Б.Егоров,
кандидат исторических наук
Судеб скрещенье
Андрей Белый.
Александр Блок. Москва / Сост.
М.Л.Спивак, Е.В. Наседкина, А.Э.Рудник,
М.Б.Шапошников. — М.: ОАО «Московские учебники и
Картолитография», 2005. — 376 с. : ил
Именно двойной
юбилей — Александра Блока и Бориса Бугаева (Андрея Белого), которые родились с
разницей в месяц 125 лет назад, один в Петербурге, другой в Москве, дал повод
к изданию необычной книги-альбома, своеобразной «биографии в фотографиях»
А.Блока и Андрея Белого, конкретно привязанной к Москве, городу, так много
значившему в жизни и творчестве их обоих.
Когда-то В.Н.Орлов назвал свою статью об Андрее Белом и А.Блоке «История одной
дружбы-вражды». Это определение «дружба-вражда» абсолютно точно характеризует
сложность и запутанность их взаимоотношений. Здесь было все — и безоглядная,
часто «истерическая», по словам А.Белого, дружба, и острая личная и
литературная полемика, начавшаяся в 1906 году и приведшая к полному разрыву в
1908 году. Конечно, многое обострили романтические отношения, возникшие между
А.Белым и Л.Д.Блок. В 1910 году наступило примирение, но уже не было прежней
дружбы. После революции 1917 года А.Белый и А.Блок вновь сблизились, каждый
по своему приняв Октябрьскую революцию, в конечном
счете уничтожившую и того и другого. Только Блок умер на десятилетие раньше
А.Белого. Последний трижды переписывал свои
воспоминания о Блоке. В.Н.Орлов был прав, когда отметил, что в переработанных
мемуарах А.Белого «разительнее всех изменились: именно Блок и история их
отношений». Кажется, что А.Белому все более и более не давала покоя мысль, что
о нем будут помнить как о писателе и человеке с чертами гениальности, жившим в
эпоху Александра Блока.
И вот перед нами
альбом, долженствующий ответить на многие вопросы, возникающие у современного
читателя, не только погружающегося в художественную атмосферу произведений
А.Белого и А.Блока, но и заинтересованно узнающего их жизни.
Инициаторы и руководители этого беспрецедентного по
смелости замысла проекта — директора Государственного литературного музея
Н.В.Шахалова и Государственного музея А.С.Пушкина
Е.А.Богатырев щедро раскрыли для своих сотрудников
— составителей альбома — М.Л.Спивак,
Е.В.Наседкиной, А.Э.Рудник и М.Б.Шапошникова фонды
музеев, дав возможность максимально использовать имеющийся изобразительный
материал, в том числе ранее не публиковавшейся, будь то фотографии,
живопись, графика художников Серебряного века и т.д. для воссоздания на
страницах альбома своеобразного диалога двух поэтов. Именно насыщенность
уникальными материалами делает эту книгу по-настоящему заметным изданием,
среди многих, посвященных литературной жизни рубежа XIX и ХХ веков. Особенно
интересны, часто неожиданны, материалы, относящиеся к Андрею Белому. Многие из
них публикуются впервые, другие, если и печатались, то в немногих специальных
изданиях. И здесь, конечно, нельзя не отметить поразительную по энергии и
результатам собирательскую деятельность сотрудников «Мемориальной квартиры
Андрея Белого», являющейся отделом Государственного музея А.С.Пушкина. В
квартире на третьем этаже дома № 55 на углу Арбата и Денежного переулка, где
родился Борис Бугаев, в единственном в России музее А.Белого, за короткий срок
удалось создать великолепную коллекцию относящихся к нему реликвий. Наиболее
интересные из них стали украшением иэдания.
Историю создания музея А.Белого, формирования его фондов — как рукописных, так
и изобразительных, подробно и увлекательно рассказали в статье, завершающей
книгу, М.Спивак и Е.Наседкина.
Блоковские
мемории, помещенные в альбоме практически все, за
немногими исключениями, принадлежат Гослитмузею.
Они неоднократно публиковались, в свое время их подробно и квалифицированно
описала Н.А.Кайдалова.
К сожалению, в
последние десятилетия блоковские фонды
Гослитмузея пополнялись не слишком активно. Так
ушла в Петербург, в музей города на Неве, даже ценнейшая коллекция Н.П.Ильина,
где были собраны многие блоковские реликвии, в том
числе связанные с Москвой. Их очень не хватает в этом альбоме. Поэтому
среди не раз
опубликованных фотографий, портретов и т.д. выделяются предоставленные
музеем-заповедником Шахматово — альбомы
С.М.Алянского и недавно найденная сотрудниками
заповедника малоизвестная фотография А.Блока и
М.Коваленской в Дедове и некоторые
автографы на книгах.
В целом же, перед
составителями альбома оказалось огромное количество изобразительного
материала, связанного с А.Белым и А.Блоком, и казалось, что ничего
логически-стройного из этого не создашь. Но
составители, руководимые компетентной и неутомимой
М.Спивак, сумели жестко структурировать весь этот
первоначальный хаос, превратив его в упорядоченный космос чрезвычайно
интересного видеоряда. В каждом периоде жизни своих героев они нашли что-то
перекликающееся, или наоборот диаметрально противоположное в их судьбах.
Прелестны развороты, посвященные детству и отрочеству Бори Бугаева, принца с
кудрями до плеч, его семье, красавице матери,
поливановской гимназии на Пречистенке. И здесь же виды старой Москвы,
домов на Остоженке, Пречистенке, фотографии старого Арбата, уже не
существующих церквей Николая Чудотворца (Явленного), Николая Чудотворца в
Плотниках и Покрова Пресвятой Богородицы на Могильцах.
Уцелела из них, да и то окончательного до наших дней не
восстановленная, — лишь последняя. А все они помнили Бориса Бугаева,
чуть ли не ежедневно проходившего и проезжавшего мимо их стен. Вообще виды
Москвы, которой уже нет — фотографии, картины, почтовые открытки (многие из
прекрасного собрания А.К.Гомарева) действительно
украшают альбом, создавая какую-то особую, уютную, истинно старомосковскую
атмосферу.
Вослед за
видеоповествованием о детстве А.Белого идут
развороты, посвященные юному Блоку — все, в основном, как мы уже отмечали, из
собрания Гослитмузея и не раз воспроизводившиеся.
Мать — Александра Андреевна, отец, юрист и музыкант А.Л.Блок, предки со
стороны Блоков, представленные старыми миниатюрами, и исполненный маслом
портрет прабабушки поэта Н.П.Блок. Недоумение здесь вызывает миниатюрный
портрет А.И.Блока, прадеда поэта. В подписи сказано, что эта работа
неизвестного художника, выполненная в 1829 г. акварелью на бумаге. Перед нами
миниатюра, помещенная в кожаный футляр и защищенная выпуклым стеклом с круглым
бронзовым ободком. Ни в одном из известных нам описаний
блоковских фондов Гослитмузея такой
миниатюры нет. Ничего о ней не говорится и в содержательной статье
М.Шапошникова, посвященной материалам о А.Блоке и А.Белом в собрании
Гослитмузея, включенной в альбом. В разделе
«Портреты и фотографии родных Блока» автор пишет о хорошо известном
акварельном портрете А.И.Блока работы П.Ф.Соколова. Он давно опубликован и в
2004 г. был показан на большой выставке П.Соколова в Государственном музее
А.С.Пушкина. Что за миниатюру неизвестного художника, как две капли воды
похожую на акварель Соколова, опубликовали составители альбома? Это что —
новая находка музейщиков? Вряд ли. Скорее всего это
совершенно здесь неуместные компьютерные «шалости» дизайнеров.
Но в целом,
конечно, книгу очень интересно рассматривать.
Выразительные фотографические и художественные портреты А.Белого, литераторов,
его окружавших, развороты, посвященные издательствам «Скорпион», «Гриф» с
талантливыми карикатурами А.Белого на В.Брюсова, журналу «Золотое руно» и
знаменитой вилле Н.П.Рябушинского «Черный лебедь»
и т.д. и т.д. Очень трудно перечислить все вошедшее в эту книгу-музей.
Остроумно найдены
две темы — Семейство Соловьевых и «Алконост», которые составители определили
как связующую нить двух судеб. Здесь чрезвычайно существенны любительские
фотографии похорон В.С.Соловьева, прекрасны выполненный О.М.Соловьевой
автопортрет, портрет М.С.Соловьева и погибший несколько лет тому назад при
пожаре на блоковской выставке в селе
Тараканово портрет читающего в кресле мальчика —
С.Соловьева. В этом разделе, к сожалению, допущена досадная ошибка — на
фотографии, где запечатлен мост Московской окружной железной дороги («Гул
железного пути» А.Блока) виден не женский Новодевичий монастырь,
долженствующий быть здесь по логике сюжета, и который назван в подписи под
фотографией, а Андреевский мужской монастырь близ Нескучного сада.
Вторая связующая
нить — это, конечно, петербургское издательство «Алконост» и его создатель
С.М.Алянский. Книги «Алконоста», автографы
А.Белого, Вяч.Иванова,
А.Ремизова, А.Блока на книгах и в альбоме «Алконоста», журнал «Записки
мечтателей», фотографии А.Блока, А.Белого, С.Алянского
создают образ молодого петербургского издательства, организованного неутомимым
С.М.Алянским в 1918 году в послереволюционном
Петрограде для издания книг А.Блока, А Белого и московских символистов.
Среди помещенных в
альбоме материалов необычайно интересны рисунки А.Белого. Как и многие
литераторы Серебряного века он, в отличие, кстати, от
А.Блока,маловыразительных юмористических
набросков которого в альбоме излишне много, хорошо рисовал. Его кавказские
зарисовки, историософские и философские схемы,
рисунки с архитектурными и декоративными мотивами и, конечно, «Линия жизни»,
сохранившаяся в копии подвижницы-жены К.Н.Бугаевой, не только оригинальны, но
и художественно достойны.
Среди несомненных
удач необходимо отметить и публикацию картины К.Юона
«Заседание объединения “Никитинские субботники”» 1930 г. с расшифровкой
десятков имен всех московских литераторов, запечатленных на полотне, — и
известных и тех, чьи имена давно канули в Лету.
Я пишу эти заметки
в Неопалимовском переулке. Наискосок от моего окна
— пустырь со сквериком на месте уничтоженной церкви во имя иконы Божьей Матери
«Неопалимая Купина». А в альбоме, который лежит на моем
столе, в разделе «Андрей Белый и антропософия», посвященном духовным исканиям
А.Белого и его связям с Р.Штайнером, строительству
Гетеанума в швейцарском
Дорнахе, на развороте, относящемся ко второй жене А.Белого,
антропософке и его доброму ангелу К.Н.Бугаевой —
фотография церкви во имя иконы «Неопалимая Купина», которую видел из своего
окна А.Белый, когда поселился с Клавдией Николаевной в Москве в
Неопалимовском переулке. Поистине, бывают странные
сближения.
Трудно сделать
такую сложную по конструкции и содержанию книгу-альбом абсолютно безупречно.
Хотелось бы указать на несколько замеченных
неточностей. На стр. 115, например, фотография церкви
Михаила Архангела в селе Тараканово, в которой
венчались А.Блок и Л.Менделеева, подписана как выполненная В.С.Молчановым в
1956 году. Сотрудники Гослитмузея, которому
принадлежит эта фотография, должны были бы знать, что в 1956 году церковь в
Тараканове была уже почти разрушена. Если они не бывали в Шахматове, то могли
посмотреть хранящийся у них в фондах рисунок церкви
Б.Грозевского, сделанный в 1943 году. Уже тогда от
таракановской церкви мало что осталось. А В.С.Молчанов в 1956 году,
видимо, просто репродуцировал любительскую фотографию
таракановской церкви 1920-х годов.
На стр. 123 летняя
фотография Арбата начала ХХ века из собрания А.К.Гоморева
почему-то подписана:
«Москва зимою. Арбат».
Обидно, что в
альбоме не нашлось места московскому памятнику А.А.Блоку работы скульптора
О.Комова на Спиридоновке.
В разделе «Первая
мировая война» рядом с фотографией Л.Д.Блок в форме сестры милосердия
оказалась еще одна фотография С.М.Соловьева. Здесь логично мог бы быть портрет
А.Блока, выполненный В.Преджпельским в деревне
Колбы в 1916 году или обложка сборника «Стихи о России».
На
стр. 278 на полосе с фотографиями
А.Ф.Кублицкого-Пиоттух и его сыновей Феликса и
Андрея соседствует поздняя фотография глубоко чуждой им Л.Д.Блок 1930 года, а
не напрашивающаяся фотография Трубниковского
переулка, где жили Кублицкие, когда бывал у них
А.Блок.
В отношениях
А.Белого и А.Блока есть одна узловая точка, которая, к сожалению, не нашла
изобразительного отражения в альбоме. 8 августа 1906 года они, а также
Л.Д.Блок, встретились в ресторане Прага для выяснения запутанных отношений.
Через день А.Блок послал А.Белому вызов на дуэль. Эпизоду встречи в «Праге»
необходимо было посвятить отдельный разворот книги, тем более,
что на нем делает акцент и С.Лесневский во
вступительной статье к альбому.
На все эти промахи
должны были указать составителям научные консультанты проекта
В.П.Енишерлов и
С.С.Лесневский.
Отдельный разговор
мог бы быть о дизайне альбома, некоторой перегруженности и вычурности макета,
спорном решении траурно-черного переплета с двойным серебряным силуэтом
поэтов, слившихся затылками, не всегда качественной печати (см., например,
сомовский портрет Блока и фотографию А.Блока с
автографом В.Мейерхольду), невыразительной типографике.
И все же, несмотря
на встречающиеся неточности, явную спешку при подготовке, отдельные ошибки и
просмотры, конечно объяснимые при такой сложной работе, в которой участвовало
много заинтересованных организаций, получилась необычайно серьезная в своем
жанре, познавательная и очень полезная книга. Ее герои предстают не сиамскими
близнецами русского символизма, а людьми и художниками каждый со своей
судьбой, раскрытой в альбоме на фоне Москвы начала ХХ века и круговой панорамы
целой литературной эпохи.