Инталии сквозь века
«…брильянт нельзя считать
произведением искусства. Камни известной формы и вырезанные на них изображения гораздо более
интересны, хотя бы сами по себе они и не были особенно замечательны; они представляют
собою нетленные документы искусства всех времен и имеют громадное значение для
историка искусства и культуры. Птолемеева камея в этом смысле гораздо ценнее и
обладает гораздо более глубоким смыслом, чем самый большой брильянт, украшающий
какую-нибудь корону».
Р.Браунс.
«Царство минералов». СПб., 1906.
Современное искусство
глиптики берет начало от произведений древних мастеров, вырезавших на
камнях-самоцветах инталии — вогнутые миниатюрные изображения. Их оттиски на
воске или глине давали рельефы, служившие печатями. Для самых ранних из
сохранившихся инталий использовались твердые одноцветные минералы — гранаты,
гиацинты. Обращение резчиков к многослойным камням — агатам, сардониксам —
позволило достичь новых высот, создавать подлинную «живопись в камне».
Резные камни — геммы, созданные мастерами
Месопотамии и островов Эгейского моря в IV–III тысячелетиях до н.э.,
свидетельствуют об уже сложившейся многовековой традиции. Мастерством
исполнения восхищают древние египетские, шумерские, аккадские, вавилонские,
ассирийские геммы.
Античные геммы вобрали в себя все
разнообразие мира, а средства выразительности приобрели особую утонченность.
Мастера добивались органичного соединения магической красоты минералов с
графически отточенными или, напротив, легкими, эскизными, пластичными
рельефами. Это были уже не только печатки, но и дорогие, можно сказать
драгоценные украшения, амулеты-обереги, наделенные защитными, чудодейственными
свойствами. Многие античные геммы позднее почитались как христианские святыни.
Коллекционирование резных камней было
увлечением и привилегией сильных мира сего. Не стали исключением и российские
монархи. Страстной собирательницей гемм была императрица Екатерина Великая.
Работа со сверхтвердыми минералами позволяет
создавать практически вечные произведения. Однако для резчика она сопряжена с
немалыми трудностями. «Для изготовления большой камеи, — писал археолог
Э.Баблон, — нужно было столько же времени, сколько и для создания готического
собора». Так, уже в XIX веке, резчик А.Давид над камеей «Триумф Наполеона»
трудился 15 лет!
Оборудование требуется довольно
незамысловатое — простой станок с приводом, набором резцов и абразивы. Стальной
резец на твердой поверхности камня не может оставить даже царапины. Мастер
обрабатывает покрытую абразивом поверхность практически вслепую, постоянно имея
в виду, что вогнутый рельеф будет восприниматься зрителем зеркально и как
выпуклый. Технология резьбы по камням-самоцветам за многие тысячелетия
принципиально не изменилась, разве что появилась возможность использовать
электрический привод и оптические приборы. По-прежнему это ручная работа,
требующая воображения и необыкновенного терпения. Представленные на страницах
«Нашего наследия» инталии современного российского мастера Владимира Каменева
созданы таким же традиционным способом —
с помощью бормашины, заточенных под разными углами гвоздей и набора
абразивов. Тонкие детали были прорисованы острым осколком алмаза. На создание
инталии по сюжету картины Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» резчику потребовалось
более года, а на «Тайную вечерю» — около двух лет упорного труда.
Все работы мастера публикуются впервые.
Немногие знатоки и ценители камнерезного искусства, которым довелось
познакомиться с его инталиями, единодушны во мнении — это уникальные
произведения редкого и многотрудного жанра.
Если у гемм с сюжетами, вдохновленными
античной мифологией, христианскими образами и выдающимся личностями,
исторические и стилистические прообразы проследить возможно, то у сложных
многофигурных композиций В.Каменева по сюжетам живописных картин Леонардо и
евангельским сценам нет аналогов.
С.Леонов,
фото Р.Васильчикова