Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 72 2004

Любовь Кубецкая

Любовь Кубецкая

 

Фото автора

 

Cвятыни Задонска

 

А кстати, многие ли знают про Тихона Задонского?

Ф.М.Достоевский

Город при монастыре, место чудное в верховьях Дона.

Н.Я.Мандельштам

 

В чем уникальность Задонска?

Что в нем такого, чего не увидеть в других русских городах?

Это город великих христианских духовных традиций, которые возвели Задонск в ранг общероссийских святынь. Закрепление за городом славы духовного центра - "Русского Иерусалима" - совпало с прославлением святителя Тихона Задонского, соединившего с ним свою судьбу. Город четырех действовавших к началу ХХ века на его территории монастырей, из которых три ныне восстановлены. Добро и милосердие, выражавшиеся в невиданных масштабах пожертвований, были стимулами процветания Задонска, одного из красивейших уездных городов Воронежской губернии во второй половине XIX века.

Рождество-Богородицкий монастырь стал началом города и остался его духовным центром, вокруг которого и прирастали новые кварталы.

Духовные традиции края претворены в замечательной архитектуре соборов. В бывшем уездном городе мы видим два пятиглавых храма (Владимирский в Богородицком и Троицкий в Спасо-Преображенском монастырях), возведенных по проекту архитектора К.Тона, два других монументальных собора-исполина, созданных в "русском стиле", - Троицкий собор Скорбященского женского монастыря и Вознесения Христова в Тюнинском монастыре, Успенский собор на Торговой площади. Задонские храмы, подобно богатырской симфонии "торжества духа", соединяются в единый городской ансамбль.

 

* * *

Город Задонск расположен на левом берегу Дона при впадении в него малой реки Тёшевки, давшей название бывшему здесь древнему поселению. В XVI веке известен как Тёшев. Он расположен в лесостепной части черноземной России. Это ее "коренная глубинка". Название города древнее, овеянное и легендарной поэтикой "Задонщины", и казацкой вольницей.

В настоящее время Задонск с населением около 11 тыс. человек - районный центр Липецкой области. В силу срединного положения Задонские земли попеременно входили то в Рязанское, то в Воронежское, то в Орловское губернское подчинение и сохранили с ними исторические связи.

В конце XV века были известны четыре пристани на Дону, в их числе и Тёшев на месте будущего Задонска. Официально документированным является отписание Тёшева в конце XV века великим князем Рязанским Иваном Васильевичем своему брату удельному князю Федору Васильевичу "в разделе забот по управлению княжеством Рязанским".

В XVI веке русские поселения преобладали сначала на правом берегу реки Дон, и был построен город Воронеж. Позже стал осваиваться и левый берег Дона. Самыми прочными насельниками и благодатными оградами в это время являются монастыри. Их в XVII веке на землях Воронежского края было основано более десяти. В числе их и Задонский, первоначально именовавшийся Тёшевский          .

В начале XVII века по благословению патриарха Гермогена из московского Сретенского монастыря пришли за Дон два благочестивых старца Кирилл и Герасим. Они выбрали для первой церкви будущего монастыря возвышенное место на правом берегу Тёшевки. С ними была копия чудотворной иконы Владимирской Богоматери. От нее и пошло название первого деревянного храма во имя Сретения Владимирской иконы Богоматери будущего Богородицкого монастыря.

Упоминание о монастыре есть в писцовых книгах Засосенского стана Елецкого уезда за 1627 год: "За рекою Доном монастырь Тёшевский..., а церковь поставлена и в церкви образы местные, книги и ризы, колокола и все церковное и монастырское строение двух старцев Кирилла и Герасима, кельи". Монастырь был деревянным и обнесен частоколом.

К старцам потянулись люди. Одновременно росла и слобода монастырских крестьян Тешёвка, которая, вместе с землями и угодьями, числом 236 душ в 1627 году была официально приписана к монастырю. За монастырем числились земли, покосы, рыбные ловы, торг, перевоз через Дон и мельницы. К середине XVII века в слободе Тёшевской числилось 39 дворов, а несколько позднее 58. Монахов было всего лишь 12.

"Дон приносил байдары, кои останавливались здесь. Речка Тёшевка была полноводна, изобиловала рыбой, при ней был пруд и мельницы".

В период с 1693 по 1697 год стараниями игумена Трифона были возобновлены деревянная Владимирская церковь на месте прежней сгоревшей и другие монастырские строения. Тогда уже вблизи монастыря, на берегу Дона, в дни почитания иконы Владимирской Богоматери проводились торги и ярмарки. В 1702 году на торгу было 15 принадлежавших монастырю лавок. Но главный доход приносил монастырю отданный ему на откуп в 1694 году перевоз через Дон. Содержался перевоз на деньги монастырской казны и давал значительную прибыль. До конца XVII века монастырь с приписанной к нему Тёшевской слободой был единственным населенным пунктом, расположенным сразу за Доном, почему к названию Богородицкого монастыря присоединилось - Задонский.

Монастырь оставался деревянным до 1736 года, когда началось активное строительство и была построена на месте деревянной третья по счету, но первая каменная церковь во имя Сретения иконы Владимирской Божией Матери, освященная в 1741 году и просуществовавшая 44 года. Возведена была и западная, каменная, стена монастыря с расположенной в ней по центру колокольней, в нижнем ярусе которой была устроена церковь во имя св.Николая Мирликийского.

Днем рождения Задонска можно считать 25 сентября 1779 года - дату утверждения именного указа императрицы Екатерины II "О составлении Воронежского наместничества из 15-ти уездов". Императрица повелела "быть городом и селению под монастырем Задонским, именуемым Слободка, и назвать ее Задонской". Позже уездный город стал называться кратко - Задонск.

В 1781 году был утвержден герб города. В верхней части щита помещен Воронежский герб - изливающийся из кувшина поток, а в нижней - "за рекою Доном, построенная на отлогом косогоре, башня в серебристом поле, что означало подлинное положение сего города". План города был утвержден в 1782 году - и в строгом соответствии с ним осуществлялось все последующее строительство. Поэтому дошедшая до наших дней первозданная градостроительная система стала своеобразным образцом реализации идеального замысла. Улицы города ориентированы по сторонам света. Планировка чутко реагирует на особенности рельефа. Храмы скульптурно соединяются с ландшафтом. Они занимают возвышенные места на равнинном просторе, определяя силуэт города в пейзажах Воронежско-Липецкого края.

Северная часть Задонска - Дворянская, южная - Мещанская. И в нем два духовных ядра: в Дворянской - Богородицкий монастырь, в Мещанской - Успенский собор. Осью симметрии служит ложе высохшей реки Тёшевки, называемое яром. Двучастность предопределена рельефом двух мощных косогоров, на склонах которых и раскинулся город. Две продольные, самые длинные улицы города и Дворянская (ныне улица К. Маркса) и Соборная (ныне улица Крупской) параллельные Дону, соединяют обе части в единое целое.

Пять храмов - Успенский, Владимирский, Троицкий, Казанский, Вознесенский расположены на одних высотных отметках. В их расстановке прослеживается определенный ритм (они следуют развитию города на север). Успенский собор (начала XVIII века) Мещанской части, с его устремленной ввысь трехъярусной колокольней, выступает первым в пространственном ряду панорамы. Далее, спускаясь к логу, можно насладиться одним из самых впечатляющих видов на Богородицкий монастырь с монументальным Владимирским собором, четырехъярусной 84-метровой колокольней и Святыми воротами.

Дворянская улица приводит к ближайшему к Богородицкому монастырю Троицкому собору, ныне единственному уцелевшему из могучего ансамбля Свято-Троицкого Скорбященского монастыря. Севернее, через два квартала - кладбищенская Казанская церковь. И завершается этот ряд незабываемым Вознесенским собором Тюнинского Богородице-Тихоновского монастыря. К началу ХХ века Свято-Троицкий Скорбященский и Тюнинский монастыри имели надвратные колокольни, которые еще более обогащали панораму города.

Начало градостроительного формирования Задонска приходится на конец XVIII века. Согласно "Описанию Воронежского наместничества на 1785 год" в Задонске годом раньше проживали 1113 человек, из них 537 душ мужского пола и 576 душ женского. Каменные здания имелись только на территории Богородицкого монастыря, в них размещались и все городские административные учреждения, включая присутственные места, земство, казначейство и тюрьму. Деревянных частных домов насчитывалось 205. Из казенных зданий в городе было два магазина-склада, бревенчатый соляной и земляной винный погреба, 3 питейных дома и один "партикулярный" трактир. К тому времени получили большую известность задонские ярмарки, приуроченные к праздникам в честь иконы Владимирской Божией Матери и святителя Тихона. Первая ярмарка проходила 21 мая, вторая, самая продолжительная - с 15 по 23 июня. Торговали на ней преимущественно лошадями, которые паслись неподалеку от Ярмарочной площади - в пойме реки Тёшевки. За два дня до закрытия ярмарки появлялись и "разные" товары. Этим объясняется стечение сюда иногородних купцов и мещан: елецких, серпуховских, тульских, козловских, рязанских, романовских, воронежских. Третья ярмарка, приуроченная к 13 августа, а четвертая - к 26-му того же месяца, связаны с почитанием святителя Тихона. На них в основном торговали продовольственными товарами.

Местом этих ярмарок служила обширная Базарная площадь, на которой в 1798 году был заложен городской собор во имя Успения Божией Матери с двумя приделами во имя Архангела Михаила и св.Тихона Амафунтского. Собор был освящен в 1800 году, он и сегодня радует возвышенностью облика и совершенством архитектурного решения в стиле классицизма. Одноэтажный объем храма примыкает к трехъярусной колокольне с часами, увенчанной шпилем.

В 1799 году в городе был сооружен сезонный мост "на судах", для чего были использованы заякоренные барки. Здесь, у переправы через Дон, соединились Елецкий и Воронежский тракты, и Задонск стал узловой почтовой станцией, а потому стали востребованными ямщицкий промысел и кузнечное дело. Берег Дона был сплошь застроен кузницами и мастерскими. С притоком паломников к задонским святыням распространенным занятием населения стало содержание постоялых дворов и торговля сельскохозяйственными продуктами. Выгодным считался и лов донской рыбы.

К 1850 году, согласно сведениям "Военно-статистического обозрения", город Задонск, "будучи довольно правильно выстроен со многими хорошими домами и находясь в живописной местности - принадлежит к числу лучших уездных городов губернии".

Истоки процветания Задонска объяснялись не только удобством его расположения у переправы через Дон на главном Черкасском тракте, многочисленными ярмарками, но главным образом возрастанием его духовной славы.

Горнилом и колыбелью духовности был Задонский Богородицкий монастырь. Со времени основания до 1764 года он не имел никакой степени или класса. По учреждении духовных штатов монастырь, согласно решению Святейшего Синода, был отнесен к третьему классу, оставаясь штатным в числе пяти монастырей Воронежской губернии. В нем было 15 положенных по штату насельников и еще "три сверх того". В 1798 году в монастыре была учреждена архимандрия. Согласно полному списку о монастырях, составленному до 1810 года, монастырь значился 130-м третьего класса.

Судьба Задонского Богородицкого монастыря, да и самого города преображается, когда сюда в 1769 году прибыл удалившийся на покой святитель Тихон. Личный подвиг служения людям и духовное воздействие на современников этого "великого христианского гуманиста XVIII в.", по словам Н.Бердяева, стали животворящим стимулом возвышения монастыря и города.

Епископ Воронежский и Елецкий Тихон I (в миру Тимофей Савельевич Кириллов; 1724-1783) родился в селе Короцка Валдайского уезда Новгородской губернии в семье причетника местной церкви св.Николая. Мальчик потерял отца, когда ему было 4 года, и мать Домника осталась вдовой с четырьмя сыновьями и двумя дочерьми.

Окончив славянскую духовную школу, Тимофей поступил в училище, позже преобразованное в семинарию, с которой было связано 14 лет его жизни. Успехи в учебе вывели его в число учеников, "наипаче преуспевающих". В 1750 году ему доверили преподавание греческого языка, а в 1758-м - курса философии.

В 1758 году Тимофей принял монашеский постриг с именем Тихон. В том же году он рукоположен в сан иеродиакона, затем в сан иеромонаха, а в 1761 году хиротонисан в епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородского. Через год ему была предоставлена самостоятельная Костромская кафедра. Но официальный приказ был задержан. И в начале 1763 года императрица Екатерина II, невзирая на рекомендуемый Синодом список кандидатов, собственноручно написала решение: "Быть епископом Воронежским викарию Новгородскому". Он стал одиннадцатым епископом на Воронежской кафедре.

Деятельность святителя Тихона по управлению епархией началась с преодоления административно-хозяйственных неурядиц, искоренения невежества, повышения уровня духовного просвещения, начиная со священнослужителей. 10 августа 1763 года была открыта духовная школа и возобновлена деятельность Воронежской духовной семинарии. Будущих пастырей епископ призывал к "доброму житию". Он запретил телесные наказания духовенства, пытался поддержать систему "славенороссийских школ", что удалось осуществить в городах Ельце и Черкасске.

В то же время архипастырь яростно обличал живущих в роскоши, безразличных к бедным, находящимся в нужде. Был нетерпим к проступкам в монашеской жизни. Обличаемые за пороки купцы и иноки платили ему клеветой и доносами. Люди бедные и нищие всегда имели свободный доступ к святителю, которому было в радость заступиться за обиженных.

Но невозможность быстрого устранения недостатков в столь обширной Воронежской епархии, с ее "казацкой вольницей", беглыми людьми, раскольниками, вызывала разочарования и потрясения в чистосердечном пастыре. Эти причины и побудили святителя Тихона отказаться от Воронежской кафедры и удалиться на покой.

Лишь третье обращение Воронежского епископа об отставке лично к императрице Екатерине II было удовлетворено. 15 октября 1767 года, после четырех лет и семи месяцев управления Воронежской епархией епископ Тихон был уволен от кафедры.

Задонск выбрал он для своего пребывания из-за благоприятной атмосферы, живописного вида, близости к любимому им Ельцу.

Настоятель Богородицкого монастыря отец Самуил так отзывался о Тихоне: "Жил хуже монаха, никогда в праздности не был". Келейник В.И.Чеботарев вспоминал: "Вместо постели коверчик постелен, да две подушки. Одеяла он не имел, но шубу овчинную. Ряса у него одна была, но и та суконная, гарусная, обувался в коты, и чулки шерстяные толстые, кои подвязывал ремнями, да и две зимы в лаптях ходил. Когда же к обедне идти ему, то оные снимал и обувался в коты... и четки у него были самые простые ременные".

Выходила за рамки общепринятых норм его доброта, повинуясь которой Тихон весь свой пансион в 500 рублей серебром раздавал нуждающимся. Помогая через своих друзей погорельцам, голодающим, бедствующим, запрещал упоминать свое имя. Когда святитель был прикован к постели, помощь просящим, по его воле, осуществлялась через келейников. Им лично была устроена богадельня для неимущих. Особенно трогательным было его внимание к детям, на которых постоянно изливалась его любовь в беседах и дарах. Обманувших святителя стяжателей, выманивших у него деньги, Тихон прощал и давал в знак прощения еще. За раскаившихся - тотчас же становился на колени молиться. В молитве не стыдился слез как свидетельства искренности веры. Не гнушался бродяг и нищих. В неурожайные годы за неимением личных средств Тихон сам испрашивал у помещиков хлеб для голодавших.

Известен случай, когда святитель использовал свои высокие связи и добился отмены смертной казни для некоторых участников пугачевского восстания. Тёшевские жители помнили, как оклеветанные церковные причетники, "забритые в солдаты", были отозваны с воинской повинности и восстановлены в духовном звании благодаря заступничеству Тихона. По их делу святитель обращался и к губернатору, и в Святейший Синод, и посылал нарочных к митрополиту Гавриилу с просьбой об изменении решения. В период ходатайства о пересмотре дела святитель Тихон содержал на свой счет оставшиеся без кормильцев семьи, включая девятерых детей пострадавших.

После кончины святителя Тихона в 1783 году его мощи пребывали в пещере, находившейся под алтарем старого Владимирского собора Богородицкого монастыря. Он еще до смерти выбрал место на пути в алтарь, говоря: "Пусть мое грешное тело попирается ногами". В 1839 году было принято решение о начале строительства нового соборного храма по проекту архитектора К. Тона. В мае 1845 года для продолжения строительства нового собора потребовалась дальнейшая разборка старого, и гроб святителя Тихона был перенесен в зимнюю церковь Рождества Богородицы. Сам архиепископ Воронежский Антоний II прибыл в монастырь, чтобы убедиться в необходимости этого. 12 мая 1846 года были обретены нетленными мощи святителя. Со дня кончины его прошло 63 года.

После смерти слава о деяниях Тихона продолжала расти. В представлении народа личность святителя и Богородицкий монастырь соединились в единую святыню, к которой устремились потоки паломников. Поступали даже личные обращения граждан об открытии мощей бывшего епископа. С 1788 года, на протяжении 25 лет, отставной прапорщик Яков Машонов ратовал за прославление почитаемого им угодника, трижды обращаясь в Святейший Синод. У него хранилась исполненная по его заказу икона не канонизированного еще епископа Тихона в тех самых котах, которые он носил при жизни.

Паломничество к Тихону приобретало такие заметные масштабы, что в 1814 году епископ Воронежский Антоний II в докладной записке в Синод констатировал факт стихийного массового почитания его как святого.

Возрастающая слава еще не прославленного святителя была стимулом и процветания монастыря. С 1779 года при архимандрите Тимофее в монастыре началось интенсивное строительство. С увеличением пожертвований в XIX веке наблюдается невиданный размах созидания обители. В начале века были построены: по северной стороне - двухэтажный корпус для почетных гостей (разобранный и возобновленный одноэтажным), по южной стороне - двухэтажный братский корпус с церковью Вознесения, с востока от Владимирского собора - трапезная с хлебопекарней и кухней, а при ней - церковь Рождества Богородицы. Западнее братского корпуса было возведено здание духовного училища. Главным событием стало сооружение "колокольни с гостиницами", для чего к монастырю была прибавлена территория шириной в 15 саженей. В 1847 году часть братской трапезной в восточной части отводится больнице с лабораторией и аптекой.

3 февраля 1851 года император Николай I высочайше утвердил определение Святейшего Синода о возведении третьеклассного Задонского монастыря в первый класс, без увеличения содержания. Этому событию монастырь обязан благодетельнице, москвичке Екатерине Семеновне Чебышевой, чьи огромные пожертвования обеспечили монастырю требуемое содержание. Похоронена она в усыпальнице под Владимирским собором.

20 июня 1861 года указом Святейшего Синода святитель Тихон был причислен к лику святых Русской Православной церкви. Торжества по случаю канонизации и объявленного открытия мощей св.Тихона были назначены на 13 августа 1861 года, в день кончины святителя.

Задонский Богородицкий монастырь на это время стал центром духовной жизни России. Все лето шли поистине грандиозные приготовления. Были поновлены Владимирский собор, три церкви и колокольня. Отделаны снаружи и внутри все монастырские постройки. В братских кельях и иных зданиях были приготовлены 200 удобных квартир. Один задонский купец за свой счет построил временные бараки, где разместились 10 тысяч человек.

В проведении торжеств участвовали 300 духовных лиц по назначению Святейшего Синода. С 11 августа все дороги, ведущие к Задонску, были заполнены паломниками. В биографии поэта И.С.Никитина, уроженца Задонского края, есть сведения об этом празднестве: "Топографически Задонск почти не существовал. Восемьдесят четыре версты, отделяющие этот городок от Воронежа превосходнейшим шоссе, представляли сплошную улицу, по которой стремились волны народа... Ни с чем нельзя было сравнить этой картины, единственной в своей роде!" Количество участников торжеств достигло 300 тысяч человек при населении города 7 тысяч жителей. Празднование продолжалось 10 дней.

Со времени прославления Тихона Задонского, уездный город Задонск на долгие годы приобрел славу "Русского Иерусалима".

В течение 1862 года, менее чем за год, главный теплый пятиглавый храм Рождества Богородицы был построен заново, включив сохранившийся центральный придел от старой разобранной церкви. В октябре состоялось торжественное освящение трех престолов, из которых средний - в честь Рождества Пресвятой Богородицы и иконы Тихвинской Божией Матери, правый - во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, а левый - во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. В этот храм 1 ноября 1862 года были перенесены из летнего Владимирского собора мощи св.Тихона.

В зимнем Рождественском храме на пожертвования графини Анны Григорьевны Орловой-Чесменской над мощами была устроена серебряная рака. С 1863 по 1870 год на территории монастыря были построены настоятельский корпус с ризницей и училищем для мальчиков-сирот, расширена Вознесенская церковь. С северной стороны надстроен архиерейский дом с братскими кельями и живописной мастерской и трехэтажный корпус духовного уездного училища, расширился странноприимный дом, построена больница с церковью при ней.

В память св.Тихона на месте его погребения сначала была выстроена часовня, а позднее, после ее разборки - одноглавый однопрестольный храм, примыкающий к паперти Владимирского собора.

К началу ХХ века в монастыре было шесть храмов, великолепная колокольня, духовное училище, церковно-приходская школа, странноприимный дом, больница, аптека, гостиницы, братский и трапезный корпуса, библиотека, мастерские всевозможных профилей, дома настоятеля, эконома, конюшенный двор и многочисленные хозяйственные постройки. Монастырю принадлежали два кирпичных завода, один свечной и несколько домов на Дворянской и Монастырской улицах. В нем пребывало 300 насельников. По своему духовному значению и размаху деятельности монастырь занимал седьмое место в России.

На страницах летописи Задонского монастыря в числе высочайших и знатных паломников к св.Тихону отмечены имена: великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II (1837), великой княгини Елена Павловны, грузинских цариц - Марии, супруги царя Соломона, Марии, супруги царя Георга, принца Александра Гессенского и многих других. В 1861 году монастырь посетили великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич, в 1886 году принц Ольденбургский.

На территории монастыря похоронены многие его благодетели и жертвователи, в числе которых знаменитый граф Н.Н.Муравьев-Карский (1794-1866), крупный военный деятель и дипломат, герой Крымской войны, овладевший турецкой крепостью Карс.

После революции мощи св.Тихона были осквернены. Им была уготована судьба многих русских духовных реликвий, попавших под "красное колесо".

В январе 1919 года специальная комиссия вскрыла гробницу Тихона. В 1922 году под предлогом помощи голодающим Поволжья обе серебряные раки: малая - из Рождественской церкви и большая - из Владимирского собора были конфискованы. В 1932 году мощи были вывезены из Задонска и позже оказались в Орловском краеведческом музее. В 1988 году по случаю 1000-летия Крещения Руси они были переданы Орловской епархии. Там мощи пребывали до момента торжественного возвращения их под своды Владимирского собора Рождество-Богородицкого монастыря в 1991 году . Через два года обители возвратили мощи митрофаньевских старцев, духовных последователей, единомышленников св.Тихона, тех, кто был похоронен в одной усыпальнице-пещере. "Первый среди них схимонах Митрофан, самый близкий" друг святителя, присутствовавший при его кончине.

Здесь, в стенах Богородицкого монастыря, началось служение миру, последователей св.Тихона, утвердилось деятельное направление монашеского благочестия. На смену современникам св.Тихона - схимонаху Митрофану, Никандру Бехтееву, старцам Аарону и Феофану, скончавшимся в конце XVIII века, в XIX веке пришли старцы - подвижники: иеросхимонах Агапит, затворник Георгий Машурин, иеромонах Нафанаил и другие, ставшие продолжателями христианского служения, которое начал в Задонске св.Тихон.

В Задонском монастыре пребывал некоторое время Иоанн Затворник - основатель Лебедянского Сезеновского монастыря, находящегося ныне в глубоком забвении. С этим же монастырем имели глубокие связи и Илларион - основатель Троекуровского Лебедянского монастыря, и преподобный Амвросий Оптинский.

В 1990 году обитель возвращена Русской Православной Церкви, а возобновление монастырской жизни произошло в 1992 году. Ныне Рождество-Богородицкий монастырь занимает почетное место среди самых знаменитых, особо прославленных монастырей Центрально-Черноземной России, составляющих "пояс Богородицы". Это и поныне духовное сердце Задонска, центр притяжения тысяч паломников.

Величественный пятиглавый Владимирский собор доминирует не только в силуэте города, но и организует пространство внутри монастыря. Основная часть объема достигает 60 метров. Длина составляет 48 м, а ширина 36,7 м. Храм трехэтажный, со световыми барабанами, поражает обилием света и настенных росписей, сплошь покрывающих стены и своды. Фрески выполнялись в 90-х годах XIX века выдающимися московскими и санкт-петербургскими живописцами. Среди них: Морозов, Верховцев, Корзухин, Лебедев и др. Из девяти его приделов ныне действуют пока два.

Центральный престол в среднем этаже в честь главной святыни - чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, помещенной в иконостас XIX века, выполненный стараниями московского купца А.А.Дементьева академиком живописи Т.В.Мягковым. Слева - другая святыня, рака с сенью и нетленными мощами святителя Тихона Задонского.

Наконец, начато серьезное восстановление церкви Рождества Богородицы. Уже возведены каркасы барабанов и куполов, начинается разборка уродующей здание пристройки (здесь был производственный цех сушильного завода.) Полностью восстановлены и отремонтированы братский корпус, трапезная с церковью Вознесения (1798-1818). Лепнина и архитектурный декор на фасаде трапезной воспроизведены с завидным художественным мастерством самими насельниками.

В юго-западной части возобновлена церковь во имя св.Тихона Задонского на месте его кельи. С запада - колокольня, почти полностью восстановленная трудами монашествующих, с пристроенными к ней гостиничными и настоятельскими корпусами. Трудно поверить, что еще в 1990 году этой колокольни, за исключением первого яруса с коринфским портиком, вовсе не было. В XIX веке в ней были установлены "боевые недельные часы с циферблатом на три стороны" и 11 колоколов, из которых самый большой весил 307 пудов. Внимание привлекают ангелы на балюстраде первого яруса, отлитые из гипса. Они воссозданы по моделям инока Иннокентия и отлиты им самим. Пятиметровый крест, венчающий колокольню, выполнен монахом Исаакием.

Богородицкий монастырь и сегодня живая традиция доброты и вспомоществования. Сейчас в монастыре обитают 100 монахов, 300 насельников и 80 трудников. Иноки направляются по необходимости в другие монастыри. Именно они начинали поднимать Преображенский (скит), затем Тюнинский Богородице-Тихоновский монастыри. Не менее 10 сельских храмов возрождено в районе и области насельниками монастыря.

С 1991 года наместником монастыря был назначен архимандрит Никон (в миру Васин Николай Иванович), уроженец Липецка. С этого времени вся реконструкция, воссоздание и обустройство обители проходило при деятельном участии, а часто и под руководством владыки. В 1996 году владыка Никон был хиротонисан в епископа Задонского в патриаршем Благовещенском соборе Московского Кремля. В 2003 году он был рукоположен в епископа вновь образованной Липецко-Елецкой епархии.

 

* * *

Места уединенного пребывания Тихона Задонского стали духовной канвой последующего освоения и обживания местности, а вместе с этим распространения благих дел, что неустанно творил сам святитель.

Ранее других освоенным стало Тюнино - местность, получившая название по имени помещика, владельца земли, расположенная в двух километрах от Богородицкого монастыря. Во второй половине XVII века здесь были непроходимые леса. Сюда, в поисках уединения, приходил святитель Тихон. Здесь он расчистил и устроил из родника колодец. Место настолько нравилось ему, что сам он назвал его "святым": "оно утешает дух мой радостью, точно рай земной".

В начале XIX века по предложению ушедшего на покой Воронежского епископа Антония I и на средства помещика Алексея Федоровича Викулина, выкупившего землю, здесь был построен просторный каменный храм, названный во имя иконы Божией Матери Живоносный источник, освященный в 1814 году. Поскольку рядом было кладбище, а город не имел при нем церкви, ему присвоили сначала статус кладбищенского. Новому храму город выделил 43 десятины земли. При церкви поселились "чернички", которые вели монашескую жизнь в миру, отправляли в церкви чтение и пение. Возникла слобода в виде улицы из 19 келий, с двориками при них.

В 1820 году, севернее Живоначальной церкви, стараниями А.Ф.Викулина были построены каменный храм во имя Александра Невского и колокольня. С западной стороны начали возводить каменную ограду. В 1827 году к новому храму была пристроена богадельня для больных воинов.

В 1853 году по инициативе петербургской купчихи Е.Н.Богачевой, бывавшей в Задонске на богомолье, начались ходатайства об учреждении женской общины.

Указ Святейшего Синода об учреждении общины с правом иметь настоятельницу последовал в 1860 году. При учреждении общины ей было пожертвовано елецкой помещицей Е.Хвостовой в селе Ржавец Задонского уезда 19 десятин земли.

Первой начальницей была назначена монахиня Евсевия. После ее кончины в 1863 году благодаря настойчивым просьбам Воронежского архиепископа Иосифа настоятельницей общины стала монахиня Поликсения, проведшая 23 года в стенах Воронежского Покровского монастыря. Последующие 26 лет жизни она посвятила созиданию будущего Тюнинского монастыря. Настоятельница приступила к расширению Живоносной Богородице-Тихоновской церкви, и к 1865 году в ней было устроено два новых придела во имя свв. Митрофана и Тихона и св.Иоанна Крестителя.

В 1866 году настоятельница обратилась с прошением в Синод об утверждении монастыря. 21 октября 1867 года обитель была утверждена как нештатный общежительный Богородице-Тихоновский Тюнинский монастырь. Тогда 35 сестер приняли монашеский постриг, а всего сестер в обители было около 100.

Отмечая беспримерное служение игуменьи Поликсении на благо монастыря, по указу императора ей был пожалован золотой наперсный крест.

С 1867 по 1879 годы в монастыре возведена новая колокольня над центральным въездом святых ворот в западной стене, при этом прежняя, стоявшая близ церкви Александра Невского была разобрана. Под колокольню селением Тюнино было отведено 6 кв. саженей земли. Согласно описаниям "она была четырехярусная, с колоннами, высоким шпилем, крытым белым железом с вызолоченным железным крестом. 30 сентября того же года под праздничный благовест на ней были подняты колокола". На третьем ярусе был установлен самый крупный колокол в 300 пудов, изготовленный в Воронеже.

В 1889 году началось строительство грандиозного трехпрестольного храма во имя Вознесения Христова (на возведение которого было собрано 80 тыс. руб.) "о пяти верхах", с шатровыми завершениями, по проекту воронежского архитектора Кюи. В нем три придела: центральный - в честь Вознесения Христова, и боковые, один из которых в честь святителя Тихона и Николая Чудотворца, другой - в честь Всех святых. Освящение его, до которого игуменья Поликсения не дожила, состоялось 14 августа 1900 года. К этому времени в монастыре пребывало 142 человека, а приписано земли 164 десятины.

Спустя три года после смерти Поликсении в сан игуменьи была возведена монахиня Клавдия, на чью пору пришлось и завершение строительства собора, и годы Первой мировой войны, и тяжелые времена первых революционных лет. В 1919 году были экспроприированы земля, скот и все церковное имущество. В 1920 году после смерти предшественницы настоятельницей стала Мелитина (в миру Мария Ивановна Введенская). В монастыре все еще оставались 46 монахинь и 81 послушница.

Вооруженный отряд, обстрелявший монастырь в 1922 году, завершил его разграбление. С 1920 по 1922 год в монастырских зданиях помещалась детская колония, с октября переехавшая в "Скит". К 1932 году были живы несколько монахинь, хотя обитель с 1920 года была формально упразднена. Вознесенский собор оставался приходским для местных жителей, где совершал службу священник Гордей Иванович Аргунов.

Решением "тройки" 13 мая 1930 года священник Гордей Аргунов и игуменья Мелитина были расстреляны в Елецкой окружной тюрьме. Остальные 13 участников так называемой антисоветской "группы" были осуждены на различные сроки лишения свободы. Несколько оставшихся на свободе сестер вместе с приютившими их семьями также подверглись репрессиям.

Бывший монастырь был занят колхозом, позже МТС, совхозом, а затем ТОО "Задонское". В 1990-е годы монастырь являл собой полигон собранной в ужасающем количестве непригодной сельскохозяйственной техники. Опрокинутые кузова, роторы, ковши, ржавеющие в этом некогда красивейшем архитектурном ансамбле, как бы напоминали о пронесшейся катастрофе.

С осени 1994 года попечительство за восстановление разрушенной обители принял на себя наместник Богородицкого монастыря епископ Задонский Никон и насельники Богородицкого монастыря. Началась расчистка территорий, церквей, возводились кровли, обновлялись фасады уцелевших сооружений. Масштабы работ были необъятны. Постепенно восстанавливаются церковь Живоначального источника, главы Вознесенского собора, трапезная, перестроена под кельи контора. Начал действовать статус границ и контроливаться вход в монастырь. Особенно активно развернулись восстановительные работы в 2001 году под руководством бывшего послушника, монаха Богородицкого монастыря Аристарха (Мельникова), возглавившего бригаду "трудников". За короткий срок на территории между собором и келейным корпусом возведены два новых каменных корпуса с одноглавой домовой церковью. В январе 2003 года в Тюнино из Воронежа были доставлены 7 колоколов, которые вскоре займут свое место на восстановленных храмах. Возрождается жизнь в монастыре. В нем уже 17 насельниц, возглавляемых с 2002 года бывшей монахиней Свято-Тихоновского Спасо-Преображенского монастыря Арсенией (Семеновой).

 

* * *

К северу от Тюнина начинаются густые сосновые леса, и в них еще одна тихоновская святыня на задонской земле - скит Святителя. Те, кто был здесь одиннадцать лет назад и видел драматическую картину разрушенного монастыря, испытывает настоящее потрясение от новой встречи с возрожденным "градом небесным".

Панорама обустроенного Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря напоминает историческую гравюру. Величественный монастырь, обнесенный выбеленными стенами, встречает посетителей благородной четырехъярусной колокольней с вратами в нижнем ярусе и шатровыми башнями. За ней вырисовывается мощный силуэт пятиглавого Троицкого собора, созвучный Владимирскому Богородицкому, повторяя главную тему задонской храмовой архитектурной симфонии.

Место это было первоначально освоено святителем Тихоном, искавшим уединения. Обустроив источник здесь, в глухом лесу, в шести верстах от Задонска, на берегу тихой речушки Проходни, архипастырь предавался богомыслию. Наедине с чудесной природой создан здесь основной его труд "Сокровище духовное от мира собираемое".

Святитель предвидел, что на этом месте будет обитель. Так оно и произошло. Место, одухотворенное пребыванием Тихона, по причине удаленности стало именоваться скит, посещаться паломниками, и Богородицкий монастырь приобрел его.

В 1865 году вблизи источника была возведена деревянная трехпрестольная церковь, освященная самим святителем Тихоном. Она была куплена и перенесена из села Гнилуша. К ней был пристроен деревянный двухэтажный келейный корпус братии из Богородицкого монастыря. Так образовался Тихоновский скит Задонского монастыря. Архимандрит Димитрий, участвовавший в обретении мощей святителя Тихона, был инициатором учреждения скита, обустраивал и возглавлял его. Здесь был принят строгий пустынножительский устав и царило строгое благочестие.

Иноческая обитель своим развитием в значительной степени обязана тамбовскому помещику статскому советнику Василию Петровичу Воейкову. Посетив скит в 1872 году, он был так очарован самим местом и монашеским жительством, что решил на свои средства устроить здесь самостоятельный мужской общежительный монастырь и тем самым увековечить имя святителя. Он приобрел у Богородицкого монастыря 100 десятин земли, включая церковь и все постройки, участок кладбищенской земли, примыкавший к ним, и кроме того, находящуюся вблизи землю у помещика Александра Попова. Для обеспечения новой обители В.П.Воейков пожертвовал монастырю имение в 800 десятин в селе Золотуха Данковского уезда Рязанской губернии и 421 десятину с постройками, включая домовую церковь, помещичий дом со службами, ригу, лошадей, рогатый скот, сады и пр.

В.П.Воейков подал прошение в Святейший Синод, на которое последовало определение об учреждении мужского Тихоновского Задонского общежительного монастыря, высочайше утвержденное императором Александром II 31 мая 1873 года.

Заботы об устройстве новой обители легли на плечи архимандрита Димитрия, пронесшего до конца жизни двойной крест настоятельства в Задонском Богородицком монастыре и строительства в новом Тихоновском.

Благодаря Воейкову в монастыре были выстроены: больница, многие сооружения для братии, начальства и хозяйственные помещения. Это еще один памятник духовному подвигу Тихона Задонского, продолженного его последователями. Позже в монастыре были отстроены Троицкий собор, колокольня с Преображенской церковью, больничный корпус с домовой церковью, двухэтажный братский корпус, трапезная с просфорней и хлебопекарней, хозяйственные сооружения. Число братии достигло 80 человек. Среди первых насельников, последователей святителя Тихона по "духу и истине", был местночтимый иеросхимонах Тихон.

В декабре 1920 года монастырь был закрыт. Обитель была варварски разграблена и в значительной степени разрушена. Снесены купола и верх Троицкого собора, колокольня с Преображенской церковью, башни, часть стены.

Во время Великой Отечественной войны здесь был госпиталь. С 1958 года в стенах монастыря расположился психоинтернат для душевнобольных.

29 апреля 1991 года территория Задонского Тихоновского общежительного монастыря была возвращена Воронежско-Липецкой епархии. Начала возрождаться еще одна Тихоновская обитель. К настоящему времени в монастыре построено два новых трехэтажных корпуса: келейный с трапезной для сестер и хозяйственно-гостиничный, восстановлены прежний двухэтажный дом, стена с шатровыми башнями, надвратной колокольней и Троицкий собор. В нем два придела: верхний - Троицкий и нижний - Успенский.

В память о пребываании здесь в скиту святителя Тихона, в юговосточной башне монастыря устроена келья святителя Тихона. В ней пребывает икона святого Тихона Задонского с клеймами, иллюстрирующими его житие.

Монастырь существует уже около 13 лет, известный с 1993 года как Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь, где пребывает 70 насельниц. Он возобновлялся монастырскими силами и благодаря многолетней помощи Ново-Липецкого металлургического комбината. Возвращаются в монастырь его святыни. Вновь со стен храма влечет богомольцев вывезенная и сбереженная икона Иверской Божьей Матери, написанная на Афоне. Среди сохраненных святынь будут пребывать еще две обновленные иконы: "Взыскания погибших" и "Достойно есть".

В 1998 году, во время посещения монастыря Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II отмечал удивительно короткие сроки восстановления разрушенных задонских обителей.

 

* * *

И сегодня как и в прежние времена не иссякают потоки людей в Задонские монастыри. Они слились в народном сознании с личностью Тихона, идеалами русской души, с бескорыстием, жертвенностью и всепрощением. "Народ при жизни оценил его дух и назвал святым, - писал о нем Н.С.Лесков. - Этот самый народ ждал слова Тихона и слушался этого слова более чем всяких иных словес владык пышных". Видимо и сегодня нам ближе всего тихоновское понимание любви, которое принимал и Ф.М. Достоевский. Не случайно писатель хотел выставить во второй повести " Братьев Карамазовых" главной фигурой Тихона Задонского: "Я ничего не создам нового, а только выставлю действительного Тихона, которого я принял в свое сердце давно с восторгом".

Слова Ф.М.Достоевского предпослали мы рассказу о городе Задонске и его святителе. Завершим очерк его же мыслью: "Нет, судите наш народ не по тому, чем он есть, а по тому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы, и они-то и спасли его в века мучений; они срослись с его душой искони и наградили ее навеки простодушием и честностью, искренностью и всеоткрытым умом, и все это в самом привлекательном гармоническом соединении. А если при том и так много грязи, то русский человек и тоскует от нее всего более сам, и верит, что все это - лишь наносное и временное, наваждение диавольское, что кончится тьма и что непременно воссияет когда-нибудь вечный свет".

Писатель-пророк твердо верил, что "спасение России выйдет из монастыря от инока".

Посмотрим, произойдет ли это в XXI веке.

 

 

 

Открытие мощей св.Тихона Задонского в 1861 году. Торжества обнесения мощей вокруг Рождество-Богородицкого монастыря. Гравюра XIX века

Открытие мощей св.Тихона Задонского в 1861 году. Торжества обнесения мощей вокруг Рождество-Богородицкого монастыря. Гравюра XIX века

Святыня Рождество-Богородицкого монастыря — Владимирская икона Божией Матери. Список XVII века

Святыня Рождество-Богородицкого монастыря — Владимирская икона Божией Матери. Список XVII века

«Преосвященный Тихон, епископ Воронежский. Сконч[ался] 1783 года августа 13 дня. Тело святителя погреб[ено] в Задон[ской] обит[ели]». Финифть. Конец XVIII– начало XIX века. Частное собрание. Москва. Публикуется впервые

«Преосвященный Тихон, епископ Воронежский. Сконч[ался] 1783 года августа 13 дня. Тело святителя погреб[ено] в Задон[ской] обит[ели]». Финифть. Конец XVIII– начало XIX века. Частное собрание. Москва. Публикуется впервые

Рака св.Тихона Задонского. Фото начала ХХ века

Рака св.Тихона Задонского. Фото начала ХХ века

Икона св.Тихона Задонского. XIX век

Икона св.Тихона Задонского. XIX век

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь.  Колокольня с церковью Николая Мирликийского (1824–1835) и Владимирский собор (1845–1853)

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь. Колокольня с церковью Николая Мирликийского (1824–1835) и Владимирский собор (1845–1853)

Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь во имя иконы Божьей Матери Живоносный Источник. Фото начала ХХ века. Разрушена в 1920-е годы

Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь во имя иконы Божьей Матери Живоносный Источник. Фото начала ХХ века. Разрушена в 1920-е годы

Владимирский собор Рождество-Богородицкого монастыря. Архитектор К.Тон

Владимирский собор Рождество-Богородицкого монастыря. Архитектор К.Тон

Успенский собор (1798–1800) и торговые ряды на Торговой площади

Успенский собор (1798–1800) и торговые ряды на Торговой площади

Троицкий собор бывшего Свято-Троицкого Скорбященского  монастыря

Троицкий собор бывшего Свято-Троицкого Скорбященского монастыря

Бывшая Дворянская улица Задонска. Здания бывшей Викулинской больницы и высшего начального училища

Бывшая Дворянская улица Задонска. Здания бывшей Викулинской больницы и высшего начального училища

Дом купца Галкина в Задонске

Дом купца Галкина в Задонске

Дом аптекаря Ульриха в Задонске. Первая половина XIX века

Дом аптекаря Ульриха в Задонске. Первая половина XIX века

Рождество-Богородицкий монастырь. Восстановленный трапезный (братский) корпус с церковью Вознесения

Рождество-Богородицкий монастырь. Восстановленный трапезный (братский) корпус с церковью Вознесения

Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь (Скит)

Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь (Скит)

Тихоновский общежительный мужской монастырь (Скит) в семи верстах от Задонска. Гравюра из сборника «Воронежская старина» (1911)

Тихоновский общежительный мужской монастырь (Скит) в семи верстах от Задонска. Гравюра из сборника «Воронежская старина» (1911)

Богородице-Тихоновский (Тюнин) монастырь. Храм Вознесения Христова (1889–1900) Рядом восстановленный келейный корпус XIX века и новый корпус с домовой церковью

Богородице-Тихоновский (Тюнин) монастырь. Храм Вознесения Христова (1889–1900) Рядом восстановленный келейный корпус XIX века и новый корпус с домовой церковью

Тюнинская община и Тюнин колодец в 1861 году. Гравюра по рисунку с натуры художника Павлова из сборника «Воронежская старина» (1911)

Тюнинская община и Тюнин колодец в 1861 году. Гравюра по рисунку с натуры художника Павлова из сборника «Воронежская старина» (1911)

Посещение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II задонских монастырей в 1998 году

Посещение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II задонских монастырей в 1998 году

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru