Вадим
Некрасов
Макромир Александра Юрова
Когда я смотрю на работы
фотографа Александра Юрова, то на память приходят фолианты путешественников и
мореплавателей средних веков, которые скрупулезно фиксировали диковинные
растения и животных, увиденных ими в самых отдаленных уголках Земли.
Современники приходили в неподдельный восторг, внимательно рассматривая каждый
лист такого альбома. Те же эмоции можно заметить и у наших современников,
столкнувшихся с работами фотографа Александра Юрова. Только одно различие: ему
не пришлось ехать за тридевять земель, чтобы создать это чудо, все его «герои»
живут в Москве и ближайшем Подмосковье. Но есть и то, что объединяет Александра
Юрова с теми первооткрывателями, — внимательность и бесконечный интерес к
объекту «портретирования». Многие скажут, что
фотография — это чистая техника и негоже ее сравнивать с рисунком, акварелью,
живописью, но фотокамера, будь она самой лучшей и совершенной — это всего лишь
кусок металла и стекла. И один и тот же фотоаппарат в руках гения создаст
шедевры, а в руках технаря в лучшем случае репродукцию. Так что все зависит от
автора, человека, стоящего по ту сторону объектива, его вкуса, стиля, образованности в конце концов. При этом фотография — более
динамичный и свободный вид творчества, можно сделать множество различных
сюжетов с каждым объектом (у Александра Юрова их десятки, а то и сотни), а уже
потом, сравнивая и сопоставляя, выбрать один, объективно лучший.
Зритель даже не подозревает, каким
объемом информации должен владеть фотограф, снимающий такие сюжеты. Начиная от
точных знаний времени года, а то и времени суток, когда цветет то или иное
растение, до мельчайших особенностей поведения и повадок жуков, бабочек и
стрекоз. Кто из нас в детстве не бегал по поляне за такой красавицей, и все
помнят, как медленно подкрадываешься к цветку, на котором она сидит, и когда
она оказывается на расстоянии вытянутой руки, то раз — и перелетела на другой
край поляны, и все начинается сначала. А уж про стрекоз вообще говорить не
приходится, ловить их практически дело пустое. Но вот все эти непоседы в
работах фотографа. Как это ему удалось? Ответ до банальности прост — терпение и
труд.
Огромное впечатление производит и то,
что на фотографиях насекомые увеличиваются до сотни раз против оригинала, это
дает возможность рассмотреть каждую деталь и восхититься многообразной
фантазией природы. Кто знает, возможно, в Юрский период насекомые и впрямь были
таких размеров.