Дмитрий
Швидковский, Екатерина Шорбан
Современность
минувшего
Архитектурная
фотография Наталии Потаповой
В
современной художественной фотографии архитектура все еще не занимает
положенного ей места, такого как, например, архитектурный пейзаж в графике
последних столетий. Этому препятствует отнюдь не недостаток желающих
запечатлеть на пленке, фотобумаге или дискете цифровой камеры исторические
здания. Скорее напротив, обилие туристических снимков практически в каждой
семье, ставшее неотъемлемой частью современного быта, как бы стирает грань
между искусством и повседневностью в создании фотографических образов
памятников зодчества.
Поэтому и
необходимо верное чувство композиции, тонкое ощущение ритмов, выраженных в
окружающей среде, и, прежде всего, подлинная любовь к той дошедшей до нас части
прошлого, которое предстает в видоискателе твоей камеры, для того, чтобы
возникший образ исторических памятников поднялся над привычной фиксацией
каждодневных впечатлений, приобрел высокие эстетические качества, превращающие
снимки в произведения искусства. Именно эти свойства, как кажется, и отличают
фотографические работы Наталии Потаповой, которые были представлены на ее
выставке "Россия, Русь! Храни себя, храни!" в галерее журнала
"Наше наследие".
Для
искусствоведа, тем более одного из ведущих специалистов по охране культурного
наследия в России; для известного педагога, руководящего подготовкой
специалистов в области охраны памятников в Российской академии живописи, ваяния
и зодчества, - фотография играет особую роль. Это и насущно необходимый рабочий
инструмент, требующий совершенной точности для фиксации состояния памятников, и
в то же время способ передать свое отношение к постройкам прежних эпох,
рождаемое ими настроение. И даже, как представляется, свое видение их будущего,
возможности консервации или восстановления. Произведения фотоискусства Наталии
Потаповой, таким образом, представляют несомненный историко-архитектурный
интерес и в то же время обладают значительным творческим качеством.
Сегодня
архитектурное фотографирование отчетливо отделилось от технических надобностей
профессии и вошло как существенная часть в художественную составляющую работы
архитекторов, реставраторов и историков зодчества. Техника съемки, аппаратура,
ее возможности развиваются стремительно, и это освобождает профессионала для
использования своих творческих навыков, выдвигает иные внутренние потребности и
критерии оценки этой деятельности, заставляет уделять пристальное внимание
настроению и композиции, цветовым сочетаниям и рождающимся в фотографиях
оттенках смысла.
Наталия
Потапова хорошо известна как человек, посвятивший свою жизнь сохранению
истинного характера московской архитектуры. В ходе своей многолетней работы в
Главном управлении охраны памятников Москвы она великолепно изучила наш древний
город, все его части: и прославленные ансамбли, и забытые всеми уютные уголки,
где еще остается дух старой Москвы. И не только их - буквально каждый дом, с
его прошлым, владельцами, строителями, жильцами. Однако ее взгляд это не просто
взгляд историка, фиксирующего невозвратно ушедшее. Напротив, она видит в
наследии "современность прошлого" и стремится, чтобы все, что
возможно сохранить в сегодняшних, исключительно нелегких условиях, было
спасено, обрело подобающий статус и достойный облик и, в конечном счете, смогло
бы войти в память будущих поколений.
Творческая
работа Наталии Потаповой давно перешагнула рамки Москвы. Она хорошо известна
специалистам по охране исторического наследия во многих странах мира, активно
принимает участие в деятельности Международного совета по охране памятников и
достопримечательных мест (ИКОМОС), добиваясь, чтобы выдающиеся постройки
столицы России вошли в состав Всемирного наследия, признанного ЮНЕСКО, как
достояние всего человечества.
Фотографии
Наталии Потаповой показывают широкую картину исторического наследия России. Ее
произведения - результат многочисленных путешествий по всей стране. Выставка в
"Нашем наследии" выдержана как бы в жанре путевых заметок. Перед
зрителем предстают Кижи, поднявшиеся над низкой зеленью; или купола церкви в
Больших Вяземах, возведенной по повелению Бориса Годунова в его подмосковной
вотчине; или купеческий дом с фонарем на кованой фигурной консоли, как всегда в
русском классицизме, покрашенный желтоватою краскою и с белыми колоннами;
многоярусные полубарочные-полуклассицистические церкви, гордо поднявшие свои
филигранные барабаны и купола над старинными губернскими городами, или изящные
геометрические формы храма в Введенском под Москвой, выдающие почерк
великолепного зодчего конца XVIII столетия Николая Александровича Львова, или
торговые ряды в Костроме с их длинными рядами сочных и "крепко
сбитых" колоннад с массивной колокольней в глубине перспективы, как будто
сошедшие с рисунков Лукомского, или увлекательно-игривые, чрезмерно украшенные,
декоративные и симпатичные особняки волжских купцов начала ХХ века, или
архитектурные пейзажи сурового Валаама, с храмами, поднявшимися монументальными
белыми свечами над скалами и соснами островов Ладоги, или узорочье красного
кирпича построек Шамординского монастыря, основанного и столь любимого святым
Амвросием Оптинским. Особым чувством проникнуты изображения тех зданий, в
спасении которых автору привелось принять самое деятельное участие - уютные
станции Московской окружной железной дороги, с их тонкими чугунными колонками и
витыми решетками, чудом сохраненные усилиями специалистов по архитектурному
наследию, или совсем еще непривычные памятники: изысканные постройки ХХ века,
исполненные в духе подлинной античности такими тонкими художниками зодчества и
первоклассными знатоками его истории уже в советское время, такие, как
знаменитые шлюзы канала им. Москвы, может быть, ярче, чем многие другие, более
известные сооружения, передающие дух той эпохи и характер ее архитектуры.
Тем, что
было представлено в "Нашем наследии", конечно, не исчерпывается
творчество Наталии Потаповой. Даже если говорить только об архитектурных
фотографиях, то и они уже составляют обширный и цельный художественный архив,
выражающий и личность автора, и ее взгляды на историческое наследие. Он,
безусловно, заслуживает сохранения и популяризации, поскольку в нем заключен
значительный, не только фиксационный, но и
воспитательный потенциал. Видя фотографические произведения, посвященные
архитектурным памятникам, столь разнообразным по своему стилю, типу,
назначению, характеру, степени сохранности, зритель неизбежно существенно
расширяет свои представления об историческом наследии, еще существующем в
России. Он может, благодаря этим работам Наталии Потаповой, понять ценность
того, что нас окружает в быстротекущей повседневности, и ощутить потребность
"остановить время", чтобы в сохраненных произведениях старинного
отечественного зодчества оно запечатлело бы навсегда чувства и мысли наших
предков, да и наши с вами тоже.
Выставка
Наталии Потаповой в "Нашем наследии" отличалась подчеркнуто личным,
эмоциональным и в то же время "говорящим" характером. Она показала
подлинную картину все еще сохранившегося богатства памятников российского
прошлого. Представленные ею образы российского зодчества стали обращенным ко
всем нам призывом знать и любить его по-настоящему, делать все что возможно для
спасения его еще сохранившихся зримых свидетельств, относиться к нему с тем же
искренним чувством, как автор фотографий, составивших эту примечательную
экспозицию.