Мария Нащокина
Усадьба Гальских.
Достоверность и подлинность
В июле 2009 года в Череповце после 20-летнего ремонта
открылся музей в деревянном барском доме некогда загородной усадьбы Горка.
Открытие нового усадебного музея — само по себе событие для нашей культуры
редкое, особенно в последние годы, когда чаще приходится констатировать
повсеместные утраты русского усадебного наследия. Открытие же провинциального
музея такого высокого уровня — уникально во многих отношениях.
Начнем с его местоположения. Череповец, прежде крошечный
уездный городок Новгородской губернии, расположен на правом берегу Шексны у
впадения в нее реки Ягорбы, вдали от губернского центра и оживленных торговых
связей, что и было одной из причин его неспешного исторического развития. В начале
XIX века в нем
проживало всего около 450 человек и только появился первый каменный дом.
Важнейшим событием в истории городка стало открытие в 1810 году судоходства по
Мариинской водной системе, соединившей Шексну с Петербургом и Балтийским морем
и ставшей надолго главной транспортной связью на севере и северо-западе России.
Город стал портовым, что определило его дальнейшую специализацию — судостроение
и железоделательный промысел, необыкновенно расцветший только в советское
время. В первой трети XIX века на берегу полноводной Шексны и был построен
существующий поныне усадебный дом, с середины XIX века связанный с семьей
потомственных дворян Гальских.
Хотя Череповец входил в Новгородскую губернию — традиционно
усадебную, он располагался в ее дальнем северо-восточном конце, неподалеку от
Вологды, где дворянское землевладение было исстари разреженно, а строительство
усадеб гораздо менее развито. Для сравнения — в конце XVIII века в Новгородской губернии было
зафиксировано 1265 усадеб, а в Вологодской — всего 275, то есть почти в 5 раз
меньше1. Это соотношение сохранялось в целом и в дальнейшем. Причем наличие
усадеб в том или ином месте вовсе не означало, что там находился господский
дом. Многие усадьбы были чисто хозяйственными образованиями, находившимися под
началом управляющих. Вот почему великолепный деревянный двухэтажный ампирный
дом Гальских, с нарядными портиками и бельведером, откуда открывается широкая
панорама реки, города и всей усадьбы с почти полностью сохранившимся комплексом
деревянных хозяйственных построек априори редкость для этих мест.
Своего рода чудо и то, что усадьба уцелела именно в
Череповце, ныне крупнейшем промышленном центре Вологодской области,
превосходящем Вологду и по численности населения и по площади. Увы, от
исторического архитектурного облика его почти ничего не осталось, но он все же
удивительным образом сохранил какую-то незримую, но ощутимую связь с живыми
культурными традициями. Начало им еще в пореформенный период положил уникальный
человек — владелец пароходных компаний, судов и предприятий, с 1855 года —
бургомистр, а с 1861 года — городской голова Череповца Иван Андреевич Милютин.
Его беспрецедентная по масштабу и результатам общественная деятельность —
прекрасная иллюстрация того, как значительна была роль в дореволюционной России
местной благотворительности и заинтересованной в созидании городской власти, а
также того, как много может сделать за свою жизнь один человек. В каком-то
смысле город Череповец второй половины XIX века был произведением И.А.Милютина, при участии которого
было построено большинство административных, общественных и учебных зданий2,
реконструированы и проложены новые транспортные пути, а также создан
исторический музей3. Импульс роста, данный им городу, получил неожиданно мощное
развитие в советское время, сделав Череповец средоточием мощных промышленных
предприятий и новой застройки, в конце концов стершей с лица земли маленькие
уютные купеческие и мещанские домики XIX века и дворянские усадьбы.
Исчезло в Вологодской области и большинство усадебных
строений. Одни остались на дне обширного Рыбинского водохранилища, другие
сгорели или развалились по небрежению, честно отслужив в качестве сельских
школ, больниц или пионерских лагерей. В Череповце и Череповецком районе — этом
богатом лесом краю традиционного деревянного зодчества — сегодня осталось всего
15 деревянных памятников архитектуры. Впрочем, немногие деревянные классические
усадебные дома, тем более с хозяйственными сооружениями, когда-то привычная
примета русского пейзажа, за последние два десятилетия были утрачены почти
повсеместно. И это еще один, на этот раз печальный, аспект нынешней
историко-архитектурной уникальности череповецкой усадьбы.
Череповецкой Горке повезло. Сразу после революции, в 1917
году, ее, одну из самых богатых усадеб города и уезда, взяли под охрану, не
дали бессмысленно растащить или сжечь. За советские десятилетия в ней сменилось
несколько пользователей4, особенно тяжелым для дома был последний период, когда
в нем проживало около 20 семей. И все же дом, добротно выстроенный из
долговечной лиственницы, выстоял. В конечном счете, это и позволило в 1989 году
создать историко-этнографический музей «Усадьба Гальских» и начать в 1992 году
реставрацию главного дома. И здесь усадьбе вновь повезло: за ее восстановление
взялись специалисты старейшей и лучшей реставрационной организации страны —
Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ), своего рода
образцовой школы российской реставрации. Проектирование вел архитектор С.Б.
Куликов, исполнителями были специалисты ООО «Электра»5 (директор К.Л. Смирнов).
Барский дом восстанавливали долго и тщательно, ведь усадьба
Гальских — единственный в Череповце деревянный памятник архитектуры
федерального значения, сохранившийся до нашего времени почти в первозданном
виде. В 2010 году закончился первый этап намеченной программы, рассчитанной до
2022 года — дом был отреставрирован и приобрел нарядный, а главное, исторически
достоверный вид. В доме была бережно сохранена вся старая древесина, что очень
чувствуется внутри — старые стены передают ощущение прошедшего времени. Яркий
голубой цвет фасада московские реставраторы подобрали в соответствии с
первоначальным, найденным в зондажах. Достоверность и подлинность — главные
достоинства усадьбы Гальских, теперь достаточно редкие даже среди
отреставрированных сооружений, особенно деревянных.
На втором этапе планируется реставрировать сохранившиеся
усадебные службы — дом управляющего, конюшню, кухни, двухэтажный амбар с
двухъярусной галереей на фигурных столбах (редкий образец когда-то
распространенного по северо-западу России типа надворных деревянных построек),
людские избы, и создать в них музейные экспозиции. Третий этап предусматривает
воссоздание утраченных элементов — въездных ворот, манежа, кузницы, каретной
мастерской, пасеки, поля для верховой езды, части ландшафтного парка,
фруктового сада и устройство набережной. Воссоздадут здесь и маслобойню
последнего хозяина усадьбы Н.Л.Гальского, которая прославила Горку на всю
страну: усадебный сыр и ныне всеми любимое вологодское масло, рецепт
приготовления которого сто пятьдесят лет назад изобрел Николай Верещагин,
родственник Гальских и старший брат знаменитого живописца, тогда продавали даже
в С.-Петербурге.
Это будущее, сегодня же открыт музей в главном доме, и он
тоже — уникальный.
За последние четыре десятилетия сложился определенный
стереотип интерьеров во вновь созданных музеях-усадьбах. Ясно, что подлинных
вещей в них практически не сохранилось, поэтому экспозицию строят на основе
портретов главного персонажа и его современников (как правило, копийных) и
немногих аналоговых вещах — бытовых предметах эпохи, которые каким-либо образом
можно обыграть в экскурсионном показе. На создание более-менее полных
предметных комплексов, как правило, не хватает средств, да и потребность в них,
думается, ощущается далеко не всегда. Хотя такие, по сути выхолощенные,
интерьеры лишены живой связи с прошлым, с этим приходится мириться — такова
наша безжалостная к собственной культуре история. И в этом смысле усадьба
Гальских — редчайшее и счастливое исключение.
Его музейная экспозиция делится поэтажно: на первом этаже
сейчас выставлена интереснейшая частная коллекция Алексея Германовича, в
основном представляющая предметы крестьянского быта, неотъемлемого от усадебной
культуры — северные вышитые полотенца, прялки, расписные конские дуги,
деревянные детские санки и т.д. Собрание богатое, а потому позволяет говорить
не только о ремеслах как таковых, но и о семантике и символике изобразительных
мотивов. Все это на редкость органично выглядит именно в старом усадебном доме,
ведь не секрет, что начало очень многим русским художественным промыслам
положили просвещенные помещики и небольшие усадебные мастерские.
На втором, парадном, этаже барского дома открыта экспозиция
дворянского быта «История семьи — история России». Поднявшись по старинной
парадной лестнице с точеными балясинами, посетители попадают в анфиладу комнат
с высокими потолками, филенчатыми дверями, кафельными печами и подлинными
деревянными полами... Всего в особняке тридцать семь комнат, и в каждой
воссоздан характерный для XIX столетия интерьер. В центре анфилады — голубой
парадный зал, обращенный в сторону двора и круглого сада. Его украшают
бронзовая люстра, французские шторы из натуральных тканей, кресла из карельской
березы, стол с лировидным подстольем, старинное зеркало, ломберный столик, шкаф красного
дерева и более поздние венские стулья. И вновь нельзя не выразить свое
восхищение — хотя и здесь родных усадебных вещей немного, созданы поразительно
живые, наполненные драгоценными приметами эпохи, интерьеры. Недаром
энтузиасты-музейщики многие годы разыскивали подходящую старинную мебель и
другие предметы дворянского быта по всей стране. Воспользовались и помощью
коллег — из музейного фонда Вологодского кремля получили на время часть бытовых
предметов из вологодской усадьбы Спасское-Куркино, откуда родом была жена
строителя Горки — А.И.Кудрявого.
Конечно, без заинтересованности и материальной помощи
городской администрации, областного департамента культуры и крупных
череповецких предприятий собрать такую качественную экспозицию не удалось бы.
На выделенные ими средства приобретались необходимые полочки, шкатулки,
вазочки, подносы, шились шторы и т.д., заставившие в итоге ожить целое. «Без
таких мелочей не воссоздать атмосферу русского дворянства», — справедливо
считает Наталья Анифаловна Шестакова, директор созданного музея. В самом деле,
рядом со спальней воссоздана атмосфера будуара хозяйки с зеркалом и платяным
шкафом, но и шкаф не пуст — в нем висят платья и накидки XIX века, которые директор с гордостью
вынимает и демонстрирует, и в шкатулке для рукоделия — полный набор
необходимого, а в детской — много разбросанных по полу игрушек, самодельные
куклы, волчки, лошадка, на которой катался сын последнего владельца усадьбы
Николая Гальского — маленький Лев, у кроватки на полу лежат брошенные детские
башмачки. Нельзя не заметить внимательного и бережного отношения к этим
«мелочам» — все они профессионально реставрированы (или воссозданы — такие
предметы по необходимости также присутствуют в экспозиции), а главное —
удивительно умело и художественно аранжированы, что создает в интерьерах полное
ощущение жилого дома и присутствия хозяев.
Не обошлось и без обычных для благородного музейного
начинания «чудес». Сотрудники музея говорят, что с началом реставрации дома к
ним буквально «поплыли» вещи, принадлежавшие когда-то Гальским — старинные
фотографии, бронзовые часы, стол-лира, венчальная шкатулка. Подлинные усадебные
вещи приносили и жители Череповца, кто-то дарил, кто-то продавал. У антиквара
была куплена Библия с надписью «От Николая Гальского крестьянину Федотову» и
книга XVIII века, на обложке которой рукой одного из Гальских была написана
родословная семьи. Недавно в музей принесли зеркало-псише, происходившее из
усадьбы, которое музейщики давно искали. Приехавшая на открытие дома-музея
своих предков внучка Н.Л.Гальского подарила чашку и блюдце своего деда. Кроме
того, в усадьбе нашли «клад» — полный усадебный сервиз со сценами охоты,
видимо, припрятанный в лихие революционные годы. Так, по каплям, собралась и
мемориальная экспозиция.
В наше время, когда с помощью чиновников разного уровня в
головах людей старательно стирается разница между подлинным историческим
сооружением и его вольной современной копией, усадьба Гальских очень ясно и
убедительно показывает эту разницу в натуре. Сейчас в городе несколько музеев —
среди них есть две городские усадьбы — музей Верещагиных (художника Василия и
его брата Николая, изобретателя вологодского масла) и дом-музей И.А.Милютина,
но, к сожалению, эти здания — всего лишь дорогостоящие новоделы. Только дом
Гальских — подлинник, настоящий, прекрасно отреставрированный деревянный дом
первой трети XIX века,
окруженный почти полным комплексом хозяйственных построек. Чтобы в полной мере
ощутить его самоценность, достаточно сравнить его с усадебным домом Ивана
Милютина, находящимся в центре старого города на берегу Шексны, напротив
усадьбы Гальских. По смыслу и значению для города — это бесспорно ключевой
памятник, сохраняющий память о великом земляке, по сути предопределившем
дальнейшую судьбу города и его жителей, его превращение в развитый промышленный
и культурный центр. Даже сейчас, после вселенской экономической перестройки,
Череповец — город не бедный, и это влечет за собой, к сожалению, и специфические
для нашего времени «особенности» его градостроительного развития. В последние
годы незаконный снос или поджог деревянной застройки и новое строительство на
территориях памятников архитектуры приобрели в исторических городах России
массовый характер. Так и в Череповце в начале 2000-х годов старый дом
знаменитого городского головы был по невежеству или небрежению власть имущих
заменен новоделом, теперь скромно соседствующим с монументальными коттеджами
сегодняшней городской «знати». Сравнение с ними напрашивается само собой,
потому что новый дом Ивана Милютина демонстрирует вполне современные стандарты
строительства и отделки интерьеров — в нем все с иголочки, все блестит новым
лаком… Но уже нет связи с минувшим, нет ощущения исторической глубины, нет родных
стен — свидетелей эпохи почти полуторавековой давности, когда жил и, не
покладая рук, радел о городе его знаменитый хозяин.
После открытия музей «Усадьба Гальских» сразу стал местом
притяжения горожан, особенно с детьми. И этому способствует не только великолепная
экспозиция и красота места с видом на широкую Шексну и город на противоположном
берегу, но и далекий от стереотипов подход дирекции к показу всех элементов
усадебной жизни, дающий возможность в ней поучаствовать. Со временем
предполагается воссоздать полный хозяйственный комплекс Горки, в котором дети
будут не только знакомиться с повседневным усадебным бытом, но и участвовать в
работах по саду, огороду, парку. Нечто подобное уже давно с успехом
используется в Америке, в усадьбе Джорджа Вашингтона Маунт Вернон, куда
привозят множество детей, с удовольствием погружающихся в быт XVIII века посредством работы в саду и
на участке воссозданных плантаций поместья.
Большое место в усадьбе Гальских уже сегодня занимают
старинные конюшни, в которых, как и полагается, живут лошади. Счастливая идея
использовать лошадей в музейной работе впервые, еще в 1990-х годах, была
реализована в Ясной Поляне по инициативе Владимира Ильича Толстого. В Горке
лошади появились благодаря директору Н.А.Шестаковой — страстной лошаднице,
хорошо понимающей потребности их содержания и умеющей найти им применение
сегодня. В усадьбе сохранились конюшня и жеребятник, используются они по
назначению. Лошади — едва ли не главные участники всех усадебных праздников, на
них совершают и далекие походы по Вологодской области, в Кириллов, Белозерск и
их окрестности. Причем участниками таких походов нередко становятся
состоятельные иностранцы, ценящие возможность спрятаться от тотальной
урбанизации в этом заповедном уголке Русского Севера. Это пополняет бюджет
музея и наглядно показывает, каким бесценным богатством природы и культуры мы
владеем.
Другими словами, новый усадебный музей в Череповце вселяет
надежду на будущее.
Примечания
1 Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI–XX вв. М., 2001.
С. 41-42.
2 Здание общественного управления, городской банк,
Общество взаимного страхования и Полицейское управление, здание пожарного депо,
окружной суд, храм Благовещения, женская гимназия, общественная библиотека с
Пушкинской читальней, два корпуса Гостиного двора, женское профессиональное
училище, здание Александровского технического училища, реальное училище с
церковью, городское училище, учительская семинария, Дом трудолюбия со столовой
для бедных, женское приходское училище и земская школа, устроен «Милютинский
Соляной городок» для развлечений с Милютинским садом, разбит Александровский
бульвар и выстроен Алексеевский док для починки судов. Колоссальные сдвиги
благодаря И.А.Милютину произошли и в череповецком судоходстве. В 1860 г. он вместе с братом,
также череповецким судовладельцем, пустил первый на Шексне колесный пароход
«Смелый», который начал совершать регулярные рейсы между Череповцом и
Рыбинском. В 1864 г. им было основано цепное буксирное пароходство, кроме того,
он доказал, что волжские баржи могут проходить по Шексне без перегрузки в
Рыбинске. На милютинских верфях Череповца были построены три морских грузовых
брига дальнего плавания («Россия», «Шексна» и «Алексей») — одни из первых
морских судов, сделанных в России, ходивших из Петербурга в порты Англии и
Америки. И.А.Милютин был одним из основателей Волжско-Камского банка, устав
которого он сам составил в 1869 г., принимал участие в проектах Великого
Сибирского железнодорожного пути. Вместе с другими промышленниками И.А.Милютин
на протяжении многих лет настойчиво добивался прокладки железной дороги
Петербург — Вологда через Череповец. В 1880-х гг. на Шексне и Мариинской
системе И.А.Милютиным впервые была применена паровая сила при буксировке. В
1899 г. он возбудил в Городской думе вопрос о сооружении в Череповце гавани, в
которую могли бы заходить пароходы и баржи самых больших размеров при волжской
осадке для разгрузки и нагрузки с железнодорожных вагонов, и добился
положительного решения. И.А.Милютин был автором ряда проектов, связанных с
усовершенствованием Мариинской системы. Осуществление этих проектов объективно
способствовало экономическому развитию города и края.
3 Это был второй, после Новгородского, музей на
территории губернии. Его развитие связано с именами фольклориста, исследователя
древнерусской письменности, хранителя рукописей Румянцевской библиотеки
Е.В.Барсова и И.А.Милютина — городского головы. Исторический музей (7000
предметов старины) устроил преподаватель учительской семинарии Н.В.Подвысоцкий.
(Кадобнов Ф.И. Краткий очерк
возникновения города Череповца Новгородской губернии и его героический рост за
время 50-летней деятельности Городского головы И.А.Милютина. 1909 г. Калуга, 1910. С. 44)
4 В 1952
г. в барском доме прошел капитальный ремонт, нарушивший
архитектурный облик здания.
5 Эта организация в дальнейшем выполняла реставрации
памятников Вологодского Кремля, Кирилло-Белозерского монастыря, Ферапонтова
монастыря, Успенского собора в Сергиевом Посаде.