Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 97 2011

В русском искусстве второй половины XIX – начала XX века, пожалуй, не найти художника, который был бы способен настолько изумлять своими работами, как Иван Павлович Похитонов

Элеонора Пастон

 

Чародей Похитонов

 

В русском искусстве второй половины XIX — начала XX века трудно найти художника, который изумлял бы своими работами больше, чем Иван Павлович Похитонов. «Это какой-то чародей-художник, так мастерски, виртуозно сделано; как он пишет — никак не поймешь… Чародей!»1, — говорил о творчестве Похитонова И.Е.Репин. Им восхищались такие разные мастера, как А.П.Боголюбов, В.Д.Поленов, К.А.Савицкий. «Волшебством» называл живопись Похитонова В.Н.Бакшеев2. Картины художника ценил П.М.Третьяков. В общей сложности он приобрел 23 произведения мастера.

Удивительна творческая судьба Похитонова. Не получивший систематического художественного образования, по сути самоучка, приехавший в 1877 году 27 лет отроду в Париж, чтобы приобрести профессиональные навыки в искусстве, он едва ли не с первых шагов был окружен единодушным признанием и восхищением. И это признание он, уроженец Херсонской губернии, получил в Париже, «центре художественного мира» той поры, впервые выставив в 1878 году свои работы в Салоне на Елисейских полях. Его имя становится популярным среди парижских любителей искусства, а уже четыре года спустя ему, наряду с Боголюбовым, было предложено представлять русскую живопись на Международной выставке в галерее Елисейских полей Жоржа Пти, в которой предполагалось участие лучших художников Европы. Виднейшие критики того времени отозвались о нем как о феноменальном художнике, как о таланте высшего порядка, заслуживающем внимания самых требовательных знатоков.

Как же формировался талант этого удивительного мастера, что восхищало и продолжает восхищать в его творчестве и самых искушенных ценителей искусства, и простых посетителей выставок?

И.П.Похитонов родился 27 января (8 февраля) 1850 года в селе Матреновка Елизаветградского уезда Херсонской губернии (ныне — Зеленый Гай Знаменского района Кировоградской области, Украина) в имении своего отца Павла Даниловича Похитонова, военного, получившего дворянское звание. Мать художника Варвара Алексеевна (в девичестве Белич) происходила из семьи сербских поселенцев, живших в этих краях с XVIII века.

До 1867 года Похитонов окончил частный пансион Гумберта в Екатеринославе. Следуя семейной традиции, молодого человека определили в Кадетский корпус в Полтаве, но будущий художник не чувствовал призвания к военной службе и учиться в нем не смог. В 1868 году он окончил гимназию в городе Николаеве. В этом же году поступил в Петровско-Разумовскую земледельческую и лесную академию в Москве, но в 1869 году был исключен из неё за участие в кружке С.Г.Нечаева и выслан на родину. В 1870–1871 годах Похитонов учился на естественном отделении Новороссийского университета в Одессе. Приобретенные знания впоследствии окажутся ему очень полезными в его работе над пейзажами, в умении передавать тончайшие нюансы в жизни природы.

С детских лет Похитонов увлекался рисованием, писал акварелью и маслом. Он занимался самостоятельно, срисовывая с гравюр, понравившихся ему своими сюжетами, писал с натуры уютные украинские хатки, херсонские степи, своих близких и знакомых. Работы Похитонова конца 1860-х годов «В степи весной. Матреновка», «Портрет Кили» (обе — частн. собр., Франция) и «Портрет П.Д.Похитонова, отца художника» (Частн. собр., Швейцария) свидетельствуют о вдумчивой натурной работе молодого художника. Он делает успехи, изучая технику живописи старых мастеров. Есть сведения, что в круге его занятий было и освоение древнерусской живописи.

Осенью 1876 года на V Передвижной выставке, состоявшейся в Елизаветграде, Похитонов впервые познакомился с картинами А.И.Куинджи, И.И.Шишкина, А.П.Боголюбова, А.К.Саврасова, М.К.Клодта, Н.Н.Ге, И.Н.Крамского, В.Е.Маковского, которые произвели на него огромное впечатление. Мечта стать когда-нибудь участником подобной выставки определила все его дальнейшие устремления по достижению профессионализма. Он принимает решение учиться в Париже.

В самом конце 1876 года он едет в Италию, посещает Милан и Рим, а в январе 1877-го Похитонов прибывает в Париж. В этом году живущими в Париже русскими художниками, писателями и общественными деятелями было основано Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников. Среди учредителей были А.П.Боголюбов, И.С.Тургенев, Г.О.Гинцбург, М.М.Антокольский. Похитонов становится активным участником Общества, что открывает для него возможность новых знакомств в мире искусства. В клубном зале Общества устраивались рисовальные вечера, выставки, концерты, литературные чтения. Скульптор И.Я.Гинцбург писал об этом времени в своих «Воспоминаниях»: «...кто больше всего тогда мне нравился, это молодой, еще только начинавший пользоваться известностью, Похитонов — высокий, некрасивый, с огромной шапкой всклокоченных волос и широко расставленными глазами. При всем его преклонении перед французскими художниками-пейзажистами, он больше других оставался в душе русским. Его скромность и простота располагали всех в его пользу»3.

В первые годы Похитонов серьезно занимался живописью под руководством Боголюбова, педагога по призванию, относившегося всегда с искренним доброжелательством и бескорыстной заинтересованностью к русским художникам, приезжавшим в Париж. Какую форму приняли занятия Боголюбова с Похитоновым — ограничивались ли они советами начинающему художнику со стороны мэтра или носили систематичный характер, как долго они продолжались — сказать трудно. Надпись, сделанная Похитоновым на натюрморте «Фазаны» (1879, Саратовский гос. художественный музей им. А.Н.Радищева) — «Глубокоуважаемому учителю А.П.Боголюбову. И.Похитоновъ 1 января 1880 г.», — свидетельствует о признании им значения Боголюбова в становлении его как профессионального художника.

Надо думать, что Боголюбов, сам страстный пленэрист, советовал Похитонову серьезно осваивать живопись на открытом воздухе. Он высоко ценил картины Теодора Руссо, Жюля Дюпре, Диаза де ла Пенья, Шарля Франсуа Добиньи, представителей так называемой Барбизонской школы, выработавших новую методику тональной живописиВид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами. Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти богатую тонкими валёрами, световыми и цветовымиОдно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Различное число колебаний световых волн данного источника света воспринимается нашим глазом в виде определенных ощущений, которые мы называем нюансами, передававших в своих картинах многообразные состояния природы, ее тонкие связи с повседневной жизнью простых людей. Вероятно, именно Боголюбов «заразил» Похитонова особой любовью к живописи барбизонцев и стремлением овладеть ее особенностями.

С конца 1870-х — в 1880-е годы Барбизон и его окрестности становятся основным географическим пространством приложения творческих сил начинающего художника. Для него было важным не только изучать живопись, но освоить саму эстетику художников Барбизонской школы. В это время начинает складываться живописная манера Похитонова, оставшаяся по большей части неизменной до конца его жизни. Он пишет картины на небольших подготовленных дощечках красного или лимонного дерева, а этюды на картоне золотистого цвета, часто участвующего в колористической гамме того или иного произведения. В работе применяет разнообразные наборы тонких кистей, иногда микроскопических размеров, использует мастихины, рыбьи кости и скальпели. Среди подсобных инструментов — лупы, измерители и специальные сдвоенные очки4. Благодаря использованию всех этих средств, он добивается полной законченности картины, сохраняя при этом свежесть непосредственного восприятия натуры, «свежесть первого впечатления».

Среди созданных в Барбизоне пейзажей — картина «После захода солнца. Барбизон» (1889, ГТГ) с эмоционально переданным переходным состоянием природы, изменчивым и тревожным, в освещении лучей заходящего солнца, отбрасывающего желтовато-оливковые отблески, пробивающиеся сквозь тяжелые свинцовые облака.

Натюрморт «Фазаны», подаренный Боголюбову, кажется, выбивается из ряда живописных произведений Похитонова конца 1870–1880-х годов, но, если вспомнить о том, что, создавая свою живописную систему, барбизонцы опирались, в том числе, и на наследие голландской живописи XVII в., появление этой работы в ранний период творчества художника вполне закономерно. В этом убеждают, например, натюрморты Антуана Воллона (1833–1900), созданные им на дверцах буфета в гостинице Ганн в Барбизоне (Муниципальный музей Барбизонской школы, Барбизон), где останавливались приезжавшие сюда художники. Впечатлениями от работ барбизонцев в гостинице Ганн можно объяснить и появление у художника пейзажа «Вид на Буживаль» (начало 1880-х годов, частное собрание, Москва), написанного на необычной для его творчества основе — прокрашенной с оборота мебельной доске с отверстиями для двух ручек. Доска явно служила предметом интерьера или частью мебели в квартире или мастерской художника, которую он украсил по типу росписей в барбизонской гостинице на дверцах буфетов, шкафов, на стенах и дверях. Пейзаж до последнего времени хранился в семье потомков художника в Париже.

Картина «Вид на Буживаль» — уникальный образец, позволяющий разгадать тайну техники живописи Похитонова, о которой писал В.Н.Бакшеев: «У большинства художников видно, как написано, можно разгадать технику, а у Похитонова не поймешь: намазано, счищено и сверху опять писано. А все живет, дышит. Это действительно какой-то чародей»5. О том же говорил И.Е.Репин: «…как он пишет — никак не поймешь: счищено, потом опять написано сверху. Чародей!»6

Исследования картины «Вид на Буживаль»7 позволили «разложить» по полочкам всю сложную поэтапную систему построения красочного слоя в картине, разную для различных ее частей. Так, красочный слой переднего плана счищен до нижележащего, затем по вновь написанному красочному слою, по-сырому, нанесено инструментом типа гребенки изображение изгороди, а для изображения травы переднего плана применены инструменты с острыми наконечниками, которыми по сырой краске процарапаны травинки. Иной характер построения красочного слоя проявляется на заднем плане картины. Изображение акведука и неба писалось в несколько приемов. В нижней основе красочного слоя использованы более темные, серо-голубые тона, в верхних — более светлые, нежно-бирюзовые оттенки. Вся эта сложная маэстрия позволила художнику добиться тончайших оттенков, передать многообразие форм отдельных деталей и одновременно воссоздать ощущение глубокого пространства, дать обобщенный пейзажный образ.

С Буживалем, живописным пригородом Парижа на реке Сене, связаны значимые для Похитонова страницы его жизни во Франции. В конце 1870-х — начале 1880-х годов он часто приезжал сюда, посещая И.С.Тургенева в его усадьбе «Ясени» и бывая на вечерах в доме Полины Виардо, где встречался с видными представителями французской творческой интеллигенции. В Буживале художник много работал над этюдами и пейзажами. В дневнике Тургенева есть запись, относящаяся к концу 1882 года: «Похитонов также пишет портрет — необыкновенно выходит удачно и похоже. Это — мастер! Он привозил показывать мне и Виардо картины, которые он написал нынешним летом — прелесть»8. В этой записи речь идет о портрете писателя, созданном Похитоновым осенью 1882 года. Портрет И.С.Тургенева стал одним из первых произведений, попавшим в галерею П.М.Третьякова. Он покорил собирателя своей достоверностью, точностью передачи облика и внутреннего мира портретируемого, несмотря на то, что остался незаконченным из-за болезни Тургенева. Среди картин, показанных художником Тургеневу, вполне мог быть и пейзаж с видом на Буживаль.

Работая в начале 1880-х годов в пригородах Парижа, на юге Франции, в По, Биаррице, Ментоне, Похитонов не терял связи с родиной, приезжая летом в родные края. Свидетельством одного из таких приездов стала картина «Свадьба в Матреновке» (1880, частное собрание, Москва). Сцена с праздничной толпой односельчан в ярких нарядах «вписана» в пейзаж с бескрайней херсонской степью и воспринимается, как маленький островок счастья в трудной жизни селян. Картина принадлежит к одному из ранних и редких в творчестве художника многофигурных жанров и, может быть, наиболее приближена к передвижническим жанровым произведениям. В ней много теплоты, трогательного участия и стремления художника разделить с близкими ему душевно людьми их радости и горести. От «Свадьбы в Матреновке» тянутся нити к поздним пейзажам-картинам художника 1890-х — 1900-х годов.

Иной характер живописи, более близкий к работам барбизонского цикла, в другой картине Похитонова, выполненной на родине — «На юге России. Овцы на тырле» (1885, ГТГ). Мотив со стадом овец, отдыхающих ночью на дальнем пастбище, заинтересовал его эффектом света луны, сочетающегося с зеленовато-серым ночным освещением, поглотившим землю, отару овец, избушку пастухов.

Во время приезда Похитонова в Москву зимой 1881–1882 годов, на одном из рисовальных вечеров, его друзья Н.Д.Кузнецов и Репин написали портреты художника. Один из них, выполненный Репиным, экспонировался на X выставке Товарищества передвижников 1882 года. В нем очень точно передан не только внешний облик портретируемого, но и его «чистая, добрая душа»9, как писал о художнике тот же Репин. Такое впечатление Похитонов, его искусство, производили на многих, кто с ним соприкасался. В.Д.Поленов писал о своей встрече с ним в Париже в 1889 году: «Вчера был я у Похитонова в мастерской и просидел около двух часов. Очень он мне нравится, человек с художественным чутьем и не манерист, как я думал, а с любовью добивается правды»10.

В этом же, 1882 году Похитонову, наряду с Боголюбовым, было предложено представлять русскую живопись на Международной выставке, устроенной в галерее Елисейских полей Жоржа Пти, в которой предполагалось участие от Франции — Эрнеста Мейссонье, Жюля Дюпре, Гюстава Моро, от Англии — Лоренса Альма-Тадемы, от Австрии — Ганса Макарта и других лучших художников Европы. Виднейшие критики того времени особо отметили картины Похитонова. Некоторые газеты писали, что Мейссонье, находившийся тогда в зените славы, восхищался талантом Похитонова, которого не раз называли впоследствии «русским Мейссонье» или «Мейссонье пейзажа»11.

Известно, что в 1880-е годы Похитонов жил некоторое время на Монмартре, у художника Каррьера, мастерскую которого он впоследствии занял. И.Е.Репин так писал об этом периоде его жизни: «В Париже, в восьмидесятых годах прошлого столетия, на высотах Монмартра, в некоем “сите” художники свили себе гнездо. Там живали Клерен (друг Реньо), Бастьен Лепаж, Каррьер, наш Похитонов и другие. Собирались, рассуждали. Главным и несомненным признаком таланта они считали в художнике его (Похитонова. — Э.П.) настойчивость. При повышенном вкусе он так впивается в свой труд, что его невозможно оторвать, пока не добьется своего. Иногда это продолжается очень долго: форма не дается; но истинный талант не отступит, пока не достигнет желаемого»12.

В начале 1880-х годов Похитонов предпринимает несколько попыток участвовать в русской художественной жизни. Он экспонирует свои работы на выставках Московского общества любителей художеств, а в 1883 году написал письмо в правление Товарищества передвижных художественных выставок, в котором выразил желание экспонировать свои работы на выставке Товарищества. Это желание было встречено «с полным радушием и сочувствием». Но две картины Похитонова, которые должны были экспонироваться на выставке, находились в Аничковом дворце. Их вместе с произведениями А.П.Боголюбова готовили к представлению Александру III для приобретения, и гофмаршал двора отказался предоставить их на выставку. Произошло недоразумение, связанное с тем, что Похитонову, очевидно, не так объяснили, почему экспонирование его работ оказалось невозможно, и на следующий год он отказался давать свои произведения на очередную выставку ТПХВ.

Впервые одна из работ Похитонова появилась на «Передвижной» в феврале 1890 года. Это была картина «В окрестностях По». Первое выступление художника на выставке Товарищества хотя и было отмечено критикой, однако, не сделало его имя популярным среди российской публики. В следующий раз Похитонов покажет свои произведения на выставке ТПХВ лишь в 1905 году.

«В окрестностях По» была одной из картин художника, написанных в 1880-х — первой половине 1890-х годов в городке По, расположенном в юго-западной Франции у склонов Пиренеев, на берегу реки Гава. Похитонов здесь много работал. Одной из наиболее «удачных вещей», по мнению художника, был созданный им пейзаж «Ранняя весна. По. Прачки на берегу Гавы» (1885, ГТГ). В картине развернута простая строго уравновешенная композиция с чередованием планов, при котором достигается ощущение глубины пространства с ясными далями, мягко освещенными весенним солнцем. На переднем плане в центре изображены фигурки прачек, работающих на берегу. Если вглядеться внимательнее в картину, увеличивая изображение, происходит чудо. Как по волшебству в ней появляются новые детали. За пластикой движений стирающих белье прачек, хорошо прочитываемых на фоне спокойного течения светлой реки, можно видеть выражение их лиц. Оказывается, во время работы они непрерывно о чем-то весело разговаривают друг с другом и, кажется, можно слышать их звонкие голоса, сливающиеся с гулом пробуждающейся природы. Благодаря строго выверенной композиции, тщательно разработанному колористическому решению, изысканности цветовых отношений, в картине воссоздается радостное настроение природы и людей в пору ранней весны.

В работах Похитонова, написанных в По и его окрестностях, можно вновь встретить пейзажные мотивы, связанные с переходными состояниями в природе, привлекавшие особенное внимание художника в Барбизоне. В картине «Вечер после грозы. Берег Гавы» (около 1895, ГТГ) живое ощущение дыхания природы, ее трепетной изменчивости, когда послегрозовая напряженность и драматизм сменяются умиротворенной тишиной вечера, достигается благодаря простоте композиционного решения с четкой ритмикой планов, строгой колористической разработке коричневых и зеленовато-бурых тонов, сложным цветовым и световым отношениям.

На протяжении всей творческой жизни, живя в России, на Украине, в Минской губернии, во Франции и в Бельгии, Похитонов создавал картины с охотничьими мотивами. С эмоциональной полнотой в них выразилась душа художника, страстного охотника, влюбленного в природу. Среди этих произведений — «Охотник зимой» (1890, ГТГ), «Охотники в пейзаже (1888), «Привал охотников среди степного бурьяна» (1915; все — частное собрание, Москва), «Охотники с собаками», «Охотник» (обе — 1900-е годы, частное собрание, Швейцария), «На охоте» (1900-е годы, частное собрание, Москва). В них мастерски передано как состояние природы, так и эмоции охотников, напряженно высматривающих дичь, вслушивающихся в звуки леса, болота или устало возвращающихся домой.

В 1891 году Похитонов едет в Италию и восемь месяцев живет в городке Торре дель Греко у подножия Везувия неподалеку от Неаполя. Здесь он пишет массу пейзажей, на которых изображает «полуденный край» во всем богатстве и разнообразии натуры. Об этом свидетельствуют две картины, созданные в Италии — «Везувий» (ГТГ) и «Склон горы у Везувия» (частное собрание, Москва). Пленэризм Похитонова к этому времени достигает совершенства. Художнику подвластно не только воссоздание солнечного света, игры рефлексов, вызываемых солнечными лучами, но и движение пронизанного светом воздуха.

Для создания емкого пейзажного образа Похитонов использует многообразие композиционных и живописных средств. Это и цельность пространственного построения, как в картине «Везувий» (ГТГ), не лишенной, между тем, и жанрового мотива с беседующими у изгороди мужчиной и женщиной на первом плане, и подробнейшая детализация с тончайшими цветовыми оттенками, как в картине «Склон горы у Везувия» (Частн. собр., Москва). В этой картине романтический пейзаж с великолепным видом на море с холма, под безграничным облачным небом, сочетается с будничным мотивом — стадо коз пасется на залитом солнцем холме. Именно в гармонии романтического и будничного художник видит поэзию ежедневной жизни и выражает ее посредством тончайшей нюансировки разнообразных тонов своей богатейшей палитры.

Также внимателен художник и к жителям города — играющим на площадях у водоемов детям, торговцам и ремесленникам, беседующим или занятым своим делом людям. О созданных Похитоновым в Торре дель Греко работах, экспонировавшихся на выставке Салона Марсова поля в Париже с восхищением писал Репин: «Но за всю муку и… (ходьбу. — Э.П.) по бесконечным залам Салона я отдохнул с наслаждением перед миниатюрными перлами нашего И.П.Похитонова. Из десяти его вещей большая часть представляет картинки из Торре дель Греко на Неаполитанском заливе. Сколько блеска, свежести, какая выдержка рисунка и тона везде, особенно на зданиях! До полной иллюзии. А фигуры так рисовали только Фортуни да Мейссонье. Несмотря на их микроскопические размеры, они безукоризненно и глубоко проштудированы на воздухе, на солнце, со всеми мельчайшими изгибами формочек и кажутся в натуральную величину»13.

После поездки в Италию Похитонов переезжает в Бельгию, живет сначала в Жюпиле, вблизи Льежа, затем — в пригороде Льежа, Брессу, недалеко от Жюпиля14. 1894 годом датированы две работы Похитонова из собрания Третьяковской галереи «Тру-Луэт. Зимний день. Унавоженное поле под снегом» и «Тру-Луэт зимой», 1895 годом — «Тру-Луэт. Зима. Вид из квартиры художника». В это же время были написаны и картины «Сад художника в Брессу, пригороде Льежа» и «Силок для воробьёв. (Эффект снега)», (Обе — частн. собр., Москва). Во всех этих работах снег написан с такой любовью, с таким бережным вниманием к каждому миллиметру картины, что кажется, художник вложил в них всю свою любовь к России, одним из символов которой для него был именно одухотворенно запечатленный им снег. С невероятным тщанием и любовью выписывал художник все нюансы не только великолепного ослепительно-белого снежного покрова, сияющего в солнечных утренних лучах, но и тающего, рыхлого грязно-серого, счищаемого дворниками с дороги в серый, сырой ненастный день, как в картине «Снег в По» (1890, ГТГ).

Романтически-пантеистическое чувство к натуре сочеталось у Похитонова с точностью и объективностью ученого-естествоиспытателя. Живя в пригороде Льежа и имея возможность постоянно наблюдать окружающие пейзажи в разное время года и суток, Похитонов изучает малейшие изменения в жизни природы. С волшебной легкостью он мог воссоздать в картине бодрящую свежесть морозного воздуха, прохладу весеннего ветерка и даже как бы запахи сада в летний зной или осеннюю пору.

Пейзажи, написанные в Брессу, чаще всего населены людьми, занимающимися неторопливой повседневной работой, как в картине «Тру-Луэт. Ранняя весна» (1895, ГТГ). Иногда пейзажи безлюдны, но ощущение обжитости в них не исчезает благодаря отдельным деталям, свидетельствующим о близком пребывании человека. Это — веревка с бельем в картине «Тру-Луэт. Осенний вечер» (1895, ГТГ), часть ограды сада — «Тру-Луэт зимой» (1894, ГТГ). Но главное, что создает в них ощущение присутствия людей, — это их наполненность настроением, созвучным переживанию человека.

В 1890-е годы в живописи Похитонова все чаще встречаются жанровые мотивы с более крупными, чем ранее, фигурами персонажей. Их лица, позы, жесты более явственны. Можно распознать характер занятий изображенных людей, их эмоции. Эти новые свойства дают дополнительное ощущение жизненности, достоверности изображенной сцены.

Начинающий журналист Корней Чуковский напишет о картинах Похитонова, увиденных им на выставке Южнорусского союза художников в Одессе: «Если вы хотите освежиться и отдохнуть, обратитесь к миниатюрам г. Похитонова. Лучшего и сыскать нельзя. Как изящны, как поэтичны они, как легка и воздушна мастерская кисть славного художника! <...> Разве можно передать все неземное, нечеловеческое спокойствие этого прозрачного воздуха, очарованных бархатных кустов, теплого, томного света, который буквально потоком льется на вас со всех сторон, успокаивая взор своей перламутровой ровной синевой, <...> та нежная, жемчужная безмятежность колорита (tеndеr реаrl quietness), которую проповедовал Джон Рескин, досталась только ему одному из всех современных художников»15.

В 1896 году П.М.Третьяков приобретает большую партию картин Похитонова, что окрыляет художника. К концу этого года в собрании Третьяковской галереи было уже 23 произведения мастера. С годами мысли о своей принадлежности к русской культуре и необходимость более активно в ней участвовать все сильнее овладевали Похитоновым. В 1897 году он выставляется на 17-й Периодической выставке МОЛХа, в 1898 году — на Акварельной выставке Общества русских акварелистов, в 1900-м семь его картин экспонируются на Всемирной выставке в Париже. Похитонов удостаивается серебряной медали по русскому художественному отделу. В 1901 году он приезжает в Россию, где был встречен российской художественной общественностью с большим радушием и почетом.

В 1902 году Похитонов становится владельцем небольшого имения Жабовщизна, располагавшегося в нескольких десятках километров от Минска, где живет несколько лет. Природа этих мест отражена во многих работах Похитонова. Часто он пишет один и тот же пейзаж в разные времена года, передавая особенности жизни природы в летнюю и зимнюю пору — «Панорама в Жабовщизне», «Снежный пейзаж» (1900-е годы, частное собрание, Швейцария). В Жабовщизне одной из главных тем его творчества по-прежнему остается крестьянский труд. Эта тема представлена в многочисленных работах художника этого времени — «Околица в Жабовщизне» (1904, ГТГ), «На краю села. Ранняя осень» (начало 1900-х годов, частное собрание, Москва), «Прачки у пруда», «Яблони зацвели. Жабовщизна» (начало 1900-х годов, частное собрание, Санкт-Петербург), «Огород. Гряды капусты» (1900-е годы, частное собрание, Швейцария). От этих картин, далеких от собственно жанровых произведений, веет тишиной и спокойствием размеренной обыденной жизни, сходной с естественным размеренным ритмом жизни природы.

К этому времени произведения Похитонова уже приобрел не только П.М.Третьяков, но и различные музеи и частные коллекционеры. Постепенно в России миниатюрная живопись получает популярность. В 1903 и 1906 годах художник принял участие в выставке «Mignon» в Петербурге, организованной Товариществом художников.

В 1904 году Похитонов был удостоен звания академика. В 1905 году его избирают членом Товарищества передвижных художественных выставок.

В январе 1906 года Похитонов неожиданно для всех покидает Жабовщизну. Накануне, летом 1905 года, художник побывал в имении Л.Н.Толстого. Он написал здесь несколько видов имения, портрет писателя, а также массу портретных зарисовок — «Лев Толстой перед деревом бедных в Ясной Поляне» (Частн.собр., Швейцария), «Въезд в Ясную Поляну» (ГМИИ им. А.С.Пушкина), «Ясная Поляна. Толстой на балконе усадебного дома» (Частн. собр., Санкт-Петербург). Толстой и Похитонов много разговаривали, обсуждали насущные вопросы времени и искусства. Содержание этих бесед сохранилось в письмах художника жене, найденных И.С.Зильберштейном во Франции16. Позже уже оказавшись в Бельгии, Похитонов будет часто вспоминать дни, проведенные в Ясной Поляне. Свидетельством тому эскиз к картине «Въезд в Ясную Поляну. Толстой верхом», подаренный им Евгении Вульферт 24 декабря 1906 года.

Возвратившись в январе 1906 года в Бельгию, художник поселился в Жюпиле. Здесь он по-прежнему много работает. Все чаще в его творчестве находят отображение уличные сценки, например, «Игра в шары» (1910-е годы, частное собрание, Москва). В них позы, жесты схвачены с меткостью художника-жанриста. Кроме того, он зачастую пишет виды из окна своей дачи — «Вид на Коксид из окна. Ла-Панн» (начало 1910-х годов, частное собрание, Москва). Исключительная зоркость, которой обладал художник, не изменяет ему и теперь. На картине возникают домики городка Коксид, расположенного в нескольких километрах от его дома.

Похитонов снова приезжает в Россию, где его в 1914 году застает война. Постоянно живя в Петербурге, он бывает в Жабовщизне, в родных местах в Херсонской губернии, на Кубани. Характер живописи мастера, мотивы, которые он использует в своих работах, находят своего зрителя в России. В 1915 и в 1917 годах Похитонов экспонирует свои работы на выставках Передвижников. В 1916-м году на III выставке этюдов, эскизов, рисунков было представлено 11 работ художника. Казалось, исполнилась давнишняя мечта художника и его произведения стали существенной частью российской художественной жизни. Но опять обстоятельства гонят его из России.

После Февральской революции 1917 года Похитонов уезжает из Петербурга на Украину, а затем на Кубань, живет в Екатеринодаре. Он по-прежнему постоянно работает на натуре, принимает участие в общественной жизни города, в частности в деятельности художественного кружка при Екатеринодарской картинной галерее, основателем и попечителем которой был его друг Ф.А.Коваленко, готовит персональную выставку, которой не суждено было состояться17. В 1919 году он покидает Россию навсегда. В год отъезда он живет в станице Горячий Ключ под Екатеринодаром. Здесь пишет массу картин, на которых предстают работающие в саду, в огороде, в поле люди, например замечательный «Двор под снегом. Горячий Ключ» (1918, частное собрание, Санкт-Петербург). В них нет и намека на лишения, которые испытывал художник. В Горячем Ключе перед самым отъездом он напишет мужской портрет «Красноармеец Иван» (1919, частное собрание, Москва). Изображенный на нем человек, по семейному преданию, спас ему жизнь. В Иване действительно должно было быть что-то исключительное, потому что до этого Похитонов никогда не писал фронтальных портретов в рост человека, хотя и небольшого размера. Да и вообще портрет — редкий жанр в творчестве художника. В портрете очень точно передан внешний облик, манера держаться, характер красноармейца, который получился, как в свое время говорили о портрете И.С.Тургенева работы Похитонова, «живее жизни».

В Бельгии с начала 1920-х годов Похитонов поселяется с семьей в Брюсселе. Он находит пейзажные мотивы в окрестностях города и пригородах. Написанные здесь картины «Переулок на окраине. Бойтсфорт», «Весенние работы в Ульпе» (обе — нач. 1920-х годов, частное собрание, Москва) свидетельствуют о заинтересованном внимании Похитонова к живописи импрессионистов, что ощущается в особенностях передачи им светоцветовоздушной среды, в сосредоточенности на пленэрных эффектах.

Он работал до самой смерти. В последние годы прошло несколько его персональных выставок в Льеже, Антверпене. Художник умер в Брюсселе в 1923 году, 72 лет от роду.

В письме Похитонову 1896 года И.Е.Репин писал: «Я всегда восхищаюсь Вашими прекрасными созданиями, они навеки останутся на скрижалях нашего искусства. Мне кажется, в них ясно отражается Ваша чистая, добрая душа»18.

Похитонов был «самородным» (по словам Л.Н.Толстого) русским художником, «поэтом кисти», глубоко воспринявшим новейшие достижения европейской живописи, что сказалось на выработанной им оригинальной живописной технике, основанной на строгой требовательности к живописным качествам своих произведений. По мнению же бельгийского искусствоведа Эмиля Витмёра он «обогатил всемирное художественное наследие, добавив прекрасные страницы в великую книгу красоты, он встал в ряд мэтров»19.

 

Примечания

 

1 Бакшеев В.Н. Воспоминания. М., 1963. С. 71.

2 Там же.

3 Цит. по: Гребенюк В.А. Иван Павлович Похитонов. М., 1973. С.10-11.

4 Цит. по: Гребенюк В.А. Указ. соч. С.50.

5 Бакшеев В.Н. Указ. соч. С.70.

6 Там же.

7 Технико-технологические исследования проведены Л.И.Гладковой в Научно-исследовательской научной экспертизе им. П.М.Третьякова, химико-технологические исследования проведены в Научно-исследовательской лаборатории Московского музея современного искусства.

8 Гребенюк В.А. Указ. соч. С. 22.

9 Цит. по: Зильберштейн И.С. Художник Иван Похитонов у Льва Толстого. Парижские находки // Огонек. 1978. №37. С.20.

10 В.Д. Поленов — Н.В. Поленовой. Париж. 12/24 октября 1889 г. // Сахарова Е.В. Василий Дмитриевич Поленов, Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников. М., 1964. С. 443.

11 См. об этом: Маркевич И.Б. Иван Павлович Похитонов // Иван Павлович Похитонов. 1850–1923. Каталог. М., 1963. С.7.

12 Репин И.Е. Валентин Александрович Серов (материалы для биографии) // Валентин Серов в воспоминаниях и переписке современников. Т.1. Л., 1971. С.31.

13 Репин И.Е. Далекое близкое. М., 1964. С. 426-427. «Салон Марсова поля», организованный французским Национальным обществом изящных искусств в 1890 г., стал своеобразным соперником ежегодному «Салону Елисейских полей», наследнику старинных выставок Парижской академии. Они представляли различные грани художественной жизни Парижа той поры.

14 Оба пригорода в настоящее время находятся в черте города Льежа.

15 Чуковский К.И. Выставка картин южнорусского товарищества // Одес. новости. 1902. 14 окт. Цит. по: Товарищество южнорусских художников. Библиографический справочник. Одесса, 2000. С.189.

16 Цит. по: Зильберштейн И.С. Указ. соч. С.20.

17 Сведения о жизни Похитонова в Екатеринодаре (Краснодаре) сообщены Н.Л.Щурик, ст. науч. сотрудником Краснодарского краевого выставочного зала изобразительных искусств.

18 Цит. по: Зильберштейн И.С. Указ. соч. С.20.

19 Из статьи Эмиля Витмёра «Иван Павлович Похитонов» в «Ревю Валлон» (Льеж) от 15 марта 1924 г. Цит. по: Иван Похитонов Чародей-художник. К 160-летию со дня рождения Ивана Павловича Похитонова. 1850–1923. М., 2010. С.158.

И.П.Похитонов. Портрет работы И.Е.Репина. 1882. Холст, масло. ГТГ

И.П.Похитонов. Портрет работы И.Е.Репина. 1882. Холст, масло. ГТГ

После захода солнца. Барбизон. 1889. Дерево, масло. ГТГ

После захода солнца. Барбизон. 1889. Дерево, масло. ГТГ

Свадьба в Матреновке. 1880. Дерево, масло. Частное собрание, Москва

Свадьба в Матреновке. 1880. Дерево, масло. Частное собрание, Москва

Ранняя весна. По. Прачки на берегу Гавы. 1885. Дерево, масло. ГТГ

Ранняя весна. По. Прачки на берегу Гавы. 1885. Дерево, масло. ГТГ

Вид на Буживаль. Конец 1870-х – начало 1880-х годов. Дерево, масло. Частное собрание, Москва

Вид на Буживаль. Конец 1870-х – начало 1880-х годов. Дерево, масло. Частное собрание, Москва

На охоте. 1900-е годы. Дерево, масло. Частное собрание, Москва

На охоте. 1900-е годы. Дерево, масло. Частное собрание, Москва

Охотники и собака в пейзаже. 1888. Дерево, масло. Частное собрание, Москва

Охотники и собака в пейзаже. 1888. Дерево, масло. Частное собрание, Москва

Прачки. 1894. Дерево, масло. ГТГ

Прачки. 1894. Дерево, масло. ГТГ

Весна. Пейзаж с двумя фигурами. 1890-е годы. Картон, масло. Частное собрание, Москва

Весна. Пейзаж с двумя фигурами. 1890-е годы. Картон, масло. Частное собрание, Москва

Портрет И.С.Тургенева. 1882. Дерево, масло. ГТГ

Портрет И.С.Тургенева. 1882. Дерево, масло. ГТГ

Везувий. 1891. Дерево, масло. ГТГ

Везувий. 1891. Дерево, масло. ГТГ

Склон горы у Везувия. 1891. Дерево, масло. Частное собрание, Москва

Склон горы у Везувия. 1891. Дерево, масло. Частное собрание, Москва

Тру-Луэт. Ранняя весна. 1895. Дерево, масло. ГТГ

Тру-Луэт. Ранняя весна. 1895. Дерево, масло. ГТГ

Тру-Луэт. Зима. Вид из квартиры художника. 1895. Дерево, масло. ГТГ

Тру-Луэт. Зима. Вид из квартиры художника. 1895. Дерево, масло. ГТГ

Снег в По. 1890. Дерево, масло. ГТГ

Снег в По. 1890. Дерево, масло. ГТГ

Силок для воробьев. (Эффект снега). 1890-е годы. Дерево, масло. Частное собрание, Москва

Силок для воробьев. (Эффект снега). 1890-е годы. Дерево, масло. Частное собрание, Москва

Маленький бродяга. Ла-Панн. 1890-е годы. Дерево, масло. Частное собрание, Швейцария

Маленький бродяга. Ла-Панн. 1890-е годы. Дерево, масло. Частное собрание, Швейцария

Дюны. Ла-Панн. 1890-е годы. Картон, масло. Частное собрание, Москва

Дюны. Ла-Панн. 1890-е годы. Картон, масло. Частное собрание, Москва

Вид на Коксид из окна. Ла-Панн. Начало 1920-х годов. Картон, масло. Частное собрание, Москва

Вид на Коксид из окна. Ла-Панн. Начало 1920-х годов. Картон, масло. Частное собрание, Москва

Весенние работы в Ульпе. Начало 1920-х годов. Дерево, масло. Частное собрание, Москва

Весенние работы в Ульпе. Начало 1920-х годов. Дерево, масло. Частное собрание, Москва

Яблони зацвели. Жабовщизна. Начало 1900-х годов. Дерево, масло. Частное собрание, Санкт-Петербург

Яблони зацвели. Жабовщизна. Начало 1900-х годов. Дерево, масло. Частное собрание, Санкт-Петербург

Двор под снегом. Горячий Ключ. 1918. Дерево, масло. Частное собрание, Санкт-Петербург

Двор под снегом. Горячий Ключ. 1918. Дерево, масло. Частное собрание, Санкт-Петербург

Зимой. 1900-е годы. Дерево, масло. ГТГ

Зимой. 1900-е годы. Дерево, масло. ГТГ

Въезд в Ясную Поляну (Толстой верхом). 1906. Дерево, масло. Частное собрание, Санкт-Петербург

Въезд в Ясную Поляну (Толстой верхом). 1906. Дерево, масло. Частное собрание, Санкт-Петербург

Переулок на окраине. Бойтсфорт. Начало 1920-х годов. Дерево, масло. Частное собрание, Москва

Переулок на окраине. Бойтсфорт. Начало 1920-х годов. Дерево, масло. Частное собрание, Москва

Прачки у пруда. 1900-е годы. Дерево, масло. Частное собрание за рубежом

Прачки у пруда. 1900-е годы. Дерево, масло. Частное собрание за рубежом

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru