Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 55 2000

Галерея журнала «Наше наследие»


Галина Кушнеревская, Маргарита Изотова, Михаил Лазарев


Особая оптика Андрея Поздеева


Начало


Рисовать я всегда любил. Закончив семилетку, послал заявление и свои рисунки в Омское художественное училище. Но тут война началась, и учеба моя закончилась. Переехал я в Красноярск в 1950 году. В Товариществе художников работал. Прошел через копии, лозунги всякие. Копии делал: «Утро нашей Родины», «Отдых после боя», Шишкина. У меня это школа была. Я даже благодарен ей, потому что в репродукции я наблюдал и состояние, и настроение, и фактуру. Это была очень хорошая школа. И в Союз художников здесь меня приняли. Так что школа моя — Андрей Прокофьевич Лекаренко, Давыденко, наш искусствовед, и, конечно, Василий Иванович Суриков.

Андрей Поздеев


Полотна Андрея Поздеева, вызванные к жизни духовной жаждой воплощения непреходящей сути, обладают особой оптикой, своеобразным инструментарием и оркестровкой. В них нет центра тяжести, бытового повествования — лишь чувство невесомости, парение в пространствах без границ, в световом потоке без тени. В них нет горизонта и привычных качеств трехмерного бытия. Художник решает композиции, условно названные «декоративными», как некие модели все расширяющейся Вселенной, возникающих, вращающихся, угасающих Галактик, сочетаний бесчисленных сфер, где центр, по слову Паскаля, находится в каждой точке, а окружность — нигде. И пространства эти на холстах мастера, словно перетекают, переливаются, переплетаются, они наделены «текучей сущностью», как сказал бы Плотин, где «каждая сущность содержит все сущносности».

В этих полотнах нет границ времени, есть поток Времени, отблеск безначальной Вечности, словно о внятной его слуху истине художник говорит на тысячи лет назад и на тысячи лет вперед.

И для этих далеких странствий он возьмет в поводыри язык простой и мудрый, явно доступный и малому ребенку и древнему старцу, — язык игры вопроса, сродни тому, что предлагал герой волшебной сказки Экзюпери: детский рисунок, удав проглотил слона, — гибель богов, космическая катастрофа — но взрослые видели в нем только изображение шляпы, и лишь Маленький принц в пустыне мгновенно понял смысл сцены. Сродни тому, что в древнейшие времена античных мифов задавал Сфинкс Эдипу и что сводится к лапидарной линейной схеме, какую дети всех веков рисуют на песке и на морских камнях.

Галина Кушнеревская


Люди


Понятие сути человеческого характера складывается из привычек, отношения к окружающему миру. Как человек играет, как защищается, маску какую надевает — безвинную или жестокую, какое платье у него, как он руки держит, как ходит, как говорит. И вот из этих всех вещей возникает целое, и начинаешь чувствовать, и те, кто его знает, будут узнавать. Не обязательно точно написать глаза, овал лица. Можно выразить это какой-то Маской, и будет удивительно похож человек. Вот в чем дело. То есть здесь обнажается очень много, и человек иногда пугается. Пугается того, что увидел художник. Если я не почувствую человека, я не буду писать.

Андрей Поздеев


Поздеев, будучи слабо связан с официальным искусством и не совращен им, — один из немногих мастеров, не прервавших поиск шестидесятничества и шедших естественным путем. Можно собрать воедино его портреты и убедиться, что внутренний нерв каждого инстинктивно противен банальности «советского человека» и перенапряжен радостью или мукой быть не таким, как «все». Своеобычие жизней, груз одиночества, который несет человек, желающий прожить собственную, никем не подсказанную жизнь, составляет их поэтическую сущность. Так же как орут, скрежещут зубами, ерничают, исходят в лирических заклинаниях персонажи Высоцкого, так же герои Поздеева распирают отпущенные им, как судьбы, холсты. Они врубаются в глаз неуклюжими силуэтами тел, они будоражат вспышками тона и мозолистостью красочных масс, вдруг успокоенных рыбьей законченностью форм, сведенных в формулу простоты и покоя.

Мы видим грузчиков и апостолов, чудаковатых поэтов и артистов, огромногрудых женщин, напоминающих «Скифских баб», или нежно-пластичных инфузорий, плывущих из времени во время.

Если пользоваться библейским языком, то эта фаза есть фаза «придания имен». Каждый человек именуется через пластический символ, в который он обращен. Он узнан художником и определен им как зримое явление со своим тонусом формы и загадкой, присущей ей.

Маргарита Изотова


Цветы


Цветы я всегда писал и люблю их. Это великолепное существо — цветы. Это живое существо, невероятно разное. Красота, прелесть, нежность. Я не могу от этого отказаться. А через цветы я могу увидеть другие сюжеты и несюжетные выходы. Это все страшно интересно, и это дает мне пищу для души. Энергию я от них получаю. Я купил букет цветов, попытался что-то напачкать на холсте. Они мне радостны, они мне дали радость. Это же прекрасно! Я очень люблю розы и астры. Оказывается, роза по гороскопу, — мой цветок.

Андрей Поздеев


Весьма соблазнительно найти точное место творчеству Поздеева в современном искусстве нашего столетия или, как иногда говорят, в «современном авангарде». В полном смысле этих понятий назвать Поздеева «авангардистом» можно только относительно, по сходству некоторых внешних признаков его живописи с творчеством западных коллег или их российским аналогом — московским и питерским андеграундом. Поздеев и «стильным» шестидесятником по каким-то причинам стать не удосужился. Происхождение его искусства совершенно иное. Этого художника никогда не влекла форма ради формы, он пришел к своему уникальному живописному инструментарию в неустанных поисках ответа на сакраментальный библейский вопрос «Что есть истина?», извечно мучивший лучшие русские умы. И природа творчества Поздеева исконно русская. А об отношениях искусства Андрея Поздеева с мировым авангардом можно сказать так: они поднимались на одну вершину, только с разных сторон, и , встретившись на перевале, прошли мимо друг друга. В чем же состоит отличие искусства Андрея Поздеева от современного европейского искусства нашего столетия? Суммируя вышесказанное, прежде всего обратим внимание на русское, фольклорное, игровое начало его цветокомпозиционного мышления. Можно искать разные сходства, но нельзя брать в расчет отдаленные и близкие отзвуки — все мировое искусство построено на подобных псевдоаналогах. Мир Поздеева абсолютно самодостаточен, и эволюция его для понимания творчества мастера представляется крайне важной. На какой стадии своего развития художник преодолел грань, отделяющую его от добротного мастера «красноярского реализма» (города, где он прожил большую часть своей жизни) до художника вселенского масштаба? Думается, такой рубеж был. Несомненно, он был связан не столько с внешними воздействиями, сколько с какими-то коллапсическими моментами в переживаниях Поздеева. От этой «точки» начинается в его искусстве многоступенчатое воплощение мироздания от реальности к абстракции через портреты, натюрморты и немногочисленные жанры, что составляет единую суть.

Михаил Лазарев


Познай самого себя


Познай самого себя — вот что в этом деле надо помнить. Единственное, что здесь нужно. И вся причина в самом себе. И радость ведь в том, что человек способен развиваться до самого последнего дня. Вот чудо-то какое! Это дело на всю жизнь. И я должен быть в нем чище, как человек. Не врать самому себе. Вот сущность этого громадного духовного дела. А мы превратили все это в профессию. Профессия это, простите, ближе к ремеслу. Без ремесла нет ничего, конечно, но здесь художник обязан головой соображать чего-то. Человек родился с этим и живет до самого последнего дня. Это великое счастье.

Андрей Поздеев

Андрей Поздеев

Андрей Поздеев

Андрей Поздеев у картины «Голгофа». 1981

Андрей Поздеев у картины «Голгофа». 1981

Художник. 1990. Холст, масло

Художник. 1990. Холст, масло

Райские птицы. 1992. Холст, масло

Райские птицы. 1992. Холст, масло

Подсолнухи. Начало 1980-х годов. Холст, масло

Подсолнухи. Начало 1980-х годов. Холст, масло

Натюрморт с тыквой. 1995. Холст, масло

Натюрморт с тыквой. 1995. Холст, масло

Адам и Ева. 1985. Холст, масло

Адам и Ева. 1985. Холст, масло

Сотворение мира. 1986. Холст, масло

Сотворение мира. 1986. Холст, масло

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru