Памяти Кирилла Соколова
22 мая
2004 года не стало Кирилла Соколова. Живописец, график, скульптор, знаток
искусства, он ушел неожиданно и несправедливо рано. Он был немолод и не очень
здоров, но присущая этому пожилому человеку открытость миру, не оставлявшее его
желание и умение жить, дышать и неустанно трудиться, радуясь жизни и
творчеству, можно было бы разделить на десятерых юных - и всем бы хватило. До
конца своих дней он сохранил юношескую ясность взгляда и незамутненную свежесть
восприятия, непосредственную эмоциональность реакций и яркую остроту
небанальной мысли. Он постоянно и плодотворно работал всю жизнь, но о нем не
так уж много написано. Впрочем, Кирилл Соколов был из тех редких художников,
кому для вербализации собственных поисков и находок не требовался
искусствовед-интерпретатор: он сам прекрасно знал, что именно делает и зачем. И
умел разъяснить содержание своего искусства ничуть не хуже, а то и лучше многих
теоретиков. Он вообще был блестящим собеседником, энциклопедически образованным
и остроумным, внимательным и демократичным. Глубина его познаний в предмете
искусства в сочетании с нетривиальностью ракурсов и неожиданностью обобщений
были сродни степени его погруженности в пласты творчества и корректной
дерзновенности эксперимента, которым он был всю жизнь увлечен.
Он
рассматривал историю искусства ХХ столетия отстраненно, но пристрастно и
изнутри, со всеми многочисленными параллелями и последовательностью стилей и
направлений, видов и жанров, техник и технологий. Импровизатор и аналитик, он
не просто пробовал искусство ХХ века на вкус, с равной смелостью и уверенностью
экспериментируя с формой, стилями и техниками. Он пропускал опыты прошлого
через призму своего собственного авторского опыта - как
формально-эстетического, так и нравственного. Кирилл Соколов не только
аккумулировал в своем творчестве открытия и достижения предшественников, -
подвергая их своеобразной авторской "переплавке", он синтезировал
новое художественное качество и сделал собственные серьезные открытия.
Эти
открытия могут и должны стать темой специального и глубокого исследования.
Художник находился в постоянном поиске, никогда не расставаясь с блокнотом и
карандашом и ни на минуту не прерывая работу мысли. Он не то чтобы не позволял
душе и разуму лениться - просто леность мысли, усталость духа, расслабленность
души были для него категорически не органичны. Он прожил нелегкую жизнь, но жил
с интересом и увлечением. Никогда не проявлял утомления от жизни, хотя у
человека его лет и его судьбы могли быть для этого все основания. Работа и
размышления поглощали энергию, но не требовали специальных усилий. Скорее
наоборот: специальные усилия потребовались бы Кириллу Соколову для того, чтобы
перестать трудиться и думать. Он был темпераментным и своеобразным художником,
яркой и крупной личностью. Этот человек был одарен по-настоящему щедро: был
красивым, умным, сильным, талантливым. Он реализовал эти дары с той же
щедростью, с какой был ими наделен, хотя, безусловно, успел бы еще больше, будь
у него побольше времени.
Кирилл Соколов
вместе со своей женой, известным литературоведом и исследовательницей русского
символизма Аврил Пайман долгие годы жил и работал в Англии, но русская
культура, русское искусство никогда не уходили на периферию его художественного
сознания. В последние годы художник часто бывал в России. В Санкт-Петербурге,
Москве и Перми с успехом прошли его выставки, он щедро дарил свои работы
музею-заповеднику А.А.Блока в Шахматове, музею-квартире А.А.Блока в
Санкт-Петербурге, художественному музею в Перми и т.д. Помимо всего прочего
Кирилл Соколов обладал редким даром дружбы. И даже географическая удаленность
от большинства друзей не помешала ему делиться этим сокровищем со свойственной
ему во всем искренностью, страстностью и широтой. И потому, уходя, он оставил
среди многих светлую и живую о себе память.
Ольга
Яблонская