Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 77 2006

События, предшествовавшие подписанию Александром II рескрипта об основании "Училища технического рисования барона Штиглица" 9 января 1876 г.

Галина Власова

Фото Ирина Туминине, Владимир Теребенин

 

Художник и промышленность

 

6 января 1876 года барон Александр Людвигович Штиглиц пожертвовал один миллион рублей — колоссальную по тому времени сумму — на устройство в Петербурге «училища прикладного рисования по примеру существующей в Москве строгановской школы»1. Это не было сиюминутной прихотью богатого мецената. Известный финансист и промышленник, видный общественный деятель барон Штиглиц одним из первых в России осознал, что русской промышленности необходимы образованные художники, которые обеспечили бы качественным отечественным товарам возможность конкурировать на международном рынке. И подтверждением правильности этого поступка барона Штиглица служит благодарственный рескрипт крупных петербургских заводчиков и фабрикантов, владельцев мастерских и фирм, которым они не замедлили откликнуться на деяние своего коллеги: «…Руководившая Вашим щедрым пожертвованием мысль: дать возможность к развитию в русской молодежи понимания изящного и любви к нему, встречена нами, и, вероятно, всем русским обществом, искренним пожеланием, чтобы учреждаемая Вами школа вызвала из среды народа много талантов, которые без нее могли бы остаться не пробужденными и незамеченными»2.

За четверть века до этого значительного для русской промышленности события 1851 году в Лондоне открылась Первая Всемирная промышленная выставка, которую британцы до сих пор называют просто «Великая». Восемнадцать стран Европы, Азии, Африки и Америки представили на ней около пятнадцати тысяч экспонатов, наглядно продемонстрировавших как достижения в области науки и техники, так и явные признаки упадка художественного вкуса в изделиях промышленного производства. Выставка имела огромный успех. Однако наряду с восторженными отзывами раздавались и критические замечания. На основе анализа ее экспозиции известный немецкий архитектор и теоретик искусства Готфрид Земпер написал статью «Наука, промышленность и искусство» с подзаголовком «Предложения по улучшению вкуса народа в связи с Всемирной промышленной выставкой в Лондоне» (1852), в которой предложил пути преодоления отчужденности художника от продукции массового промышленного производства. Выход из кризиса многие (Д.Рескин и У.Моррис — в Англии, К.Тромонин — в России, и др.) видели в переосмыслении и реорганизации системы обучения художников, способных работать в современной промышленности. Земпер и его единомышленники считали, что одним из главных направлений подготовки таких специалистов должно быть изучение памятников художественных ремесел прошлых эпох. Осуществить это, по мнению ученого, можно было путем соединения художественно-промышленных учебных заведений и музейных собраний произведений прикладного искусства, представлявших различные отрасли и исторические периоды. В 1852 году в Лондоне во дворце Мальборо-хаус был открыт первый музей подобного типа, получивший через пять лет название «Южно-Кенсингтонский музей», но с 1899 года более известный как Музей Виктории и Альберта. При этом музее начали работать Школа искусств, Национальный художественный педагогический институт и специальная библиотека. Следуя примеру английского правительства, реформу художественного образования проводят во Франции, Германии, Австрии, Венгрии.

Россия тоже не осталась в стороне от новых художественных идей и культурных процессов. Именно поэтому в 1860 году в Москве «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам», созданная графом С.Г.Строгановым в 1825 году, была реорганизована в Строгановское училище технического рисования. В специальных классах преподавали курс эстетики, в котором, как писал директор Училища В.И.Бутовский, давались «краткие понятия о началах изящного в художестве с очерком истории искусства — для ознакомления учеников с различными стилями»3. В.И.Бутовский, человек широко образованный, принадлежавший к либеральной интеллигенции, ориентировал преподавательскую деятельность на поиски самобытного художественного стиля, обращенного к национальным истокам. Изданный в 1870 году альбом рисунков, выполненный учениками В.И.Бутовского, «История русского орнамента с X по XVI столетие по древним рукописям», вызвал большой интерес на Всероссийской промышленной выставке, которая открылась в Петербурге в том же году. В 1873 году к Училищу пришло и международное признание. Работы учеников на Всемирной промышленной выставке в Вене были отмечены Почетным дипломом.

В Петербурге художественно-промышленное направление осваивает Рисовальная школа Общества поощрения художеств, при которой вскоре открылся первый в России «музей, подобный Кенсингтонскому». Создателем этого музея был известный писатель, художественный критик и секретарь Общества поощрения художеств Д.В.Григорович. В последней трети XIX века русская промышленность требовала все больше квалифицированных специалистов, в том числе и с художественным образованием. Недостаток художественно-промышленных учебных заведений ощущался особо остро в центральной части России. Ремесленные школы и училища (художественно-ремесленная учебная мастерская золото-серебряного дела в селе Большое Красное Костромской губернии, Тульская художественно-ремесленная мастерская, Иваново-Вознесенская школа колористов и др.), возникавшие в местах традиционных художественных промыслов, по сути «работали сами на себя», готовя кадры для местной промышленности. Воскресные и вечерние классы черчения и рисования, такие как Лиговские и Малоохтинские в Петербурге, курсы технических знаний в Симферополе, были ориентированы главным образом на повышениехудожественной подготовки уже работающих взрослых — рисовальщиков, десинаторов4, резчиков, ювелиров, печатников, десятников на строительстве5. При этом профессиональный «голод» сильнее ощущался в столице, где были сосредоточены самые разнообразные предприятия, создающие предметы декоративного убранства — мебель, светильники, зеркала, драпировочные и обивочные ткани, обои, изделия из фарфора и стекла, художественные изделия из металла.

Таким образом, создание Санкт-Петербургского Центрального Училища технического рисования было подготовлено временем и дальновидный промышленник Александр Людвигович Штиглиц это хорошо понимал.

Александром II в рескрипте, адресованном Штиглицу и подписанном 9 января 1876 года, писал: «С удовольствием изъявляю согласие на принятие этого значительного пожертвования и на присвоение предлагаемому Вами учебному заведению наименования «Училище технического рисования барона Штиглица». Мне приятно выразить вам особенное благоволение Мое за этот подвиг просвещенной благотворительности вашей. Всеблагий Господь да дарует вам возможность узреть плоды доброго дела, вами предпринимаемого, которые навсегда послужат прочным воспоминаниям о полезной деятельности вашей»6.

 

1 РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф.790. Оп. I. Д.6. Л.25. Прошение А.Л.Штиглица на имя Александра II от 6 января 1876 года.

2 РГИА. Ф.790. Оп.I. Д.4. Л.2.

3 Бутовский В. О приложении эстетического образования к промышленности в Европе и в России, в особенности. СПб., 1870. С. 43-45.

4 Десинатор — специалист в области жаккардового (узорного) ткачества.

5 Степанов М. Среднее и низшее художественно-промышленное образование в дореволюционной России : Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1971. С.11.

6 РГИА. Ф.790. Оп.1. Д.20. Л.38.

Преподаватели и воспитанники Училища на Итальянской лестнице Большого выставочного зала музея (в центре — М.Е.Месмахер). Фото 1896 года

Преподаватели и воспитанники Училища на Итальянской лестнице Большого выставочного зала музея (в центре — М.Е.Месмахер). Фото 1896 года

Фрагмент фасада музея Училища

Фрагмент фасада музея Училища

Чаша с изображением сражения. Италия, Урбино. 1530-е годы. Майолика. ГЭ

Чаша с изображением сражения. Италия, Урбино. 1530-е годы. Майолика. ГЭ

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru