"Наше
наследие". Новый проект
2004 год
стал для редакции журнала "Наше наследие" годом сотрудничества с
Канадским Фондом Гендерного Равенства (КФГР), который поддержал осуществление
многоэтапного проекта "Поддержка женского творчества в области
изобразительного искусства"
Габриэль
Констант, первый секретарь посольства Канады
Канадский
Фонд Гендерного Равенства не один год успешно работает в России. Им поддержано
48 проектов, направленных на обеспечение равноправия женщин и мужчин, которые
были реализованы российскими неправительственными организациями, академическими
институтами и правительственными (государственными) учреждениями. Целью Фонда
является внедрение принципа гендерного равенства в политику и практическую
деятельность государства и гражданского общества.
В этом
году КФГР впервые осуществил поддержку программ в области культуры. Из разных
регионов было прислано немало содержательных проектов, которые рассматривались
на конкурсной основе. Компетентные и независимые российские эксперты, привлеченные
Фондом, выделили проект журнала "Наше наследие" и Благотворительного
фонда отечественных традиций "Наша семья" как приоритетный.
Елена
Пашутина, арт-директор выставочного зала редакции журнала "Наше
наследие", руководитель проекта
В связи с
изменившейся в последние десятилетия политикой российского государства по
отношению к культуре, с сокращением финансирования творческих союзов,
учреждений культуры, с увеличивающейся коммерциализацией искусства, многие
одаренные художники и особенно женщины-художницы подчас не имеют возможности
достойно творчески реализовать себя. Журнал "Наше наследие", помимо
своей основной издательской деятельности, систематически поддерживает эту
категорию художников, проводя их выставки, публикуя статьи об их работе, и
таким образом способствует введению их искусства в современный культурный
контекст.
Татьяна
Забелина, советник по проектам Канадского Фонда Гендерного Равенства
Проект
"Нашего наследия" интересен многоаспектностью. В серии выставок он
представляет творчество ярких, самобытных художниц, принадлежащих к разным
поколениям, таких как Екатерина Григорьева, София Дешалыт, Наталия Лаптева,
Катя Голицына, работающих в разных областях искусства - живописи, графике,
декоративно-прикладном искусстве, фотографии, а также оригинальную
екатеринбургскую галерею "Автограф" Татьяны Набросовой-Брусиловской,
где собраны малоформатные произведения современных художников урало-сибирского
региона. Причем каждая выставка сопровождается прекрасно подготовлен-ными изданиями,
отличающимися высоким качеством дизайна и полиграфического исполнения.
Александр
Рюмин, заслуженный художник РФ, главный художник журнала "Наше
наследие"
Композиции
из вещей, пробуждающих память об утраченном быте, с щедро расписанной посудой,
декоративный сюжет которой так и норовит стать ожившей реалией; женщины, пьющие
на Рождество чай, увлеченно беседующие на улице, держащие в руках апельсин или
банан, диковинные фрукты из другой, замор-ской жизни, а чаще сумки и цветы, как
два нерасторжимых знака обыденного и праздничного; люди, то заритмованные с
городским пейзажем, то вдруг выглядывающие из фотографических рамок натюрморта.
Все это из
жизни среднестатистического российского городка N, ставшего любовью московской
художницы Екатерины Григорьевой. Его чудаковато театрализованное пространство,
изобилующее архитектурной нелепицей и цветовой пестрядью, как дешевое лоскутное
покрывало, скроено из маргинальных, но тем не менее драгоценных кусочков бытия.
И здесь есть свои события - свежевыкрашенный мост, цирк-шапито или источающий
струи воды фонтан. Но чаще всего героями картин становятся цветы. В них и
праздник жизни, и обещание вечной радости, и дань воспоминанию о былом.
Вот уже
более четырех десятилетий Екатерина Григорьева творит свой живописный мир, не
обременяя себя суетой по поводу всеобщего признания и поисками места в
искусствоведческой табели о рангах, но всегда чтимая в профессиональной
художнической среде. Искушенный взгляд сможет отметить в ее полотнах и верность
традициям французской школы живописи, переосмысленной русскими художниками как
20-х, так и 60-х годов минувшего века, и любовь к народному творчеству с его
тягой к декоративности, и верность собственной поэтике, одухотворяющей образ
мыслей и уклад жизни "маленького человека" российской провинции. И
как сорок лет назад, так и сегодня искусство Екатерины Григорьевой исполнено
верой, что гармония, созданная даже в пространстве небольшой картины, сама по
себе является праздником.
То, чем
занимаются София Дешалыт в акварели, а Наталия Лаптева в керамике, совсем не
вписывается в русло новомодных течений искусства, где властвует концептуализм,
аудиовизуальные и компьютерные технологии, китчевая эстетика масскультуры. Их
негромкие, камерные произведения укоренены в контексте подлинного искусства и
развиваются по тем его законам, где природная одаренность шлифуется
одухотворенным мастерством.
В широком
диапазоне акварели - от утонченно камерных репрезентативных портретов
П.Соколова до импрессионистического письма А.Фонвизина - работы Софии Дешалыт, пожалуй,
можно обозначить между векторами витебской мифологии Шагала
(художница
родилась в Витебске и усвоила акварельную школу Феликса Гумена) и артистических
миниатюр мирискусников - Бенуа и Сомова - с их тягой к пассеизму. Герои ее
изящных сложносочиненных композиций предстают хрупкими и с ранимой душой, даже
если это изображение предмета, растения, животного, а не только портретируемого
персонажа.
В веселой,
цветистой и безукоризненно сколорированной керамике Наталии Лаптевой много
щедрой выдумки и игры. Образы ее мелкой пластики, как правило, возникают из
обостренного чувствования природной первоосновы предмета. С неистощимой
изобретательностью Н.Лаптева создает некие антивещи, не пародируя гротескно
функциональные черты, но постоянно удивляясь, как органично в них могут
природные формы превращаться в утилитарные и наоборот.
Любовь к
прозрачному цвету, звонкой гармонии и эмоциональная культура воплощения
художественного замысла роднят этих столь непохожих художниц, чьи произведения
и составили единую экспозицию в выставочном зале редакции журнала "Наше
наследие".
Татьяна
Набросова-Брусиловская, галерист
Галерея
"Автограф"... Правда, в данном случае фактически галереи как
официального места, как учреждения нет. Но тем не менее есть некоторое
количество работ, и есть опыт неформального общения с художниками, накопленный
десятилетиями. Хотя "опыт", наверное, не то слово, которое может
выразить весь объем и сложность отношений, симпатий и антипатий, комическое и
трагическое, курьезы и легенды - все то, что накопилось за годы жизни рядом с
художниками, когда их радости и печали становились моими, когда их жизнь стала
и моей жизнью.
Сейчас,
когда художники пытаются найти новые источники вдохновения, новые стимулы
творчества или переосмысливают уже устоявшиеся в нашей так быстро и иногда
неожиданно меняющейся стране, я благодарна судьбе, что имею возможность быть
рядом с ними, принимать участие в их жизни и творчестве. Стремление сохранить,
"остановить мгновения" этой жизни и этих отношений, в которых главное
- атмосфера общения, дух искусства, остающиеся за рамками "большого
творчества", "больших картин", официальных отношений, и
послужило толчком для создания
галереи
"Автограф".
Сегодня в
коллекции около 700 малоформатных (не более 30 см) живописных, графических и
скульптурных работ. В ней есть и пленительные этюды, и "большие картины
маленького размера". Среди авторов - имеющие широкую известность и только
начинающие художники Екатеринбурга, а также Челябинска, Уфы, Москвы,
Санкт-Петербурга, работы художников Германии, Израиля, Китая, Чехии - тех, с
кем так или иначе пересекалась моя жизнь.
Виталий
Волович, заслуженный художник РФ
Работы,
собранные в галерее "Автограф", в равной степени могут быть и
росчерком пера, и легким прикосновением кисти, и вполне законченным
произведением. Главное в них - отчетливо выраженная творческая манера и
индивидуальные особенности
художника.
Маленький
размер - это попытка кратко выразить то, что растворяется иногда в многословии
большого холста. Это реплика, оказавшаяся удачнее тщательно продуманной
страницы. Спрессованное пространство, в котором умещается стилистика,
мировоззрение и техника художника. При этом в пределах маленького холста
сохраняется вся совокупность больших творческих проблем. Удача здесь соседствует
с поражением, внятная речь - с косноязычием. Но и то и другое есть выражение
своеобразия автора, это действительно творческий автограф художника.
Андрей
Антонов, скульптор
Галерея
"Автограф" для меня - это коллекция замечательных произведений,
созданных художниками разных поколений и различных художественных пристрастий.
Но самое главное, что это еще и своеобразная живая коллекция личностей,
объединенных галереей на основе дружества и романтического служения искусству.
Герман
Метелев, заслуженный художник РФ
Галерея
"Автограф" - это прежде всего длительные дружеские отношения. Еще это
огромное терпение и, конечно, вера - вера в искусство. Это особенно важно
сегодня, когда в нашей жизни на первый план выходят экономические проблемы.
Именно в такой ситуации повального прагматизма хочется остаться идеалистом и
доказать, прежде всего самому себе, что это возможно.
Анна
Чудецкая, искусствовед
В названии
выставки Кати Голицыной "Флаконы, кружево, шелка" - оттенок
ностальгии, ностальгии по прошлому, по особому дамскому миру, утонченному,
изящному, пускай немного ограниченному, но столь манящему. И художница
пользуется данной ей возможностью создать композиции из старинных предметов и
тканей.
Внимательно,
сосредоточенно и влюбленно она считывает текст фактуры предмета. Кружево и
стекло - поверяют ей свои секреты отношений со светом, истории его касаний,
преломлений и отражений. Она словно снимает с увиденного некий
тактильно-чувственный слой и проявляет его, делая видимым и ощутимым для
зрителя, которому остается пережить истинный восторг. Но чувственная красота -
это только часть того, что нам передает художница. Здесь включается еще один
механизм восприятия. Фотографии-рисунки Кати Голицыной - это способ воссоздания
особого, измененного видения: так мы смотрим на то, что нас поразило в самое
сердце, на то, что хотим запомнить навсегда или по крайней мере надолго.
Причина этого видения - сильное чувство. Чувство неизбывного восторга перед
красотой и разнообразием мира. Неужели он в самом деле так прекрасен?
Владимир
Малягин, драматург, председатель Благотворительного фонда отечественных
традиций "Наша семья"
Многие
российские женщины, занимающиеся творчеством, испытывают затруднения в
полноценной самореализации. Быт и семья в нынешних не всегда благополучных
условиях мало способствуют как раскрепощенности, так и вдохновению, без которых
никакая деятельность в искусстве просто не может быть. Поэтому поддержку
Канадского Фонда Гендерного Равенства в проведении цикла выставок
женщин-творцов трудно переоценить. Эти выставки, вызвавшие большой интерес
публики и освещенные в средствах массовой информации, помогли целому ряду
талантливых художниц достойно представить себя в общественном пространстве.
Галина
Калинаева, координатор гендерных программ системы ООН в РФ
Искусство
во все времена существовало при тех или иных формах поддержки, исходящих от
государства, церкви, меценатов и благотворителей. Интеграционные процессы,
происходящие в современном мире в различных областях сотрудничества между
государствами, в том числе и культурной, сделали возможными новые формы помощи,
направленные на поддержку и развитие демократических процессов. Инициатива
журнала "Наше наследие" и фонда "Наша семья", поддержанная
Канадским Фондом Гендерного Равенства, - это актуальный пример действенной
помощи в области культуры, который вселяет надежду и для творцов-ветеранов, чей
потенциал недостаточно используется сегодня, и для молодых художников, кому еще
предстоит пройти испытание временем. Этот совместный проект - пример партнерства
и содружества между народами Канады и России.
Публикация
подготовлена Е.В.Пашутиной, фотографии Е.Вельчинского, И.Хилько, А.Юрова