Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 77 2006

Галина Прохоренко

Фото Ирина Туминине, Владимир Теребенин

 

Музей — учебная програма и наглядное пособие

 

Днем основания музея при Училище принято считать 15 мая 1878 года, когда на одном из первых заседаний Совета Училища был впервые поставлен вопрос о необходимости создания художественной коллекции. Начало музейному собранию было положено летом 1879 года во время длительного заграничного путешествия, которое предпринял А.А.Половцов вместе с князем А.Б.Лобановым-Ростовским, известным русским дипломатом и коллекционером, они побывали в Турции, в Греции, Италии и Германии. Результатом этой поездки стало приобретение музейных экспонатов и учебных пособий, а также общение с такими людьми, как знаменитый археолог Г.Шлиман и директор Южно-Кенсингтонского музея в Лондоне Ф.Канлифф-Оуэн. Благодаря этим знакомствам коллекция музея спустя непродолжительное время пополнилась весьма ценными экспонатами: в сентябре 1880 года Г.Шлиман прислал в Петербург интересную коллекцию античных предметов бытового и культового назначения из проводимых им на холме Гиссарлык раскопок, где, как тогда считалось, он обнаружил остатки гомеровской Трои, а Ф.Канлифф-Оуэн способствовал приобретению музеем в 1883 году более 150 гальванокопий экспонатов Южно-Кенсингтонского музея, выполненных известной английской фирмой Элькингтон и Ко., а также обширного собрания (около 600 предметов) современного индийского прикладного искусства.

Коллекция музея также активно пополнялась за счет даров различных частных лиц, тем или иным образом связанных с училищем и его организаторами. Среди дарителей были коллекционеры, промышленники, дипломаты, представители российской аристократии: князь С.С.Гагарин, князь Н.С.Трубецкой, граф А.В.Бобринский, дипломаты Е.К.Бютцов и А.Г.Влангали, живописец и коллекционер М.П.Боткин, художник В.Д.Сверчков, промышленник И.Ф.Громов.

29 декабря 1881 года в торжественной обстановке состоялось открытие музея Училища Штиглица, разместившегося в просторных залах второго этажа только что построенного здания школы (архитекторы Р.А.Гедике и А.И.Кракау, при участии М.Е.Месмахера). Скоро музей превратился в уникальное собрание прикладного искусства и приобрел уже самостоятельное значение. Журнал «Нива» в 1884 году писал о музее училища как об «одном из лучших собраний в столице в этом роде»1.

В связи с интенсивным ростом музейных коллекций возникла острая необходимость в строительстве нового здания для музея Училища, поэтому 14 января 1885 года Совет Училища принимает решение поручить директору училища академику М.Е.Месмахеру составление архитектурного проекта здания музея. По замыслу организаторов в архитектурном решении и интерьерах музея должны были наглядно предстать зарождение и развитие художественных стилей разных исторических эпох. Начиная с 1886 года и вплоть до открытия нового здания музея, руководство Училища, а точнее, А.А.Половцов, уже предвидя масштабы будущего музея, покупает для него все новые и новые коллекции, в которые входят десятки, сотни, а иногда и тысячи экспонатов. Так одна за другой приобретаются коллекции А.В.Звенигородского (662 предмета); коллекция предметов персидского производства, состоявшая из 767 интересных и редких произведений искусства: керамики (вазы, чаши, блюда, изразцы), лаков и живописных миниатюр, собранных генералом П.В.Чарковским в Иране, где он на протяжении ряда лет был российским генеральным консулом; Венская коллекция, куда входило 412 предметов в основном западноевропейского искусства. В 1886 году руководство Училища завязывает деловые контакты с коллекционером из Франкфурта-на-Майне Я.Краутом, при посреднической деятельности которого было приобретено несколько коллекций.

Чрезвычайно большой интерес из приобретенных в этот период музеем художественных собраний представляла коллекция еще одного крупного франкфурского знатока древностей А.-Л. Рикарда-Абенхеймера, в которую входило более 1400 предметов. А.А.Половцов входит в контакт с крупнейшими антикварами и коллекционерами Европы — С.Бингом, М.-А. Лово, Гольдшмидтом, С.Вертхеймером, Жираром, Зелигманом, Андре и другими. В 1890 году в Совет Училища по предложению почетной попечительницы Н.М.Половцовой принимаются новые члены: зять и сын Н.М.и А.А.Половцовых — председатель Императорской археологической комиссии граф А.А.Бобринский и корнет лейб-гвардии Конного полка А.А.Половцов-младший, который активно включился в музейную работу ближе к концу 1890 годов и стал одним из главных экспертов по прикладному искусству, заменив со временем на этом поприще отца.

К моменту завершения строительства нового музейного здания, в начале 1896 года, собрание уже насчитывало более 12 тысяч экспонатов. Произведения прикладного искусства покупались с расчетом на то, что они будут размещены в просторных залах будущего музея. Некоторые из них в процессе строительства здания (это относится к мраморным порталам, каминам, живописным полотнам, гобеленам) становились неотъемлемой частью художественного убранства интерьеров и характером своего художественного решения формировали стилевой образ залов.

«В 20 лет мне удалось, — писал в своем дневнике в июне 1904 года А.А.Половцов, — из 5 миллионов оставленных бароном Штиглицем сделать одиннадцать и в то же время из доходов выстроить новый Музей, стоивший 1900000 и наполнить его художественными предметами на сумму вдвое большую. Страшусь одного, что после моей смерти чиновничество наложит свою хищническую руку на эти сокровища и извратит тот путь, по которому они приносят теперь и должны приносить в будущем гораздо большую пользу Отечеству»2. Слова Половцова оказались пророческими. Но в те годы трудно было даже представить масштаб тех бедствий, которые выпадут на долю Училища и Музея.

 

1 Нива. 1884. №21. С.486.

2 ГАРФ. Ф.583. Оп.1. Д.59. Л. 35, 36.

Вид на Большой выставочный зал с галереи. Образцом для пластического решения декора Большого выставочного зала послужил фасад библиотеки Сан Марко в Венеции, спроектированный Я.Сансовино в XVI веке

Вид на Большой выставочный зал с галереи. Образцом для пластического решения декора Большого выставочного зала послужил фасад библиотеки Сан Марко в Венеции, спроектированный Я.Сансовино в XVI веке

М.Е.Месмахер. Проект оформления восточной стены Венецианского зала. Бумага, акварель, тушь, перо. Музей СПХПУ им. В.И.Мухиной

М.Е.Месмахер. Проект оформления восточной стены Венецианского зала. Бумага, акварель, тушь, перо. Музей СПХПУ им. В.И.Мухиной

Венецианский зал музея Училища. Плафон. Фото 1896 года. Декор Венецианского зала, или Зала Тьеполо, решен в духе одного из залов дворца Дожей в Венеции

Венецианский зал музея Училища. Плафон. Фото 1896 года. Декор Венецианского зала, или Зала Тьеполо, решен в духе одного из залов дворца Дожей в Венеции

Венецианский зал музея Училища. Фото 1896 года

Венецианский зал музея Училища. Фото 1896 года

Столешница черепахового столика. Украшение в технике «броде»

Столешница черепахового столика. Украшение в технике «броде»

Черепаховый столик. Италия, Неаполь. Первая треть XVIII века. Мастер Дж.Сарао. ГЭ

Черепаховый столик. Италия, Неаполь. Первая треть XVIII века. Мастер Дж.Сарао. ГЭ

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru