Андрей Толстой
В жанре исторического пейзажа
Александра
Николаевна Синицына стала художницей не только в силу своих склонностей и
образования, но, прежде всего, в силу семейной преемственности. Ей очень
повезло: с самого детства она была приобщена к художественным «мирам»,
пересекавшимся в мастерской ее отца, — замечательным, по-настоящему творческим,
наполненным и высокой профессиональной культурой, и выжившими лучшими
традициями русского искусства первой половины ХХ века, и поисками нового в его
искренней и подлинной форме.
Художница
родилась в Москве в 1964 году в семье известного графика и педагога, ученика
Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой Николая Васильевича Синицына, ставшего, в
свою очередь, учителем целой плеяды известных мастеров — А.Т.Зверева,
Н.И.Калиты, Л.П.Дурасова, Т.Н.Скородумовой и многих других. Она выросла среди
произведений Остроумовой-Лебедевой, ее писем, благоговейной памяти о ней, а в
тоже время на ее глазах рождались акварели Зверева, свершались его житейские
жесты, экстравагантные, эпатирующие, но всегда любовно-почтительные по
отношению к ее отцу.
Александра
Синицына рано начала рисовать и первоначальное художественное образование
получила в семье, затем училась в Первой московской художественной школе им.
В.А.Серова. В 1985 году поступила на художественный факультет Московского
технологического института, который закончила по специальности
«художник-модельер». Однако в ее творческой жизни влияние семьи оказалось более
существенным, чем воздействие школы, и это, вероятно, было естественным. Она не
воспользовалась приобретенной профессией и возвратилась к той области
изобразительного искусства, к которой принадлежала по рождению.
В своем
творчестве Александра Синицына продолжает семейные традиции и работает как
художник-график. Она в первую очередь обращается к темам русской природы и
отечественных исторических памятников, чаще всего, соединяя их воедино. На ее
акварелях и цветных линогравюрах предстают исторические пейзажи окрестностей
Москвы, старинные парки, когда-то находившиеся за городом, но сейчас
оказавшиеся в пределах столицы. Звенигород с его живописным кремлем, который
местные жители именуют «Городком», и Саввино-Сторожевским монастырем,
вставшими на живописных холмах над неширокой Москвой-рекой, названными еще в
XIX столетии «подмосковной Швейцарией», Абрамцево с его старым садом, помнящим
Аксаковых, сказочной, уже «мамонтовской» Избушкой на курьих ножках,
Спас-Андроников монастырь над Москвой-рекой, Царицыно с его парком и руинами,
конечно, в его прежнем «недостроенном» виде, — вот те памятники природы и
истории, которые вызывают к жизни ее вдохновение.
Эти сюжеты в
ее произведениях неслучайны и памятны художнице с детства, здесь она работала
вместе с отцом и его друзьями, и затем, после смерти Н.В.Синицына, перейдя в
другую часть жизни, вновь возвратилась и, наверное, еще не раз будет
возвращаться к тому, что в ее памяти слито с историей отечественной культуры и
семейными воспоминаниями, сохраненным ею ярчайшим образом отца, человека
выдающегося, хотя и удалявшегося от советской действительности в созданный им
мир культуры, традиции, дружбы, к которому причастно и ее собственное
творчество.
Художница
стремится точно передать черты родной природы, ширь и размах, высокое небо,
живописные дали и в то же время почувствовать, как эта естественная красота
насыщается символами прошедшей, давней и дорогой всем нам жизни, навсегда
близкой душе. Именно это желание определяет основной жанр ее творчества —
создание исторических пейзажей, в которых естественный мир и культура пребывают
в нераздельном единстве, передают друг другу частицы своих особенных ипостасей
— натуральной прелести и духовного смысла.