Владислав
Матусевич
Лица
ушедшей России
На этих
фотографиях - утраченная теперь Россия, вернее, отдельные, составляющие ее
фрагменты, как осколки драгоценной амфоры, и те, кто знает и внутренне ощущает
это время, могут вспомнить слова Евгения Замятина о том, что будущее России - в
ее прошлом.
К
сожалению, фотография появилась только в середине XIX века, но, к счастью, к
началу ХХ века она чудесно стала повседневным явлением, породив многих
энтузиастов-любителей, особенно после изобретения относительно портативных
фотоаппаратов. Даже Николай II был страстным фотографом, а сколько удивительных
снимков было сделано дочерью П.М.Третьякова А.П.Боткиной, альбом фотографий
которой был издан журналом "Наше наследие". Много интересных снимков
оставил и друг Льва Толстого издатель В.Чертков, и сама Софья Андреевна.
Выполненные на поистине высоком профессиональном уровне, они производят
незабываемое впечатление.
Фотограф,
краевед, журналист, историк Михаил Валентинович Золотарев отобрал из своей
коллекции для выставки в журнале "Наше наследие" 100 фотографий как
самых различных любителей, так и настоящих мастеров светописи, создавших
портреты и высокопоставленных особ, и обыкновенных людей, снимавших своих чад и
домочадцев в городских квартирах, на даче, на деревенском хозяйственном дворе,
за игрой в преферанс, на лесной и полевой охоте, в сельской школе...
Коллекционер
на своей выставке стремился отобразить различные стороны старого общества с его
неповторимыми деталями быта, увлечений, своеобразие одежды и интерьера того
времени: от императора Александра II до простой прачки, некой Дарьи Егоровны,
стирающей на хозяйственном дворе в усадьбе Д.И.Четверикова. От совладельца
Богородско-Глуховской мануфактуры А.И.Морозова до монахов Смоленской Зосимовой
пустыни, заготовляющих капусту на зиму. Причем, предпочтение в отборе
фотоснимков не отдавалось ни одному русскому сословию: здесь и представители
царского дома, дворяне, купцы, духовенство, крестьяне... Впрочем, многие
фотографии вызывают в памяти особые ассоциации.
Вот,
например, портрет знаменитой артистки, исполнительницы русских песен и романсов
Надежды Плевицкой. Невольно вспоминаешь о ее загадочной и, в определенном
смысле, авантюрной судьбе в эмиграции. Вместе с мужем, генералом Скоблиным, она
участвовала в похищении другого русского генерала Миллера, который потом сгинул
в подвалах Лубянки. А сама Плевицкая была судима, отправлена во французскую
тюрьму, где и умерла в начале Второй мировой войны.
Или
снимок, на котором видим Владимира Сергеевича Алексеева, старшего брата
великого К.С.Станиславского. Владимиру и в пору их юности, и в зрелые годы
также было не чуждо увлечение театром, особенно оперой и опереттой. Он был
соратником Константина в Алексеевском кружке, был очень музыкален, играл на
многих инструментах, аккомпанировал Шаляпину и Собинову, бывавшим в доме
Алексеевых. Но ему приходилось тянуть лямку службы в семейном
"золотоканительном" товариществе. "Я ведь в душе и сам сознаю, -
писал Владимир Сергеевич, - что я гроша медного не стою, я совершенно не купец,
не деловой человек, и ленивый, и беспечный, хотя и уверяю себя в
противном".
Особое
место в экспозиции занимали фотографии, сделанные членами семейства
Четвериковых - известного русского предпринимательского рода. Это и их усадьба
в Тимофеевке, и охота в Богородском уезде, и разнообразные портреты дворовых и
прислуги. Дело в том, что Михаил Золотарев сам родился и вырос в Богородском
(Ногинском) районе и ему удалось найти много документального материала,
касающегося этой купеческой фамилии.
Интерес к
архивной исторической фотографии появился у Михаила Золотарева еще в середине
1970-х годов, когда ему было всего двадцать с небольшим. Со временем создался
большой фотоархив, и постепенно простое увлечение стало настоящей страстью и
основным делом жизни, хотя по своему образованию Золотарев - химик, закончил
химический факультет МГУ и долгое время работал в одном из академических
институтов Черноголовки. Сейчас его собрание фотонегативов, фотографий,
фотокопий, старинных альбомов с любительскими фотографиями прошлых лет, а также
книг, иллюстраций, гравюр и порой даже целых архивов составляет около 50 тысяч
единиц хранения. Он выполняет заказы и сотрудничает с редакциями журналов,
издательствами, музеями, выставочными центрами, которые сейчас, как никогда
раньше, проявляют особый интерес к истории русской культуры и просят его
предоставить редкие фотоснимки ученых и писателей, художников и артистов,
купцов и промышленников, крестьян и безвестных горожан, которые в своей
совокупности и составляют лицо ушедшей России.