Галерея
журнала "Наше наследие"
Вильям
Мейланд
Наследие
Эдуарда Путерброта
"Новый
Путерброт" - так хотел назвать свою выставку дагестанский художник Эдуард
Моисеевич Путерброт (1940-1993) в начале 1990-х годов. Увы, трагическая гибель
этого мастера не позволила осуществиться его человеческим и творческим планам.
Тем не менее практически все, им созданное на холсте, бумаге и в иных
материалах, его жена и дети сумели сохранить и перевезти в Москву, где во
второй половине 1990-х годов и в начале нового столетия одна за другой прошли
выставки, открывшие действительно нового, уникального во всех своих проявлениях
художника.
Эдуард
Путерброт был универсален: сценография, живопись, станковая графика, плакат,
малая пластика - все его интересовало и всюду он проявил себя как оригинальный
автор-экспериментатор. Сегодня трудно сказать, что в его творчестве
главенствовало - театр, живопись или бесконечные графические серии.
С театром
он практически не расставался начиная с 1975 года. Еврипид, Мольер, Гоголь, Горький,
Брехт и более близкие нам по времени Г.Цадаса, В.Шукшин, М.Кажлаев,
Р.Ибрагимбеков - таков диапазон его сценографических интересов. Отметим при
этом, что огромной театральной сценой художнику виделось все окружающее его с
детства пространство страны гор. Дагестан питал его творчество постоянно, и в
отрыве от этого фантастического многонационального мира художника невозможно
понять.
Путерброт
по существу опроверг известную формулу Киплинга - "Запад есть Запад,
Восток есть Восток, и с мест они не сойдут". У него Восток и Запад
передвигались и совмещались. Он был редкостным знатоком культуры и искусства
разноязыких народов Дагестана, но он также стремился видеть весь мир и жадно
интересовался современным искусством, часто приезжал в Москву и другие
художественные центры страны. К сожалению, познакомиться непосредственно с
современным искусством Запада в 1960-е и даже в 1980-е годы удавалось немногим.
Эдуард Путерброт жил в тяжкое, сонное и лицемерное время, и как мог
противостоял ему. Реальную возможность проявления внешней творческой свободы он
осуществил только в самом конце 1980-х - начале 1990-х годов. Однако судьба
распорядилась так, что полностью вкусить эту свободу он не успел. Что же
касается свободы внутренней, то она у него была всегда. Об этом свидетельствует
его искусство любых периодов.
"До
сих пор сомневаюсь, - писал он в 1979 году, - что я театральный художник, так
как станковая живопись кажется неким "святым делом", так как здесь я
один на один с холстом, а в театре я "борюсь" не только с самим
собой, но и со зрителем разного рода, и с конкретным театром, его режиссурой и
актерами. Иногда с кем-то из них вкупе против остальных. Но чувствую, что к
решению спектакля надо относиться, как к картине, в которой можно играть без
ущерба для картины и для игры".
Или, уже в
1985 году: "Театр заглатывает все глубже. Единственная радость, когда
притрагиваешься к хорошей драматургии вместе с хорошим думающим режиссером. А
так как это бывает редко, то приходится изворачиваться, чтобы остаться самим
собой".
А с другой
стороны, есть у него и такая запись: "Только в мастерской хорошо - не
устаю повторять этот припев моей жизни".
Эдуард
Путерброт был собирателем культуры. Почти в каждом письме к автору этих строк
он упоминает о планируемых им выставках (которые, кстати сказать, нужно было не
просто планировать, но еще и пробивать), о творчестве своих молодых коллег,
живущих в Махачкале, Нальчике, Грозном и других городах Северного Кавказа.
Грустно сознавать, что с его уходом художественная жизнь в той же Махачкале
если не прекратилась вовсе, то во всяком случае лишилась своей былой полноты и
интенсивности.
Путерброт
не хотел облегчать путь к пониманию своего творчества, но при этом он никогда
не впадал и в свойственные некоторым авторам усложненность и схоластику.
"Кодекс-путеводитель" (по мотивам сказок "1000 и одна
ночь"), "Проповеди", "Поучения",
"Каллиграфия" - во всех этих и других сериях и отдельных картинах он
был артистичен и предельно свободен. Его занимали музыкальные ритмы линий и
красок, игра знаков и символов, которые были соприродны богатству форм
дагестанского окружения. Поэтому странными выглядят попытки нагрузить его
искусство какими-то сверхъестественными особенностями и мистическими
свойствами. Например, один из современных толкователей его творчества пишет,
что художник "начиная с 90-х годов (и только? А что же все остальные
десятилетия? - В.М.) пытался воплотить в своих работах неведомое прежде людям
Земли; знания, полученные им необычайным образом. Путем трансакции настоящего и
будущего, реальности и виртуальности." И еще: "...Важным качеством
экспозиции является эмпатия, то есть заражение любого посетителя этой выставки
чувством сопричастности к огромному по своим океаническим масштабам пси-полю,
свидетельством наличия которого и является искусство Э.Путерброта".
Разумеется,
художник неповинен в подобной псевдонаучной экзальтации, "свидетельство
наличия" которой являет наше смутное время. Он бы улыбнулся на это своей
доброй и немного лукавой улыбкой и одарил бы нас очередной красочной серией
дагестанских чудес.