Валерий
Исаченко
Фото Ирина
Туминине, Владимир Теребенин
Genius loci Максимилиан Месмахер
На фронтоне центрального
ризалита фасада музея Училища А.Л.Штиглица помещен горельеф с десятью
аллегорическими изображениями различных искусств, в центре которых — коренастый
человек, с бородой, в рабочей одежде. Это строитель здания, знаменитый зодчий,
директор Училища технического рисования барона Штиглица, организатор всей
системы обучения в этом учебном заведении Максимилиан Егорович Месмахер
(1842–1906). Символично, что над фронтоном здания возвышается фигура летящей
Славы, достойно увенчавшей труд Мастера.
Вторая половина XIX века
— сложнейший, противоречивый период развития русской архитектуры. Это время
безраздельного господства эклектики, в том числе одного из ярких ее направлений
— историзма. Месмахер был центральной фигурой этого направления, однако его
роль этим далеко не исчерпывается. Одновременно и рядом с ним трудилось немало
крупных архитекторов, но все они уступают ему в силе таланта, творческого воображения
и, главное, в универсальности и масштабности творческого мышления. Современники
Месмахера были архитекторами, художниками, но немногие из них ставили перед
собой столь обширные задачи в деле просвещения общества. Никто из них, пожалуй,
в своей просветительской деятельности (в самом широком смысле слова) не достиг
столь конкретных и впечатляющих результатов. Месмахер был главной фигурой в
архитектурно-строительной практике, но его роль гораздо выше — он стал
выдающимся и общепризнанным деятелем русской художественной культуры именно
тогда, когда стала преобладать более узкая специализация и крайне неравномерное
развитие искусств. Так, стремительно вышли вперед и достигли мирового уровня
литература и музыка, а на последнем месте оказалась скульптура. Месмахера
всегда возмущало искусственное деление искусства на «высокое» и «низкое»
(декоративно-прикладное). Он утверждал, что необходимо нести знания в
провинцию, к широким массам людей. Месмахер был прежде всего Просветителем — в
архитектуре, графике, музейном деле, преподавании, во всем, с чем соприкасался
его беспокойный, живой, творческий ум, его отзывчивая душа. Многими сторонами
своей натуры, человеческого и творческого облика Месмахер сродни художникам
Возрождения. Время, в котором он жил, было не самым благоприятным для полного
раскрытия всех творческих возможностей, тем не менее Месмахер сделал очень
много, оставив заметный след в каменной летописи города, во всей художественной
жизни своего времени. Специализируясь на проектировании и строительстве крупных
дворцовых и общественных зданий, оформлении интерьеров и формировании всей
предметно-пространственной среды, зодчий создал произведения большого
общественного звучания. Все они, кроме не дошедших до наших дней, взяты под
государственную охрану, они вызывают интерес не только специалистов, но и
рядовых горожан, о чем и мечтал автор.
Сын петербургского каретного
мастера, Максимилиан в 1868 году блестяще окончил Академию художеств,
одновременно приобщаясь к практике. Обычная биография в своем начале: поездка в
Италию, Бельгию, Германию, Францию, Испанию, Турцию… Сотни мастерских рисунков
и акварелей, которые уже тогда создали ему имя. Эти рисунки не уступают
аналогичным работам известных живописцев той поры. Около 240 рисунков хранится
в Эрмитаже. Работы Месмахера-художника были высоко оценены на венской Всемирной
выставке 1875 года.
С 1872 года Месмахер —
академик архитектуры. С молодых лет он работал архитектором в различных
ведомствах, преподавал в школе Общества поощрения художеств. 1870-е годы оказались
для него чрезвычайно насыщенными: внутренняя реставрация Смольного собора,
оформление интерьеров в монферрановском особняке В.Ф.Гагариной на Большой
Морской, 45, где архитектор активно и искусно применил дерево — один из своих
любимых отделочных материалов (ныне здесь Дом композитора). В конце 1870-х гг.
он перестроил Дом общества поощрения художеств на Большой Морской, 38 (ныне
Союз художников С.-Петербурга). Тогда был изменен фасад на Мойке, надстроены
дворовые флигели, отделаны выставочный зал и другие помещения (в 1890-х гг.
здание было снова перестроено по проекту И.С.Китнера). В те же годы Месмахер
возвел базиликальный купольный храм св. Косьмы и Дамиана на Кирочной улице, 28
— против Знаменской улицы (не сохранился).
Характерным запоминающимся
обликом, тонким пониманием дерева как строительного и декоративного материала
по сей день привлекает дача брата зодчего, Г.Г.Месмахера, в одном из
живописнейших уголков Шуваловского парка. Она выгодно отличается от
многочисленных образцов «дачной» архитектуры. Месмахер как художник своего
времени в полной мере использовал специфические и разнообразные возможности
материала, его пластику и фактуру. Живописность и выразительность зданию
придают эркеры, балконы, фриз, фигурные фронтоны, кровля.
В те же годы архитектор
построил двухэтажную Знаменскую церковь в доме графа П.С.Строганова на улице
Чайковского, 11 (позднее перестроена).
Признанием опыта и
мастерства зодчего стало его назначение архитектором Исаакиевского собора. Он с
большим увлечением и полной отдачей занимался его реставрацией в связи с
неравномерной осадкой здания, появлением трещин в колоннах. Каждая из них была
прочно приведена в устойчивое вертикальное положение с твердой опорой. Были
реставрированы карнизы и вся мраморная облицовка. Подобно автору храма Месмахер
вникал во все детали работ — вплоть до проектирования строительных лесов. В
этой работе (1882–1897) проявились большие технические знания зодчего, его
организаторский дар, умение работать с большим коллективом людей разных
профессий — это характерно для всего его творчества.
В 1882–1885 годах Месмахер
построил незаурядное здание дворца великого князя Алексея Александровича на
набережной Мойки, 122. Заказчик выбрал место, удаленное от центра. Его вкусы
совпадали с творческими интересами архитектора. Дворец с живописным пейзажным
садом стал его первой крупной работой городского масштаба, где он смог ярко
проявить свой талант художника-универсала. Одновременно была преобразована
территория вокруг дворца, появилась новая улица — Алексеевская (ныне улица
Писарева). В объем дворца Месмахер включил стены старого особняка,
перестроенного в 1840-х и 1870-х годах. Г-образный, асимметричный в плане,
чрезвычайно живописный по композиции и силуэту дворец расположен в глубине
участка, за парадной оградой, на каменном цоколе. Рустованными столбами с
вазами и коваными решетками ограда отличается от других городских оград. В
центре — ворота с рустованными пилонами и ажурной решеткой сочного изысканного
рисунка. Это памятник декоративно-прикладного искусства, отлитый на заводе
Сан-Галли. Здание обладает ярко выраженным романтическим обликом. Фасады
различны по декоративно-пластическому решению и украшены лепным и иным декором,
акцентированы входы. Несмотря на обилие элементов и деталей, автор достиг определенной
цельности, что было свойственно в то время немногим строителям. Дело в том, что
облик здания выражает его внутреннюю структуру. Мастерство автора особенно
проявилось в свободной планировке разнообразных парадных и жилых помещений.
Главный вертикальный элемент в композиции дворца — четырехъярусная круглая
шатровая башня. Разнообразны по очертаниям и группировке окна. В оформлении
интерьеров — богатство фантазии и трезвый расчет, они связаны с внешней средой
и образуют разнообразные и сложные пространственные взаимосвязи. Скульптура,
живописные панно работы Э.К.Липгарта, камины, лепка, паркеты, изразцы, резьба и
многое другое — всюду знание и живое ощущение исторических стилей, особенностей
каждого материала, внимательное отношение к точному выполнению каждой детали в
натуре. Это своеобразный музей декоративно-прикладного искусства, похожий
скорее на буржуазный особняк, а не на прежний «классический» дворец. Работая
для разных заказчиков. Месмахер сохранял индивидуальность творческого почерка и
всей жизненной позиции, всегда оставался цельным принципиальным человеком.
Силой завоеванного каждодневным трудом авторитета он влиял на всех окружавших
его, не исключая сильных мира сего. Дворец на Мойке уютен и интересен для
изучения, в нем вполне проявилась творческая зрелость автора.
В 1880–1893 годы Месмахер,
признанный мастер в разных архитектурных «жанрах», особенно в области
интерьера, много работал во дворце великого князя Владимира Александровича на
Дворцовой набережной, 26. Построенное А.И.Резановым «флорентийское палаццо»
также стало хранилищем художественных богатств, здесь также множество мотивов
исторических стилей, увязанных в единый художественный ансамбль (ныне здесь Дом
ученых). Месмахером созданы величественная парадная мраморная лестница, плавно
изогнутая и хорошо освещенная. Ее стены украшены лепкой по золотому фону,
цветным искусственным мрамором и живописным плафоном. В левой части здания —
изящная Бронзовая лестница с насыщенным цветовым решением, основанным на
сочетании мрамора, красного дерева и позолоты (решетка). Зал 2-го этажа здесь
решен в формах барокко. Двухъярусная библиотека, включая шкафы и мебель,
оформлена деревом — строго и изысканно,. Месмахер переделал интерьер фойе
Танцевального зала, ряд служебных помещений, сделал лифты. Труды зодчего были
высоко оценены современниками.
Месмахеру довелось внести
свой вклад в формирование застройки Адмиралтейской набережной. Споры о ней не
утихли по сей день. Многоэтажные доходные дома и учреждения почти закрыли
невский фасад Адмиралтейства, но в то же время организовали большое свободное и
неиспользуемое пространство. Архитекторы сделали все возможное для создания
единого фронта застройки, представляющей комплексный памятник архитектуры
1870–1880-х годов. Лучшим зданием здесь, бесспорно, является построенный
Месмахером в 1885–1888 годах дворец великого князя Михаила Михайловича (д. №8).
Автор был связан небольшими размерами участка, однако сумел найти удачный
планировочный прием, организовав парадный двор с узкого Азовского переулка.
Главный, невский, фасад отличает почти скульптурная пластичность, характерная
для почерка автора. Трехэтажный, в ренессансном стиле дворец — талантливая
интерпретация форм зодчества эпохи Возрождения. Трудно назвать другое здание
той поры со столь безупречными пропорциями и тонко прорисованными (без
рафинированности) деталями. Это подлинно столичный дворец своего времени.
Месмахер следил за тщательным выполнением в натуре проекта во всех нюансах —
отсюда и высокое качество работ: облицовка из германского песчаника, сочная
рустовка первого этажа, сдвоенные колонны и пилястры верхних этажей.
Оригинально трактован традиционный мотив — 11 замковых камней над
полуциркульными окнами первого этажа со скульптурными, не повторяющимися
масками. Чрезвычайно проста и рациональна планировка здания с двумя частями —
для хозяина и его жены. В создании богатой внутренней отделки участвовали
питомцы автора — его ученики из Соляного городка, и эта работа была для них
лучшей школой. Так были выполнены печи, камины, паркетные полы, фонари и многое
другое. Здесь, как, впрочем, и в других работах, Месмахеру пригодилось все
виденное и пережитое на родине и за рубежом, особенно, искусство Флоренции,
всегда жившее в его душе. Итальянское Возрождение всегда было для него
недосягаемым художественным идеалом. Потому и его обращение к этому искусству
было естественным и органичным.
В 1930-х годах при
реконструкции Аничкого дворца исчезли интерьеры, созданные здесь Месмахером для
поселившегося во дворце Александра III. Император высоко оценил
труд архитектора. Очень высокого мнения о зодчем был видный общественный и
государственный деятель, сенатор, историк А.А.Половцов, отмечавший стремление
Максимилиана Егоровича самостоятельно вникать в весь процесс проектных и
строительных работ. Месмахер меньше всего был мэтром, не выносил барства и
чванства. За это его любили и уважали все — от сильных мира сего до рабочих,
осуществлявших его замыслы. В случае необходимости он мог показать, как сделать
ту или иную деталь. И еще, быть может, самое важное: со всеми он был одинаково
прост, доступен, внимателен, умел уважать человеческую личность.
Месмахер подобно Кваренги и
Монферрану делал проектные чертежи как произведения искусства, это отличная
графика в сочетании с акварелью. В ту пору многие архитекторы были превосходными
акварелистами, и это тема отдельного исследования. Проекты отделки Аничкова
дворца (хранятся в музее истории города) характеризуют Месмахера как подлинного
художника интерьера.
Примером крупного
общественного здания, построенного в чрезвычайно ответственном месте, может
служить отличающееся спокойной монументальностью, замечательной
уравновешенностью частей трехэтажное здание Архива Государственного Совета
(1883–1887). Оно эффектно возвышается на углу Зимней канавки и Миллионной
улицы. Здание построено Месмахером при участии выдающегося военного инженера
В.М.Карловича. Авторский почерк легко узнается — это также талантливая
интерпретация форм зодчества Флоренции эпохи Возрождения. Здание с двумя
ризалитами, рустованным низом и полуциркульными окнами прекрасно сочетается со
зданием Нового Эрмитажа и свободно и естественно входит в один из самых
привлекательных уголков старого города. Оно монументально, но не помпезно, и
являет собой редкий для той поры пример градостроительного мастерства. Мозаичные
вставки на фасаде сообщают о времени строительства. Немаловажная деталь: проект
был выполнен бесплатно или, как говорят сегодня, — на общественных началах. За
мощными стенами здания скрыта тщательно проработанная, с учетом его специфики,
планировка, здесь применены несгораемые конструкции и новейшее оборудование,
усовершенствованная система отопления и вентиляции.
В 1890-х годах Месмахер
построил для Александра II дворец в Массандре (Крым)
подчеркнуто романтического облика, в единстве с окружающей природой, со
свободной планировкой, с живописно скомпонованными разновысотными объемами. С
1890-го Месмахер — профессор архитектуры Академии художеств.
Большую популярность зодчему
принесла работа в особняке А.А.Половцова на Большой Морской улице, 52 (ныне
С.-Петербургский Союз архитекторов России). У этого дома богатая история, с XVIII в.
он сменил немало владельцев, осуществлявших различные переделки. Половцов в
полной мере оценил «обширные научные и художественные познания и неутомимую
энергию» Месмахера, особенно при постройке Архива, и в 1888–1892 годы маститый
зодчий с увлечением работал в доме сенатора. Он переделал дворовые фасады,
фасад, выходящий на Мойку, ряд интерьеров первого этажа, создал интерьер
нынешней библиотеки на втором этаже и, наконец, хорошо известный в нашем городе
и даже за его пределами парадный и одновременно уютный, соразмерный человеку,
просторный Бронзовый зал в специально пристроенном Месмахером двухэтажном
западном объеме, с верхним светом и богатейшей отделкой. К сожалению, здесь отсутствуют
французские гобелены — их местонахождение неизвестно. Зал этот примечателен во
многих отношениях и прежде всего тем, что здесь проявились характерные черты
почерка автора. Щедрость и изысканность не мешают цельности впечатления. В
углах зала помещены четыре бронзовых панно, на одном из которых — атрибуты
зодчества и фасад Музея Штиглица — главного и любимого детища Месмахера, речь о
котором пойдет ниже. Это своеобразный «автограф» архитектора, а на панно
«Скульптура» можно видеть его автопортрет. Этот зал — лучший в то время пример
синтеза искусств, конечно, в ином понимании, нежели у зодчих начала XIX
века. Для того чтобы сегодня объективно оценить сделанное Месмахером, надо
прежде всего понять его вечное стремление выйти за пределы окружавшей его обыденности,
из мира пошлости и мещанства. Он жил и чувствовал по-иному — образами и
идеалами Возрождения. Здесь, как, впрочем, и в других творениях архитектора,
проявился его своеобразный универсализм, редкий в то время. Разнообразными
средствами он умел достигать множества впечатлений, выявляя пластические и
декоративные качества каждого материала. Знание материалов позволяло ему
по-разному сочетать их. Он был в одном лице архитектором, строителем и
художником-декоратором. И, конечно — организатором работ, знавшим каждого
участника, а не безличную массу исполнителей. Нельзя не повторить: так работали
мастера Возрождения.
В те же годы Месмахер
оформил интерьеры во дворце великого князя Павла Александровича на Английской
набережной, 68 (перестроен в 1859–1862 гг. А.И.Кракау для А.Л.Штиглица), снова
проявив знание исторических стилей и создав богатую отделку с применением
дерева, лепки, скульптуры, резьбы и др. На Крюковом канале, 12,архитектор
построил для Н.М.Половцовой (жены А.А.Половцова) манеж и конюшни с выразительной,
пластически насыщенной композицией фасада, сочными деталями (эркер, русты,
кронштейны).
В жизни каждого большого
художника бывает «звездный час» — время концентрации душевных и физических сил,
обобщения накопленного жизненного и творческого опыта, т.е. всего того, что
необходимо для создания главного произведения. Не секрет, что многим это не
удается: в погоне за временным успехом и всяческими благами художник нередко
утрачивает главный стержень творчества и остается на давно достигнутом уровне.
Месмахер вошел в историю архитектуры рядом крупных произведений, названных
выше, но прежде всего своей, по выражению К.С.Петрова-Водкина, «лебединой
песней» — зданием Музея Училища Штиглица. Проектирование и строительство здания
отразило новые явления в русской художественной и экономической жизни, главные
эстетические тенденции времени, оно блистательно завершило долгий период
отечественной эклектики, в то же время став заметным явлением в европейской
архитектурно-художественной жизни — недаром Месмахер превосходно знал старую и
новую архитектуру Европы. Принципы историзма получили в этом произведении
наиболее полное и убедительное выражение. Месмахер обобщил свой богатый
творческий опыт, применил свои энциклопедические знания. Последняя работа
зодчего — несохранившаяся отделка церкви св. Петра на Невском проспекте, 22-24.
С 1897 года архитектор с семьей жил в Дрездене, где и скончался в 1906 году.
В 2000 году компания
«Стальреконструкция СПб» завершила реконструкцию купола музея, защитив
металлические конструкции антикоррозийным покрытием.