Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 70 2004

Галерея журнала "Наше наследие"

Галерея журнала "Наше наследие"

 

Вильям Мейланд

 

Наследие Эдуарда Путерброта

 

"Новый Путерброт" - так хотел назвать свою выставку дагестанский художник Эдуард Моисеевич Путерброт (1940-1993) в начале 1990-х годов. Увы, трагическая гибель этого мастера не позволила осуществиться его человеческим и творческим планам. Тем не менее практически все, им созданное на холсте, бумаге и в иных материалах, его жена и дети сумели сохранить и перевезти в Москву, где во второй половине 1990-х годов и в начале нового столетия одна за другой прошли выставки, открывшие действительно нового, уникального во всех своих проявлениях художника.

Эдуард Путерброт был универсален: сценография, живопись, станковая графика, плакат, малая пластика - все его интересовало и всюду он проявил себя как оригинальный автор-экспериментатор. Сегодня трудно сказать, что в его творчестве главенствовало - театр, живопись или бесконечные графические серии.

С театром он практически не расставался начиная с 1975 года. Еврипид, Мольер, Гоголь, Горький, Брехт и более близкие нам по времени Г.Цадаса, В.Шукшин, М.Кажлаев, Р.Ибрагимбеков - таков диапазон его сценографических интересов. Отметим при этом, что огромной театральной сценой художнику виделось все окружающее его с детства пространство страны гор. Дагестан питал его творчество постоянно, и в отрыве от этого фантастического многонационального мира художника невозможно понять.

Путерброт по существу опроверг известную формулу Киплинга - "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут". У него Восток и Запад передвигались и совмещались. Он был редкостным знатоком культуры и искусства разноязыких народов Дагестана, но он также стремился видеть весь мир и жадно интересовался современным искусством, часто приезжал в Москву и другие художественные центры страны. К сожалению, познакомиться непосредственно с современным искусством Запада в 1960-е и даже в 1980-е годы удавалось немногим. Эдуард Путерброт жил в тяжкое, сонное и лицемерное время, и как мог противостоял ему. Реальную возможность проявления внешней творческой свободы он осуществил только в самом конце 1980-х - начале 1990-х годов. Однако судьба распорядилась так, что полностью вкусить эту свободу он не успел. Что же касается свободы внутренней, то она у него была всегда. Об этом свидетельствует его искусство любых периодов.

"До сих пор сомневаюсь, - писал он в 1979 году, - что я театральный художник, так как станковая живопись кажется неким "святым делом", так как здесь я один на один с холстом, а в театре я "борюсь" не только с самим собой, но и со зрителем разного рода, и с конкретным театром, его режиссурой и актерами. Иногда с кем-то из них вкупе против остальных. Но чувствую, что к решению спектакля надо относиться, как к картине, в которой можно играть без ущерба для картины и для игры".

Или, уже в 1985 году: "Театр заглатывает все глубже. Единственная радость, когда притрагиваешься к хорошей драматургии вместе с хорошим думающим режиссером. А так как это бывает редко, то приходится изворачиваться, чтобы остаться самим собой".

А с другой стороны, есть у него и такая запись: "Только в мастерской хорошо - не устаю повторять этот припев моей жизни".

Эдуард Путерброт был собирателем культуры. Почти в каждом письме к автору этих строк он упоминает о планируемых им выставках (которые, кстати сказать, нужно было не просто планировать, но еще и пробивать), о творчестве своих молодых коллег, живущих в Махачкале, Нальчике, Грозном и других городах Северного Кавказа. Грустно сознавать, что с его уходом художественная жизнь в той же Махачкале если не прекратилась вовсе, то во всяком случае лишилась своей былой полноты и интенсивности.

Путерброт не хотел облегчать путь к пониманию своего творчества, но при этом он никогда не впадал и в свойственные некоторым авторам усложненность и схоластику. "Кодекс-путеводитель" (по мотивам сказок "1000 и одна ночь"), "Проповеди", "Поучения", "Каллиграфия" - во всех этих и других сериях и отдельных картинах он был артистичен и предельно свободен. Его занимали музыкальные ритмы линий и красок, игра знаков и символов, которые были соприродны богатству форм дагестанского окружения. Поэтому странными выглядят попытки нагрузить его искусство какими-то сверхъестественными особенностями и мистическими свойствами. Например, один из современных толкователей его творчества пишет, что художник "начиная с 90-х годов (и только? А что же все остальные десятилетия? - В.М.) пытался воплотить в своих работах неведомое прежде людям Земли; знания, полученные им необычайным образом. Путем трансакции настоящего и будущего, реальности и виртуальности." И еще: "...Важным качеством экспозиции является эмпатия, то есть заражение любого посетителя этой выставки чувством сопричастности к огромному по своим океаническим масштабам пси-полю, свидетельством наличия которого и является искусство Э.Путерброта".

Разумеется, художник неповинен в подобной псевдонаучной экзальтации, "свидетельство наличия" которой являет наше смутное время. Он бы улыбнулся на это своей доброй и немного лукавой улыбкой и одарил бы нас очередной красочной серией дагестанских чудес.

Композиция. 1989. Смешанная техника

Композиция. 1989. Смешанная техника

Проповедь №35. 1991. Смешанная техника

Проповедь №35. 1991. Смешанная техника

Композиция. 1991. Картон, масло

Композиция. 1991. Картон, масло

Композиция. 1989. Холст, масло

Композиция. 1989. Холст, масло

Композиция. 1993. Холст, масло

Композиция. 1993. Холст, масло

Композиция. 1989. Смешанная техника

Композиция. 1989. Смешанная техника

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru