ОБРАЗ МУЗЕЯ
«Способность художника
воспринять подлинный смысл научного труда и способность научного сотрудника
заранее видеть в эскизах замысел художника — основа их совместной работы».
Этому высказыванию — вот уже
более трех десятков лет, но своей актуальности оно не утратило и поныне.
Процитированная фраза принадлежит основоположнику отечественного экспозиционного
дизайна Евгению Розенблюму.
Реальное подтверждение этим словам можно увидеть в
работах Александра Конова — художественного руководителя творческого
коллектива Студии «Музей-Дизайн», автора восьми музеев в Москве и других
городах России, а также нескольких сотен выставок и постоянно действующих
экспозиций в нашей стране и за рубежом. Коллектив Студии хорошо знаком со
спецификой взаимодействия музейных работников и дизайнеров, оказывающей
решающее влияние на конечный результат в виде реализованного проекта.
Совместная работа
художников-экспозиционеров с сотрудниками музеев и выставочных комплексов
позволяет создавать бесчисленное множество вариантов экспозиций, отличающихся
новизной содержания и своеобразием художественного решения. Говоря словами
Е.А.Розенблюма, «научные сотрудники и художники в музее часто как бы меняются
местами... Разделение и перекрещивание этих двух музейных профессий глубоко
содержательно, но лишь при условии предельной ясности в методах работы и сфере
задач каждого из специалистов».
Вне зависимости от
концептуального замысла или окончательного варианта проекта и художники и
работники музеев находятся в постоянном контакте с художественным и — шире —
общекультурным наследием. Ведь каждый экспонат представляет собой историческую,
мемориальную или эстетическую ценность. Но не менее важным фактором
представляется и та среда, в которой окажутся экспонаты. От особенностей
формирования экспозиционного пространства зависит главное, ради чего создаются
музеи и выставки — организация наиболее полного и наиболее информативного
восприятия экспонатов зрителем.
В арсенале Студии
«Музей-Дизайн» — множество проверенных практикой способов и приёмов
формирования неповторимых и своеобразных экспозиционных комплексов. Любая
экспозиция — и трехдневная выставка, и рассчитанный на десятилетия музей —
всегда опирается на четко выраженное отношение художника к конкретному месту, в
которое встраивается проект. В это понятие входит и градостроительная ситуация
объекта, и параметры существующей музейной инфраструктуры, и характерные
особенности помещений, предназначенных для создания экспозиции.
Многие проекты Студии
реализованы в интерьерах зданий, представляющих собой памятники истории и
культуры. С одной стороны, это дает возможность организовать своего рода диалог
между прошлым и настоящим, с другой — налагает на экспозиционеров некоторые
юридические и морально-этические обязанности. На первый взгляд может
показаться, что необходимость соблюдения определенных рамок в той или иной мере
ограничивает диапазон деятельности художника. Но так ли это на самом деле?
«Такая опасность
подстерегает лишь тех авторов, которые не ставят перед собой задачи тщательного
и всеобъемлющего изучения особенностей места, на котором предстоит работать, —
считают студийцы. — Если же анализ существующей ситуации становится
органической частью проекта художественного решения экспозиции, начиная с идеи,
продолжая концепцией, эскизным проектом и заканчивая монтажом, то историческая
ценность предоставленной площадки как раз и будет способствовать появлению
принципиально новых экспозиционных решений».
Так, архитектурная
«детерминированность» московских памятников XVII–XVIII столетий помогла
дизайнерам Студии при создании ряда юбилейных выставок, где пространственные
особенности помещений позволяли создать требуемую экспозиционную
многоплановость и придать размещенным в этой среде инсталляциям необходимый
тематический порядок. Возможность использования сразу нескольких площадок на
территории музея-заповедника «Кусково», помноженная на редкое
архитектурно-пространственное многообразие знаменитой усадьбы, привела к
появлению новых в отечественной музейной практике комплексных решений.
Увеличенные экспонаты-символы (ZOOM) с успехом исполнили роль планировочных
акцентов не только в рамках отдельной экспозиции, но и ландшафта всей усадьбы.
В то же время, традиционные кусковские выставки, разработанные Студией
«Музей-Дизайн» специально для помещений Большого дворца, характерны тонким
диалогом существующих интерьеров с прозрачным, почти «бестелесным» стеклом, за
которым размещаются экспонаты.
Отдельной страницей в
творческой биографии Студии следует считать ее многолетнее сотрудничество с
Государственным историческим музеем, в результате чего в столь непохожих друг
на друга музейных залах в разное время было открыто более десяти выставок. И
каждая из них была примечательна в аспекте новизны концептуального решения.
Выставка «Сей путь тебе принадлежит...», посвященная жизни и деятельности
Екатерины Дашковой примечательна тем, что дизайнерам Студии удалось, сохраняя
традиционную архитектуру интерьеров Исторического музея, создать
дополнительный, «аппликативный» фон, в котором использованы элементы
классицистической ордерной системы. С помощью подобного приема было решено
сразу несколько взаимосвязанных задач — отражены стилевые вкусы эпохи, а
исторические интерьеры гармонизированы с интродуцированной художественной
системой. А главное — ощущение значительного визуального расширения
пространства, достигнутое дополнением интерьеров рисованными перспективами,
может символически трактоваться и как безграничная общественная и научная
деятельность Екатерины Дашковой на благо Российского государства.
В некоторых случаях, когда
пространство не обеспечивает необходимой остроты воздействия на зрителя,
художники Студии «Музей-Дизайн» прибегают к помощи иных приемов. В некоторых
случаях ведущей становится пластическая или декоративно-художественная тема,
наиболее характерная для данной исторической постройки. Так, в новой экспозиции
Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника по
специально разработанному проекту выполнены порталы межзальных проходов,
которые своей пластикой призваны напоминать об эпохе русского ампира,
последовавшей сразу за победоносным завершением Отечественной войны 1812 года.
Иногда в необычных ракурсах используется изображение всем известного
исторического здания или сооружения. Подобным образом был преподнесен зрителю
поистине «народный» московский объект — опекушинский памятник А.С.Пушкину в
дни его 125-летия. А выставка «Ау, Базиль Пушкин!» стала столь же
экспериментальной, сколь и новаторской: в экспозиционном пространстве с полным
соблюдением масштабных характеристик и с использованием исторических планов
было создано виртуальное подобие дома В.Л.Пушкина на Старой Басманной улице.
Уважение к памятнику —
ансамблю, зданию или отдельному экспонату — остается одним из ключевых
принципов работы Студии «Музей-Дизайн». Александр Конов убежден, что
происшедшее в последние годы бурное развитие музейных технологий не только не
вступит в противоречие с памятниками истории и культуры, предназначенными для
размещения экспозиций, но и предоставит дизайнерам широкие возможности
выявления все новых и новых граней нашего культурного наследия.
Сергей Мержанов