Л.Сергеев
Все
цвета военной истории
Центральный музей
Вооруженных Сил
Попытки создания
национального военного музея России предпринимались с 60-х годов XIX века. В
1901 году по распоряжению императора Николая II военным ведомством был
подготовлен проект, предусматривающий объединение в фондах нового музея многих
собраний: Артиллерийского, Интендантского, Бородинского музеев, Аничкова
дворца, Оружейной палаты и других. Это предложение вызвало резкие возражения, к
тому же начало войны с Японией, революция 1905 года временно сняли вопрос с
повестки дня. Вернулись к нему в 1907 году: тогда был образован комитет по
созданию «Русского военно-исторического музея». Предполагалось в Петербурге
возвести огромное здание по проекту архитектора фон Гогена, полностью передать
туда существующие коллекции, заказать около 250 батальных картин, 200 портретов
и скульптур. Официозная идея не получила поддержки, Государственная Дума и
министерство финансов противодействовали выделению средств. Проект был
окончательно похоронен начавшейся мировой войной.
С приходом большевиков к
власти вся сложившаяся система военных музеев рухнула. Они были переданы в
ведение Наркомпроса, имевшего самое бедственное финансовое положение.
Руководители Красной Армии считали старые музеи ненужными и даже вредными.
Собственный музей Красной Армии был создан военным ведомством в конце 1919 года
в Москве и был построен совершенно на других принципах и материалах. 23 декабря
1919 года была учреждена постоянная выставка-музей «Жизнь Красных Армии и Флота».
Только к 1923 году, при подготовке к 5-й годовщине РККА, по указаниям
Л.Д.Троцкого, начинает налаживаться музейная деятельность. Музей получил
помещения в бывшем Охотничьем клубе на Воздвиженке, 6, затем переехал в здание
Центрального Дома Красной Армии на Екатерининской площади. Приоритетным
направлением его работы стала коммунистическая пропаганда, освещение роли
большевистской партии и ее вождей в победах и становлении РККА. Фонды ЦМКА
очистили от «непрофильных» экспонатов — церковных предметов, всего, что
былосвязано с царской армией, белым движением, а также и почти от всего фонда
оружия. В 1935–1936 годах были уничтожены все предметы и документы, связанные с
Троцким, Каменевым, Зиновьевым и другими «оппозиционерами». Бесперебойно
поступали в топку ЦМКА музейные фонды с лета 1937 года, после раскрытия
«военно-фашистского заговора» в Красной Армии. Начались аресты прежних и
нынешних руководителей ЦДКА и ЦМКА. Начальник Дома Красной Армии Ф.Е.Родионов и
его предшественник, директор Большого театра, В.И.Мутных были расстреляны по
обвинению в создании террористической группы. Был арестован начальник музея
А.Д.Колчушкин и новый начальник ЦДКА С.С.Панкратов; арестован и расстрелян
предшественник Колчушкина — В.К.Трофимов.
Накануне 1941 года снова
возникла идея создания объединенного военного музея, предлагалось
«…сконцентрировать в нем все материалы по военной истории, истории русской
армии и истории Красной Армии».
Знамя Победы,
водруженное над Рейхстагом, награды и личные вещи И.В.Сталина, Г.К.Жукова,
видных военачальников и героев Великой Отечественной войны, многочисленные
трофеи и другие бесценные реликвии существенно пополнили фонды музея. К концу
войны они насчитывали более 250 тысяч единиц хранения и не могли быть
представлены на скромной экспозиционной площади в ЦДСА.
Решение о расширении
принималось долго и мучительно, а проектирование и строительство нового здания
музея продолжалось с 1956 по 1965 год.
Получив новые
возможности, — теперь уже Центральный музей Вооруженных сил СССР бурно
развивался. С 1965 по 1990 год его фонды увеличились с 514 до 707 тысяч единиц
хранения.
Переименование музея в
1993 году — он получил нынешнее название «Центральный музей Вооруженных Сил» —
носило неформальный характер. Стало возможным на практике реализовать идею национального
военно-исторического музея. Снятие идеологического гнета позволило, наконец,
взглянуть на российскую историю непредвзято и объективно; представить
исторические события с разных сторон, в том числе и глазами непримиримых
противников. Важным социально-культурным явлением стало обретение реликвий
старой России, сохраненных русскими патриотами за пределами СССР.
Возвращение реликвий
русской армии и флота
Американо-русское
культурно-просветительное и благотворительное общество «Родина», объединяющее
выходцев из России, было основано в 1954 году. Одним из важнейших направлений
деятельности общества стало сохранение российского историко-культурного
наследия за рубежом. В 1959 году художником В.П.Стеллецким был основан
исторический музей общества. Он же многие годы был его хранителем. К собранию
общества постепенно присоединялись коллекции и других эмигрантских музеев:
Николаевского кавалерийского училища из Парижа, Лейб-гвардии Семеновского,
Измайловского и Павловского полков, Русской Конницы, Константиновского
артиллерийского училища, Морского объединения и частных архивов. Музей
становится крупнейшим в США русским историческим собранием. К 1967 году в
Лейквуде (штат Нью-Джерси, США) для размещения собранных культурно-исторических
и военных реликвий удалось построить специальное музейное здание.
15 мая 1994 года Совет
старшин общества «Родина» принял решение о передаче в постоянное и
безвозмездное пользование культурно-историче-ских ценностей в фонды
Центрального музея Вооруженных сил. В решении Совета старшин подчеркивается:
«Выражаем надежду, что наши военные реликвии, добровольно возвращенные в
Россию, послужат благородному делу восстановления исторической правды в
освещении военной славы российского Отечества, воспитанию молодежи на боевых
традициях воинства России!» Передача обществом «Родина» своей коллекции и
библиотеки проходила поэтапно в 1994, 1996, 1998, 2000 годах и стала важным
событием российской культуры.
В Центральный музей
Вооруженных Сил была передана уникальная коллекция реликвий российской военной
истории. Собрание более чем 40 тысяч предметов, в течение многих лет бережно
хранимое на чужбине русскими эмигрантами, ныне стало достоянием всей России.
В постоянную экспозицию
в залах ЦМВС включены вещи, принадлежавшие царской семье и ее ближайшему
окружению; документы по истории русской армии и флота XVIII–начала XX века;
боевые знамена и штандарты; холодное и стрелковое оружие, награды, предметы
униформы генералов А.И.Деникина, М.В.Алексеева, М.Д.Скобелева, А.И.Спиридовича,
Н.Н.Юденича и других; коллекции орденов и медалей России, полковых знаков,
нагрудных знаков военно-учебных заведений, памятных медалей; тексты военной
присяги императору Николаю II, фарфоровые пасхальные яйца с вензелями царской
семьи, отправленные солдатам на фронт; коллекция миниатюрных муляжей головных
уборов всех видов и родов войск начала XX века. Более чем 300-летнюю историю
Российского флота представляют: экземпляр Устава Морского (СПб., 1720);
георгиевское военно-морское знамя, предметы матросского и офицерского быта,
личные вещи и оружие офицеров флота, закладные доски военных кораблей;
фотографии (самые ранние датируются 1861 годом) и фотоальбомы. Демонстрируются
экспонаты, повествующие об истории казачества с XVII по начало XX
века: холодное оружие — пика, шашки, кинжалы; форма донских и кубанских
казаков; личные вещи казачьего генерала Н.Н. Баратова и много других уникальных
предметов.
Художник
Афанасий Иванович Шелоумов
В фонды Центрального
музея Вооруженных Сил обществом «Родина» были переданы несколько живописных и
графических работ А.И.Шелоумова. Имя этого художника-баталиста, хорошо знакомое
специалистам арт-рынка на Западе, почти ничего не говорит искусствоведам в
России . Хотя прошло более двадцати лет со дня его кончины в Германии,
упоминания о нем отрывочны и в основном неверны. «Заговор» умолчания до сих пор
не снят. И причина этого, скорее всего, не творчество, а биография художника.
Афанасий Шелоумов
родился 17 августа (ст. ст.) 1892 года в Каменец-Подольске. Его детство прошло
в городе Балте Херсонской губернии, славившемся ежегодными конными ярмарками.
На будущего художника неизгладимое впечатление произвели ярмарочные сцены и
мобилизация во время русско-японской войны. Увлечение рисованием лошадей
указало дальнейший жизненный путь. После
окончания Художественного училища в Одессе в 1914 году Афанасий поступил в
Императорскую Академию художеств в Петербурге, в батальный класс академика
Н.С.Самокиша. Учиться в Академии удалось не долго — началась война. Призыв на
военную службу не позволил Шелоумову заниматься любимым делом и закончить
Академию. Афанасий начал службу рядовым, а закончил войну корнетом 10-го
улан-ского Одесского полка. Никогда не упускал он возможности сделать зарисовки
батальных сцен, военного быта и лошадей. А в Гражданскую войну вступил в 1-й
Добровольческий корпус под командованием генерала А.П.Кутепова. С частями Белой
армии в 1920 году эвакуировался в Галлиполи. Здесь, в Турции, нашли первое
пристанище части потерпевшей поражение Белой армии. В лагере, приютившем около
200 тысяч беженцев, сформировалась уникальная культурная среда. Художественный
кружок объединял более 40 профессиональных художников и любителей.
Галлиполийские работы Шелоумова составили альбом видов лагеря и его обитателей.
Затем, как и многие другие соотечественники, через Константинополь он
перебрался в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Эта страна была первой,
не только принявшей большой поток беженцев из России, но и оказавшей им
всестороннюю помощь. Русские образовали здесь около 300 колоний. Афанасий Иванович
поселился в Бечкереке и посвятил себя искусству. Для заработка пришлось начать
с копирования картин передвижников. Признание принесли ему произведения
батального жанра: «Бородинская битва», «Битва под Лейпцигом», «Въезд Минина и
Пожарского в Москву», «Молитва Шамиля перед битвой», «Последний резерв
Добровольческой армии». В 1930 году художник участвовал в Большой выставке
русского искусства, организованной Комитетом русской культуры в Югославии. Его
картина из истории Сербии была приобретена Военно-историческим музеем в
Белграде. Историческая живопись Шелоумова внесла заметный вклад в
художественную культуру Югославии.
В 1941 году Шелоумов, по
сведениям авторов биографического словаря «Художники русского зарубежья»,
вступил в Русский корпус в составе Вермахта и с его частями попал в Германию. С
1945 года поселился в Штарнберге, неподалеку от Мюнхена, и продолжил занятия
живописью.
В 1962 году, к 150-летию
Отечественной войны 1812 года, уже признанный мастер устроил выставку своих
работ в Мюнхене. К 80-летию художника были организованы персональные выставки в
Мюнхене и Штарнберге. В конце 1980-х годов состоялись выставки в Мюнхене, в
Штутгарте и в Маракай в Венесуэле.
К 90-летию А.И. Шелоумов
был удостоен звания почетного гражданина города Штарнберга. Скончался художник
25 января 1983 года. Работы А.И.Шелоумова находятся в музеях Сербии, Германии,
США. Теперь и на Родине будут храниться произведения художника, все творчество
которого было вдохновлено российской военной историей.
Центральный
музей Вооруженных Сил
129110,
Москва, ул. Советской Армии, 2. Тел.: (495) 681-48-77, тел./факс: (495) 681-18-80
E-mail cmvs@mail.ru, info@cmaf.ru, www.cmaf.ru, www.museum.ru