Воспоминания об Алексее Степановиче Хомякове
В 1860
году, в последнем году своей жизни, А.С.Хомяков хлопотал об устройстве в
Петербург на службу своего двадцатидвухлетнего родственника и крестника -
Дмитрия Владимировича Хитрово (род. 1838). Хлопоты остались небезуспешны, и
среди благодарных слов Хомякова в письме к другу юности А.В.Веневитинову
упомянут отец молодого человека - Владимир Иванович Хитрово (1806-1866).
"Его отец (отличный человек, но лицо вполне типическое, которого
существование Самарин долго считал мифом) <...>"1 - напишет тогда
Хомяков.
В связи с
публикуемыми ниже отрывками из Воспоминаний нас интересуют оба Хитрово - отец и
сын. Отец - автор записок о Хомякове, название которых фигурирует в хомяковских
штудиях по крайней мере с 1924 года (например, в путеводителе Б.В.Шапошникова
"Бытовой музей сороковых годов". М., 1924. С.21), но которые остаются
не изданы и в 2004-м... Но не совсем точно было бы именовать Владимира
Ивановича Хитрово автором записок об Алексее Степановиче Хомякове. По
свидетельству сына, Хитрово с юности имел обыкновение писать ежедневно свои
записки. Многотомный дневник носил название "Memoires de ma vie"
("Записки о моей жизни"). Дмитрий Владимирович Хитрово вспоминал:
"Влад<имир> Ив<анович> очень любил заниматься, вел ежедневный
дневник, весьма интересный, нечто вроде семейной хроники, и, как глубоко
набожный человек, составлял еще систематические выписки и комментарии на
религиозные вопросы, под именем "Цветника Духовного", оставшиеся
теперь у наследников в нескольких десятках томов"2.
Рукопись
дневника Хитрово до сих пор не обнаружена, она либо погибла в революционных
пожарищах, либо затерялась в архивах. Известны лишь выписки из него. По всей
видимости, их автор - Дмитрий Владимирович Хитрово - Хитрово-сын. Выполненные
предположительно для потомков А.С.Хомякова, они касаются в первую очередь жизни
Алексея Степановича, их общих с Хитрово родственников и т.п.
Хитрово
приходились родственниками Хомякову по линии матери. Старшая дочь Хомякова
Мария, запомнившая Владимира Ивановича Хитрово набожным и немного забавным
человеком, указывает, что он был им "родней по Демидовой, сестре
бабушки"3. У бабушки, то есть матери Хомякова, Марьи Алексеевны
Киреевской, была сестра Анна Алексеевна (ум. 1844), вышедшая замуж за Евграфа
Амосовича Демидова. Сестра Евграфа Амосовича - Елизавета Амосовна (ум. 1824) -
жена Ивана Герасимовича Хитрово (1756?-1845). Именно их сын - Владимир Иванович
Хитрово - друг и почитатель Хомякова, автор многотомного дневника. Его с
Хомяковым "связывает" общая тетка, Анна Алексеевна Демидова. Корень
их свойства лежит в роде Амоса Демидова (1745-1800) - младшего сына знаменитого
промышленника и не менее знаменитого оригинала Прокопия Акинфиевича Демидова
(1710-1788), запечатленного некогда Д.Г.Левицким.
"Выписки"
Д.В.Хитрово находились среди других материалов хомяковского собрания в Музее
сороковых годов. Ныне они хранятся в Отделе письменных источников
Государственного Исторического музея ("Замечания (Memoires de ma vie)
Владимира Ивановича Хитрово. (Выписки из оных.) Воспоминания об Алексее
Степановиче Хомякове": Ф.178. №2). Отрывки из "Выписок"
Д.В.Хитрово печатаются с сохранением некоторых особенностей орфографии.
Повествование частью ведется от первого лица (автора дневника, Хитрово-отца),
частью - в пересказе сына от третьего лица. Полностью рукопись Д.В.Хитрово
будет опубликована в Хомяковском сборнике (Т.2. Томск, издательство
"Водолей", составитель Н.В.Серебренников).
<...>
1843 г<од>. Перед Пасхою, которая была 11 апреля, Х<итрово> с
Ал<ексеем> Степ<ановичем> ходили вместе смотреть дом Лобанова на
Собачьей Площадке, за который просили 95 тысяч руб<лей> ассигнациями, и
этот именно дом впоследствии и был приобретен Хомяковыми4. Пасху (11
апр<еля>) встречали Хомяковы и Демидовы5, а с ними и прочие все их
родные в одной церкви, у Николы Явленного на Арбате, а до начала заутрени
А<лексей> Ст<епанович>, став рядом с Х<итрово> (принявшим
особенное исключительное религиозное направление в простоте души верующего, без
научных богословских познаний, которые, однако, он под влиянием А<лексея>
С<тепановича> развил впоследствии гораздо значительнее <...>),
начал с ним спор о религии, который с легкой руки продолжался потом во все
время их знакомства; пишется, что они проспорили почти всю заутреню, и отвлекло
их только тогда, когда в церкви начали христосоваться. Х<итрово> говорит,
что спорили потому, что ему казалось, будто при всей своей преданности Богу и
набожности, А<лексей> С<тепанович> мудрствует по-лютерански, не приемля
Четьи-Минеи, Камень Веры Стефана Яворского6 и другие книги, а Хомяков за
излишнюю привязанность к обрядам называл его <т. е. В.И.Хитрово. - Е.Д.>
католиком. День этот все обедали у матери Хомякова Марии Алексеевны7, а во
время обеда приехал, опоздав, как это с ним часто случалось, А<лексе>й
Ст<епанови>ч от митрополита Филарета8 и генерал-губернатора9. Все
ходили к вечерне вместе, а потом вышепоименованный спор продолжался еще весь
вечер Светлого Воскресения и после, во все время пребывания в Москве, говорится
о подобных спорах, как о главном материале разговора между ними и
предлог<е> для прений всякого рода.
В феврале
1844 г<ода> снова приезд автора Замечаний из брянского имения10, где жил
все время с осени прошлого года, в Москву по случаю болезни тет<ушки>
А.А.Демидовой, которая нанимала тогда дом Бычковой в приходе Троицы в Зубове на
Пречистенке11. Накануне именин Дем<идово>й (2 февр<аля>12)
Ал<ексей> Степ<анович> слушал у нее всеночную с своим семейством и
был с ним племянник жены его Валуев13, а на другой день все они обедали у нее,
и Хомяков много острил за обедом.
Тетка
Хомякова Демидова становится опасно больна, потому он ее посещает каждый день,
что он всегда делал в отношении всех больных родных и знакомых. <...>
25 августа
<1848 года>. Здесь в Бучарове14 гостят родные Катерины Михайловны
Бестужевы из Симбирска15. Весь вечер проговорил с Алексеем Степановичем, у них
холера не слишком была сильна; он с успехом пользовал больных смесью дегтя с
маслом и утверждает, что этим средством у себя и в соседстве уничтожал действие
болезни и что об этом он писал даже в Петербург. Вечером сидели долго и все
спорили о политике. Здесь гостит тоже некто Михайло Гаврилович Своехотов16,
человек очень веселого нрава, который отпускает разные забавные штуки, как
напр<имер>, он очень искусно, сидя у окна выходящего в сад, кричит
вороною, что очень забавляет детей, сочиняет для них легенькие стишки, вроде:
Милый
Коля,
Шаловливая
воля,
Пошел
гулять
И стал
скакать:
Вывихнул
ножку
А мамаша
не дала ему бомбошку и т.д.
и это
утешает детей. Он между прочим и лекарь, давал В<ладимиру>
И<вановичу> Галлеровых капель от нервной слабости по причине тяготивших
его спазм, но капли эти не помогли.
После
обедни (26 авг<уста>), отслуженной весьма торжественно, Петр
Александрович Бестужев17 звал всех нас к себе на пирог во флигель - у него
дочь Наталья была именинница - тут много ели и пили шампанского и разных вин,
отчего все присутствовавшие на завтраке повеселели заметно, а когда пришли
назад в большой дом, то завязали оживленный разговор о политике с Марьею
Алексеевною, которая горячилась, не замечая, что у всех в голове. За обедом
А<лексей> Ст<епанович> много шутил и острил и всех заставлял
оживляться и смеяться; вообще день этот провели очень приятно. Самые дети и те
особенно резвились и играли. <...>
Во время
модного в то время толка, по случаю европейских смут, Хитрово рассказывает один
анекдот про себя, что когда он, весьма религиозный человек, сказал, что он
радуется, что в Берлине открылась холера, А<лексей> С<тепанович>
возразил ему, что духовник не даст ему за это Причастие; Бестужев поддержал
сторону Х<и>тр<ово> говоря, что пруссаки еретики, но последний
сказал на это, что не потому, а за то, что они совершенные атеисты, хулят и
уничтожают Евангелие, как ему сам рассказывал А<лексей>
С<тепанови>ч по прибытии из-за границы, и тем подрывают репутацию
Спасителя, как выразился Х<и>тр<ово>, А<лексей>
С<тепанович> подхватил это слово "репутация Бога", очень много
смеялся над этим и все называл шутя Хитрово - охранителем Божией репутации.
Хомяковы
возвратились давно из Москвы, но потому не давали знать о себе знакомым, что
везде свирепствовала холера.
В начале
октября А<лексей> С<тепанович> ездил в Москву для торгов на
винокурение, а 17 числа этого месяца, по случаю имянин жены Хитрова18, он
приезжал из Богучарова в Коледино19. В этот день, к обеду, съехались к
В<ладимиру> И<вановичу> все его крапивенские соседи, крапивенские
помещики, которые, как пишет автор Замечаний, изумлялись все костюму Алексея
Степановича и бороде его: он был в своей славянке <мурмолке. - Е.Д.>, в
пунцовой рубашке без галстука и вместо жилета на нем была поддевка, но взамен
этого, как сказано в Замечаниях, все остались в восхищении от его любезности и
ума, а когда он говорил, то со вниманием и любопытством слушали его. Одежду его
тут многие объясняли именно тем, что он стоит во главе одного либерального
общества, которого члены все носят русское платье и называются славянофилами;
правительство сначала тайно присматривало за ними, находя их подозрительными,
но напоследок оставляет их без внимания. При Хомякове возобновлялся опять
разговор, что государь хочет непременно сделать крестьян вольными, хотя еще в
начале этого года по поводу таких чрезвычайно перетревоживших всех помещиков
слухов ходила в Туле, где тогда жил В<ладимир> И<ванович>
<...>, по рукам записка одного весьма высоко стоящего лица20, что
вольной крестьянам не будет, и распространены были слухи, будто Государь
отвергает все представляемые ему проекты об освобождении крестьян. По поводу этих
разговоров о вольной крестьянам при Хомякове нелишне припомнить рассказ
В<ладимира> И<вановича> о нем, что, когда впоследствии, в 1858
году, действительно приступили к нашей крестьянской реформе и уже открыты были
комитеты, Хомяков, которого вообще тульские дворяне считали за первого глашатая
и горячего сторонника так называемой еманципации, явился на выборы в тульское
благородное собрание во фраке, тогда некоторые из дворян, - частью из придирок
к нему, а частию от излишней страсти к формальности, наделали Хомякову
дерзостей и требовали, чтобы он удалился из собрания, потому что он во фраке, а
не в мундире. Тогда Хомяков принужден был уехать, но, достав где-то мундир,
возвратился снова в собрание; неугомонные из дворян не остановившись на
придирке к мундирности, от которой впоследствии не знали как откреститься,
требовали от него, чтобы он еще присягал особо, хотя к присяге приводили всех
еще прежде и в том числе и его. Тогда Хомяков, чтобы отделаться от всех этих
заносчивых требований, сказал им смеясь: "Господа, как вы хотите, чтобы я
присягал, - Бог запрещает клясться небом и землею; небо от нас высоко, а землю
у нас отнимают", - общий хохот, и его оставили в покое. <...>
По случаю
пребывания в Москве императорской фамилии21, приехал сюда и министр граф
Блудов22, который в этот день звал к себе на вечер А<лексе>я
С<тепанови>ча. Всех больше по этому поводу суетилась Марья
А<лексеев>на, беспрестанно призывала к себе Катерину Михайловну
спрашивать, какую жилетку наденет и чтобы фрак надел и ордена чтобы надел23.
Были у
него в этот день Мамонов24 и А.Н.Попов25, который служит при Блудове. Была
здесь всеночная в доме по случаю вербной субботы; после оной долго еще сидели с
А<лексеем> С<тепановичем>. Говорят, что у государя есть и было
желание сделать реформу в управлении крестьянами и для этого учреждается
инвентарий, который вводится уже в Белорусских губерниях и через два года
предполагается ввести и у нас в Великоруссии; инвентарий это предварительная
мера к окончательному освобождению крестьян.
На Фоминой
неделе (14 апр<еля>) В<ладимир> И<ванович>, заехав к
А<лексею> С<тепановичу>, нашел его немного встревоженным:
<поскольку> граф Орлов26 два раза присылал ему сказать, чтобы он сбрил
свою бороду27, что так угодно государю, но он горячится и не хочет брить ее,
В<ладимир> И<ванович> и общий их приятель генерал Плещеев,
Александр Павлович28, которого всегда можно было встретить у Хомякова,
уговаривали его сбрить бороду, но он никак не соглашается, говорит, что когда
прикажут сбрить бороды всем, тогда и он сбреет свою, а если ему одному прикажет
это государь, то он сбреет ее, но примет это за оскорбление, и в заключение не
верит, чтобы государь это сказал, а подозревает, что только государевым именем
хотят заставить сбрить эту любезную ему бородку, которую из всех славянофилов
носят только А<лексей> С<тепанович>, оба Аксаковых, отец и сын29,
да Бестужев. <...>
От 11
февраля <1850 года> у В<ладимира> И<вановича> написано:
"От обедни проехал я к Хомяковым, - при мне Марья Алексеевна бранила и
наделала неприятностей Алексею Степановичу, несправедливо укоряя его, что он
дурно управляет имением, все настаивает, чтобы он отказал Трубникову30, -
А<лексей> С<тепанович> огорчился и расстроился, я его успокаивал.
Должно признаться, тяжелый и несносный характер имеет Марья Алексеевна, на ее
месте следовало бы только благодарить Бога: Алексей Степанович сказывал, что он
купил недавно 200 душ, в два года заплатил пропасть долгов частных, да сверх
того, теперь в ломбарде лежит около трехсот тысяч билетами, следовательно, он
недурно управляет и прибавляет, очищает долги и капитал составил, а прежде
известно, что имение все было в долгах до его принятия в свое управление, а она
все ноет и жалуется, что бедна и беспрестанно бранит сына; полагаю, что это
больше от старости лет, ибо ей уже за восемьдесят лет. Собирался было
А<лексей> С<тепанович> ехать ко мне, но мы уже ездили с ним для
развлечения на аукцион лошадей в манеж, где и пробыли с час времени".
<...>
1852-й
год. Этот год, с начала его, был несчастный для семейства Хомяковых.
Неожиданно,
26 января, получили известие с Собачьей площадки, что Катерина Михайловна
опасно больна: она простудилась, сделалась у нее горячка и вдобавок выкинула и
теперь без всякой надежды. Я (В<ладимир> И<ванович>) сейчас же
отправился к Хомяковым, нашел А<лексея> С<тепановича> в кабинете за
обедом с родными, еще были А.И.Кошелев и Павлов31. А<лексей>
С<тепанович> до того изменился, что поразил меня, сделался точно
шестидесятилетний старик, говорит, что никакой нет надежды, чтобы Катерина
Михайловна была жива. Ее сообщили Свят<ых> Таин и ожидают конца, начала
уже бредить, меня это очень огорчило. А<лексей> С<тепанович> плачет
и просил меня, чтобы я уехал, а завтра чтобы приехал, не понимаю, для чего он
прогнал меня, с чувством пожал мне руку и заплакал; я пошел от него к Марье
А<лексеевне>, которая тоже встретила меня с плачем; расспрашивал про
Катерину Михайловну: она простудилась, гуляя в своем саду, сделалась у нее
горячка и воспаление в груди, а теперь она, говорят, уже при последнем
издыхании.
27
(воскресенье). В полдень поехали навестить больную к Хомяковым, подъезжая к
крыльцу сердце замерло: на крыльце сказали нам роковую весть, что Катерина
Михайловна вчера в 11 час<ов> 30 мин<ут> ночи кончила жить!.. Я
прошел к Алексею Степановичу, нашел его разговаривающим с Кошелевым, но не
тревожил его, а сел на кресло и грустно задумался, А<лексей>
С<тепанович> подошел ко мне и тоже начал плакать. Неожиданна была эта
смерть женщины, полной жизни, в какую-нибудь неделю что она была больна.
По
рассказам А<лексея> С<тепановича>, доктора много виноваты в ее
смерти тем, что они дали порошок (каломель32), от коего она преждевременно
родила, и умерла более от изнеможения сил, чем от болезни, впрочем, от чего бы
то ни было, а ее нет на свете. Тело лежит в маленькой зале, я ходил туда с
генералом Плещеевым, а в большом зале шьют покров.
Марья
Ал<ексеевна> очень поражена, сказывал Вас<илий>
Ив<анович>33, что с нею ночью и сегодня поутру, когда А<лексей>
С<тепанович> был у обедни, сделались такие сильные судороги, что полагали,
что она умрет. Детей я не видал, они наверху, ходила к ним моя сестра. Много
приезжало навещать А<лексея> С<тепановича>, который сильно поражен
своим несчастием и как бы убит горем, но покорно и твердо переносит его, и
велика его христианская покорность - он сам не мог бы придумать лучшего
счастья, какое дал ему Бог; впрочем, велика и утрата его, они друг друга
страстно любили.
28
<января>. Взяв ванну, отправился я к Хомяковым; нашел у А<лексея>
С<тепановича> Шевырева, Шеппинга, Кошелева, генер<ала> Шатилова,
Василия Павловича Охотникова, Свербеева34 и много других знакомых мне и
незнакомых мужчин и дам. Вскоре по нашем приезде началась панихида с певчими, и
многие дамы плакали. После панихиды открывали лице умершей, она очень
изменилась и стала портиться.
Слушал у
Марьи Алексеевны в кабинете молебен; к концу пришел А<лексей>
С<тепанович>, когда священник начал поминать за здравие "Марию и
Алексея со чады", - он, подошед ко мне, сказал с большим душевным
движением: "А Екатерину не поминают", тут стояла сестра Катерины
Мих<айлов>ны Прасковья М<ихайловна> Бестужева; они, обнявшись,
горько плакали.
Потом
долго сидели в кабинете, все более разговаривали о Кат<ерине>
Мих<айловне> и рассуждали о ее болезни, рассказывал А<лексей>
С<тепанович>, что Овер35 большую сделал ошибку, дав ей порошок, от
которого она родила, что прочие доктора Альфонский, Клименко и особенно
Кильдишевский36 были против этого, да и Овер сам тоже говорил, что она может
умереть, если дать ей этот порошок каломель, и, несмотря на это, прописал ей
его, она вскоре после этого и выкинула; некоторые оправдывают Овера, что иначе
нельзя было сделать, потому что у Катерины Михайловны были воспаление и горячка
вместе, и начинался тиф. <...>
29-го
назначено было погребение; приехав к Хомяковым, нашли тут уже много съехавшихся
отдать последний долг умершей; вся эта грустная обстановка, притом при всей
своей неожиданности, чрезвычайно грустно подействовала на меня, и я находился в
сильной ажитации, которая и без того часто тревожит меня. Увидав меня, подошел
ко мне А<лексей> С<тепанович>, взял меня под руку, и долго ходили с
ним по зале, он говорил мне, что получил себе сегодня утешение душевное,
которое приписывает Кат<ерине> Мих<айловне>, что это ее молитвы
произвели, а именно: вчера вечером Марья А<лексеев>на сделала ему по
обыкновению ужасную сцену, бранила его как попало, А<лексей>
С<тепанович> от расстройства сам рассердился, - все эти брани происходят
оттого, что Мар<ье> Ал<ексеевне> вообразилось, что А<лексей>
С<тепанович> ее не любит, и это подозрение продолжается несколько лет (по
моему мнению, это от ревности, ей хотелось бы, чтобы он, кроме ее, никого не
любил). Сегодня утром (дн<ем> от 29) опять была сцена и наконец, по
убеждению А<лексея> С<тепанови>ча, Марья А<лексеев>на дала
ему слово, что с сегодняшнего дня не будет более к нему придираться и что
теперь она верит, что он ее любит, - он говорит, что это как бы благословение
свыше. Алексей Степанович как ни крепится, но видимо, как огорчен; спорит,
чтобы рассеять все более и более наступающую тоску: на мое предложение, чтобы
он молился о Катерине Михайловне, намекая на то, что он всегда спорил, что наша
молитва за усопших не приносит душе пользы и что даже частное приношение жертвы
за душу не нужно, что Церковь вообще молит за всех, А<лексей>
С<тепанович> говорил опять в этом же духе, и говорил еще, что вдовство
есть духовное монашество, что надобно жить в чистоте более духовной, т.е. не
прилепляться сердцем уже ни к какой женщине, а пребывать ей верным до самого
гроба, - я отвечал, что при духовной чистоте надобно соблюдать и
телесн<ую>, вообще же его смирение в несчастии, его поразившем, большое.
Во время совершения печальной церемонии выноса и отпевания, на которое привели
и всех детей, мужество не один раз оставляло всегда твердого А<лексея>
С<тепанови>ча, удрученного великим горем, особенно сильно выражающимся в
эти печальные торжественные минуты. Тело предано земле в Даниловом
монастыре37; у монастырских врат встре<ча>л его архимандрит с братиею,
гроб до могилы с родными и знакомыми нес А<лексей> С<тепанович>.
9
апр<еля>. <...> А<лексея> С<тепановича> навещали
профессор Грановский38, Аксаковы, Бестужевы и Свербеев. Марья
А<лексеев>на приметно слабеет и страшно боится умереть, хочет
собороваться маслом, а между прочим не перестает ссориться с Алексеем
Степановичем, - ибо у них после смерти Катерины Михайловны большие идут
беспорядки в доме. А<лексей> С<тепанович> действительно до сих пор
не мог еще взяться за это и ничего не знает, как у него по хозяйству, потому
что слишком поражен кончиною жены, то ему не до этого. Впрочем, по домашнему
хозяйству насчет провизии и под<обного> всегда любила заниматься Марья
Ал<ексеев>на сама и предолго держит у себя повара, когда заказывает ему
обед.
P.S. Если
он изготовит что-нибудь нехорошо, то М<арья> А<лексеевна> покричит
на него и, так как она больше стала лежать в постели и почти не вставала, то,
подозвав его к
постели,
снимет с себя башмак и пошлепает им повара, насколько позволят ей ее старческие
силы, но это как со стороны других, так и виновного, возбуждает скорее смех,
чем огорчение. <...>
1 Мая у
А<лексея> С<тепановича> было много гостей поздравлять, но
особенного оживления не было39.
Алексей
Степанович с семейством провел лето в Смоленской деревне40, и свидание с ним
(18 авг<уста>) <было> в Богучарове, где А<лексей>
С<тепанович> рассказывал новость, что ходят тревожные слухи о холере,
которая свирепствует уже в Варшаве. А<лексей> С<тепанович> все
грустит по Кат<ерине> Мих<айловне>, Марья А<лексеев>на очень
похудела и постарела, и ужасно боится умереть, все уверяет, что у нее водяная в
голове.
Она в
Москву приехала одна, зимою, А<лексей> С<тепанович> остался в
деревне по хозяйству.
1853 год.
Алексей Степанович возвратился из деревни только в январе этого года, и (17
янв<аря>) был у него, нашел его еще спящим; когда он встал, ходил к нему
в кабинет, очень приятно было свидеться. Приходил к нему какой-то чудак - поляк
- все просил у А<лексея> С<тепановича> написать ему технических
терминов для охоты, которые он намерен собирать и печатать.
Ездил
А<лексей> С<тепанович> в Рязань покупать имение с аукциона 450 душ,
по 650 руб. за душу; воротился 22 ян<варя>. Приходил К.Аксаков. Спорили
относительно образа Спаса Нерукотворного, А<лексей> С<тепанович>
говорит, что это не истинное происшествие, и много было спора в этом роде, -
Аксаков поддерживал его, и на возражение, что А<лексей>
С<тепанович> неправославно рассуждает, Аксаков уверял, что напротив того,
но что его не понимают.
А<лексей>
С<тепанович> всегда очень любил спорить о религиозных предметах и в этих
спорах нарочно придерживался различных противоположных мнений, то так, то
иначе, чтобы посредством спора разъяснить себе яснее <...> мнение,
которое он
поддерживал.
Случалось
с ним иметь прегорячие споры по нескольку часов, он сам тоже при этом очень
горячится, но трудно его в чем-нибудь урезонить, так как он очень
<упорствует>.
Двадцать
шестого числа, в день годовщины кончины Катерины Михайловны, были мы все в
Даниловом монастыре и служили панихиду, потом ходили на ее могилу слушать литию.
Публикация,
вступительная заметка и примечания Елизаветы Давыдовой