Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 83-84 2007

Дом Пушкина.

Директор Государственного музея А.С.Пушкина Е.А.Богатырев беседует с главным редактором журнала «Наше наследие» В.П.Енишерловым

 

Казалось бы, пятьдесят лет для серьезного музея не возраст. Долж­но пройти значительно больше времени, чтобы из собранных бытовых предметов, произведений искусства — книг, рукописей, гравюр, мебели, изделий из стекла, фарфора, бронзы, люстр и канделябров, дагеротипов и фотографий, миниатюр, портретов, живописных полотен etc. — выкристаллизовался овеществленный образ эпохи, направления, личности, наконец, того, кому собственно музей посвящен. В данном случае — Александра Сергеевича Пушкина, а значит, и всей русской литературы в ее высшем воплощении и устойчивом, классическом, общечеловеческом вневременном понимании, несмотря на все и всяческие вызовы, причуды, выкрутасы и эпатаж нового века. К счастью, Государственный музей А.С.Пушкина, который начал создаваться в Москве в год 120-летия со дня гибели поэта, стал исключением, и, входя ныне в великолепный ампирный особняк на Пречистенке, мы действительно попадаем в пушкинский мир, а не на склад случайных вещей пушкинской и околопушкинской эпохи. И это несмотря на то, что в музее нет, или почти нет, подлинных пушкинских реликвий, которыми славны и богаты архивы и музеи поэта в Санкт-Петербурге. Тем более труда, таланта, такта и профессиональных знаний требовалось от создателей и хранителей, чтобы достичь поразительного эффекта, которому мы все теперь свидетели. Государственный музей А.С.Пушкина стал ярким примером того, как знания профессионалов, их преданность делу и одухотворенность вкупе с доброй волей тысяч любящих Пушкина, русскую историю и литературу людей смогли вдохнуть жизнь в старые стены особняка гвардейского прапорщика А.П.Хрущева на Пречистенке.

 

— Известно, что дом, в котором А.С.Пушкин родился в Москве, не сохранился, и ныне обителью поэта в столице стал его музей. Расскажите, пожалуйста, немного об истории Государственного музея А.С.Пушкина. Почему Москва только через 120 лет после гибели поэта создала его музей? Кто стоял у его истоков?

— Государственный музей А.С.Пушкина был создан в октябре 1957 года постановлением Совета Министров РСФСР. В этом году мы отмечаем полувековой юбилей. Действительно, Москва только через 120 лет после гибели поэта создала Пушкинский музей. Но именно в Москве проходили большие юбилейные выставки, посвященные Пушкину. Большинство экспонатов выставки 1937 года были переданы в Ленинград, и, собственно говоря, в этом еще одна из причин, почему так долго не создавался музей в Москве. В 1949 году в нашем доме — усадьбе Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (тогда Кропоткинской) — состоялась выставка к 150-летию со дня рождения поэта. С этого момента сотрудники и руководство Государственного литературного музея неоднократно обращались к государственным структурам с просьбой об открытии в Москве музея А.С.Пушкина. Но решающим стало обращение деятелей культуры в Совет Министров СССР:

«К знаменательному юбилею сорокалетия Великого Октября мы просим снова открыть в старинном доме № 12 по Кропоткинской улице Пушкинскую выставку, несправедливо закрытую в 1950 году для размещения учреждений Академии Наук СССР (в настоящее время — институт Славяноведения).  <…> Москва имеет музеи Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, А.М.Горького, а гордость русской и мировой литературы, великий Пушкин, уроженец Москвы, не имеет в столице своего Музея, хотя Пушкинская выставка за время своего существования привлекала к себе тысячи посетителей, оставивших многочисленные записи с предложениями о превращении ее в постоянный музей.

Государственный литературный музей в течение ряда лет настойчиво ходатайствует о передаче музейного особняка на Кропоткинской улице под музей А.С.Пушкина.

Мы обращаемся к Совету Министров СССР с просьбой к сорокалетию Советской власти положительно решить вопрос об организации постоянного московского музея А.С.Пушкина в доме № 12 по ул. Кропоткина».

Письмо подписали:

Леонид Леонов, Николай Тихонов, Константин Федин, Дмитрий Благой, Самуил Маршак, Михаил Исаковский, Ираклий Андроников, Юрий Завадский, Павел Корин, Галина Уланова, Сергей Бонди».

Государственный музей Пушкина в Москве вырос из недр Литературного музея. Даже первый приказ по музею и первый директор были совместными — несколько месяцев исполняющим обязанности директора был директор ГЛМ — Н.И.Соколов. Но уже с приходом Александра Зиновьевича Крейна, по счету второго директора, а по сути основателя Пушкинского музея, он становится вполне самостоятельной, но отнюдь не самодостаточной, особенно по фондам, организацией. Музей начался с помещения, которое нуждалось в ремонте и реставрации, при полном отсутствии экспонатов. И здесь произошло настоящее чудо. Благодаря энтузиазму сотрудников, коллег из других музеев, библиотек, архивов постепенно начала собираться пушкинская коллекция. Ее формированию советами, консультациями, дарами помогали известные московские собиратели и коллекционеры, такие как Феликс Евгеньевич Вишневский, Яков Григорьевич Зак и другие.

Ф.Е.Вишневский внес значительный вклад в создание Государственного музея А.С.Пушкина. С 1959 года он участвовал в комплектовании фондов, став не только собирателем московской пушкинской коллекции, но и другом, и консультантом молодого музейного коллектива. Феликс Евгеньевич учил сотрудников всему, что связано с поисками, определением, хранением, реставрацией произведений изобразительного и прикладного искусства. В 1959–1978 годах Ф.Е.Вишневский подарил музею ценнейшие вещи, вошедшие в золотой фонд ГМП и придавшие первой музейной экспозиции историческую достоверность и художественную значимость. Благодаря коллекции Феликса Евгеньевича посетители музея смогли увидеть карандашный рисунок О.А.Кипренского, запечатлевший Е.П.Бакунину (1813), адресата любовной лирики А.С.Пушкина лицейской поры, акварельные портреты Е.Н.Давыдовой и В.Ф.Вяземской, выполненные в 1810-х годах художником А.Молинари, изображение лицейского товарища Пушкина М.А.Корфа работы Э.И.Гау.

С возникновением Пушкинского музея его сотрудникам сразу порекомендовали обратиться к Я.Г.Заку как крупнейшему знатоку эстампной Пушкинианы. Создание музея, пополнение его фондов стало для собирателя не менее важным делом, чем заботы о собственной коллекции. А.З.Крейн в книге «Рождение музея» (М., 1969) писал: «Первые годы Яков Григорьевич ходил в музей почти ежедневно, как на службу. Он помог нам в описании едва ли не каждого полученного нами листа. Он передержал в руках всю нашу коллекцию, да и приобрели мы большую часть гравюрного фонда благодаря ему. Это он подсказывал нам пути, называл хранилища, консультировал при отборе и определении». Яков Григорьевич неоднократно выступал на научных заседаниях с рассказами о гравюрных и книжных находках, в музее устраивались выставки его собрания. В 1971 году, после смерти Якова Григорьевича, его коллекция (4040 листов гравюр и литографий) была приобретена музеем.

В 1997 году произошло второе рождение музея. После реставрации и реконструкции Государственный музей А.С.Пушкина, расположенный в старинной дворянской усадьбе, превратился в современный многофункциональный музейно-культурный центр и вновь распахнул свои двери для посетителей. В залах главного усадебного дома разместилась экспозиция «Пушкин и его эпоха», где биография и творческий путь поэта показаны на фоне истории, литературы, искусства, культуры XIX века. В экспозиции нашли место самые разнообразные изобразительные, книжные, документальные материалы, предметы быта и убранства; было открыто новое, оснащенное современными технологиями, фондохранилище.

Созданный практически без единого экспоната в 1957 году, сегодня наш музей является одним из крупнейших литературных музеев России.

— Настоящий музей — это прежде всего подлинные вещи, свидетели эпохи, быта пушкинской поры. Много ли у вашего музея пушкинских реликвий, раритетов пушкинских времен. Как они поступали в музей? Есть ли у вас автографы Пушкина, книги из его библиотеки и т.д.?

— В коллекции нашего музея хранится достаточно много подлинных предметов XVIII–XIX веков, свидетелей эпохи, быта пушкинских времен. Это вещи, принадлежавшие родственникам поэта, его друзьям, знакомым. Достаточно вспомнить о лицейском товарище Пушкина Александре Бакунине, об одном из первых юношеских увлечений поэта — Екатерине Бакуниной, как сразу возникает целый пласт реликвий, связанных с этой семьей и хранящихся сейчас в нашем музее, — предметы декоративно-прикладного искусства: чернильный прибор, подсвечник, принадлежавшие Е.П.Бакуниной, альбомы из семьи Бакуниных-Полторацких, портреты. Или семейные реликвии Вульфов-Дондуковых-Корсаковых, Нащокиных, Арендов. Этот ряд можно продолжать. В 2003 году музеем был издан альбом «Минувшее меня объемлет живо… Мемориальная Пушкиниана Государственного музея А.С.Пушкина», где полностью представлены все мемориальные вещи и рассказы о том, как они попали в музей.

Мемориальных пушкинских вещей, принадлежавших самому поэту, в нашем собрании, к сожалению, не так много. Прежде всего это автограф Пушкина. В рукописном отделе музея хранится документ, озаглавленный «Регистр книгам у г.(на) А.С.Пушкина». На двойном листе бумаги «верже» список книг и рукописей на русском, французском и немецком языках, последние четыре строки написаны Пушкиным. Портрет Пушкина-ребенка — одна из самых драгоценных реликвий музея; украшением нашей коллекции является миниатюрный портрет поэта, созданный в 1826 году И.Вивьеном; так называемая елагинская копия — уменьшенное повто­рение с оригинала В.А.Тропинина, выполненное А.П.Елагиной; посмерт­ная маска, локон волос поэта. В 1988 году в собрание ГМП поступили каминные часы, украшенные скульптурной группой «Самоубийство Лукреции». Часы были подарены Н.М.Кругловой, сообщившей о том, что в их семье часы считали пушкинскими. По рассказу человека, продавшего часы ее деду, Пушкин якобы заложил часы в ломбард, но выкупить их так и не смог. Документальных сведений об этом нет, как нет точных доказательств, что картина Н.Г.Чернецова «Кавказ. Вид Дарьяльского ущелья», созданная в 1832 году, принадлежала поэту. Из библиотеки Пушкина в нашем собрании хранятся «Баллады и повести В.А.Жуковского» (ч.1; СПб., 1831) с автографом-посвящением В.А.Жуковского: «Сказочнику от Балладника».

— Московский музей А.С.Пушкина находится на Пречистенке в прекрасном особняке начала XIX века пушкинской эпохи. И хотя поэт не бывал в нем, но, конечно, трудно найти в столице здание более подходящее для «дома Пушкина». Но несколько лет назад, после реконструкции, усадьба Хрущевых несколько изменила свой облик, потеряв многое в подлинности. Как вы относитесь к таким «вторжениям» в памятники архитектуры, перекрытиям двориков, пристройкам, приспособлениям памятников и т.д. Чем было вызвано такое вторжение в памятник истории в случае с Музеем А.С.Пушкина?

— Я не совсем с вами согласен. Усадьба Хрущевых-Селезневых на протяжении всего своего существования неоднократно меняла свой облик. Помещения достраивались, перестраивались, что-то разрушалось. Говорить о потере подлинности не совсем справедливо. Подлинным, без изменений, остался главный дом усадьбы, его сердцевина. При очень бережном «вторжении» реставраторов к нему как раз в 1997 году вернулась подлинность: были восстановлены лестницы, ведущие из антресолей и мезонина, двери, система так называемых темных комнат. То, что касается остальных построек, — были сохранены их фасады. Конечно, объединение всех помещений в единое пространство, под стеклянный купол, вы­звало, особенно вначале, очень много противоречивых, как отрицательных, так и положительных откликов. К сожалению, даже члены нашего ученого совета говорили, а потом писали в прессе, что мы уничтожили памятник архитектуры. Я глубоко убежден, что мы не разрушили, а, наоборот, сохранили и вдохнули новую жизнь в усадьбу. Эта усадьба всегда жила, и когда ею владели Хрущевы, чаеторговцы Рудаковы, Селезневы, и потом, когда в ней были расположены детский приют, музей игрушки, различные учреждения. Живет она и сейчас. Центр музея переместился — теперь им стал усадебный двор, в котором проводятся детские праздники, балы, театральные постановки, концерты, выставки, большие конференции и проч. Это не случайно, потому что музей XXI века — это не только экспозиции и фонды, но и различные новые формы работы с посетителями. И совершенно естественно, что архитектурный облик нашего музея соответствует и помогает музею существовать в очень не простых экономических, политических условиях сегодняшнего времени.

— Что вы можете сказать в принципе о концепции литературных музеев в XXI веке. Должны ли они превращаться в «театр вещей» или функция музея — в бережном, творческом сохранении былого?

— Литературным музеям, как и вообще музеям, в настоящее время сложно. Пока нас поддерживает государство, хотя уже сейчас приходится самим зарабатывать деньги, обращаться за спонсорской поддержкой, выигрывать гранты для того, чтобы заниматься своей основной работой — хранить, реставрировать предметы, создавать выставки, публиковать каталоги коллекций. Безусловно, литературным музеям теперь, когда не только дети, но и взрослые плохо или вообще не знают русскую литературу, легко путают Лермонтова и Пушкина, Толстого и Достоевского, становится все сложнее и сложнее. Может быть, именно поэтому мы сегодня занимаемся тем, чем не занимались еще 10 лет тому назад, — активно популяризируем, пропагандируем для разных социальных и возрастных категорий наших посетителей творчество Пушкина, классическую русскую и зарубежную литературу. И здесь приходится постоянно искать новые формы, которые могут заинтересовать посетителей, потому что время обязательности прошло. Мне не хочется выбирать между «театром вещей» и функцией бережного, творческого сохранения былого, потому что это не полярные точки существования музея, скорее, они дополняют друг друга. Мы не позволяем себе, как и любой другой музей, иного отношения к предмету, чем его бережное хранение, соблюдение всех норм и правил. Мы изучаем свои предметы и представляем их в изданиях и на выставках, вводим в научный оборот то новое, что нам удалось узнать. Знание эпохи, знание предметов становятся основой для любых просветительских программ, которые проводятся в музее, будь то детский игровой абонемент или интерактивная программа для взрослых. Музей будет музеем, а не складом, не «кладбищем вещей», только тогда, когда в него будут приходить и взрослые, и дети, и молодежь. В противном случае, музей просто умирает и становится абсолютно архаичным явлением.

— Расскажите, пожалуйста, о фондах Государственного музея А.С.Пушкина, о его коллекциях. Что наиболее интересное поступило в музей в последнее время, как это связано с Пушкиным? Как ведется собирательская работа?

—В настоящее время в наших фондах насчитывается более 200 тысяч единиц хранения. Только за последний год наша коллекция пополнилась на 2250 предметов. Из них было приобретено 359 предметов, остальные 1891 получены в дар. Из наиболее интересных поступлений последних лет мне хотелось бы отметить следующие.

Самыми значимыми для музейной коллекции были и остаются мемориальные предметы. По понятным причинам их выявление с каждым годом становится все более затруднительным, а поступление в музей исчисляется единицами. Но по шкале ценностей среди типологических предметов пушкинской эпохи мемории занимают верхнюю планку. Особый статус меморий — сохранение овеществленной памяти о своем владельце — всякий раз делает их приобретение событием как внутри музея, так и в целом для отечественной культуры.

Подобных событий за прошедший период было немало. Неустанная работа сотрудников музея с потомками Пушкина и его родственников, друзей и современников принесли свои плоды.

Из семей прямых потомков А.С.Пушкина, по линии его старшего сына, музей с благодарностью принял в дар (от З.Т. и М.С. Пушкиных) живописный портрет, по легенде изображающий няню сына поэта А.А.Пушкина, выполненный на картоне его первой женой С.А.Ланской; фотопортрет рано и трагически ушедшего из жизни внука поэта — Сергея Александровича, а также роговой лорнет и кружевные манжеты, принадлежавшие внучке поэта Вере Александровне Мезенцовой. Праправнучка А.С.Пушкина Клотильда фон Ринтелен, живущая в Висбадене, пополнила музейную фотогалерею его потомков еще шестью изображениями, а также в 2004 году передала черновую рукопись автобиографического романа Н.А.Меренберг.

Нами был приобретен миниатюрный портрет (смешанная техника на картоне) в позолоченной рамке Исаака Абрамовича Ганнибала (1747–1804), единственное на сегодняшний день известное изображение двоюродного деда А.С.Пушкина, младшего сына «царского арапа» Ибрагима Ганнибала. Общеизвестно, что представители знаменитой в истории России фамилии Ганнибалов иконографически представлены очень скудно.

Несомненно, к разряду мемориальных и особо ценных поступлений следует отнести живописный овальный портрет 1850–1860-х годов в золоченой раме, изображающий девочку, предположительно внучку поэта Н.М.Дубельт. Его автор — И.К.Макаров с большим уважением относился к вдове Пушкина, был вхож в ее дом и, если можно так сказать, стал семейным художником Пушкиных-Ланских, написав с них около 10 портретов. Выполненный с натуры портрет девочки поступил от наследницы петербургского художника С.Л.Абугова (1877–1950).

Истории существования и бытования семейных реликвий в дворянских гнездах зачастую представляют собой чудесное хитросплетение легенд и реальности, которые со временем так тесно уживаются, что одно от другого различить уже не представляется возможным. Так же как миниатюра И.Ганнибала хранилась в семье потомков как вещь XVIII века, так и портрет князя А.Б.Куракина, видного государственного деятеля, современника А.С.Пушкина, находился у его прямого потомка А.Б.Вревского как копия с работы Э.Виже-Лебрен, выполненная в начале XIX века (кость, акварель, гуашь). Кожаное портмоне, в котором портрет хранился, по семейному преданию принадлежало Б.А.Вревскому, мужу Е.Н.Вульф, знакомым Пушкина. Проведенные материаловедческая и искусствоведческая экспертизы установили датировку — первая половина XIX века, с приписанными позднее орденами. Несмотря на «жестокую правду» предмет для музейной коллекции не потерял историко-культурного и мемориального значения. Поэтому были приложены немалые усилия для приобретения этого портрета у владельца. При обширной иконографии «бриллиантового князя» (так называли князя А.Б.Куракина за пристрастие к роскоши) музей стал обладателем оригинального портрета в технике эстампа, восходящего к школе В.Л.Боровиковского.

Назовем еще несколько мемориальных предметов, поступивших в музей. Это чугунное кольцо-печатка в позолоченной оправе первой трети XIX века из семьи потомков Бибиковых с гравировкой на внутренней стороне «1824». По предварительной работе, проведенной Т.Г.Дмитриевой, кольцо могло принадлежать участнику Отечественной войны 1812 года, современнику А.С.Пушкина, Дмитрию Гавриловичу Бибикову, внук которого был женат на внучке Н.Н.Пушкиной-Ланской.

От В.В.Голенкина, родственники которого проживали в коммунальной квартире, устроенной в послереволюционное время в прежней «Погодинской избе», музей получил кресло середины XIX века западноевропейской работы, на котором якобы, находясь в гостях у своего приятеля — знаменитого историка и профессора Московского университета, — сидел Н.В.Гоголь. Имеющиеся факты мемориальной фотофиксации интерьеров «Погодинской избы», выполненные в год смерти М.П.Погодина в 1875 году, не позволяют идентифицировать предмет среди погодинской мебели. Кресло нуждается в серьезной реставрации. Не исключено, что снятие поздней обивки и расчистка резьбы от бронзовой краски в результате реставрационной работы позволят уточнить датировку и атрибуцию предмета.

К рукописным источникам относится приобретенный в ООО «Терция» документ. Это написанное орешковыми чернилами на бумаге «верже» письмо, адресованное неизвестному лицу, за подписью сенатора барона де Геккерена. Письмо рекомендательного содержания с упоминанием имени некого Этьена, без даты, которая устанавливается исходя из послужного списка Дантеса де Геккерена — не ранее 1852 года. Вероятно, более подробная информация об этом документе не откроется. Тем не менее он послужит достойным пополнением собрания автографов ГМП.

Впервые за многие годы существования музея на закупку был предложен комплекс семейных портретов. Это масштабное событие, произошедшее в начале нынешнего года, ошеломило всех. 40 лет пролежали на антресолях квартиры В.К.Журавлевой, трижды правнучки по прямой линии знаменитой москвички «бабушки Яньковой», портреты ее предков. Это 10 живописных и 2 пастельных портрета XVIII — первой половины XIX века, на которых преимущественно неизвестными авторами изображены пять поколений представителей большой семи Татищевых, Римских-Корсаковых, Яньковых, Благово. Особая ценность этих вещей для музея определяется тем, что они идут из семьи, знакомой с А.С.Пушкиным и его родителями. Именно в этой семье создана одна из самых ярких в русской мемуарной литературе книг «Рассказы бабушки» — воспоминания Елизаветы Петровны Яньковой, записанные и подготовленные к публикации ее внуком Дмитрием Дмитриевичем Благово. Сейчас все портреты находятся на реставрации, и более подробный рассказ о них преждевременен. Нас наверняка ждут радостные открытия.

Портрет князя Барятинского был подарен санкт-петербургским антикваром и коллекционером Р.А.Жаголко. От него же поступил в дар портрет А.Г.Муравьевой — жены декабриста Н.М.Муравьева, знакомой А.С.Пушкина. Эта акварель на картоне выполнена в 1834 году — спустя два года после преждевременной смерти мужественной декабристки, неизвестным художником, взявшим за основу портрет работы Н.А.Бестужева 1832 года.

—«Бойтесь пушкинистов», — предостерегал Маяковский. Испугались до того, что настоящих пушкинистов осталось в нашей стране раз-два и обчелся. Не случайно уже много лет еле-еле ковыляет новое академическое собрание сочинений поэта, любители от пушкинистики ничтоже сумняшеся выдают на гора свои «непричесанные» тексты о поэте, а очередную биографию А.С.Пушкина в популярной биографической серии заказали, по слухам, то ли газетчику, то ли радиокомментатору, то ли «человеку из телевизора», а может быть, всем разом, единому во всех лицах. Вряд ли из этой затеи что-то путное выйдет, а не появится очередной мыльный пузырь эпохи постмодернизма.

Мы помним многих великих пушкинистов. Пушкиноведение — это была совершенно особая ветвь русского литературоведения. Кто из пушкинистов сейчас сотрудничает с музеем? Каковы основные проблемы нынешнего пушкиноведения?

—Мы не просто помним великих пушкинистов, но благодарны им за то участие, которое они приняли в создании и становлении нашего музея. Это и С.М.Бонди, многие сотрудники музея были его учениками, и Д.Д.Благой, и В.В.Виноградов, и Л.П.Гроссман, и Ю.Г.Оксман, и И.Л.Фейнберг, и Т.Г.Цявловская. Сохранился весьма любопытный документ — выписка из Постановления секретариата Союза писателей СССР от 14 октября 1958 г., протокол № 32: «В связи с созданием в г. Москве Музея, посвященного жизни и творчеству А.С.Пушкина, просить тт. Вино­градова В.В., Благого Д.Д., Бонди С.М., Цявловскую Т.Г., Соколова Н.И., Фейнберга И.Л. совместно с представителями Министерства культуры СССР и Министерства культуры РСФСР принять участие в разработке мероприятий по организации музея». Они были не формальными членами ученого совета музея и стали настоящими друзьями, помогавшими музею в его развитии. В музее хранится коллекция фарфора, собранная академиком В.В.Виноградовым и переданная после смерти ученого в дар музею его вдовой Н.И.Малышевой; рабочая картотека летописи жизни и творчества Пушкина, подготовленная супругами Цявловскими, которая была издана музеем совместно с ИМЛИ РАН в конце 1990-х годов.

Сегодня современное пушкиноведение, как и само литературоведение, стало иным. Мы сотрудничаем со многими исследователями жизни и творчества Пушкина, они выступают на наших традиционных научных заседаниях, научных конференциях, у нас проходят презентации их книг. Среди них и В.П.Старк, и С.А.Фомичев, и В.С.Непомнящий, и Н.Н.Скатов и многие другие. Если говорить о проблемах современного пушкиноведения, мне кажется, что основной нерешенной до сих пор проблемой является издание академического полного собрания сочинений А.С.Пушкина, начатое в предъюбилейный пушкинский год и до сих пор почти не стронувшееся с места.

— Недавно в Музее истории С.-Петербурга произошел возмутительный случай. Вопреки воле коллекционера, передавшего несколько десятилетий назад в этот петербургский (тогда ленинградский) музей лучшую в мире частную коллекцию книг, автографов, картин, мемориальных вещей, связанных с Александром Блоком и Серебряным веком русской поэзии, собрание было, ничтоже сумняшеся, разрознено и все раритеты рассредоточены по разным фондам. Как в вашем музее хранятся оказавшиеся в нем коллекции? Известно, что несколько выдающихся коллекционеров передали или завещали Пушкинскому музею свои собрания.

— Если по условиям дарения или приобретения собрание, пришедшее в музей, должно храниться в целостности, то мы так его и храним. К их числу относится «Библиотека русской поэзии И.Н.Розанова», коллекция П.В.Губара, собрание Т.А.Мавриной и Н.В.Кузьмина, коллекция эстампов Я.Г.Зака, коллекция фарфора А.Вагановой. Более того, у нас создана система открытых хранений, в которых представлены коллекция Розанова, кабинет Мавриной, собрание Губара. Мы не только храним коллекции, но и стараемся их показывать. Так, в 2006 году в Музее-заповеднике «Царское Село» была представлена выставка из собрания П.В.Губара, составленная из материалов разных московских и петербургских музеев, архивов и библиотек. Выставка сопровождалась альбомом, а в конце года мы издали каталог коллекции Губара, почти моментально ставший библиографической редкостью. В 2005 году музеем был опубликован альбом «Портреты, мысли, имена… Мир Пушкина в гравюрах и литографиях коллекции Я.Г.Зака», в котором представлена небольшая часть коллекции. Одновременно с изданием нами была организована выставка, экспонировавшаяся потом в Музее-заповеднике А.С.Пушкина «Михайловское».

Из последних крупных коллекций мы получили собрание известного ученого Л.С.Кишкина. В 2000 году его вдова, Наталья Борисовна Семихатова-Кишкина, передала в дар музею архив ученого, семейные реликвии, часть библиотеки — всего около 700 единиц хранения. В собрание вошли редкие предметы прикладного искусства конца XVIII – начала XIX века, живопись, почтовые открытки и фотографии. Архив Льва Сергеевича разнообразен по своему составу. Здесь и дневники ученого (2 300 страниц), переписка, рукописи опубликованных и неопубликованных трудов (более 500 ед.). По коллекции, собранной и сохраненной Львом Сергеевичем, можно проследить историю дворянского рода Кишкиных, предки которого упомянуты в документах ХIV века.

В музее был создан мемориальный кабинет Л.С.Кишкина, где в настоящее время хранится переданная в музей коллекция.

—В газетах была опубликована информация, что через несколько лет на Остоженке будет создан музей И.С.Тургенева и он станет филиалом Государственного музея А.С.Пушкина. Расскажите, пожалуйста, об этом очень интересном проекте. А какие еще филиалы создал и создает в Москве ваш музей? Удивительно, что в Москве нет музея А.С.Грибоедова — гениального москвича и современника Пушкина. «Горе от ума» разобрали на цитаты, а дому Грибоедова в столице места не находится. Есть ли в ваших планах создание такого музея?

—У нашего музея существует несколько филиалов — Мемориальная квартира А.С.Пушкина на Арбате, Мемориальная квартира Андрея Белого. В 1998 году по постановлению Правительства Москвы мы получили дом дядюшки поэта В.Л.Пушкина на Старой Басманной. Сейчас там начинаются реставрационные работы, мы очень надеемся, что в ближайшее время москвичи порадуются новому музею, в котором будет представлена история, литература и культура Москвы первой трети XIX века.

Действительно, по постановлению Правительства Москвы мы должны получить мемориальный дом И.С.Тургенева на Остоженке. В 2009 году истекает срок аренды здания организациями, находящимися там в настоящее время. В этом ампирном особняке жила матушка писателя и неоднократно бывал И.С.Тургенев. Сейчас мы занимаемся разработкой научной концепции нового музея, первого музея И.С.Тургенева в Москве, приобретаем предметы, документы тургеневского времени. Пока сложно говорить о том, каким будет этот музей, но в любом случае хочется верить, что он откроется и будет существовать, привлекая посетителей.

—Сотрудничает ли Государственный музей А.С.Пушкина с пушкинскими музеями в странах СНГ и дальнего зарубежья, как они живут в новые времена — в Бродзянах, Теплице, Маручае, Тбилиси, под Лондоном в Лутон Ху?

—Наш музей традиционно поддерживает связь с пушкинскими музеями России, стран СНГ и дальнего зарубежья. В преддверии юбилея музея у нас открылся большой выставочный проект «Пушкинские музеи России в московском музее А.С.Пушкина». Здесь представлены ценнейшие экспонаты из музеев Петербурга, Михайловского, Болдино, Твери, Калуги, Нижнего Новгорода, Оренбурга и других пушкинских мест России. Но, к сожалению, только российские музеи. Ни Украина, ни Молдавия в этом проекте не участвуют, т.к. музеи там существуют практически без поддержки государства, а с Тбилиси мы просто не можем связаться — не работают телефоны, электронная почта в связи с политическими взаимоотношениями наших государств. Надеемся, что все это временно, что пройдет несколько лет и культурные связи, культурное сотрудничество восстановятся.

— Жаль, что это так. Как было бы интересно увидеть в Москве, например, уникальные альбомы, дагеротипы, мемориальные вещи из замка в Бродзянах, где жила, выйдя замуж за Густава Фризенгофа, любимая свояченица А.С.Пушкина, сестра его жены Александра Николаевна Гончарова. Бывали там и Наталья Николаевна, и дети Пушкина.

Совершенно уникальные материалы, связанные с Пушкиным и его временем, хранятся в коллекции замка-музея северочешского курортного города Теплице, где, кстати, единственный раз в жизни в 1812 году встретились Гете и Бетховен. Портреты друзей А.С.Пушкина и родственников М.И.Кутузова — Е.М.Хитрово, Д.Ф.Фикельмон, Е.Ф.Тизенгаузен, Елизаветы Фикельмон работы К.Брюллова и другие реликвии теплицкого собрания, относящиеся к пушкинскому времени, так и просятся на москов­скую выставку под таким примерно названием «Собрание портретов пушкинских друзей из Теплице. Эпоха Пушкина»…

Но что же нового ожидает тех, кто любит Пушкина, какие издания, исследования, находки? Как будет жить и развиваться Государственный музей А.С.Пушкина в XXI веке?

— Основная миссия нашего музея, как и в прошедшие пятьдесят лет, — это сохранение пушкинского наследия, реликвий пушкинского времени. Конечно, сейчас нам приходится заниматься все больше тем, чем не занимался наш музей еще десять лет тому назад. Как ни пафосно это звучит, но это сохранение традиции всенародной любви к Пушкину. К сожалению, теперь читают все меньше и меньше, все больше интересует скандальная, чаще всего не соответствующая действительности информация. Это касается и Пушкина. Мы все чаще встречаемся с тем, что даже журналисты крупных москов­ских издательств, телевизионных компаний, не зная ни биографии, ни творчества Пушкина, просят предоставить им «нечто необычное, слегка скандальное» о поэте. От этого становится страшно. И мы понимаем, что в настоящем и будущем нашей задачей будет не только хранение и приумножение коллекции, но и сохранение величия имени русского поэта Пушкина.

Готовим к выпуску и очень рассчитываем, что в начале следующего года из печати появится путеводитель по пушкинским музеям России, издание, которое необходимо не только музейщикам, но всем, кто любит творчество А.С.Пушкина, интересуется культурой пушкинского времени. Продолжаем заниматься выставочной, издательской работой. Зимой 2008 года порадуем москвичей выставкой, посвященной творчеству А.П.Брюллова, — «Портретист Александр Брюллов», собранной из музеев Москвы, Петербурга, Тулы, российских и зарубежных частных коллекций. К выставке будет издан каталог, посвященный творчеству Брюллова-портретиста. А читатели «Нашего наследия» могут уже в этом номере увидеть некоторые работы с готовящейся выставки.

Планов очень много, выставочных, издательских, экспозиционных, но, к сожалению, без финансовой поддержки очень часто планы остаются планами, а реальность становится иной. Я глубоко убежден: чтобы музеи оставались музеями и могли достойно заниматься своей работой, необходима государственная поддержка, и не только финансовая, — ведь авторитет музеев зависит впрямую от отношения государства к ним. Мы храним золотой фонд нашей культуры и очень надеемся, что наши дети и внуки станут так же, как мы и наши родители, познавать историю, культуру, искусство России, трепетно открывая двери в храм муз через 50, 100 и даже 200 лет.

 

«Пушкинскому Дому» назвал Александр Блок одно из последних своих стихотворений, — обратив его к организованному Российской академией наук специальному институту, объединившему в Петербурге под одной крышей пушкинский музей, архивы, библиотеку, научно-исследовательский центр.

Как жаль, что нет сейчас поэта, который мог бы в XXI веке обратить к московскому Пушкинскому дому строки, конгениальные созданным тоже к юбилею, «по случаю», в 21-м году века прошлого:

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе!

Не твоих ли звуков сладость

Вдохновляла в те года?

Не твоя ли, Пушкин, радость

Окрыляла нас тогда?

Вот зачем такой знакомый

И родной для сердца звук —

Имя Пушкинского Дома

В Академии Наук.

Ведь теперь и в Москве на Пречистенке живет настоящий Пушкинский дом. Его полувековая недолгая история блестяще подтвердила давние слова И.Л.Андроникова, сказавшего, «что это создание коллективного творчества, выражение нашей любви к Пушкину. И к поэзии, и шире — к культуре. Это новое доказательство бессмертия поэта».

Особняк Хрущевых-Селезневых. Фотография 1926 года

Особняк Хрущевых-Селезневых. Фотография 1926 года

Директор Государственного музея А.С.Пушкина Е.А.Богатырев

Директор Государственного музея А.С.Пушкина Е.А.Богатырев

Ксавье де Местр (?). Пушкин- ребенок.  1800–1801. Металличе­ская платина,  масло. Дар актера московского театра им. М.Н.Ермоловой В.С.Якута

Ксавье де Местр (?). Пушкин- ребенок. 1800–1801. Металличе­ская платина, масло. Дар актера московского театра им. М.Н.Ермоловой В.С.Якута

Государственный музей А.С.Пушкина. Парадная лестница

Государственный музей А.С.Пушкина. Парадная лестница

Выступление известного московского коллекционера, дарителя и консультанта музея Ф.Е.Вишнев­ского. 1960-е годы

Выступление известного московского коллекционера, дарителя и консультанта музея Ф.Е.Вишнев­ского. 1960-е годы

Научная конференция в Онегинском зале музея. Выступает член  ученого  совета музея  литературовед Д.Д.Благой. 1960-е годы

Научная конференция в Онегинском зале музея. Выступает член ученого совета музея литературовед Д.Д.Благой. 1960-е годы

Открытое  хранение музея А.С.Пушкина «Коллекция П.В.Губара»

Открытое хранение музея А.С.Пушкина «Коллекция П.В.Губара»

Собиратель «Библиотеки русской поэзии» И.Н.Розанов и его жена К.А.Марцишевская, передавшая в 1964 году уникальную библиотеку в дар музею. 1950-е годы

Собиратель «Библиотеки русской поэзии» И.Н.Розанов и его жена К.А.Марцишевская, передавшая в 1964 году уникальную библиотеку в дар музею. 1950-е годы

Большая гостиная с экспозицией, посвященной роману  «Евгений  Онегин». 1999

Большая гостиная с экспозицией, посвященной роману «Евгений Онегин». 1999

А.Б.Куракин. Первая половина XIX века. Копия с работы  Э.Виже-Лебрен. Кость, акварель, гуашь

А.Б.Куракин. Первая половина XIX века. Копия с работы Э.Виже-Лебрен. Кость, акварель, гуашь

Н.Г.Чернецов. Кавказ.  Вид  Дарьяльского ущелья.  1832. Холст, масло

Н.Г.Чернецов. Кавказ. Вид Дарьяльского ущелья. 1832. Холст, масло

П.М.Римский-Корсаков.  Последняя треть XVIII века. Неизвестный художник. Холст,  масло

П.М.Римский-Корсаков. Последняя треть XVIII века. Неизвестный художник. Холст, масло

Бальный зал. 1999

Бальный зал. 1999

Двоюродный дед А.С.Пушкина И.А.Ганнибал. Вторая четверть XIX века с оригинала XVIII века. Неизвестный художник. Бумага,  акварель,  гуашь, белила

Двоюродный дед А.С.Пушкина И.А.Ганнибал. Вторая четверть XIX века с оригинала XVIII века. Неизвестный художник. Бумага, акварель, гуашь, белила

Чернильный прибор,  принадлежавший  Е.П.Бакуниной. 1820-е годы. Россия.  Золоченая бронза, хрусталь

Чернильный прибор, принадлежавший Е.П.Бакуниной. 1820-е годы. Россия. Золоченая бронза, хрусталь

Мемориальная квартира А.С.Пушкина  на Арбате. Фрагмент экспозиции «Пушкин и Москва»

Мемориальная квартира А.С.Пушкина на Арбате. Фрагмент экспозиции «Пушкин и Москва»

И.К.Макаров. Н.М.Дубельт(?), внучка А.С.Пушкина. Вторая половина 1850х годов. Холст,  масло

И.К.Макаров. Н.М.Дубельт(?), внучка А.С.Пушкина. Вторая половина 1850х годов. Холст, масло

Открытое  хранение живописи Государственного музея А.С.Пушкина

Открытое хранение живописи Государственного музея А.С.Пушкина

Празднование 200-летия  со дня  рождения  А.С.Пушкина  и открытия музея после реконструкции и реставрации. 1999

Празднование 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина и открытия музея после реконструкции и реставрации. 1999

Фрагмент выставки «Пушкинские музеи России  в московском музее А.С.Пушкина»

Фрагмент выставки «Пушкинские музеи России в московском музее А.С.Пушкина»

Директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина И.А.Антонова и директор  Государственного музея А.С.Пушкина Е.А.Богатырев

Директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина И.А.Антонова и директор Государственного музея А.С.Пушкина Е.А.Богатырев

В.Г.Барт. Вид на Неву и Горный кадетский корпус. 1810-е годы. Бумага, гуашь, акварель

В.Г.Барт. Вид на Неву и Горный кадетский корпус. 1810-е годы. Бумага, гуашь, акварель

Музейная экспозиция, посвященная пушкинской  повести «Пиковая дама»

Музейная экспозиция, посвященная пушкинской повести «Пиковая дама»

Каминные  часы  «Самоубийство Лукреции». Первая четверть XIX века. Париж, мастерская Галле.  Бронза

Каминные часы «Самоубийство Лукреции». Первая четверть XIX века. Париж, мастерская Галле. Бронза

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru