Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 78 2006

Сергей Шишков

 

Графичный образ пространства

 

Музыку хорошо слушать ночью.

Когда не видны лица людей.

Сэй Сенагон. «Записки у изголовья»

 

Созерцать — не слышать. Но если ты имеешь возможность не только слышать, но и созерцать музыку — это доставляет наибольшее эстетическое удовольствие. Таков мир, в котором живет и творит мой отец — художник Владимир Шишков.

Когда попадаешь на «поле битвы», в мастерскую отца, поневоле становишься участником сражений. При входе художник предупреждает: «Держись середины, тогда ничего не случится». По стенам стоят усталые, «измученные идеями» сырые холсты. В мастерской мало места. Картины, кисти, краски, папки, эскизы. Все предметы, находящиеся в поле зрения автора, так или иначе принимают участие в творческом процессе. В углу гипсовая голова, накрытая обычной сетчатой сумкой, превращается в узника мастерской. Я думаю, что это автопортрет. Под потолком со стен угрожающе нависают рельефы самых причудливых форм. Они, как свирепые охранники, внимательно следят за происходящим вокруг и неустанно наблюдают за порядком в мастер-ской. Вилка, зубья которой изогнуты в разные стороны, пристроена к рельефу. Маленькие бумажные скульптуры высовываются отовсюду. Безумное количество вспомогательных вещей: всякие уголочки, реечки, палочки, гвоздики, баночки, которые собираются волею автора в немыслимые приспособления для написания картин или прочие не менее занимательные и полезные вещицы. Ничего лишнего. Сказывается стремление художника как можно больше времени уделять именно творческому процессу.

В воздухе — сполохи энергии, рукой художника превращенные в осязаемые творения. Слышен разговор холстов и рам, кистей, красок и карандашей. Эскизы развешаны по стенам, вставлены в обороты подрамников, ручейками текут по полу или создают веероподобные скульптуры. Они перешептываются с картинами. Их много, и они ждут. Ждут внимания и поддержки. Понимаешь — многие из них создадут неповторимую музыку, которая впоследствии станет созерцаема. Отец говорит, что картины ведут с ним беспощадную борьбу. Забрызганный краской пол подтверждает постоянство борьбы и кажется вполне состоявшейся самостоятельной композицией.

Эмоциональный накал, царящий в мастерской, осязаем во всех картинах. Буйство черного цвета, светлые пунктиры и линии в сочетании с разнообразными формами создают неповторимый колорит в проекте «FECIT» — ощущение цветного черного. Огромная серая плоскость, на которой, свободно расправив крылья, парит едва узнаваемая блестящая птица, рождает ощущение воздушного серебра. Так форма и цвет, вступая во взаимодействие, вырываются за грань холста, формируют в нашем сознании образ. Причудливой формы «Чубрик» в одежде из дыр танцует с собственной тенью. Цветная форма, напоминающая птицу, взлетает ввысь на синем фоне холста. Художник дозирует цвет, тем самым влияя на литературную составляющую картины. Персонаж с красной прической и безумной гримасой на лице пытается вырваться из необъятной плоскости холста. Соотношение предметов в плоскости, сочетание формы и цвета ведут к пространственной свободе. Стремительные прямые линии и пунктиры задают общий ритм картины. Мир художника особенный. Безумное количество энергии будит разум. Идей много. И... стремление как можно быстрее окунуться в омут противостояния с поверхностью. Настоящая война. Война между палитрой и взглядом, обрывком листа и фразой, идеей и белым листом... Столкновение характера и плоскости... Желание слушать и слышать «музыку» холстов заставляет художника неустанно трудиться. Война продолжается много лет.

Достаточно мгновения для точного и однозначного определения местоположения любого предмета в пространстве или живописной плоскости. Все происходит быстро и с поразительной точностью. Линии стремительно находят свои точки и превращаются в пунктиры. Сомнений нет. Вторая попытка отсутствует — это расслабляет. Только атака. Максимум, что дозволено, — это пауза. Пауза между переходом от белого к черному или наоборот. Это создает ощущение спринтерского забега. Выстрел, как вступление барабанов в марше — старт. И вот уже финишная ленточка, как последняя нота в мелодии — финиш. В картине взгляд улавливает малейшие изменения в настроении художника. Прошу показать новые работы. Гигантский холст. Ощущение дистанции, которую художник преодолел, прежде чем ему удалось финишировать, поражает.

Краски и кисти, сливаясь друг с другом в безумном танце, рассказывают на живописном поле множество историй. Каждый мазок на холсте говорит об уверенности, которая заложена еще на начальных стадиях, в эскизах. Нити холста, как струны гитары, подчеркивают стройность мелодии. Картины оживают и превращаются в самостоятельные личности, способные поведать не только зрителю, но и самому художнику множество интереснейших и удивительных историй.

Поразительно, как небольшие холсты сосуществуют с двух-, трехметровыми гигантами. Мелодия, рожденная в голове автора, при непосредственном участии картин создает визуальную музыку. Кто дирижер в оркестре? Автор или картины? Здесь все едино и органично.

Сложно представить себя на месте художника. Жить в мире собственных творений, вести с ними диалог с глазу на глаз. Картины имеют свое собственное представление о происходящем вокруг, заставляют созерцателя принимать свою точку зрения. Нельзя воспротивиться происходящему на полотне. Художник может позволить созерцателю лишь присутствовать...

Владимир Шишков

Владимир Шишков

Птицы, залетающие за солнце. 2002. Холст, масло

Птицы, залетающие за солнце. 2002. Холст, масло

Профиль I. 1998. Холст, масло

Профиль I. 1998. Холст, масло

Серая птица. 2002. Холст, масло

Серая птица. 2002. Холст, масло

Долихоцефал I. 2002. Холст, масло

Долихоцефал I. 2002. Холст, масло

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru