Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 55 2000

Виктор Леонидов


Великий и почти забытый Петр Шумов


Русский парижанин. Фотографии Петра Шумова. М.: Русский путь, 2000. 96 с. Тираж 2000 экз.

Un parisien russe. Photographies de Pierre Choumoff. M.: Roussky Pout, 2000. 96 p. Tirage 2000 ex.


«Вот моя фотография — из паспорта, я светлей и моложе. Потом пришлю лучшую и сделанную совсем недавно, в Париже. Фотографировал меня Шумов, который снимал и работы твоего великого друга. Он мне много рассказывал о нем. Я не решилась спросить, нет ли у него твоей фотографии. Заказать ее для себя не посмела бы».

Так писала Марина Цветаева Райнеру Марии Рильке. Великий друг — это великий скульптор Огюст Роден. В 1905—1906 гг. Рильке был у него секретарем и вторую часть своего цикла «Новые стихотворения» посвятил «Моему великому другу Огюсту Родену».

Петра Ивановича Шумова, одного из самых известных фотографов Европы, познакомил в 1911 г. с Роденом ныне почти, и совершенно несправедливо, забытый скульптор и керамист Серафим Николаевич Судьбинин, автор бюстов Станиславского, Горького, Шаляпина, Скрябина. Роден доверил ему свой скульптурный портрет, и Судьбинин порекомендовал русского мастера. С тех пор Петр Иванович стал постоянным фотографом великого ваятеля. Он снимал этого удивительно красивого старца, ставшего гордостью Франции, за работой и с домочадцами. Он снял свадьбу Родена с его многолетней спутницей жизни Роз Бёре, а потом, всего через пятнадцать дней, запечатлел уже похороны мадам Огюст Роден. И 17 ноября 1917 г. его объектив навсегда оставил для человечества изображение гениального скульптора на смертном одре.

Всего Петру Ивановичу принадлежат 149 фотографий произведений Огюста Родена и 58 снимков, запечатлевших мэтра в жизни. Шумов так и вошел в историю — как фотограф Родена.

А это совершенно не соответствует той роли, которую сыграл этот уроженец Гродно в истории мировой и особенно российской культуры. Потому что он был настоящим, неповторимым художником, новатором, человеком, перед талантом которого преклонялись самые достойные люди XX века.

«Я не забуду, конечно, Вас благодарить за Ваши присланные фотопортреты с меня, полные жизни и экспрессии. Спасибо!» — писал Шумову Марк Шагал. «Дорогой Петр Иванович, к Вам обратится квартет Кедровых, чтобы и Вы увековечили их своим художественным объективом. Будьте к ним так любезны, как ко мне», — просил Александр Куприн. С просьбой о фотопортрете приходили к Шумову Анатоль Франс и Леон Блюм, Эмиль Верхарн и Альберт Эйнштейн, Анна Павлова и Игорь Стравинский. Знаменитая фотография Марины Цветаевой, вошедшая в почти все ее бесчисленные издания последних лет, также принадлежит Петру Ивановичу. «Карточки восхитительны», — сообщала ему Марина Ивановна. В другом письме Цветаевой, отправленном уже из Лондона, были такие слова: «Весь Лондон полон Вашей славой. Трублю ее повсеместно — не словом, а делом, то есть показывая Ваши (свои) карточки, которые здесь со мной. Лондонцы (особенно дамы!) наперебой берут Ваш адрес».

Кстати, именно в английской столице Шумов получил за свои работы Гран-при на Всемирной выставке фотографий.

И этот человек, чьи классические работы знакомы, без преувеличения, миллионам людей, никому, кроме специалистов, толком в России не известен.

Он родился в 1872 г. в Гродно, в дворянской семье. Бурные ветры времени захватили Петра Ивановича с молодости. После окончания гимназии он, став студентом Санкт-Петербургского технологического института, с головой окунулся в революционную деятельность. Его восемь раз арестовывали, и несколько лет он провел в тюрьмах и ссылках.

В 1904 г. Петр Иванович женился на Екатерине Лапиной, своей соратнице по борьбе. Впоследствии, через сорок лет, она сгинула в гитлеровских концлагерях на территории Польши.

А в 1907 г. Шумов с женой и маленькой дочерью, не дожидаясь очередной высылки в Сибирь, бежит во Францию.

Казалось, мало что предвещало превращение борца с самодержавием во владельца собственного фотоателье на улице де Фобур Сен-Жак, в самом центре Мекки художников и поэтов — Монпарнассе. Но так произошло.

Сначала он разыскал своего друга, поляка-эмигранта, работавшего у знаменитого фотографа Феликса Боннэ. Несколько лет их совместной деятельности и определили всю будущую судьбу.

Свое фотоателье Шумов открыл в 1911 г. К этому времени талант Петра Ивановича был общепризнан.

Он всегда очень долго работал со своими клиентами, выбирая нужный ракурс. Очень много для Шумова значил свет. Выбор освещения был одним из главных «коньков» Петра Ивановича.

Когда вглядываешься в его работы, находящиеся в Музее Родена во Франции и, что очень отрадно, в Российском государственном архиве литературы и искусства в Москве, не покидает ощущение, что перед глазами не просто фотографии, а скорее картины. Дымчатые, загадочные. Лица персонажей как бы выходят из полумрака. Петр Иванович много работал над ретушированием, нанося на негативы либо мельчайшие штрихи, удаляя какие-либо морщины или тени, которые его не устраивали, либо наносил на негативы особое вещество, затемняя то, что необходимо.

Он вообще любил экспериментировать, беспрерывно искал какие-то новые пути. Его сын Серж, живущий в Париже и очень много сделавший для сохранения памяти о своем отце, вспоминал, как Петр Иванович использовал жирные типографские чернила, наносимые на специальную бумагу, так называемый способ «бромойля».

Однако наибольшую известность и восторг вызвало другое открытие Шумова: методика, которой он сам дал название «Буашумов».

Суть была в том, что фотопортрет переносился на дерево. На поверхность передавались основные линии силуэта и черты лица. Затем долго, очень долго вырезалась тончайшая деревянная мозаика. Шумов очень много времени тратил на поиски подходящей основы. Это была фотография, воплощенная в инкрустации. В этой фантастической технике Шумов выполнил один из портретов Родена и изображение английского министра Рамсея Мак-Дональда.

У Петра Ивановича было все: слава, любимая работа, почет и уважение, медали. Его фотоработы получили золотую медаль на большой выставке декоративных искусств в Париже, неоднократно он удостаивался наград от Французского общества фотографии.

Но великий кризис конца двадцатых особенно остро во Франции ударил по эмигрантам. Кроме того, для Шумова очень болезненным оказался бурный рост любительской фотографии. Работы, не столь давно бывшие под силу только профессионалам, становились простой забавой тысяч людей.

Шумов всегда был способен к резким поступкам и не боялся менять привычный уклад жизни. Видя, как все более убыточным становится его ателье, он в июле 1933 г. закрывает свое детище на улице Де Фобур Сен-Жак. Часть снимков он передал на хранение агентству «Пресс Рап», часть осталась у него на квартире. Именно эти материалы его сын Серж три года назад отдал в Музей Родена.

В начале 1935 г. Петр Иванович переезжает в Лодзь, где работает консультантом на большом химическом заводе. Памятуя его прошлые заслуги в борьбе с ненавистным царизмом и признавая необычайный талант Шумова, польское правительство награждает мастера одной из высших наград страны — Крестом Независимости.

25 июля 1937 г. блистательный художник фотографии, человек, к имени которого не стеснялись прибавлять эпитет «великий», умирает от сердечного приступа. Похоронили Шумова на кладбище евангелической реформистской церкви в Лодзи.

Недавно в Библиотеке-Фонде «Русское зарубежье», более знакомой москвичам как «Библиотека Солженицына», прошла большая выставка работ мастера. К ее открытию и был подготовлен альбом «Русский парижанин», выпущенный издательством «Русский путь» при содействии сына фотохудожника.

Обложка книги «Русский парижанин. Фотографии Петра Шумова. М.: Русский путь, 2000»

Обложка книги «Русский парижанин. Фотографии Петра Шумова. М.: Русский путь, 2000»

Марина Цветаева

Марина Цветаева

Огюст Роден

Огюст Роден

Марк Шагал

Марк Шагал

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru