Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 96 2010

Новый усадебный музей

Мария Нащокина

 

Усадьба Гальских. Достоверность и подлинность

 

В июле 2009 года в Череповце после 20-летнего ремонта открылся музей в деревянном барском доме некогда загородной усадьбы Горка. Открытие нового усадебного музея — само по себе событие для нашей культуры редкое, особенно в последние годы, когда чаще приходится констатировать повсеместные утраты русского усадебного наследия. Открытие же провинциального музея такого высокого уровня — уникально во многих отношениях.

Начнем с его местоположения. Череповец, прежде крошечный уездный городок Новгородской губернии, расположен на правом берегу Шексны у впадения в нее реки Ягорбы, вдали от губернского центра и оживленных торговых связей, что и было одной из причин его неспешного исторического развития. В начале XIX века в нем проживало всего около 450 человек и только появился первый каменный дом. Важнейшим событием в истории городка стало открытие в 1810 году судоходства по Мариинской водной системе, соединившей Шексну с Петербургом и Балтийским морем и ставшей надолго главной транспортной связью на севере и северо-западе России. Город стал портовым, что определило его дальнейшую специализацию — судостроение и железоделательный промысел, необыкновенно расцветший только в советское время. В первой трети XIX века на берегу полноводной Шексны и был построен существующий поныне усадебный дом, с середины XIX века связанный с семьей потомственных дворян Гальских.

Хотя Череповец входил в Новгородскую губернию — традиционно усадебную, он располагался в ее дальнем северо-восточном конце, неподалеку от Вологды, где дворянское землевладение было исстари разреженно, а строительство усадеб гораздо менее развито. Для сравнения — в конце XVIII века в Новгородской губернии было зафиксировано 1265 усадеб, а в Вологодской — всего 275, то есть почти в 5 раз меньше1. Это соотношение сохранялось в целом и в дальнейшем. Причем наличие усадеб в том или ином месте вовсе не означало, что там находился господский дом. Многие усадьбы были чисто хозяйственными образованиями, находившимися под началом управляющих. Вот почему великолепный деревянный двухэтажный ампирный дом Гальских, с нарядными портиками и бельведером, откуда открывается широкая панорама реки, города и всей усадьбы с почти полностью сохранившимся комплексом деревянных хозяйственных построек априори редкость для этих мест.

Своего рода чудо и то, что усадьба уцелела именно в Череповце, ныне крупнейшем промышленном центре Вологодской области, превосходящем Вологду и по численности населения и по площади. Увы, от исторического архитектурного облика его почти ничего не осталось, но он все же удивительным образом сохранил какую-то незримую, но ощутимую связь с живыми культурными традициями. Начало им еще в пореформенный период положил уникальный человек — владелец пароходных компаний, судов и предприятий, с 1855 года — бургомистр, а с 1861 года — городской голова Череповца Иван Андреевич Милютин. Его беспрецедентная по масштабу и результатам общественная деятельность — прекрасная иллюстрация того, как значительна была роль в дореволюционной России местной благотворительности и заинтересованной в созидании городской власти, а также того, как много может сделать за свою жизнь один человек. В каком-то смысле город Череповец второй половины XIX века был произведением И.А.Милютина, при участии которого было построено большинство административных, общественных и учебных зданий2, реконструированы и проложены новые транспортные пути, а также создан исторический музей3. Импульс роста, данный им городу, получил неожиданно мощное развитие в советское время, сделав Череповец средоточием мощных промышленных предприятий и новой застройки, в конце концов стершей с лица земли маленькие уютные купеческие и мещанские домики XIX века и дворянские усадьбы.

Исчезло в Вологодской области и большинство усадебных строений. Одни остались на дне обширного Рыбинского водохранилища, другие сгорели или развалились по небрежению, честно отслужив в качестве сельских школ, больниц или пионерских лагерей. В Череповце и Череповецком районе — этом богатом лесом краю традиционного деревянного зодчества — сегодня осталось всего 15 деревянных памятников архитектуры. Впрочем, немногие деревянные классические усадебные дома, тем более с хозяйственными сооружениями, когда-то привычная примета русского пейзажа, за последние два десятилетия были утрачены почти повсеместно. И это еще один, на этот раз печальный, аспект нынешней историко-архитектурной уникальности череповецкой усадьбы.

Череповецкой Горке повезло. Сразу после революции, в 1917 году, ее, одну из самых богатых усадеб города и уезда, взяли под охрану, не дали бессмысленно растащить или сжечь. За советские десятилетия в ней сменилось несколько пользователей4, особенно тяжелым для дома был последний период, когда в нем проживало около 20 семей. И все же дом, добротно выстроенный из долговечной лиственницы, выстоял. В конечном счете, это и позволило в 1989 году создать историко-этнографический музей «Усадьба Гальских» и начать в 1992 году реставрацию главного дома. И здесь усадьбе вновь повезло: за ее восстановление взялись специалисты старейшей и лучшей реставрационной организации страны — Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ), своего рода образцовой школы российской реставрации. Проектирование вел архитектор С.Б. Куликов, исполнителями были специалисты ООО «Электра»5 (директор К.Л. Смирнов).

Барский дом восстанавливали долго и тщательно, ведь усадьба Гальских — единственный в Череповце деревянный памятник архитектуры федерального значения, сохранившийся до нашего времени почти в первозданном виде. В 2010 году закончился первый этап намеченной программы, рассчитанной до 2022 года — дом был отреставрирован и приобрел нарядный, а главное, исторически достоверный вид. В доме была бережно сохранена вся старая древесина, что очень чувствуется внутри — старые стены передают ощущение прошедшего времени. Яркий голубой цвет фасада московские реставраторы подобрали в соответствии с первоначальным, найденным в зондажах. Достоверность и подлинность — главные достоинства усадьбы Гальских, теперь достаточно редкие даже среди отреставрированных сооружений, особенно деревянных.

На втором этапе планируется реставрировать сохранившиеся усадебные службы — дом управляющего, конюшню, кухни, двухэтажный амбар с двухъярусной галереей на фигурных столбах (редкий образец когда-то распространенного по северо-западу России типа надворных деревянных построек), людские избы, и создать в них музейные экспозиции. Третий этап предусматривает воссоздание утраченных элементов — въездных ворот, манежа, кузницы, каретной мастерской, пасеки, поля для верховой езды, части ландшафтного парка, фруктового сада и устройство набережной. Воссоздадут здесь и маслобойню последнего хозяина усадьбы Н.Л.Гальского, которая прославила Горку на всю страну: усадебный сыр и ныне всеми любимое вологодское масло, рецепт приготовления которого сто пятьдесят лет назад изобрел Николай Верещагин, родственник Гальских и старший брат знаменитого живописца, тогда продавали даже в С.-Петербурге.

Это будущее, сегодня же открыт музей в главном доме, и он тоже — уникальный.

За последние четыре десятилетия сложился определенный стереотип интерьеров во вновь созданных музеях-усадьбах. Ясно, что подлинных вещей в них практически не сохранилось, поэтому экспозицию строят на основе портретов главного персонажа и его современников (как правило, копийных) и немногих аналоговых вещах — бытовых предметах эпохи, которые каким-либо образом можно обыграть в экскурсионном показе. На создание более-менее полных предметных комплексов, как правило, не хватает средств, да и потребность в них, думается, ощущается далеко не всегда. Хотя такие, по сути выхолощенные, интерьеры лишены живой связи с прошлым, с этим приходится мириться — такова наша безжалостная к собственной культуре история. И в этом смысле усадьба Гальских — редчайшее и счастливое исключение.

Его музейная экспозиция делится поэтажно: на первом этаже сейчас выставлена интереснейшая частная коллекция Алексея Германовича, в основном представляющая предметы крестьянского быта, неотъемлемого от усадебной культуры — северные вышитые полотенца, прялки, расписные конские дуги, деревянные детские санки и т.д. Собрание богатое, а потому позволяет говорить не только о ремеслах как таковых, но и о семантике и символике изобразительных мотивов. Все это на редкость органично выглядит именно в старом усадебном доме, ведь не секрет, что начало очень многим русским художественным промыслам положили просвещенные помещики и небольшие усадебные мастерские.

На втором, парадном, этаже барского дома открыта экспозиция дворянского быта «История семьи — история России». Поднявшись по старинной парадной лестнице с точеными балясинами, посетители попадают в анфиладу комнат с высокими потолками, филенчатыми дверями, кафельными печами и подлинными деревянными полами... Всего в особняке тридцать семь комнат, и в каждой воссоздан характерный для XIX столетия интерьер. В центре анфилады — голубой парадный зал, обращенный в сторону двора и круглого сада. Его украшают бронзовая люстра, французские шторы из натуральных тканей, кресла из карельской березы, стол с лировидным подстольем, старинное зеркало, ломберный столик, шкаф красного дерева и более поздние венские стулья. И вновь нельзя не выразить свое восхищение — хотя и здесь родных усадебных вещей немного, созданы поразительно живые, наполненные драгоценными приметами эпохи, интерьеры. Недаром энтузиасты-музейщики многие годы разыскивали подходящую старинную мебель и другие предметы дворянского быта по всей стране. Воспользовались и помощью коллег — из музейного фонда Вологодского кремля получили на время часть бытовых предметов из вологодской усадьбы Спасское-Куркино, откуда родом была жена строителя Горки — А.И.Кудрявого.

Конечно, без заинтересованности и материальной помощи городской администрации, областного департамента культуры и крупных череповецких предприятий собрать такую качественную экспозицию не удалось бы. На выделенные ими средства приобретались необходимые полочки, шкатулки, вазочки, подносы, шились шторы и т.д., заставившие в итоге ожить целое. «Без таких мелочей не воссоздать атмосферу русского дворянства», — справедливо считает Наталья Анифаловна Шестакова, директор созданного музея. В самом деле, рядом со спальней воссоздана атмосфера будуара хозяйки с зеркалом и платяным шкафом, но и шкаф не пуст — в нем висят платья и накидки XIX века, которые директор с гордостью вынимает и демонстрирует, и в шкатулке для рукоделия — полный набор необходимого, а в детской — много разбросанных по полу игрушек, самодельные куклы, волчки, лошадка, на которой катался сын последнего владельца усадьбы Николая Гальского — маленький Лев, у кроватки на полу лежат брошенные детские башмачки. Нельзя не заметить внимательного и бережного отношения к этим «мелочам» — все они профессионально реставрированы (или воссозданы — такие предметы по необходимости также присутствуют в экспозиции), а главное — удивительно умело и художественно аранжированы, что создает в интерьерах полное ощущение жилого дома и присутствия хозяев.

Не обошлось и без обычных для благородного музейного начинания «чудес». Сотрудники музея говорят, что с началом реставрации дома к ним буквально «поплыли» вещи, принадлежавшие когда-то Гальским — старинные фотографии, бронзовые часы, стол-лира, венчальная шкатулка. Подлинные усадебные вещи приносили и жители Череповца, кто-то дарил, кто-то продавал. У антиквара была куплена Библия с надписью «От Николая Гальского крестьянину Федотову» и книга XVIII века, на обложке которой рукой одного из Гальских была написана родословная семьи. Недавно в музей принесли зеркало-псише, происходившее из усадьбы, которое музейщики давно искали. Приехавшая на открытие дома-музея своих предков внучка Н.Л.Гальского подарила чашку и блюдце своего деда. Кроме того, в усадьбе нашли «клад» — полный усадебный сервиз со сценами охоты, видимо, припрятанный в лихие революционные годы. Так, по каплям, собралась и мемориальная экспозиция.

В наше время, когда с помощью чиновников разного уровня в головах людей старательно стирается разница между подлинным историческим сооружением и его вольной современной копией, усадьба Гальских очень ясно и убедительно показывает эту разницу в натуре. Сейчас в городе несколько музеев — среди них есть две городские усадьбы — музей Верещагиных (художника Василия и его брата Николая, изобретателя вологодского масла) и дом-музей И.А.Милютина, но, к сожалению, эти здания — всего лишь дорогостоящие новоделы. Только дом Гальских — подлинник, настоящий, прекрасно отреставрированный деревянный дом первой трети XIX века, окруженный почти полным комплексом хозяйственных построек. Чтобы в полной мере ощутить его самоценность, достаточно сравнить его с усадебным домом Ивана Милютина, находящимся в центре старого города на берегу Шексны, напротив усадьбы Гальских. По смыслу и значению для города — это бесспорно ключевой памятник, сохраняющий память о великом земляке, по сути предопределившем дальнейшую судьбу города и его жителей, его превращение в развитый промышленный и культурный центр. Даже сейчас, после вселенской экономической перестройки, Череповец — город не бедный, и это влечет за собой, к сожалению, и специфические для нашего времени «особенности» его градостроительного развития. В последние годы незаконный снос или поджог деревянной застройки и новое строительство на территориях памятников архитектуры приобрели в исторических городах России массовый характер. Так и в Череповце в начале 2000-х годов старый дом знаменитого городского головы был по невежеству или небрежению власть имущих заменен новоделом, теперь скромно соседствующим с монументальными коттеджами сегодняшней городской «знати». Сравнение с ними напрашивается само собой, потому что новый дом Ивана Милютина демонстрирует вполне современные стандарты строительства и отделки интерьеров — в нем все с иголочки, все блестит новым лаком… Но уже нет связи с минувшим, нет ощущения исторической глубины, нет родных стен — свидетелей эпохи почти полуторавековой давности, когда жил и, не покладая рук, радел о городе его знаменитый хозяин.

После открытия музей «Усадьба Гальских» сразу стал местом притяжения горожан, особенно с детьми. И этому способствует не только великолепная экспозиция и красота места с видом на широкую Шексну и город на противоположном берегу, но и далекий от стереотипов подход дирекции к показу всех элементов усадебной жизни, дающий возможность в ней поучаствовать. Со временем предполагается воссоздать полный хозяйственный комплекс Горки, в котором дети будут не только знакомиться с повседневным усадебным бытом, но и участвовать в работах по саду, огороду, парку. Нечто подобное уже давно с успехом используется в Америке, в усадьбе Джорджа Вашингтона Маунт Вернон, куда привозят множество детей, с удовольствием погружающихся в быт XVIII века посредством работы в саду и на участке воссозданных плантаций поместья.

Большое место в усадьбе Гальских уже сегодня занимают старинные конюшни, в которых, как и полагается, живут лошади. Счастливая идея использовать лошадей в музейной работе впервые, еще в 1990-х годах, была реализована в Ясной Поляне по инициативе Владимира Ильича Толстого. В Горке лошади появились благодаря директору Н.А.Шестаковой — страстной лошаднице, хорошо понимающей потребности их содержания и умеющей найти им применение сегодня. В усадьбе сохранились конюшня и жеребятник, используются они по назначению. Лошади — едва ли не главные участники всех усадебных праздников, на них совершают и далекие походы по Вологодской области, в Кириллов, Белозерск и их окрестности. Причем участниками таких походов нередко становятся состоятельные иностранцы, ценящие возможность спрятаться от тотальной урбанизации в этом заповедном уголке Русского Севера. Это пополняет бюджет музея и наглядно показывает, каким бесценным богатством природы и культуры мы владеем.

Другими словами, новый усадебный музей в Череповце вселяет надежду на будущее.

 

Примечания

1 Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVIXX вв. М., 2001. С. 41-42.

2 Здание общественного управления, городской банк, Общество взаимного страхования и Полицейское управление, здание пожарного депо, окружной суд, храм Благовещения, женская гимназия, общественная библиотека с Пушкинской читальней, два корпуса Гостиного двора, женское профессиональное училище, здание Александровского технического училища, реальное училище с церковью, городское училище, учительская семинария, Дом трудолюбия со столовой для бедных, женское приходское училище и земская школа, устроен «Милютинский Соляной городок» для развлечений с Милютинским садом, разбит Александровский бульвар и выстроен Алексеевский док для починки судов. Колоссальные сдвиги благодаря И.А.Милютину произошли и в череповецком судоходстве. В 1860 г. он вместе с братом, также череповецким судовладельцем, пустил первый на Шексне колесный пароход «Смелый», который начал совершать регулярные рейсы между Череповцом и Рыбинском. В 1864 г. им было основано цепное буксирное пароходство, кроме того, он доказал, что волжские баржи могут проходить по Шексне без перегрузки в Рыбинске. На милютинских верфях Череповца были построены три морских грузовых брига дальнего плавания («Россия», «Шексна» и «Алексей») — одни из первых морских судов, сделанных в России, ходивших из Петербурга в порты Англии и Америки. И.А.Милютин был одним из основателей Волжско-Камского банка, устав которого он сам составил в 1869 г., принимал участие в проектах Великого Сибирского железнодорожного пути. Вместе с другими промышленниками И.А.Милютин на протяжении многих лет настойчиво добивался прокладки железной дороги Петербург — Вологда через Череповец. В 1880-х гг. на Шексне и Мариинской системе И.А.Милютиным впервые была применена паровая сила при буксировке. В 1899 г. он возбудил в Городской думе вопрос о сооружении в Череповце гавани, в которую могли бы заходить пароходы и баржи самых больших размеров при волжской осадке для разгрузки и нагрузки с железнодорожных вагонов, и добился положительного решения. И.А.Милютин был автором ряда проектов, связанных с усовершенствованием Мариинской системы. Осуществление этих проектов объективно способствовало экономическому развитию города и края.

3 Это был второй, после Новгородского, музей на территории губернии. Его развитие связано с именами фольклориста, исследователя древнерусской письменности, хранителя рукописей Румянцевской библиотеки Е.В.Барсова и И.А.Милютина — городского головы. Исторический музей (7000 предметов старины) устроил преподаватель учительской семинарии Н.В.Подвысоцкий. (Кадобнов Ф.И. Краткий очерк возникновения города Череповца Новгородской губернии и его героический рост за время 50-летней деятельности Городского головы И.А.Милютина. 1909 г. Калуга, 1910. С. 44)

4 В 1952 г. в барском доме прошел капитальный ремонт, нарушивший архитектурный облик здания.

5 Эта организация в дальнейшем выполняла реставрации памятников Вологодского Кремля, Кирилло-Белозерского монастыря, Ферапонтова монастыря, Успенского собора в Сергиевом Посаде.

Фрагмент колоннады усадебного дома

Фрагмент колоннады усадебного дома

Череповец. Усадьба Горка. Барский дом со стороны парадного двора

Череповец. Усадьба Горка. Барский дом со стороны парадного двора

Мария и Николай  Гальские. 14 июня 1900 года

Мария и Николай Гальские. 14 июня 1900 года

Будуар хозяйки

Будуар хозяйки

Кабинет

Кабинет

Туалетный столик в женском кабинете

Туалетный столик в женском кабинете

Столовая

Столовая

Уголок детской

Уголок детской

Предмет усадебного быта — крышка от шкатулки конца XIX века в экспозиции первого этажа

Предмет усадебного быта — крышка от шкатулки конца XIX века в экспозиции первого этажа

Предметы из уцелевшего усадебного сервиза

Предметы из уцелевшего усадебного сервиза

Интерьер девичьей

Интерьер девичьей

Спальня хозяйки

Спальня хозяйки

Самая живая и уютная в усадьбе — детская

Самая живая и уютная в усадьбе — детская

Дом управляющего

Дом управляющего

Конюшня

Конюшня

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru