Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 74 2005

Галерея журнала «Наше наследие»

 

Михаил Красилин

 

Похвала Тамаре Гусевой

 

О Тамаре Гусевой писать мне нелегко. С одной стороны, я знал ее лично. Мы с ней дружили, она была близка мне своими человеческими качествами. Ее жизненное и художественное кредо было в согласии с моими взглядами. Еще живы впечатления от непосредственного общения. С другой стороны — она была многогранным и значительным художником. И естественно, что творчество мастера требует от искусствоведов оценки его профессионального труда. Но еще не сложилась та отстраненность, которая позволила бы дистанцированно подойти к наследию художника. Поэтому не исключено, что субъективные мотивы могут возобладать. Хотя сложение множества субъективных мнений и помогает выявить место художника в общем художественном процессе.

Если говорить об общественном признании, то оно у Тамары Гусевой было. Ее работы ныне представлены в крупнейших музеях страны. Ее знают за рубежом. О ней писали газеты и журналы. Она — участница многочисленных выставок. У нее были и есть свои почитатели. Творческое наследие Гусевой велико и разнообразно. Более двадцати оформленных ею спектаклей в самых разных театрах страны, множество станковых произведений — натюрморты, пейзажи, портреты. И, конечно, керамика. Бесчисленное количество листов масляной пастели. В каждом творении ощутимы в своей неразрывности высокий уровень исполнительского мастерства, безукоризненный вкус и чувство сопричастности национальной культуре.

А начиналось с кружка при Художественном музее в Горьком, одном из самых богатейших на Волге. Затем Горьковское художественное училище (1935–1940), в котором юный талант развивался под внимательным оком замечательных педагогов. Вскоре, став сотрудником Художественного музея, Гусевой фактически пришлось административно его возглавить и решать вопросы, далекие от искусства — как уберечь музей от разрухи военных лет, не дать умереть с голоду маленькому, естественно, женскому коллективу.

И здесь, я думаю, будет уместным рассказать о двух важных в биографии Гусевой эпизодах, рисующих ее как человека, руководителя и художника. Итак, случай первый. Однажды во время войны в музей пришла женщина и принесла на продажу семейную реликвию — портрет известного местного педагога Евлампиева работы Николая Фешина. Какой энергией надо было обладать, каким чувством ответственности перед отечественной культурой, чтобы добиться у городских властей пусть небольших средств на закупку произведения замечательного художника. Мало того, сознавая, что это символические деньги, Гусева по собственной инициативе отдала бывшей владелице свои хлебные карточки! А ныне уже трудно представить себе экспозицию сегодняшнего Нижегородского музея без этой блестящей работы знаменитого русского портретиста.

Случай второй и почти секретный. Постижение техники живописи на классических примерах заставило Тамару обратиться к копированию. Среди них — блестящая копия с картины Коровина. Есть еще одна копия — о ней и речь. Нижний Новгород, тогда — Горький, был одним из мест хранения засекреченных трофейных шедевров. Гусевой удалось получить доступ к «Грезам Мариэтт (Портрет М.Гамбелюбимейшего Камиля Коро. Всего за день Гусева не столько воспроизвела одну из лучших и сложнейших работ французского художника, сколько мастерски сумела найти «болевые» точки художника, придающие копии ощущение адекватности оригиналу, эпохе. Я увидел эту работу намного раньше, чем ее оригинал, обнародованный лишь в 1995 году. Наряду с мастерской передачей настроения образа было схвачено чувство тончайшей колористической гармонии, столь свойственной французскому художнику.

После войны Тамара Гусева училась во Всесоюзном государственном институте кинематографии (1945–1951). Среди ее учителей — мэтры советского искусства — Федор Богородский, Юрий Пименов, Григорий Шегаль. В 1953 году молодую художницу приняли в Союз художников, а в 1983-м ей присвоили звание заслуженного художника РСФСР.

Последующие годы можно назвать счастливыми. Жизнь полностью отдана творчеству — работа в театрах, череда выставок, путешествия с этюдником за спиной по Беломорью, Уралу, по берегам сказочного озера Тургояк, по ныне почти недоступной Средней Азии. Когда поднялся «железный занавес», границы расширились: Чехословакия, Германия, Голландия, Италия, Франция, США. А там — скорее на долгожданное свидание с великими мастерами в музеях. Гусева как никто другой осознавала важность этих встреч. Музеи давали мощный импульс собственному творчеству.

Тамару Гусеву, прежде всего, привлекал в искусстве поэтически преображенный реальный мир. Светлый, приподнятый, он в ее произведениях всегда наполнен положительными эмоциями. Они по-особому претворялись в ее изумительных листах масляных пастелей. В них она была более эмоционально открыта непосредственным художественным впечатлениям. Это очень трудная техника, с которой не каждый совладает и которую она сумела подчинить себе. Благодаря проникновению в ее технические секреты Гусевой удалось добиться поразительных живописных результатов. В сложном плетении многоцветья возникают образы излюбленных тем художника — натюрморты, пейзажи. Внешний импульс определяет форму, композицию, колорит. В более ранних пейзажах Бухары, Самарканда доминирует обобщенность архитектурных конструкций. И как вспыхивают бирюзой при этом купола мечетей и медресе, сразу задавая художественный и эмоциональный тон. В листах, посвященных югу Франции, она приобщает нас к источнику вдохновения многих мастеров ХХ века, придавая своей природной интерпретации легкий налет «французистости». Однако, обращаясь к родной теме, теме волжского Городца, с которым так много было связано по жизни, палитра Гусевой становится и более естественной, и более живой. Живописные вереницы мещанских и купеческих уютных домишек, украшенные дивными архитектурными выкрутасами, сползающие или поднимающиеся по прихотливым оврагам и улочкам этого своеобразного, чуть сонного «Китежа», невольно провоцировали художника к творчеству. Врожденное чувство малой родины поднимало мастера над устоявшейся неустроенностью провинциальной жизни. Бытовая запущенность и неказистая неприкаянность этого древнего холмистого и овражистого городка были преобразованы волей художника в дивный поэтический мир. Из окна своей городецкой «хижины» Гусева вдумчиво наблюдала за всеми световыми и цветовыми модификациями лежащей через овраг Кукушкиной горы, избушки которой то в яблоневом цвету, то в пронзительно красных обрамлениях бузины, то в яркой желтизне осенних листьев, нахохлились у самого края крутого обрыва. Тут же, в маленьком заросшем саду, рождались натюрморты Гусевой. Упавшие на дощатый стол яблоки, напоминавшие о яблочном Спасе, осенние цветы и листья в простой банке. Все это под рукой мастера приобретало устойчивую значимость, художественную ценность земного бытия.

Тамара Гусева

Тамара Гусева

Тамара Гусева. Цветы от Алгеса. 1979. Холст, масло

Тамара Гусева. Цветы от Алгеса. 1979. Холст, масло

Тамара Гусева. Сороки. 1997. Холст, масло

Тамара Гусева. Сороки. 1997. Холст, масло

Тамара Гусева. Цветы на стуле. 1998. Холст, масло

Тамара Гусева. Цветы на стуле. 1998. Холст, масло

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru