Галерея журнала «Наше наследие»
Людмила Вакар
Космос — Природа — Дом
Символы пробуждают
индивидуальный
опыт и переводят его в ранг
духовных актов,
в область метафизического
познания Мира.
Мирча Элиаде
Платон в своем диалоге «Тимей» описал действия демиурга как
жесты творца, который из хаоса создает форму, соответствующую вечным моделям.
Это первая мысль, которая возникает при знакомстве с творчеством Валентины
Ляхович и по мере углубления в него превращается в устойчивую рефлексию. Каждый
ее лист является неким Творением, возникшим из хаоса повседневных дел,
информационного потока современности и магической цензуры бессознательного
Художника-демиурга. Большинство акварелей художницы содержат открытый образ
вселенских масштабов, и независимо от того, имеют они фигуративный или
абстрактный, монументальный или камерный характер, в них присутствует нечто
завораживающее и приближающее к священному.
Валентина Ляхович является одним из ведущих авторов
Витебской школы акварели, светоносной техники, дающей необычайные возможности
для творческого эксперимента. Со студенческих лет ее покорили цветовое
богатство и разнообразие технических приемов акварели, позволяющей создавать
нерукотворные образы. В своем поиске она пришла к многослойному письму,
сочетающему многократные смывы, оттиски, потертости, срывы красочного слоя и
коллаж. В итоге ее акварели обретают глубину и фактуру, хранящую память о ранее
созданных образах. В них, как в древних палимпсестах-кодексах, написанных на
уже бывшем в употреблении пергаменте со следами предыдущих текстов, содержится
магия многократного к ним обращения, дух творческого откровения. Ее
персональная выставка в галерее журнала «Наше наследие» познакомила с
характером творческих поисков мастера.
Множество работ художницы возникло в результате ее пытливого
интереса к Космосу и несет в себе небесную символику священного. Магию
космического образа формируют глубокие фоны неоднократных смывов и выступающие
на первый план, иррадирующие чистым цветом пятна сорванной и заново окрашенной
поверхности. В композиции «Солнечный ветер» в бесконечно синем пространстве
Вселенной с множеством далеких созвездий и туманностей нисходят дугами потоки
солнечного сияния, огибая и проникая в темные Врата — символ прохода в некий
Высший мир. Пространство композиции «Энергия далеких миров» завораживает
возвышенным ритмом парения кристаллических тел, напоминающих о вечности и
абсолютности Бытия.
Экспозиция включала серию работ на тему Сотворения мира.
Написанные в вертикальном формате, они тем самым задают ключ к своему
космогоническому прочтению, предполагая некую иерархию миростроения.
Абстрактный характер цветоформ позволяет наполнять традиционные схемы
современными значениями. Лист «Превращения» отсылает к теме преобразований
однородного бесформенного Хаоса в Космос первичных тел, граница между которыми
обозначена экспрессией разорванного листа. Работа «Земля и Небо» своим
трехчастным делением являет модернизированную модель Мира, где таинственные
глубины подземной тьмы мира предков высвечиваются красными огнями памяти,
надземная часть переполнена динамикой вечной борьбы призрачно-туманных миражей
социальных утопий, и верхний мир Неба манит зернистой россыпью непроявленных
сущностей и возможностей. Композиция «Двое» говорит о жизни прародителей
человека в Раю в единении с природой. Символика работы «Полет» напоминает о
трагедии грехопадения и о тщетном стремлении человека вырваться из круга
предопределенностей своей судьбы.
Обращаясь к экзистенциальным темам, Валентина Ляхович
разрабатывает образы священности Жизни. «Безмолвие» — трагическая и возвышающая
картина только что отошедшей жизни: в замкнутое пространство светлой рамы
заключена мертвая птица. Акварельные смывы отодвинули ее в глубину
пространства, а нанесенные поверх последнего слоя белые квадраты и полосы с
черными точками выступают вперед, словно некая шифрограмма, фиксирующая исход
жизненной энергии. Сакральным солнечным цветом светится акварель «Полотно
жизни», составленная из четырех неоднократно смытых листов со следами сорванных
и вновь окрашенных полос-затёков, создающих ассоциации с Туринской плащаницей
Христа.
Всеобъемлющим символом человеческой экзистенции является
коллаж «Дом», где художница создает космический образ жилища. Размещенный по
центру листа вне всякого основания, он словно парит в центре мироздания,
светясь теплыми огнями окон и золотом наклеенной фольги. Его условную геометрию
органично дополняют вклейки с изображением прохожих на городской улице.
Повседневные ритмы городского быта обретают онтологический характер Универсума,
сохраняя свою первичную камерность.
В творчестве В.Ляхович священное и мирское сосуществуют,
порождая возвышенные образы Космоса — Природы — Дома.