Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 70 2004

Фотоработы начала XX в. Сергея Михайловича Прокудина-Горского

Зримый образ России

Зримый образ России

 

В Москве в Совете Федерации РФ прошла выставка выдающегося мастера фотографии начала XX века Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863-1944). Выставка была подготовлена Российской государственной библиотекой и Библиотекой Конгресса США при участии американского посольства в России. Активное содействие организации выставки оказала Ассоциация развития информационных технологий в образовании "Интернет-Социум" и Научно-реставрационный центр "Реставратор-М".

Открывая выставку, Председатель Совета Федерации С.М.Миронов сказал: "С.М.Прокудин-Горский запечатлел Россию в ярких красках, запечатлел такой, какой она была около ста лет назад, с ее городами и весями, храмами и архитектурными сооружениями. В его работах отразилась жизнь многочисленных народов тогдашней Российской империи.

Творческое наследие мастера трудно переоценить. Наше воображение поражает то, что фотограф одним из первых в мире применил технологию создания цветного изображения.

Сегодня, благодаря усилиям энтузиастов, в том числе и из Российской государственной библиотеки, к нам возвращается имя нашего замечательного соотечественника, а современные цифровые технологии позволили увидеть его работы во всем их многоцветии.

Хочется надеяться, что вслед за Москвой выставки С.М.Прокудина-Горского пройдут и в других регионах нашей страны, даря радость общения с историческими уголками России".

Работы по исследованию и воссозданию коллекции в России ведут специалисты Центра цифровых технологий в реставрации при РАН и Научно-реставрационного центра "Реставратор-М".

 

Б.Егоров

 

Цветные фотоработы Сергея Михайловича Прокудина-Горского не только одними из первых открыли нам мир цветной фотографии, они запечатлели жизнь огромной Российской империи в годы, непосредственно предшествовавшие Первой мировой войне.

Прокудин-Горский родился в 1863 г. в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян, чьи корни уходят в XIV век. Его определили учиться в престижный Александровский лицей, по окончании которого он поступил в Санкт-Петербургский технологический институт.

Завершив учебу в институте в 1889 г., Прокудин-Горский уезжает в Германию, а затем во Францию, где он стажируется и одновременно работает в химических лабораториях. В 1898 г. Прокудин-Горский опубликовал две работы о технике черно-белой фотографии, а в 1900 г. на выставке в Париже под эгидой Русского Технического общества были экспонированы его черно-белые фотографии.

Будучи известным химиком, он приобрел одновременно репутацию искусного фотографа. Прокудин-Горский начал ездить со своей камерой в самые отдаленные места Российской империи, вплоть до ее дальневосточных границ. Вскоре после начала русско-японской войны, в феврале 1904 г., он отправился по Транссибирской железнодорожной магистрали в район боевых действий в Маньчжурии.

К 1907 г. у него созрел грандиозный план осуществления фотографического обзора Российской империи, с использованием разработанных им новаторских идей в области техники цвета. Для показа широкой публике своих цветных фотографий он сконструировал специальный проектор. В 1908 г. в Петербурге он провел первые публичные демонстрации цветных слайдов. В мае этого же года он получает разрешение фотографировать Льва Толстого в Ясной Поляне по случаю 80-летия великого писателя.

Растущая известность Прокудина-Горского привлекла к нему внимание императорской семьи. В начале 1909 г. его приглашают продемонстрировать свое искусство Николаю II. Успех при царском дворе превзошел все ожидания и помог фотографу преодолеть финансовые трудности и бюрократические препоны, связанные с осуществлением его плана по составлению фотографического обзора империи.

Прокудину-Горскому поручалось запечатлеть развитие транспорта в Российской империи. По договору с Министерством путей сообщения фотографу предоставлялось право свободного передвижения, необходимого для выполнения столь грандиозной задачи. Наряду с возможностью использования железнодорожного и водного транспортов в распоряжение Прокудина-Горского предоставлялся специально оборудованный вагон для размещения его лаборатории и фотооборудования.

Летом 1909 г. Прокудин-Горский проплыл по Мариинской водной системе, связывающей бассейны Волги и Невы, а также посетил промышленные районы Урала. В последующие три года его маршруты пролегли через Кавказ и Среднюю Азию. Всего мастер объехал 20 регионов России и сделал свыше 3500 фотографий.

Наступившее вскоре резкое ухудшение экономической и политической обстановки в России не позволило осуществиться оптимистическим планам Прокудина-Горского, который считал цветную фотографию делом коммерчески выгодным и перспективным для дальнейшего развития науки. Но даже Октябрьская революция и последовавший за ней хаос не помешали фотографу устраивать в 1918 г. публичные лекции и демонстрацию цветных слайдов. Однако в конце 1918 г. он вместе с семьей уезжает из России, каким-то образом сумев вывести с собой большую часть из сделанных им негативов.

Живя в Ницце, Прокудин-Горский постоянно устраивал для русской эмигрантской общины демонстрацию слайдов, "для того, - говорил он, - чтобы юное поколение русских, оказавшихся в эмиграции и уже получающих образование в иностранных школах, всегда помнило о своем наследии". Он надеялся, что его фотоработы явятся историческим документом, рассказывающим о том, какой была его родина в действительности.

После смерти Прокудина-Горского в 1944 г. в Париже его коллекция оставалась у двух его сыновей и дочери до 1948 г., а затем была куплена Библиотекой Конгресса США с помощью Американского совета ученых обществ. В 1986 г. в Библиотеке Конгресса открылась выставка фотографий, сделанных с негативов Прокудина-Горского. Впервые его работа была представлена в таком объеме. Выставка с большим успехом проехала по США.

Прокудинские фотографии отличаются прежде всего своей внешней красотой и обилием деталей. Они демонстрируют величественные пейзажи с удивительной четкостью изображения. Когда видишь на его фотографиях памятники Древней Руси, архитектуру Самарканда или Бухары, осознаешь поистине историческое значение его технических достижений в области фотоискусства. Поражает умение мастера запечатлеть миг внезапного вторжения грубого индустриального начала в кажущийся таким тихим и спокойным русский пейзаж. Всего через несколько лет люди, чинно позировавшие перед фотокамерой Прокудина-Горского, познают все ужасы войны и революции и сами изменятся под влиянием этих событий.

 

У.-К.Брумфилд (США)

Перевод с английского Б.Егорова

С.М.Прокудин-Горский

С.М.Прокудин-Горский

Граф Лев Николаевич Толстой. 1908

Граф Лев Николаевич Толстой. 1908

Никольский собор. Можайск

Никольский собор. Можайск

За пряжей. В деревне Изведово

За пряжей. В деревне Изведово

Мастеровой А.П.Калганов с сыном и внучкой, работниками мастерских Златоустовского завода

Мастеровой А.П.Калганов с сыном и внучкой, работниками мастерских Златоустовского завода

Вид на Тобольск с колокольни Преображенской церкви

Вид на Тобольск с колокольни Преображенской церкви

Белгород

Белгород

Церковь Иоанна Предтечи на Малышевой горе. Старая Ладога

Церковь Иоанна Предтечи на Малышевой горе. Старая Ладога

Дмитриевский собор. Владимир

Дмитриевский собор. Владимир

На реке Оредеж близ станции Сиверская. Санкт-Петербургская губерния

На реке Оредеж близ станции Сиверская. Санкт-Петербургская губерния

На Байкальском руднике близ реки Сатки

На Байкальском руднике близ реки Сатки

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь

Шадринск

Шадринск

Церковь Воскресения на дебрях. Кострома

Церковь Воскресения на дебрях. Кострома

Угловая башня Троицкого собора в Соловецком монастыре

Угловая башня Троицкого собора в Соловецком монастыре

Летнее помещение биржи. Пермь

Летнее помещение биржи. Пермь

Владикавказ

Владикавказ

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru