Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 79-80 2006

Л.Сергеев

 

Все цвета военной истории

 

Центральный музей Вооруженных Сил

 

Попытки создания национального военного музея России предпринимались с 60-х годов XIX века. В 1901 году по распоряжению императора Николая II военным ведомством был подготовлен проект, предусматривающий объединение в фондах нового музея многих собраний: Артиллерийского, Интендантского, Бородинского музеев, Аничкова дворца, Оружейной палаты и других. Это предложение вызвало резкие возражения, к тому же начало войны с Японией, революция 1905 года временно сняли вопрос с повестки дня. Вернулись к нему в 1907 году: тогда был образован комитет по созданию «Русского военно-исторического музея». Предполагалось в Петербурге возвести огромное здание по проекту архитектора фон Гогена, полностью передать туда существующие коллекции, заказать около 250 батальных картин, 200 портретов и скульптур. Официозная идея не получила поддержки, Государственная Дума и министерство финансов противодействовали выделению средств. Проект был окончательно похоронен начавшейся мировой войной.

С приходом большевиков к власти вся сложившаяся система военных музеев рухнула. Они были переданы в ведение Наркомпроса, имевшего самое бедственное финансовое положение. Руководители Красной Армии считали старые музеи ненужными и даже вредными. Собственный музей Красной Армии был создан военным ведомством в конце 1919 года в Москве и был построен совершенно на других принципах и материалах. 23 декабря 1919 года была учреждена постоянная выставка-музей «Жизнь Красных Армии и Флота». Только к 1923 году, при подготовке к 5-й годовщине РККА, по указаниям Л.Д.Троцкого, начинает налаживаться музейная деятельность. Музей получил помещения в бывшем Охотничьем клубе на Воздвиженке, 6, затем переехал в здание Центрального Дома Красной Армии на Екатерининской площади. Приоритетным направлением его работы стала коммунистическая пропаганда, освещение роли большевистской партии и ее вождей в победах и становлении РККА. Фонды ЦМКА очистили от «непрофильных» экспонатов — церковных предметов, всего, что былосвязано с царской армией, белым движением, а также и почти от всего фонда оружия. В 1935–1936 годах были уничтожены все предметы и документы, связанные с Троцким, Каменевым, Зиновьевым и другими «оппозиционерами». Бесперебойно поступали в топку ЦМКА музейные фонды с лета 1937 года, после раскрытия «военно-фашистского заговора» в Красной Армии. Начались аресты прежних и нынешних руководителей ЦДКА и ЦМКА. Начальник Дома Красной Армии Ф.Е.Родионов и его предшественник, директор Большого театра, В.И.Мутных были расстреляны по обвинению в создании террористической группы. Был арестован начальник музея А.Д.Колчушкин и новый начальник ЦДКА С.С.Панкратов; арестован и расстрелян предшественник Колчушкина — В.К.Трофимов.

Накануне 1941 года снова возникла идея создания объединенного военного музея, предлагалось «…сконцентрировать в нем все материалы по военной истории, истории русской армии и истории Красной Армии».

Знамя Победы, водруженное над Рейхстагом, награды и личные вещи И.В.Сталина, Г.К.Жукова, видных военачальников и героев Великой Отечественной войны, многочисленные трофеи и другие бесценные реликвии существенно пополнили фонды музея. К концу войны они насчитывали более 250 тысяч единиц хранения и не могли быть представлены на скромной экспозиционной площади в ЦДСА.

Решение о расширении принималось долго и мучительно, а проектирование и строительство нового здания музея продолжалось с 1956 по 1965 год.

Получив новые возможности, — теперь уже Центральный музей Вооруженных сил СССР бурно развивался. С 1965 по 1990 год его фонды увеличились с 514 до 707 тысяч единиц хранения.

Переименование музея в 1993 году — он получил нынешнее название «Центральный музей Вооруженных Сил» — носило неформальный характер. Стало возможным на практике реализовать идею национального военно-исторического музея. Снятие идеологического гнета позволило, наконец, взглянуть на российскую историю непредвзято и объективно; представить исторические события с разных сторон, в том числе и глазами непримиримых противников. Важным социально-культурным явлением стало обретение реликвий старой России, сохраненных русскими патриотами за пределами СССР.

 

Возвращение реликвий русской армии и флота

 

Американо-русское культурно-просветительное и благотворительное общество «Родина», объединяющее выходцев из России, было основано в 1954 году. Одним из важнейших направлений деятельности общества стало сохранение российского историко-культурного наследия за рубежом. В 1959 году художником В.П.Стеллецким был основан исторический музей общества. Он же многие годы был его хранителем. К собранию общества постепенно присоединялись коллекции и других эмигрантских музеев: Николаевского кавалерийского училища из Парижа, Лейб-гвардии Семеновского, Измайловского и Павловского полков, Русской Конницы, Константиновского артиллерийского училища, Морского объединения и частных архивов. Музей становится крупнейшим в США русским историческим собранием. К 1967 году в Лейквуде (штат Нью-Джерси, США) для размещения собранных культурно-исторических и военных реликвий удалось построить специальное музейное здание.

15 мая 1994 года Совет старшин общества «Родина» принял решение о передаче в постоянное и безвозмездное пользование культурно-историче-ских ценностей в фонды Центрального музея Вооруженных сил. В решении Совета старшин подчеркивается: «Выражаем надежду, что наши военные реликвии, добровольно возвращенные в Россию, послужат благородному делу восстановления исторической правды в освещении военной славы российского Отечества, воспитанию молодежи на боевых традициях воинства России!» Передача обществом «Родина» своей коллекции и библиотеки проходила поэтапно в 1994, 1996, 1998, 2000 годах и стала важным событием российской культуры.

В Центральный музей Вооруженных Сил была передана уникальная коллекция реликвий российской военной истории. Собрание более чем 40 тысяч предметов, в течение многих лет бережно хранимое на чужбине русскими эмигрантами, ныне стало достоянием всей России.

В постоянную экспозицию в залах ЦМВС включены вещи, принадлежавшие царской семье и ее ближайшему окружению; документы по истории русской армии и флота XVIII–начала XX века; боевые знамена и штандарты; холодное и стрелковое оружие, награды, предметы униформы генералов А.И.Деникина, М.В.Алексеева, М.Д.Скобелева, А.И.Спиридовича, Н.Н.Юденича и других; коллекции орденов и медалей России, полковых знаков, нагрудных знаков военно-учебных заведений, памятных медалей; тексты военной присяги императору Николаю II, фарфоровые пасхальные яйца с вензелями царской семьи, отправленные солдатам на фронт; коллекция миниатюрных муляжей головных уборов всех видов и родов войск начала XX века. Более чем 300-летнюю историю Российского флота представляют: экземпляр Устава Морского (СПб., 1720); георгиевское военно-морское знамя, предметы матросского и офицерского быта, личные вещи и оружие офицеров флота, закладные доски военных кораблей; фотографии (самые ранние датируются 1861 годом) и фотоальбомы. Демонстрируются экспонаты, повествующие об истории казачества с XVII по начало XX века: холодное оружие — пика, шашки, кинжалы; форма донских и кубанских казаков; личные вещи казачьего генерала Н.Н. Баратова и много других уникальных предметов.

 

Художник Афанасий Иванович Шелоумов

 

В фонды Центрального музея Вооруженных Сил обществом «Родина» были переданы несколько живописных и графических работ А.И.Шелоумова. Имя этого художника-баталиста, хорошо знакомое специалистам арт-рынка на Западе, почти ничего не говорит искусствоведам в России . Хотя прошло более двадцати лет со дня его кончины в Германии, упоминания о нем отрывочны и в основном неверны. «Заговор» умолчания до сих пор не снят. И причина этого, скорее всего, не творчество, а биография художника.

Афанасий Шелоумов родился 17 августа (ст. ст.) 1892 года в Каменец-Подольске. Его детство прошло в городе Балте Херсонской губернии, славившемся ежегодными конными ярмарками. На будущего художника неизгладимое впечатление произвели ярмарочные сцены и мобилизация во время русско-японской войны. Увлечение рисованием лошадей указало дальнейший жизненный путь. После окончания Художественного училища в Одессе в 1914 году Афанасий поступил в Императорскую Академию художеств в Петербурге, в батальный класс академика Н.С.Самокиша. Учиться в Академии удалось не долго — началась война. Призыв на военную службу не позволил Шелоумову заниматься любимым делом и закончить Академию. Афанасий начал службу рядовым, а закончил войну корнетом 10-го улан-ского Одесского полка. Никогда не упускал он возможности сделать зарисовки батальных сцен, военного быта и лошадей. А в Гражданскую войну вступил в 1-й Добровольческий корпус под командованием генерала А.П.Кутепова. С частями Белой армии в 1920 году эвакуировался в Галлиполи. Здесь, в Турции, нашли первое пристанище части потерпевшей поражение Белой армии. В лагере, приютившем около 200 тысяч беженцев, сформировалась уникальная культурная среда. Художественный кружок объединял более 40 профессиональных художников и любителей. Галлиполийские работы Шелоумова составили альбом видов лагеря и его обитателей. Затем, как и многие другие соотечественники, через Константинополь он перебрался в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Эта страна была первой, не только принявшей большой поток беженцев из России, но и оказавшей им всестороннюю помощь. Русские образовали здесь около 300 колоний. Афанасий Иванович поселился в Бечкереке и посвятил себя искусству. Для заработка пришлось начать с копирования картин передвижников. Признание принесли ему произведения батального жанра: «Бородинская битва», «Битва под Лейпцигом», «Въезд Минина и Пожарского в Москву», «Молитва Шамиля перед битвой», «Последний резерв Добровольческой армии». В 1930 году художник участвовал в Большой выставке русского искусства, организованной Комитетом русской культуры в Югославии. Его картина из истории Сербии была приобретена Военно-историческим музеем в Белграде. Историческая живопись Шелоумова внесла заметный вклад в художественную культуру Югославии.

В 1941 году Шелоумов, по сведениям авторов биографического словаря «Художники русского зарубежья», вступил в Русский корпус в составе Вермахта и с его частями попал в Германию. С 1945 года поселился в Штарнберге, неподалеку от Мюнхена, и продолжил занятия живописью.

В 1962 году, к 150-летию Отечественной войны 1812 года, уже признанный мастер устроил выставку своих работ в Мюнхене. К 80-летию художника были организованы персональные выставки в Мюнхене и Штарнберге. В конце 1980-х годов состоялись выставки в Мюнхене, в Штутгарте и в Маракай в Венесуэле.

К 90-летию А.И. Шелоумов был удостоен звания почетного гражданина города Штарнберга. Скончался художник 25 января 1983 года. Работы А.И.Шелоумова находятся в музеях Сербии, Германии, США. Теперь и на Родине будут храниться произведения художника, все творчество которого было вдохновлено российской военной историей.

 

Центральный музей Вооруженных Сил

129110, Москва, ул. Советской Армии, 2. Тел.: (495) 681-48-77, тел./факс: (495) 681-18-80

E-mail cmvs@mail.ru, info@cmaf.ru, www.cmaf.ru, www.museum.ru

А.Шелоумов. Бой оренбургских казаков с австрийскими уланами. Фрагмент. Центральный музей Вооруженных Сил

А.Шелоумов. Бой оренбургских казаков с австрийскими уланами. Фрагмент. Центральный музей Вооруженных Сил

Дары культурно-просветительного и благотворительного общества «Родина» в экспозиции Центрального музея Вооруженных Сил

Дары культурно-просветительного и благотворительного общества «Родина» в экспозиции Центрального музея Вооруженных Сил

Портрет В.П.Стеллецкого — основателя музея общества «Родина». Центральный музей Вооруженных Сил

Портрет В.П.Стеллецкого — основателя музея общества «Родина». Центральный музей Вооруженных Сил

А.Шелоумов. 1812 год. Сцена боя. Центральный музей Вооруженных Сил

А.Шелоумов. 1812 год. Сцена боя. Центральный музей Вооруженных Сил

А.Шелоумов. Эпизод из русской гражданской войны. Центральный музей Вооруженных Сил

А.Шелоумов. Эпизод из русской гражданской войны. Центральный музей Вооруженных Сил

А.Шелоумов. Бой оренбургских казаков с австрийскими уланами. Центральный музей Вооруженных Сил

А.Шелоумов. Бой оренбургских казаков с австрийскими уланами. Центральный музей Вооруженных Сил

А.Шелоумов. Бой русской кавалерии с немецкими артиллеристами. Центральный музей Вооруженных Сил

А.Шелоумов. Бой русской кавалерии с немецкими артиллеристами. Центральный музей Вооруженных Сил

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru