петербурга
В Государственном музее истории Санкт-Петербурга хранится около
180 работ Т.Н Глебовой разных лет. Наиболее ранняя из них датируется 1930
годом, самая поздняя — 1970-ми годами. Коллекция музея фактически представляет
весь творческий путь художницы, за исключением позднего периода, в котором
Татьяна Николаевна вместе со своим мужем художником Владимиром Васильевичем
Стерлиговым развивала идеи «чашно-купольного» пространства в живописи и понятие
«прямо-кривой» как нового прибавочного элемента, порождающего новые живописные
формы. Несмотря на то что в собрании отсутствуют наиболее характерные поздние
работы Т.Н.Глебовой, особенность и уникальность ее художественного дарования
представлена достаточно полно.
Всю коллекцию можно поделить на несколько групп. Работы
довоенного периода включают в себя пять произведений 1930-х годов, написанных
маслом, и более двадцати эскизов декораций к опере Р.Вагнера «Нюрнбергские
мейстерзингеры», выполненных акварелью. Тридцать одна работа создана художницей
в блокадном Ленинграде. Послевоенные работы условно
можно разделить на две серии: виды пригородов Ленинграда, созданные в 1950–1951 годах, и серию, которую
можно назвать «Типы» или «Портреты», в нее входят шестнадцать произведений
1950–1970-х годов. Часть работ коллекции
связана с деятельностью Глебовой в области книжной графики: это макеты детских
книг-игрушек, а также эскизы масок и их тиражированные образцы. Достаточно
большую группу составляют работы художника в промграфике, которые она выполняла
по заказу «Ленторгрекламы» и Всесоюзной промышленной палаты. Сюда входят эскизы
женской одежды, ювелирных украшений, эскизы пудрениц с видами Ленинграда и
эскизы календарей.
Поступление работ в Государственный музей истории Ленинграда
началось еще при жизни художницы. Первые восемь произведений были приобретены у
автора в 1982 году. Это акварели, выполненные в 1950–1951 году во время работы
Глебовой в пригородах Ленинграда — Гатчине и Ораниенбауме, сильно пострадавших
во время Великой отечественной войны: здесь проводилась активная реконструкция
дворцово-парковых ансамблей. Эскизы декораций к опере Р.Вагнера «Нюрнбергские
мейстерзингеры» были приобретены у Татьяны Николаевны в 1983 году. К этой работе
Глебову привлек в 1931–1932 годах театральный художник В.В.Дмитриев. Постановка
оперы была осуществлена режиссером Э.И.Каплан на сцене Малого ленинградского
государственного оперного театра. В своей работе Глебова использовала
«аналитический метод» построения картины, основой которого являлась «точка, как
единица действия». Цветность, звучность, живописная пластика эскизов выявляют
не прямое усвоение установок П.Филонова, но глубокую их трансформацию в
соответствии с потребностями внутреннего мира художницы. Критика неоднозначно
оценила новую постановку, обращая внимание на несоответствие содержания оперы и
сценографии. Однако Филонов, который присутствовал на премьере, благожелательно
отнесся к работе своей ученицы, записав в дневнике 12 мая 1932 года: «В этом
действии, где задником является гигантская панорама Нюрнберга, написанная по
принципам сделанной картины, художникам удалось достигнуть почти одинаковой
степени напряжения цвета и формы в костюмах и в декорациях и тем создать
динамическое единство того и другого.
Именно эта увязка и динамическая напряженность не удаются
никому из постановщиков»1.
В 1988–1989 годах у сестры художницы Людмилы Николаевны
Глебовой музей приобрел шесть произведений, пять из которых датируются 1930-ми
годами, и портрет П.Н.Филонова, написанный в 1960 году. Особенно следует
отметить групповой портрет, который можно считать не менее значительным, чем
созданная в то же время Т.Н.Глебовой и А.И.Порет картина «Дом в разрезе». На
портрете художница изобразила близких ей людей: Филонова, органиста Браудо,
подругу — художницу Порет, учеников Филонова, художников Гершова и Кондратьева,
театрального художника Дмитриева и его жену, балерину В.С.Кастровицкую,
пианистку Юдину и себя с палитрой и кистью. Работа выполнена в характерной для
этого периода стилистике. В 1930-е годы Татьяну Николаевну связывают дружеские
отношения с органистом И.А.Браудо, портрет которого
также хранится в фондах музея. Он стилистически близок к изображению Браудо на
групповом портрете.
Еще один парафраз части группового портрета
Глебова написала в 1960 году. Это портрет ее учителя П.Н.Филонова. Повторяя
иконографию портрета 1930-х годов, художница меняет стилистику, манеру письма,
принцип построения живописной поверхности, систему мазка, за этим стоит иное
миросозерцание, иное мировоззрение, при этом отдается дань той «школе», тем
художественным принципам, которые были освоены в период обучения у Филонова.
В начале блокады Татьяна Николаевна находилась в Ленинграде.
Она эвакуировалась летом 1942 года. Все это время она не прекращала работать,
делать зарисовки, писала дневник. Ею были созданы два цикла «Ужасы войны для
мирного населения» и «Блокадный Ленинград». Тридцать одна работа из этих циклов
находится в музее. Поступили работы в 1994 году от С.Н.Спицына. В 2004 году у
И.А.Стерлиговой был приобретен холст «Блокада» (1942). Графический цикл
«Блокадный Ленинград» выполнен графитным карандашом или цветными карандашами. В
него входят изображения изможденных жителей осажденного города, получающих свою
скудную норму пищи в столовой с несколько гротескными, цветущими, пышущими
здоровьем официантками на заднем плане. Невзгоды и страдания, которые принесла
ленинградцам блокадная зима, лаконично переданы художником, который средства
выражения тоже подвергает жесткой экономии. «Я сейчас должна рисовать, как
летописец, это важно», — писала Глебова в дневнике2. Цикл «Ужасы
войны для мирного населения» более повествователен. Художник использует не
только графические техники, но и живописные. Большинство работ выполнены акварелью
и темперой. Разрушенный, горящий город, лишенные крова, обездоленные и
страдающие люди, — все это находит отражение в произведениях Глебовой. В своем
дневнике 7 декабря 1941года она пишет: «Я страстно хочу жить и работать. Я
должна напрячь все свои силы к тому, чтобы выжить и остаться художником. Вся
интуиция, вся воля должны быть направлены на это»3.
К 1950–1970-м годам относятся работы, которые условно можно
назвать «Типы», или «Портреты». Эти произведения поступили в музей в 1991 году
от А.Б.Стерлигова, племянника В.В.Стерлигова. Работы этой серии представляют
собой неперсонифицированные портреты людей: «Подруги» (1968), «Женщина с
ребенком» (1959), «Певица» (1960) и др. В них Глебова акцентирует пластическое
звучание линии и выразительность цвета.
В 1996 году А.В.Повелихиной в дар музею были переданы
произведения Глебовой, представляющие ее работу в книжной графике. В конце
1920-х годов Татьяна Николаевна начала сотрудничать с детскими журналами «Еж» и
«Чиж», после войны она продолжала иллюстрировать литературу для детей, а также
создавать макеты книжек-игрушек. В собрании музея находится серия книжек
«Подвижные картинки»: «Лебединое озеро» (1956), «Крестьянский двор» (1956),
«Сон кота» (1956), а также книжка-игрушка «Букет» (конец 1950-х годов). Книжную
графику дополняют эскизы карнавальных масок «Сова», «Баран», «Бык», «Ослик»
«Царевич Гвидон» (1958–1959), выпускавшихся большим тиражом.
Татьяна Николаевна Глебова серьезно и профессионально
относилась ко всему, что она создавала, но все же главным в искусстве для нее
всегда оставалось выражение духовного бытия человека. Мир в произведениях
Татьяны Николаевны — это мир цвета, света, прозрачной чистоты, слияние
«дольнего» и «горнего», духовного и материального, бренного и вечного. Глебова
формулировала свои принципы живописи: «духовный цвет», «многовзорие», «летающие
формы». Ей редко удавалось показывать свои произведения зрителю, но
находившиеся рядом с ней молодые художники «школы Стерлигова» принимали ее
творчество как сокровенное знание, которое следует бережно сохранять и
передавать последующим поколениям.
Примечания
1 Филонов П.Н. Дневники. СПб., 2000. С. 146.
2 Глебова Т. Н. Рисовать, как летописец
(Страницы блокадного дневника) // Искусство Ленинграда. 1990. №2. С.17.
3 Там же. С.16.