Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 59-60 2001

Наталья Михайлова

 

Альбом Мариных1

 

Я не люблю альбомов модных:

Их ослепительная смесь

Аспазий наших благородных

Провозглашает только спесь.

Альбом красавицы уездной,

Альбом домашний и простой,

Милей болтливостью любезной

И безыскусной простотой.

 

А.С.Пушкин

 

Альбом Мариных, который нам любезно предоставил для публикации его владелец, — «домашний и простой». Под красным марокеновым переплетом с золотым тиснением — пожелтевшие листки с золотым стершимся обрезом, хранящие давно ушедшую жизнь большого семейства, известного в истории России.

Род Мариных восходит к Павлу Гедруанту из княжества Сан-Марино — он перешел на руcскую службу в начале XVI века при отце Ивана Грозного великом князе Василии III. Его потомки Марины с честью служили в русской армии. Среди них — полковник Никифор Михайлович Марин (1736–1811) и его сыновья: полковник Сергей Никифорович (1776–1813), полковник Евгений Никифорович (1778–1843), генерал-лейтенант Аполлон Никифорович (1789–1873) — они были участниками военных кампаний 1805–1807, 1812–1814 годов, сражений при Аустерлице, Фридланде, «битвы народов» при Лейпциге, Бородинского сражения, кавалерами многих боевых орденов и наград. Младший их брат Николай Никифорович (1792–после 1843) не участвовал в войне 1812 года — будучи еще молодым, по болезни ушел в отставку2.

Марины вошли и в историю русской литературы. С.Н.Марин — автор од, гимнов, дружеских посланий, песен, эпитафий, эпиграмм, сатирических стихотворений, переводчик трагедии Вольтера «Меропа». Трагедия в его переводе с успехом была поставлена на петербургской сцене в 1811 году; главную роль исполняла прославленная Екатерина Семенова. С.Н.Марин был знаком с Н.И.Гнедичем, И.А.Крыловым, Г.Р.Державиным, В.А.Озеровым, И.И.Дмитриевым, К.Н.Батюшковым, П.А.Вяземским, Д.В.Давыдовым. Его стихи пользовались большой известностью, барышни переписывали их в альбомы, его песни перепечатывались в песенниках до начала XX века. Стихотворения С.Н.Марина отозвались в ранней лирике Д.В.Давыдова. Его имя названо в «Послании В.Л.Пушкину» А.С.Пушкина. А.Н. и Н.Н. Марины были знакомы с Пушкиным. «В 1820 году в мае месяце собрал я шестерку лошадей и в матушкиной карете с братом Николаем Никифоровичем отправился на Кавказ, — писал в своих мемуарах Аполлон Никифорович. — В Петров день 29 июня мы благополучно прибыли на Кавказ в Константиногорск, нашли себе квартиру и начали брать горячие ванны. В Константиногорске мы очень хорошо сошлись вместе с братом с знаменитым нашим поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. С ним я был знаком еще тогда, когда он был в Лицее в Царском селе»3. А.Н.Марин отдал дань поэзии и прозе: в 1846 году в Санкт-Петербурге вышел в свет его «Краткий очерк истории л.-г. Финляндского полка», в 1848 году — поэтический сборник «Русские богатыри», посвященный войне России с Наполеоном.

Скажем сразу: в альбоме Мариных нет стихов Сергея и Аполлона Никифоровичей. Альбом принадлежал одному из сыновей их брата Евгения Никифоровича. Он заполнен рисунками, многие из которых вклеены в альбом, памятными записями, засушенными цветами, как сказал бы герой И.А.Гончарова Александр Адуев, — «вещественными знаками невещественых отношений». Многие записи помечены Воронежем, где было родовое гнездо Мариных.

Силуэты, вырезанные в Санкт-Петербурге в 1844 году из черной бумаги, сохранили профили детей Е.Н.Марина и его жены Варвары Александровны, урожденной Сонцевей (1785–1835): Сергея (1818–1897), ставшего штаб-ротмистром л.-гв. Кирасирского полка (лист 13), Владимира (1830–1889), служившего впоследствии в департаменте внешней торговли (лист 34, силуэт нарисован тушью), Петра (1821–1866), инженера, штабс-капитана путей сообщения (лист 36), Зинаиды (1824–?) (лист 37), Марии, в замужестве Мишковской (1820–1853) (лист 47).

Дети Е.Н. и В.А. Мариных хорошо рисовали. В альбоме много их рисунков: Мария запечатлела тушью пейзаж с бурной рекой и фигурой рыбака (лист 3), голубые гиацинты (лист 32), Владимир — мужчину в шляпе с пером, зеленом жилете, с трубкой и кружкой в руках (лист 70, цветные карандаши). На 12-м листе — карандашные наброски С.Е.Марина: молодой человек с длинными вьющимися волосами целует женскую руку; рука дамы: тонкие пальцы держат стебель розы; целующаяся пара; профиль женщины в чепчике: ее глаз лукаво прищурен, губы улыбаются; женщина с длинными волосами и грустным лицом сидит у стола: она оперлась рукой о щеку, глаза печально устремлены вдаль, другая рука прижимает к столу письмо; щеголь в белом цилиндре, белых панталонах и белом жилете с тросточкой; лысеющий господин с цилиндром и тростью в одной руке и букетом цветов в другой; старик с цилиндром и тростью под мышкой надевает перчатки. Невольно вспоминаются стихи С.Н.Марина:

 

Смеяться есть над чем! Здесь тьма оригиналов!

Дворян, судей, купцов, князей и генералов.

И франты есть у нас и кучи молодцов,

Которых описать не сыщешь право слов4.

 

Под рисунками — подпись: «С.Марин. 5 мая 1842. Город Кизляр». И еще: «29 апреля 1843 г. С. П-бург». Быть может, С.Е.Марину принадлежат и карикатурные профили, наклеенные на 18-й лист: дама с длинными серьгами, господин с пухлыми губами в черном шейном платке, небритый военный с попугайным горбатым носом и смешным хохолком (тушь, перо). На 66-м листе — еще один рисунок С.Е.Марина, выполненный карандашом 11 июля 1844 года: идиллическая сцена, где среди цветов изображены молодые люди с босыми ногами; голова девушки лежит на коленях у юноши.

Прекрасным рисовальщиком был брат Е.Н.Марина — Николай Никифорович. В альбоме — его пейзажи и исторические сцены, выполненные акварелью и гуашью. На 21-м листе — пейзаж, передающий поэзию усадебной жизни, описанной Пушкиным в романе «Евгений Онегин»:

 

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный

Стоял над речкою...

 

На 69-м листе — южный пейзаж, выполненный в 1826 году, и подпись: «Из маменькиного альбома. Рисовал дядя Николай Никифорович». На 17-м листе — батальная сцена: лошади, всадники, с подписью «1830 года 24 июня. Nиколай Марин», и горный пейзаж. На 53-м листе Н.Н.Марин в 1819 году изобразил триумфатора, въезжающего на колеснице в триумфальные ворота. За ним на лошадях скачут воины в касках с пиками. Женщина с ребенком и старик указывают на торжественное шествие. Над триумфатором летит Слава, увенчивая его лавровым венком. Быть может, Николай Никифорович, трудясь над этим рисунком, вспоминал стихи своего брата Сергея Никифоровича о славе:

 

Так многих уж она любила,

Что нет утех ей милым быть.

Ей Август мил был, и Атилла,

Знаком с ней Цесарь, Аристид5.

 

Под рисунком подпись: «Милому другу Александр Евгеньевичу от Н.Марина на память даю труд мой. 1843 года. Августа 20 дня».

Александр (1816–после 1886) — старший сын Е.Н. и В.А. Мариных. Он служил в Преображенском полку, а затем по домашним обстоятельствам уволился со службы в чине поручика. Среди листов альбома сохранилась записочка, в которой родители поздравляли его с днем Ангела:

«Поздравляем тебя Наш Друг Сердечной Александр Со днем твоего Ангела и желаем, чтоб сия вещь всякой час как ты на них посмотришь, напоминало тебе истенно-единственных и Любящих тебя Друзей

Евгения и Варвару Мариных

1833 года

Августа 30 дня

С : Петербур.»

 

О дружба! Может ли сравниться

С тобою в свете что-нибудь?

Богатством, знатью льзя гордиться,

Но льзя ль найти к блаженству путь?6

 

— писал С.Н.Марин.

В.А.Мариной оставалось недолго жить — в 1835 году ее не стало. На 59-м листе изображено надгробие над ее могилой, увенчанное распятием. В альбом вложен лист с карандашной записью, воспроизводящей надписи на надгробии Варвары Александровны, похороненной вместе со своими детьми, умершими во младенчестве и отрочестве: «Младенец Варвара Евгеньевна Марина. Родилась 1825 года ноября 30 дня. Скончалась в 1826 году Декабря 22 дня. Отроковица Анна Евгеньевна Марина. Родилась 1817 года июня 24 дня. Скончалась в 1826 году ноября 14 дня. Здесь погребено тело полковницы Варвары Александровны Мариной Урожденной Сонцевой. Родилась 1785 года сентября 29 дня. Скончалась 1835 года Мая 22 дня. И с нею ее младенец Николай Евгеньевич Марин. Младенец Екатерина Евгеньевна Марина. Родилась 1823 года августа 24 дня. Скончалась в 1827 году Ноября 25 дня».

 

В могиле хладной прекратятся

Мои печали и любовь;

И чувства нежны истребятся,

Когда моя иссякнет кровь7.

 

На 43-м листе — засушенные цветы и подпись: «29-го сентября 1836 года. W. С Маминькиной могилы». В маленьком, наклеенном на лист голубом конвертике — «cheveux de ma mиre».

На 41-м листе — засушенные цветы и подпись: «Цветы из гроба покойного папиньки. 17 июня 1843, Воронеж» и тоже — маленький конвертик с волосами «mon pиre».

На следующем, 42-м листе вклеен траурный билет в черной рамочке:

«Александр Евгеньевич Марин и Мария Евгеньевна Мишковская, урожденная Марина, с душевным прискорбием, извещая о кончине Родителя своего Полковника Евгения Никифоровича Марина покорнейше просят для отдания последнего долга покойному пожаловать на вынос тела в дом его и на погребение в Церковь Вознесения Господня; сего Июня 17 числа в 9-ть часов утра».

На билете подпись: «Скончался 14-го Июня 1843 года в 6ть часов и 20ть минут утра в Воронеже».

 

Взмахнув косой — ужасно время

На крыльях ветреных парит8.

 

И еще цветы на 62-м листе. Один из них — «засохший, безуханный» — как написано на листе, «с гроба Е. И. В. великой княжны Марии Михайловны». Великая княжна Мария Михайловна (1825–1846) — дочь великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны, которая принимала у себя Пушкина, любила его творения, скорбела о его безвременной кончине. «Итак, свершилось, и мы потеряли прекраснейшую славу нашего отечества! — писала Елена Павловна 29 января 1837 года Жуковскому. — Я так глубоко этим огорчена, что мне кажется, что во мне соединяются сожаления и его друзей, и поклонников его гения»9. В альбом Елены Павловны Пушкин записал стихотворение «Полководец». Быть может, ее дочь Мария, с гроба которой кто-то из Мариных взял и сохранил на память о ней цветок, держала в руках этот альбом, читала текст, написанный рукой Пушкина.

Альбом Мариных сохранил память не только о печальных, но и о радостных событиях: свадебные цветы флердоранжа (листы 63 и 67), засушенное растение из Висбадена на 64-м листе (путешествие 1840 года), привезенные в 1840 году из Парижа наклейки шампанских вин (лист 45).

 

Шампанское — и дай мне руку!

Вели стаканы нам налить.

Забудем горести и скуку

И станем мы любить и пить10.

 

В альбом вложена записочка: «Если можно, милый друг Яшинька, постарайся достать сегодня нам ложу <нрзб>. Пожалуста, голубчик».

Впрочем, Марины думали не только о временном, но и о вечном. В альбом вклеен лист с текстом «Молитва Пресвятой Богородице» (лист 8). На обороте листа запись: «Прислал мне папинька в 1834 году в школу подпрапорщиков». На 61-й лист наклеен листок синей бумаги с текстом:

 

«Употреби труд Храни мерность

      богат будеши.

Воздержно пiй Мало ядь Здрав

      будиши.

Твори благо бегай Злаго Спасен

      будиши. —

 

Слово Светителя Митрофана».

 

Но вернемся к рисункам из альбома Мариных. Описывая альбом уездной барышни в «Евгении Онегине», Пушкин заметил:

 

Тут непременно вы найдете

Два сердца, факел и цветки.

 

Мария не только нарисовала голубые цветки гиацинта на 32-м листе, она вышила бисером розовые розы по канве, свой инициал «М» и дату «1842» (лист 48; на обороте на наклеенной бумажке — запись: «Сестра Маша. Октябрь. Воронеж»). Еще одна бисерная вышивка 1842 года — тоже цветы — принадлежит Зинаиде (лист 38; запись на обороте: «Сестра Зеня. Октябрь. Воронеж»). И «тетинька Татьяна Никифоровна» (родилась в 1791 году, была в тайном постриге) оставила свой рисунок — букет из розового шиповника, желтых нарциссов и голубых гиацинтов (лист 23).

На 49-м листе подписанный инициалами «Е.М.» рисунок изображает лук, крылья, пылающие сердце и факел.

Есть в альбоме и другие рисунки: на листе 11 — три розовых плода на ветке с зелеными листьями и подпись: «Дядя П.А.Сонцев». Это брат Варвары Александровны Мариной. На 16-м листе — карандашный рисунок, cвоего рода вариация на тему «Кавказского пленника». Рисунок подписан П.Федоровым. На обороте подпись: «В знак памяти, моему прекрасному Пансионеру. <?> П.Федоров». На 29-м листе на черном фоне горящая свеча; трудно читаемая на черном подпись: «Апр. <?> 16 р. [т. е. “рисовал”. — Н.М.] Ник. Шишкин». Пожалуй, это один из самых выразительных рисунков альбома, достойный стать иллюстрацией к пушкинскому стихотворению «Ночь»:

 

Мой голос для тебя и ласковый и томный

Тревожит позднее молчанье ночи темной.

Близ ложа моего печальная свеча

Горит; мои стихи, сливаясь и журча,

Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.

Во тьме твои глаза блистают предо мною,

Мне улыбаются, и звуки слышу я:

Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя...

 

Автор двух рисунков — Теодор (Федор) Чуриков. Ученик Императорской Санкт-Петербургской академии художеств, в 1809 году он был награжден двумя серебряными медалями; в 1811 году был выпущен из Академии с аттестатом первой степени по исторической живописи. В 1835 году Чуриковым при содействии Академии художеств в Воронеже была учреждена Художественная школа рисования11. Для альбома Мариных в 1832 году он нарисовал мужскую голову с развевающимися волосами (лист 5). На 30-м листе наклеен еще один его акварельный рисунок 1825 года, изображающий дом с бельведером, парк, окруженный оградой, храм, стоящий неподалеку, реку и дальний лес. Под рисунком подпись: «Подарил папинька в Воронеже 3 июня 1843 г.».

Не имеют подписи профессионально выполненные архитектурные фасады дворянского дома (лист 58) и храма (лист 60). На листе 58-м есть подпись: «Воронеж».

В стихотворном письме к уроженцу Воронежа М.М.Нечаеву С.Н.Марин писал:

 

На родину хочу и телом и душою!

Явлюся к вам, друзья, осеннею порою,

 

Курьерскую возьму, и с плетью на руке,

Предстану перед той в дорожном колпаке.

 

Весь в сумках и ремнях — ах, долго дожидаться.

Хотелось прежде мне с друзьями повидаться,

 

И к сердцу томному хотелось их прижать;

Да не велит устав — и так обязан ждать,

 

Доколе осень к нам, и бури принесутся,

Дни красны пропадут, и дожжики польются,

 

Маневры кончатся — и вкусим мы покой —

Тогда-то милый друг увижусь я с тобой,

 

И трудности пути и холод позабуду,

Иззябну, изобьюсь — но к вам в Воронеж буду12.

 

Вечный покой С.Н.Марин нашел на кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. На предпоследнем, 72-м листе альбома — вышивка шелком на бумаге: два дерева, надгробие с урной, на постаменте — «S 1813». Сбоку — запись чернилами: «1813 года февраля 9 дня не стало друга моего и брата C.N.Марина». Внизу под вышивкой — «Принадлежало покойному папиньке». На обороте листа — наклеена вышивка по шелку: ваза с пышным букетом цветов. Последний 73-й лист остался незаполненным...

 

О! Альбом! Живи сто лет,

Нашу память сохраняя!..

Без тебя и нас как нет...

Ах! Живи, нас вспоминая!13

 

Нужно ли говорить о том, что альбом Мариных — замечательный памятник нашей культуры?

 

1 При публикации текстов из альбома сохранены орфография и пунктуация оригинала.

2 См.: Акиньшин А., Ласунский О. Воронежское дворянство в лицах и судьбах. Воронеж, 1994. С.86.

3 Марин С.Н. Полн. собр. соч. М., 1948. С.490.

4 Там же. С.82.

5 Там же. С.101.

6 Там же. С.168.

7 Там же. С.33.

8 Там же. С.60.

9 Цит. по: Трофимов И. Полководец // Прометей. Т.10. М., 1974. С.200.

10 Марин С.Н. Указ. соч. С.54.

11 См. : Императорская Санкт-Петербургская академия художеств. 1764–1914. / Сост. С.Н.Кондаков. Т. II. С.219.

12 Марин С.Н. Указ. соч. С.85.

13 Стихи неизвестного автора в рукописном альбоме. Рукописный отдел Государственного музея А.С.Пушкина. Ф.3. Оп.1. А. 48/148. Л.71об.

Неизвестный художник. П.Е.Марин. Силуэт из альбома Мариных. Черная бумага. 1844

Неизвестный художник. П.Е.Марин. Силуэт из альбома Мариных. Черная бумага. 1844

Неизвестный художник. М.Е.Марина. Силуэт из альбома Мариных. Черная бумага. 1844

Неизвестный художник. М.Е.Марина. Силуэт из альбома Мариных. Черная бумага. 1844

Неизвестный художник. С.Е.Марин. Силуэт из альбома Мариных. Черная бумага. 1844

Неизвестный художник. С.Е.Марин. Силуэт из альбома Мариных. Черная бумага. 1844

Неизвестный художник. В.Е.Марин. Силуэт из альбома Мариных. Бумага, тушь. 1844

Неизвестный художник. В.Е.Марин. Силуэт из альбома Мариных. Бумага, тушь. 1844

Неизвестный художник. Лицо не установлено. Силуэт из альбома Мариных. Черная бумага. 1844

Неизвестный художник. Лицо не установлено. Силуэт из альбома Мариных. Черная бумага. 1844

Неизвестный художник. З.Е.Марина. Силуэт из альбома Мариных. Черная бумага. 1844

Неизвестный художник. З.Е.Марина. Силуэт из альбома Мариных. Черная бумага. 1844

Альбом Мариных. 1810–1850-е годы

Альбом Мариных. 1810–1850-е годы

М.Е.Марина. Пейзаж. Бумага, тушь. 1842

М.Е.Марина. Пейзаж. Бумага, тушь. 1842

Н.Н.Марин. Пейзаж. Бумага, акварель, гуашь. Б.г.

Н.Н.Марин. Пейзаж. Бумага, акварель, гуашь. Б.г.

Н.Н.Марин. Пейзаж. Бумага, акварель, гуашь. 1826

Н.Н.Марин. Пейзаж. Бумага, акварель, гуашь. 1826

Н.Н.Марин. Батальная сцена. Цветная бумага, тушь, акварель, белила. 1830 Н.Н.Марин. Пейзаж. Бумага, тушь, акварель. Б.г.

Н.Н.Марин. Батальная сцена. Цветная бумага, тушь, акварель, белила. 1830 Н.Н.Марин. Пейзаж. Бумага, тушь, акварель. Б.г.

Засушенные цветы с могилы В.А.Мариной. 1836

Засушенные цветы с могилы В.А.Мариной. 1836

Список молитвы Пресвятой Богородице. 1834

Список молитвы Пресвятой Богородице. 1834

Т.Н.Марина. Цветы. Бумага, акварель. Б.г.

Т.Н.Марина. Цветы. Бумага, акварель. Б.г.

Е.М.(Е.Н.Марин?). Аллегорическая композиция. Бумага, акварель. Б.г.

Е.М.(Е.Н.Марин?). Аллегорическая композиция. Бумага, акварель. Б.г.

П.А.Сонцев. Ветка с плодами. Бумага, акварель. Б.г.

П.А.Сонцев. Ветка с плодами. Бумага, акварель. Б.г.

Ф.Чуриков. Пейзаж. Бумага, акварель, гуашь. 1825

Ф.Чуриков. Пейзаж. Бумага, акварель, гуашь. 1825

Н.Шишкин. Свеча. Бумага, тушь, акварель. 16 апреля 18(?)

Н.Шишкин. Свеча. Бумага, тушь, акварель. 16 апреля 18(?)

Неизвестный художник. Фасад храма. Бумага, тушь, акварель. Б.г.

Неизвестный художник. Фасад храма. Бумага, тушь, акварель. Б.г.

Неизвестный художник. Фасад особняка. Бумага, тушь, акварель. Б.г.

Неизвестный художник. Фасад особняка. Бумага, тушь, акварель. Б.г.

Надгробие С.Н.Марина. Вышивка шелком по бумаге. 1813 (?)

Надгробие С.Н.Марина. Вышивка шелком по бумаге. 1813 (?)

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru