Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 97 2011

Владимир Потресов, фото Александра Чумичева

 

Вглядитесь в эти лица

 

…Ежегодно в день памяти святого благоверного князя Александра Невского в Большом зале Центрального Дома литераторов вручаются премия его имени «России верные сыны» и медаль с профилем князя-воина, изготовленная из золота и серебра. Эта награда существует семь лет, среди ее лауреатов известные прозаики, поэты, критики…

…Президент России принял в Кремле делегатов конгресса русской прессы, в том числе Алексея Шейнина, возглавляющего Издательский дом «Петит» в Риге — одно из самых крупных русских издательств за границей России…

…Председатель Совета Федерации Сергей Миронов в ходе визита в Вологодскую область посетил известного русского писателя, последнего живого классика, посвятившего свои произведения деревне, Василия Белова…

…В швейцарском Давосе на закрытии 34-й ежегодной встречи Всемирного экономического форума прошло главное культурное событие — Russian Night. Гостей Давоса познакомили с искусством артистов Большого театра.

На первый взгляд, перечисленные события ничто не связывает. Однако если внимательно присмотреться к фотографиям, сопровождающим эти и многие другие сообщения в прессе, легко увидеть общий почерк автора. А рядом прочесть имя: фотограф Александр Чумичев.

Фотография — изобретение мистическое. Не существует другой «машины времени», которая смогла бы в одно мгновение отправить нас в далекое или близкое прошлое, заставить вновь переживать счастливые или тревожные моменты своей жизни, судьбы друзей или знакомых, кумиров прошлых лет.

Фотографии деятелей отечественной культуры, сделанные Александром Чумичевым в уже неблизкие годы конца XX столетия, и оказываются такими «машинами времени», переносящими нас в то прошлое, в котором почитались талант и самобытность, ирония и самоирония, гротеск и контекст.

Вот такие мысли возникали на фотовыставке Александра Чумичева «Культура и власть», открывшейся в сентябре 2010 года в здании Совета Федерации РФ на улице Большая Дмитровка, дом 26. По замыслу автора экспозиции, — ее концепция включает фотопортрет выдающихся деятелей отечественной культуры, высших руководителей страны, а также снимки, на которых эти персонажи таких разных сфер деятельностипересекаются, — «пусть формально, но все же…» — оговаривается фотограф.

Известных общественных деятелей, артистов, музыкантов, художников так или иначе снимают многие профессионалы. С представителями власти — по понятным причинам — сложнее, здесь круг «допущенных» уже и требования жестче.

Для Александра Чумичева судьба сложилась именно так, что его творческая биография оказалась неразрывно связана с главными лицами страны и крупнейшими событиями новейшей истории, поскольку с 1986 года руководство ТАСС поручило ему работу личного фотографа Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева.

Однако, если в те прошедшие года в фотосессиях властных лиц существовал своего рода «негласный протокол», то, напротив, «поймать» в процессе съемки неожиданный ироничный, порой гротескный ракурс, подчеркивающий самобытность актера, писателя, художника всегда считалось большой удачей автора.

Хочется на выставке долго разглядывать фотопортрет Евгения Евстигнеева за нанесением грима в зеркальном трюмо, где, собственно-то, и лица толком не разглядишь, — но скажите, кто не узнает на своеобразном триптихе замечательного актера?

Время нас и обогащает, и обедняет. Кто-то из великих и признанных не теряет задорной одухотворенности юных лет, кто-то мрачно бронзовеет, кого-то терзают злые хвори. Фотомашина времени предъявляет «гамбургский счет» …

Вглядитесь в эти лица — и вы поймете, почему мы так назвали эту заметку о фотографиях А.Чумичева. В поэтах и музыкантах, актерах  и ученых фотограф сумел увидеть и передать то, что мы именуем «солью земли» — одухотворенность, талант, непосредственность и интеллектуальную глубину.

Среди работ Чумичева, представленных на выставке, есть несомненные удачи — неожиданный ракурс, психологически точно найденный образ, естественность и раскованность позы. Вспомните, например, фотопортрет великого Иннокентия Смоктуновского, его углубленный, требовательный к себе взгляд, который сумел поймать автор в артистической уборной после спектакля.

Так кто же он, автор этих, таких привлекательных и интересных работ?

Родился Александр Чумичев в 1950 году в Москве, образование получил на факультете журналистики МГУ, который окончил с отличием, а творческо-профессиональную деятельность начал в 1977 году, будучи еще студентом, в фотохронике ТАСС. Вот тогда ему довелось объездить с фототехникой весь необъятный Советский Союз, трудиться корреспондентом на Олимпиаде-80 в Москве, представлять свои работы практически на всех всесоюзных и всероссийских фотовыставках, организуемых Союзом журналистов.

В 1955 году в Амстердаме образовалась независимая некоммерческая организация World Press Photo, ежегодно присуждающая самые престижные премии в области фотожурналистики, а выставки лауреатов этой премии, ежегодно проходящие в 40 странах мира, посещают более миллиона человек. Александру Чумичеву досталась признательность этой организации, в 1982 году он стал лауреатом World Press Photo. А фоторепортажи из разрушенных землетрясением Спитака и Ленинакана были отмечены премией тоже весьма влиятельной в фотомире организации Interpressfoto в 1988-м.

В начале 1990-х годов прессу всего мира обошла фотография Бориса Ельцина, обращающегося с башни танка к защитникам «Белого дома». Автор ее, Александр Чумичев, находился в центре событий августа 1991 года, за что позже был удостоен медали «Защитнику Свободной России».

Изменились времена — изменился и подход к фотографиям «первых лиц»: фоторепортаж «Как Ельцин рассмешил Билла Клинтона», в котором наш президент предстает куда артистичнее зашоренного «друга Билла», безусловно, впечатляет. Несоменно, ему удалось схватить и медвежье изящество на эстраде первого российского президента эпохи предвыборных танцев в Ростове-на-Дону.

«Ельцина снимать было легко. Он раскрепощен, такой рубаха-парень, мимика богатая, жестикуляция, поэтому легче поймать интересный момент», — признается в интервью московской газете мастер, сменивший на посту легендарного Дмитрия Донского, а вот с Раисой Максимовной: «…приходилось работать. Обычно она ласково предупреждала: “Саша, если вы меня плохо сфотографируете, я вас уволю”. Шутка вполне конкретная: при Раисе Максимовне поменялось человек десять фотографов. Нет, она никого не увольняла, но от себя отлучала, говоря: “Мне он не подходит”. И это звучало как приговор».

В течение многих лет Александр Чумичев был личным фотографом всех российских президентов: Михаила Горбачева, Бориса Ельцина, Владимира Путина. Сейчас он работает с С.М.Мироновым. Многие из его фотографий сегодня стали историческими.

И то, что в постоянной протокольной, аппаратной среде, близ верхов власти, фотомастер сумел создать множество запоминающихся, нестандартных образов замечательных деятелей культуры, говорит о его большом творческом потенциале и вкусе.

Вглядитесь в эти лица!

Академик Д.С.Лихачев. 1986

Академик Д.С.Лихачев. 1986

Открытие выставки А.Чумичева в Совете Федерации РФ. 2010

Открытие выставки А.Чумичева в Совете Федерации РФ. 2010

Академик А.Д.Сахаров. 1988

Академик А.Д.Сахаров. 1988

Е.Евстигнеев перед спектаклем в гримуборной МХАТ. 1985

Е.Евстигнеев перед спектаклем в гримуборной МХАТ. 1985

М.Плисецкая на концерте в Большом зале консерватории. 1988

М.Плисецкая на концерте в Большом зале консерватории. 1988

Поэт А.Вознесенский и композитор Р.Щедрин. 1987

Поэт А.Вознесенский и композитор Р.Щедрин. 1987

Р.Горбачева, Е.Максимова, В.Васильев, А.Лиепа за кулисами Большого театра. 1989

Р.Горбачева, Е.Максимова, В.Васильев, А.Лиепа за кулисами Большого театра. 1989

Ю.Любимов чествует М.Захарова. 1993

Ю.Любимов чествует М.Захарова. 1993

Певец Д.Хворостовский и дирижер Е.Колобов на репетиции перед концертом в Большом зале консерватории. 1996

Певец Д.Хворостовский и дирижер Е.Колобов на репетиции перед концертом в Большом зале консерватории. 1996

7 ноября 1990 года: А.И.Лукьянов, Ю.А.Прокофьев, Н.И.Рыжков, М.С.Горбачев, Б.Н.Ельцин, Г.Х.Попов, И.С.Силаев

7 ноября 1990 года: А.И.Лукьянов, Ю.А.Прокофьев, Н.И.Рыжков, М.С.Горбачев, Б.Н.Ельцин, Г.Х.Попов, И.С.Силаев

Бывшие председатели Правительства РФ чествуют нового: В.С.Черномырдин, С.В.Кириенко, Е.М.Примаков, С.В.Степашин. 1999

Бывшие председатели Правительства РФ чествуют нового: В.С.Черномырдин, С.В.Кириенко, Е.М.Примаков, С.В.Степашин. 1999

Б.Ельцин и премьер-министр Японии Р.Хасимото. Дуэт на японских барабанах во время встречи «без галстуков». 1998

Б.Ельцин и премьер-министр Японии Р.Хасимото. Дуэт на японских барабанах во время встречи «без галстуков». 1998

Париж. Лувр. XXI век

Париж. Лувр. XXI век

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru