Г.И.Вздорнов
Василий Алексеевич Пушкарев
15 мая 2002 года в Москве на 87-м году жизни скончался выдающийся музейный деятель
Василий Алексеевич Пушкарев. Его имя связано прежде
всего с Государственным Русским музеем, где он в течение двадцати шести лет занимал
должность директора. Подобно многим другим Василий Алексеевич учился в
Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина и Академии
художеств, а затем в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС.
Должность директора национального музея предполагала его непременное членство в
Коммунистической партии, и В.А.Пушкарев расстался с партбилетом лишь на пороге
1990-х годов. Но официальное лицо В.А.Пушкарева — лишь видимость его настоящей
натуры. Слишком часто его деятельность шла вразрез с указании
партии и особенно раздражала ленинградский обком в мрачные времена всесильного
первого секретаря и члена Политбюро ЦК КПСС Г.В.Романова, распоряжавшегося
ленинградскими музеями как своей личной собственностью. Власти
предержащие вытолкали в конце концов В.А.Пушкарева из
Ленинграда, и последнюю четверть истекшего века он прожил в Москве.
Назначенный в 1951 году управлять одним из трех
колоссальных музеев Российской Федерации, В.А.Пушкарев проявил себя на редкость
умным, деятельным и дальновидным музейным работником. Понимая, что дооктябрьский
период русской истории и официальное советское искусство не исчерпывают всего
многообразия отечественной художественной культуры,
В.А.Пушкарев активно взялся формировать в музее новые коллекции. В короткий срок
Русский музей обогатился сотнями произведений «левых» художников от начала XX века до первых шестидесятников и иных представителей
«другого» искусства. Крохотными дозами проникая в
экспозиции, картины, рисунки и скульптуры этих мастеров долгие годы складировались
в запасниках, и немногие были в то время допущены лицезреть бесценные сокровища,
приобретаемые В.А.Пушкаревым. Слухи о них волновали художественную
общественность двух столиц и еще больше разжигали подозрительность и
недоброжелательство к В.А.Пушкареву официальной власти: политической,
министерской и академической. Я был одним из первых, кому было разрешено
ознакомиться с новыми коллекциями Русского музея и шок от
увиденного остался у меня на всю жизнь. Гончарова, Ларионов, Экстер, Попова, Малевич, Татлин,
Филонов — десятки чудесных вещей, практически никогда за годы советской власти не выставлявшиеся в залах музея.
Но В.А.Пушкареву принадлежит еще одна плодотворная
идея пополнения музея — произведениями древнерусской живописи и народного
искусства. По его инициативе десятки экспедиций были
отправлены в Карелию, Ленинградскую, Псковскую, Архангельскую и Вологодскую
области, откуда были вывезены тысячи новых экспонатов и созданы принципиально
новые коллекции, из которых всероссийскую известность получили «северные
письма».
Василий Алексеевич и преданные ему сотрудники Русского
музея задумали и осуществили масштабные выставки, эхо которых дает о себе знать
и в наши дни: «Русский советский натюрморт» (1969), «Живопись древнего Новгорода
и его земель» (1972), «Портрет в русской живописи конца XIX — начала XX веков (1974), персональные
ретроспективные выставки К.С.Петрова-Водкина (1966), К.А.Сомова (1969) и многих других художников прошлого и
настоящего. Русский музей стал подлинно творческой лабораторией, поскольку
именно новые выставки определяли решения о реэкспозиции
музея в целом.
С переездом в Москву в 1977 году В.А.Пушкарев
возглавил Центральный Дом художника в незадолго перед этим отстроенном новом здании на Крымской набережной.
Его живой интерес к современной художественной жизни, к известным и молодым
художникам, к выставочной деятельности превратил казенное учреждение в
полнокровный центр общения художников и публики. Одновременно с этим он
загорелся мыслью создать в Москве Музей современного искусства. Д.С.Лихачев
привлек Василия Алексеевича в Президиум Советского Фонда культуры, и он, со свойственными ему энтузиазмом и дотошностью стал собирать
произведения современных художников для создания при Фонде такого музея. Эта
коллекция почти из 700 работ до сих пор пылится в «запаснике» на Гоголевском
бульваре. Жаль, потому что собрана она специалистом уникальным и несет на себе
явственную печать второй половины XX века и
индивидуальности компетентного собирателя-искусствоведа. До конца жизни Василий
Алексеевич был постоянным участником вернисажей, и за последние десять лет
посетил, например, большинство из 150 художественных выставок, прошедших в зале
журнала «Наше наследие». Его выступления на наших вернисажах были всегда
яркими, умными и глубокими.
И сам Василий Алексеевич организовал в «Нашем
наследии» две примечательные выставки — графики ученицы Филонова
Ю.Араповой и акварелей на библейские темы известного
художника XIX века К.Лебедева.
Василий Алексеевич был преданным другом «Нашего
наследия», напечатал здесь воспоминания, в частности о своих поездках в Париж,
откуда им было возвращено в Россию множество художественных произведений,
оказавшихся или созданных в Русском Зарубежье. Воспоминания Пушкарева — драгоценные
свидетельства активного участника и очевидца российской художественной
жизни второй половины XX столетия. И
лучшим памятником Василию Алексеевичу Пушкареву будет публикация его книги.