Югра: образование — высшее.
Об истории, достижениях, проблемах и перспективах развития системы
высшего профессионального образования в Ханты-Мансийском
автономном округе — Югре, обозреватель «Нашего
наследия» Сергей Леонов беседует с
заместителем председателя Правительства автономного округа по вопросам
образования, науки и внешним связям Алексеем Николаевичем Майоровым.
С Югрой по жизни
С.Л.: Каждый раз, приезжая в Югру,
невольно изумляешься тем большим переменам, которые происходят здесь за
короткие промежутки времени. Динамизм развития, энергия созидания стали для
этого северного региона России органично присущими качествами. Без труда
прочитываются в столице округа Ханты-Мансийске
некоторые приоритеты социальной политики — предшественниками новой эпохи
воспринимаются суперсовременные киноконцертный зал, здания музеев и картинной
галереи, новые комплексы школ и детских садов. Привлекают внимание здания
Югорского университета, медицинского института и НИИ информационных технологий.
Это взгляд со стороны, а что можно сказать о сущности системы образования в
вашем округе?
А.М.: Да, округ активно развивается, и, чтобы в этом убедиться, не
обязательно обращаться к статистическим данным. А потенциал развития у северных
территорий России просто огромен. Но есть и проблемы — для продвижения вперед
нужны люди, люди современные, отлично подготовленные, свободно и широко
мыслящие, энергичные и любящие свою землю. Сверхзадача системы образования —
подготовить людей, способных обеспечить и свое благополучие, и процветание
родного края.
Ситуация, когда на Севере только
добывались природные ресурсы и люди жили там исключительно в силу
«производственной необходимости», ушла в прошлое. Сейчас большая часть югорской молодежи связывает свое будущее с работой в
округе. В основе этого социально-экономическая политика округа, и не в
последнюю очередь создаваемая у нас непрерывная система образования — от
детских дошкольных заведений до вузовской, послевузовской подготовки и
переподготовки. И конечно, перспективы удачного трудоустройства и социальная
поддержка молодежи.
Югра в XXI веке
С.Л.: Традиционно Ханты-Мансийский округ
воспринимается как регион добычи огромного количества углеводородного сырья —
нефти и газа. Сохранится ли такое положение и в будущем или намечаются изменения
характера экономики Югры и направленности системы
профессионального образования округа?
А.М.: Эти изменения, и изменения серьезные, уже начались. По
существу, это начало перехода к постиндустриальной экономике, с характерным для
нее приоритетом высокотехнологичных производств, информационных технологий и
развитием сферы услуг. Нефтегазовая отрасль сохраняет свои лидирующие позиции,
и не только за счет добычи, но и благодаря переработке нефти и газа. Активно
развиваются и остро нуждаются в квалифицированных специалистах лесопромышленный
комплекс, электроэнергетика, гражданское и промышленное строительство. В округе
многое делается для внедрения новейших технологий и материалов, развития
изысканий и научных исследований. Мы с нашими партнерами приступаем к реализации
проекта «Урал промышленный — Урал полярный». Речь идет о новом этапе
промышленного развития не только округа, но и всех соседних регионов России в
целом. В Березовском районе ХМАО, широко известном
как место заточения светлейшего князя Меншикова с
семьей, генерал-адмирала Остермана и других исторических личностей, на
компактной территории длиной 600
км разведаны богатейшие месторождения разнообразных
полезных ископаемых. Например, добыча железной руды и угля позволит оживить
предприятия Среднего и Южного Урала, освободить отечественную металлургию и
машиностроение от экспортных поставок из Турции, Казахстана, Украины, которые
сегодня составляют от 30 до 100% потребности предприятий. Если сейчас добыча
нефти составляет 90% экономического потенциала округа, то благодаря развитию
новых отраслей и направлений к 2020 году доля «нефтянки» может сократиться
почти до 50%.
С.Л.: Какие еще полезные ископаемые там обнаружены?
А.М.: Уже разведаны 33 месторождения, в
том числе единственные в России — марганцевых и хромовых руд, нефти, газа,
золота, кварца, бокситов, фосфоритов, цеолитов, медных руд, платины, цинка,
алмазов и единственные в России — марганцевых и хромовых руд. К примеру,
возьмем особо чистый кварц. Единственное подобное месторождение кварца есть на
границе Аргентины и Бразилии. А потребность в нем в мире удваивается каждое
десятилетие, без этого минерала немыслимо создание компьютеров, качественной
оптики, развитие оптико-волоконных технологий. Можно еще много говорить об этом
грандиозном проекте, инвестиционная емкость которого оценивается в более 500 млрд. руб., но, возвращаясь к
теме нашей беседы, следует подчеркнуть, что его реализация создаст более 65
тысяч новых рабочих мест, потребует участия большого количества
высококвалифицированных специалистов и, соответственно, их своевременной
подготовки.
Из истории образования Югры
С.Л.: Чтобы яснее осознавать перспективы, — полезно вспомнить
историю. Когда зародилась и как развивалась высшая школа Югры?
А.М.: С историей югорской высшей школы,
на первый взгляд, все довольно просто — она короткая и еще не стала «преданьем
старины глубокой». В начале 90-х годов XX века
созданы пединститут в Нижневартовске и Сургутский
государственный университет, затем педагогический университет в Сургуте и
медицинский институт в Ханты-Мансийске; и последним,
там же, всего пять лет назад — Югорский государственный университет.
C.Л.: Но картина реальной жизни была несколько сложнее?
А.М.: Безусловно, вузы появились не на пустом месте. Ученые и
специалисты, приехавшие со всей страны, сформировали интеллектуальную среду,
создали предпосылки для создания в «районах интенсивного освоения» новых
учебных заведений. А ведь в предшествующие — 70-е и 80-е годы это были «места
временного расселения», без какой бы то ни было социальной инфраструктуры. То обустройство жизни, которое в других регионах накапливалось
десятилетиями, а то и веками, в Югре было создано в
последние 15-18 лет. Сейчас в современных, благоустроенных населенных
пунктах автономного округа постоянно проживает более полутора миллионов
жителей.
С.Л.: Какого профиля было первое учебное заведение высшего
профессионального образования?
А.М.: Первый вуз Югры был
негосударственный. По инициативе предпринимательского сообщества в 1989 году в
Сургуте был создан Институт мировой экономики и бизнеса «Планета» как ответ на
актуальные запросы времени.
С.Л.: С тех пор многое переменилось и в жизни страны, и особенно в
таком динамичном регионе, как Ханты-Мансийский округ.
А.М.: Нынешние и грядущие изменения в экономике и социальной сфере
обусловливают и постоянное совершенствование системы высшего профессионального
образования округа. За прошедшие годы сделан своего рода задел на будущее,
сформировалась система высшего образования «на вырост», состоящая из двух
федеральных и трех региональных государственных вузов, четырех
негосударственных и почти шестидесяти филиалов и представительств российских
вузов. Кроме того, югорской молодежи доступны и
образовательные услуги «открытого» образования в сети Интернет и спутникового
телевещания. Государственные вузы являются центрами трех образовательных
округов: Восточного (Нижневартовского), Западного (Сургутского) и Центрального (Ханты-Мансийского).
Это не без проблем, но в целом гибкое и мобильное образовательное пространство,
способное оперативно реагировать на изменения внешних условий, удовлетворять
разнообразные потребности нашей молодежи в качественном образовании. Всего на
территории округа высшее профессиональное образование по 78 специальностям
получают около 54 тысяч студентов, это значит, что на 10 тысяч жителей округа
приходится 370 студентов. Почти 12 тысяч студентов обучаются на бюджетные
средства. За счет средств округа в вузах России обучаются еще более 300 югорчан. Средний размер студенческой стипендии, с учетом
районного регулирования, в 2007 году составил 2376 рублей, а социальной
стипендии — 3546 рублей.
Студенты на рынке труда
С.Л.: Общим местом стали разговоры о разбалансированности
российской высшей школы, отсутствии тесной связи с реальностью,
перепроизводстве юристов и экономистов и дефиците других специалистов.
А.М.: Образовательная концепция округа отличается продуманностью,
она целенаправленно формировалась под определенную социально-экономическую
стратегию, хотя определение «заказа» профессиональному образованию — непростая
проблема. Ведь если определенный специалист будет когда-то необходим, то его
подготовку нужно начинать за восемь–пять лет до этого, а предварительно создать
материально-техническую базу, подготовить преподавателей, создать учебный контент и его апробировать. Нужно вложить в это
значительные средства и организационные усилия. Что касается основной
потребности в кадрах в бюджетной сфере — подготовки медиков и педагогов, то эта
задача у нас успешно решается региональными специализированными вузами —
медицинским институтом в Ханты-Мансийске и
педагогическим университетом в Сургуте. Возникла острая нужда в специалистах по
дошкольному образованию — по рождаемости наш округ вышел на третью позицию в
РФ, — мы смогли оперативно эту проблему решить.
Организация образовательных
округов помогает сбалансировать подготовку специалистов в
социально-экономической, гуманитарной и технико-технологической сферах. На
сегодня в округе 84% выпускников вузов успешно трудоустраиваются — это хороший
показатель, и еще 3% продолжают обучение.
С.Л.: А как учитывать перспективные потребности различных отраслей
в рыночной экономике?
А.М.: На наш взгляд — только во взаимодействии с работодателями. И
положительный опыт такого сотрудничества у нас имеется. В октябре 2007 года в Ханты-Мансийске прошла конференция промышленников и
предпринимателей (работодателей) Югры с участием
президента РСПП РФ А.Шохина, председателя
Координационного совета объединений РСПП в УрФО В.Вексельберга, посвященная
обсуждению проблем участия бизнеса в организации образования, разработки
механизма формирования единого регионального заказа на подготовку рабочих
кадров и специалистов. Только совместными усилиями можно решить проблемы,
возникающие, например, у некоторых крупных нефтяных компаний, остро нуждающихся
в квалифицированных сотрудниках, готовых платить им достойную зарплату, а
местный рынок труда не способен удовлетворять эти запросы. Важным органом
координации экономики и образования является созданная в округе служба
мониторинга рынка труда; ее работа позволяет отслеживать спрос на специалистов,
улавливать тенденции и делать обоснованные прогнозы на будущее.
Контроль качества образования
С.Л.: Очевидно, что в развитие образования в округе вкладываются
весьма значительные, главным образом бюджетные средства. Каким образом
определяется эффективность их использования, контроль качества образовательных
услуг?
А.М.: Это важная и актуальная проблема. В России только
отрабатываются методы определения качества образования. У нас в округе, впервые
в Российской Федерации, недавно была создана специальная служба
государственного контроля и надзора в сфере образования. Основной ее задачей
будет лицензирование, государственная аккредитация и контроль качества
подготовки во всех образовательных учреждениях, расположенных на территории
автономного округа независимо от организационно-правовых форм и подчиненности.
Безусловно, будет действовать и система контроля со стороны федерального
ведомства — Рособрнадзора.
В государственных вузах Югры накоплен весомый кадровый потенциал: из 1155
преподавателей — 154 имеют ученую степень доктора и 572 — кандидата наук.
Однако привлечение перспективных ученых и специалистов для нас остается
первостепенной задачей. Что касается качества образовательных услуг,
предоставляемых некоторыми филиалами российских вузов, то оно, к сожалению, не
всегда на должной высоте, и мы вынуждены ставить вопрос о прекращении их
деятельности в округе.
Важный вопрос —
материально-техническая база образования. Тут наша принципиальная позиция
однозначна — в вузах и других учреждениях образования должно быть только самое
современное, самое лучшее оборудование. Учиться на устаревшем оборудовании
просто немыслимо. Вузы активно используют возможности обучения на базе
научно-исследовательских институтов и производственных предприятий. Так на факультете
информатики и прикладной математики ЮГУ обучение специальности ведется на
уникальной базе Югорского НИИ информационных технологий. Мы стремимся, чтобы
вся пространственная организация вузов — учебные корпуса, библиотеки,
лаборатории, театры, студенческие общежития, спортивные залы и сооружения —
вдохновляла и стимулировала процесс познания и развития.
Живая земля
С.Л.: Интенсивное развитие Югры может
порождать и определенные проблемы. Особенно когда цивилизационная
экспансия сталкивается с такими хрупкими материями, как традиционный уклад
жизни малочисленных народов или северными экосистемами.
А.М.: Как сохранить язык, фольклор, мифологию, промыслы, когда
меняются образ жизни и мысли их «носителей»? В Ханты-Мансийске
работает НИИ угроведения. В ЮГУ — это направление научно-исследовательской и
образовательной деятельности Института языка, истории и культуры народов Югры. В университете сейчас обучаются 525 студентов и 43
слушателя подготовительных курсов из числа коренных народов; изучаются
хантыйский и мансийский языки, создана аспирантура, действует научная
лаборатория, проводятся конференции. Живой интерес к этой работе проявляют
зарубежные ученые-угроведы и международные
организации. При поддержке канадско-российской программы «НОРДЕП»
реализуется проект «Школа предпринимательства коренных народов Севера». Есть
совместные проекты с университетами Хельсинки, Мюнхена.
Экология и региональное
природопользование — одно из основных направлений научной работы ЮГУ.
Учебно-научный центр природопользования оснащен самым современным аналитическим
оборудованием. Ученые университета участвуют в крупных международных
исследовательских проектах по экологии. Студенческое и молодежное экологическое
движение действует в округе активно и разнообразно. Это и проведение
международных экологических акций «Спасти и сохранить», и молодежного форума
«Нефть и окружающая среда», и окружных форумов, конкурсов, конференций.
Студенчество и молодежная политика
С.Л.: Получение качественного образования очень важная, но не
единственная сфера интересов молодого поколения. Поддержка его социальной
активности и гражданской ответственности, развитие творческих способностей,
формирование здорового образа жизни и помощь молодым семьям должны быть
составляющими ответственной государственной политики.
А.М.: Студенческая молодежь особенная, это наиболее активная,
сознательная и мотивированная часть общества. Если на федеральном уровне
молодежная политика только сейчас получает официальное признание, то у нас в
округе, да и во многих других регионах, это направление деятельности уже стало
частью социально-экономической стратегии развития. Во всех югорских
вузах действуют органы студенческого самоуправления. И это не формальные
организации, они действительно принимают важные решения. Причем в разных
учебных заведениях складываются свои формы самоуправления — парламент, совет,
комитет. Это инициатива и самоорганизация самих студентов. Задача
административных органов — помочь, если нужно — научить, в форме конкурсов
программ и проектов, семинаров, слетов, конференций. Студенческий Парламент
Югорского университета отмечен целым рядом грантов, на Всероссийском конкурсе
моделей студенческого самоуправления он был удостоен диплома I степени.
На новом витке истории
возрождаются стройотряды. Для многих студентов это становится прекрасной
возможностью получения полезных навыков и решения финансовых проблем. Для
будущих «бойцов» проводится обучение рабочим специальностям. А сфера
деятельности стройотрядов отнюдь не исчерпывается строительством. В Ханты-Мансийске круглый год проводятся фестивали, форумы,
конференции, соревнования международного и общероссийского уровней.
Разнообразные сервисные услуги, оказываемые студентами Югорского университета,
по достоинству оцениваются организаторами этих мероприятий. Тем более что
некоторые из них в университете получают специальность в сфере туристического
бизнеса и сервиса.
Почти все стройотряды югорских вузов предпочитают работать на территории округа;
более того, к нам приезжают стройотряды из других регионов. Их работу
координирует штаб, а государственные органы, при необходимости, оказывают
помощь и предоставляют правовую защиту. «Полярная целина» — не только работа,
но и отдых, а еще возможность пообщаться со сверстниками.
С.Л.: Многообразная деятельность по развитию образования
предопределяет необходимость разработки программных документов в этой сфере
социальной политики округа.
А.М.: Такого рода документом является программа «Реализация
приоритетного национального проекта «Образование» в Югре»
на 2008–2010 годы, принятая в октябре 2007 года на заседании правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Для развития и помощи студенческим молодежным объединениям разрабатывается
перспективная межведомственная программа «Студенчество Югры».