Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 69 2004

Татьяна Долгодрова

 

"Луг духовный", ставший гербарием

 

В западноевропейском средневековом искусстве мы можем ощутить все очарование растений, изображенных на картинах, миниатюрах и в рукописях, на тканях и гобеленах, где передавались молодость, рост и старение деревьев, садовых и полевых цветов, а чаще стилизованной или даже фантастической флоры. Кроме конкретной пользы - этим злакам и цветам приписывалось еще и символическое значение. Так, цветы, культивируемые в саду короля Франции Карла Великого (742-814), называемого Шарлеманем, - специфичны: это лилии и розы. Их предпочитали в первую очередь по религиозным соображениям - белая лилия символизировала девственную чистоту Девы Марии, а красная роза - кровь христианских мучеников.

Именно средневековый культ Богородицы создал "Сад Марии" с произраставшими там символическими цветами. Более двенадцати их видов были посвящены ей, и среди них бархатцы, фиалки и маргаритки. Иконография средневековой живописи часто ассоциирует ее имя с розами, - бутон этого цветка иногда изображался в райском саду. "Мария - роза белая в своей непорочности, а красная - в своем милосердии". Роза, наверное, самый распространенный, главный и самый ценный средневековый цветок - кроме ассоциаций с Богородицей и символа мученичества, она ассоциировалась с самим Спасителем, поскольку красная роза - символ его смерти.

Но выращивание в саду этих растений было еще и полезным - луковицы лилии использовались в тогдашней кулинарии; лепестки розы - не только для благоухания, но и как элементарное слабительное.

О многомерности средневековой жизни, о том, что "луг духовный" мог становиться еще и чисто биологическим гербарием, свидетельствуют книги этого времени: "Травники" или "Гербарии", иначе - книги, раскрывающие лекарственные свойства тех или иных растений, настоев из них или, как тогда их называли, "элексиров жизни". Подобные своды появились в Западной Европе еще до возникновения книгопечатания, в рукописной книге. Позже, уже в эпоху Гутенберга, они трансформировались в роскошные ботанические атласы, самому старому из которых уже более пяти веков.

В России самое крупное книгохранилище такого рода литературы, созданное по указу Петра I, находится в Петербурге, в Государственной библиотеке Ботанического сада на Аптекарском острове. Коллекция книг по ботанике, подаренная первым российским императором, и стала основой этой великолепной библиотеки. Но даже ее собрание, поражающее воображение обилием иллюстраций с тончайшим изображением растений и цветов, раскрашенных акварелью или темперой, уступает по редкости экземплярам "Травников" Отдела редких книг Российской государственной библиотеки.

В РГБ представлены самые первые издания "Травников" XV века, появление которых заложило основу печатания этого типа книг, поэтому по ним можно проследить генезис такого рода изданий. Происходят наши книги, в основном, из так называемых перемещенных культурных ценностей, поступивших в библиотеку из Германии в 1945-1946 годах1. В частности, в РГБ поступили книги из Берлинской Академии естественных наук, и среди них восемнадцать уникальных инкунабул XV века.

Первый печатный "Травник" - "Гербарий", издан на голландском языке в немецком городе Любек печатником Бартоломеусом Готаном в 1483 году, по-видимому, в крайне незначительном количестве экземпляров. Единственный известный, хранящийся ныне в РГБ, происходит из библиотеки города Дассау. В этом издании иллюстрации не были предусмотрены.

В том же году Бартоломеус Готан, врач по образованию, выпускает на немецком языке "Promptuarium medicinae" ("Медицинский справочник"), по существу тоже "Гербарий", где лишь названия растений даны на латыни, текст же на немецком языке. В РГБ есть экземпляр этого замечательного издания - из собрания В.А.Десницкого, известного литературоведа и библиофила (собрание его книг, насчитывающее десять тысяч экземпляров, среди которых много раритетов и уникумов, - известных в мире в единственном экземпляре, было приобретено РГБ в 1963 году). Особую ценность экземпляру из РГБ придает авторская правка - рукописные исправления автора и издателя Бартоломеуса Готана, учтенные затем при издании всего тиража. Зная то, что "Promptuarium medicinae" оказал влияние на появление и последующую традицию издания "Травников" в Германии, а затем и в других странах, экземпляр этот приобретает чрезвычайную важность.

В 1484 году печатник Петер Шеффер в Майнце издает "Гербарий", который повлек за собой ряд подражаний. Так, в Пассау печатником Иоганном Петри в 1485 году был издан "Гербарий" на латыни, а в следующем году "Гербарий" этот был выпущен вторым изданием. В том же 1484 году в Нидерландах было напечатано еще два "Гербария": один на голландском языке с синонимами на латыни - издан в Киеленбурге Иоганном Вельденером, второй, когда в этом же году Вельденер переезжает в Лувен. Там он переиздает "Травник", но уже с латинским текстом и синонимами на голландском языке. Позже этот латинский "Гербарий" был переиздан Вельденером в Лувене два раза.

Итак, первым "Гербарием" с иллюстрациями, несмотря на упомянутые подражания, считается изданный в Майнце Петером Шеффером в 1484 году. Таким образом, печатный "Травник" был разработан Бартоломеусом Готаном, а Петер Шеффер только добавил к тексту иллюстрации - тем самым превратив научное издание Готана (а он работал над созданием именно научного издания) в доступное и интересное для широкого читателя. Он содержал 150 ксилографических иллюстраций, повторенных затем в первом немецком издании "Малого сада здоровья" ("Hortus sanitatis"), отпечатанном тем же Петером Шеффером в Майнце в следующем 1485 году. Эта книга, очень важная для истории естественных наук, выходит в XV веке под разными названиями. На латыни - "Hortus sanitatis" или "Ortus sanitatis", "Gart der Gesundheit" - по-немецки, "Jardin du Sante" - в переводе на французский. "Hortus sanitatis" содержал уже 379 гравюр на дереве с изображениями лекарственных растений. "Малый сад здоровья" пользовался таким успехом, что был переиздан в XV веке одиннадцать раз. Он явился продолжением рукописной и печатной традиции "Гербариев".

В 1491 году в Майнце Якобом Мейденбахом - помощником Петера Шеффера, была выпущена книга "Ortus sanitatis", получившая название "Большой сад здоровья". Автором текста был Johann Wonnecke de Caub, называемый Иоганн фон Куба (Cuba), известнейший врач Франкфурта-на-Майне. В предисловии говорится, что фон Куба "...побывал в Греции и на Востоке, чтобы изучить естественную историю и, в частности, ботанику вместе с другим талантливым художником, делавшим забавные рисунки с натуры". Может быть, увлечение подобными изданиями являлось вообще веянием времени, так как была уже широко известна книга тех лет "Путешествие в Святую землю", пользовавшаяся огромным успехом, где описывалось недавнее (1486 год) путешествие в Палестину канцлера Бернхарда фон Брейденбаха из Майнца и художника Эрхарда Ройвиха, делавшего зарисовки с натуры. Иоганн фон Куба в своем компилятивном сочинении широко пользовался медицинскими и естественнонаучными трудами древности - арабов, Платериуса, Альберта Великого и Винсента де Бовэ. Это описания не только растений, которые были классифицированы в своего рода народную энциклопедию, но также деревьев, животных, драгоценных камней, проиллюстрированные множеством гравюр на дереве, наивных и очаровательных. Гравюры "Большого сада здоровья" приписываются анонимному немецкому мастеру, подписывающемуся монограммой "E.S.". В целом же принцип иллюстрирования "Большого сада здоровья" 1491 года заимствован из рукописных травников. Иллюстрации его близки к первым перьевым рисункам рукописи из Берлинской городской библиотеки - "Herbarius". "Большой сад здоровья" - эта средневековая естественнонаучная энциклопедия, содержащая, в отличие от "Малого сада здоровья", расширенные главы о целебных свойствах растений и деревьев, камней и минералов, рыб, животных и т.п., всего в нем было 1073 гравюры на дереве. Кроме 530-ти изображений растений, он имеет 464 гравюры животных, 106 - рыб, 144 - минерала. В последующих же изданиях количество гравюр иногда уменьшалось, так 4-е издание "Большого сада здоровья" 1497 года, выпущенное в Страсбурге Иоганном Пруссом, имело уже 1064 гравюры, но зато в нем впервые появилась гравюра с анатомическим изображением человеческого скелета, затем непременно присутствующая в последующих изданиях "Травников".

В то время как "Hortus sanitatis" множится в Германии, во Франции около 1490 года публикуется свой "Arbolayre" ("Травник") и около 1500 года - "Grant Herbier" ("Большой травник") на французском языке, компиляция, сделанная в XIV веке из трудов арабской медицинской школы и салернской школы врачей.

В XVII-XVIII веках "Травники" превратились в великолепные ботанические атласы, изданные в формате in-folio с большими гравюрами в лист. Как правило, это были гравюры на меди, изображения растений в них отличаются скрупулезным натурализмом, сами травы и цветы даны в увеличенном масштабе. Раскрашенные акварелью, они производят неизгладимое впечатление.

Собрание немецких и нидерландских печатных "Травников" и "Садов здоровья" XV века, представленное в собрании РГБ почти с исчерпывающей полнотой и содержащее уникальные, иногда не вошедшие в библиографии издания, а также ботанические атласы XVII-XVIII веков являются ценнейшим источником для изучения генезиса этого типа изданий. Кроме того, книги эти содержат множество иллюстраций, выполненных в технике ксилографии - гравюры на дереве, занимающих особое место в истории западноевропейской книжной гравюры, поскольку они явились первыми гравюрами, сделанными с натуры.

 

Ботанические атласы XVI–XVIII веков. РГБ

Ботанические атласы XVI–XVIII веков. РГБ

Иоганн Дитрих. Иконография растений. Издатель Иероним Лентцен. Регенсбург. 1737. Гравюры на меди, раскрашенные акварелью. Граверы Бартоломеус Тойтер, Иоганн Элия Ридингер, Иоганн Якоб Хайд. РГБ

Иоганн Дитрих. Иконография растений. Издатель Иероним Лентцен. Регенсбург. 1737. Гравюры на меди, раскрашенные акварелью. Граверы Бартоломеус Тойтер, Иоганн Элия Ридингер, Иоганн Якоб Хайд. РГБ

Гербарий. Издатель Петер Шёффер. Майнц. 1484. Рукописная рамка на первом листе. Темпера. РГБ

Гербарий. Издатель Петер Шёффер. Майнц. 1484. Рукописная рамка на первом листе. Темпера. РГБ

Иоганн Дитрих. Иконография растений. Издатель Иероним Лентцен. Регенсбург. 1737. Гравюра на меди, раскрашенная акварелью. Граверы Бартоломеус Тойтер, Иоганн Элия Ридингер, Иоганн Якоб Хайд. РГБ

Иоганн Дитрих. Иконография растений. Издатель Иероним Лентцен. Регенсбург. 1737. Гравюра на меди, раскрашенная акварелью. Граверы Бартоломеус Тойтер, Иоганн Элия Ридингер, Иоганн Якоб Хайд. РГБ

Иоганн Дитрих. Иконография растений. Издатель Иероним Лентцен. Регенсбург. 1737. Гравюра на меди, раскрашенная акварелью. Граверы Бартоломеус Тойтер, Иоганн Элия Ридингер, Иоганн Якоб Хайд. РГБ

Иоганн Дитрих. Иконография растений. Издатель Иероним Лентцен. Регенсбург. 1737. Гравюра на меди, раскрашенная акварелью. Граверы Бартоломеус Тойтер, Иоганн Элия Ридингер, Иоганн Якоб Хайд. РГБ

Иоганн Дитрих. Иконография растений. Издатель Иероним Лентцен. Регенсбург. 1737. Гравюра на меди, раскрашенная акварелью. Граверы Бартоломеус Тойтер, Иоганн Элия Ридингер, Иоганн Якоб Хайд. РГБ

Иоганн Дитрих. Иконография растений. Издатель Иероним Лентцен. Регенсбург. 1737. Гравюра на меди, раскрашенная акварелью. Граверы Бартоломеус Тойтер, Иоганн Элия Ридингер, Иоганн Якоб Хайд. РГБ

Иоганн Дитрих. Иконография растений. Издатель Иероним Лентцен. Регенсбург. 1737. Гравюра на меди, раскрашенная акварелью. Граверы Бартоломеус Тойтер, Иоганн Элия Ридингер, Иоганн Якоб Хайд. РГБ

Иоганн Дитрих. Иконография растений. Издатель Иероним Лентцен. Регенсбург. 1737. Гравюра на меди, раскрашенная акварелью. Граверы Бартоломеус Тойтер, Иоганн Элия Ридингер, Иоганн Якоб Хайд. РГБ

Малый сад здоровья. Издатель Петер Шёффер. Майнц. 1485. Гравюры на дереве, раскрашенные акварелью. Мастер неизвестен. РГБ

Малый сад здоровья. Издатель Петер Шёффер. Майнц. 1485. Гравюры на дереве, раскрашенные акварелью. Мастер неизвестен. РГБ

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru