Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 54 2000

Книжный знак


Ел.Иванова


От символизма к постмодернизму, от рукописи к гипертексту


Чукоккала. Рукописный альманах Корнея Чуковского / Предисловие и пояснения К.Чуковского; Составление Е.Чуковской. М.: Премьера, 1999. 399 с. Тираж 5000 экз.


Уже по самой своей природе «Чукоккала» провоцирует тех, кто что-либо собирается сказать о ней, на перечисление имен, на составление этакого «индекса» к «интимной истории русского искусства нашего века» (М.Дрозда). Одно только чтение «Именного указателя» и «Указателя автографов» превращается здесь в упоительное занятие. Эти имена — история во всей своей полноте и противоречивости. От Белого до Брундуляка (так написала в шуточных стихах — с.339 — Лидия Корнеевна Чуковская) — здесь всё и вся.

Многое искушает в «Чукоккале», и главное из этих искушений — легкость. Меняются амплуа: Шаляпин — рисует, Петров-Водкин пишет стихи, а заодно и ноты к ним. Экспромтом возникают виртуозные стихи: Елена Благинина, например, записывает чудесную газеллу. Делегаты, съехавшиеся на «Всесоюзный второй кто — кого съест» (В.Каверин, с.333), забавляются составлением «Табели о писательских рангах» (Э.Казакевич, с.336). Все кажется само собой разумеющимся, естественным, талантливым. Даже отпечаток пальца оставшегося один на «один против Шаляпина, Репина <...> и, кажется, Рабиндраната Тагора и шаха персидского...» (с.286) Л.Пантелеева кажется почти удачной шуткой.

«Чукоккалу» хочется продолжить. Хочется принять на свой счет ермиловский призыв: «Новой “Чукоккалы” ради, // Новые сшейте тетради...» Но эпигонам — продолжателям и подражателям — стоило бы подумать о том, найдется ли в их окружении столько действительно талантливых людей, способных не перейти от дурачества к грубости, от колкости к ерничеству, от пикантности к пошлости.

«Чукоккала» родилась в определенную эпоху. Дюжина современных уважаемых специалистов, переводящих шутки ради написанную Г.О.Винокуром на 13 языках незамысловатую песенку, это, пожалуй, символ наших отношений с этой эпохой.

«Что такое “Чукоккала”, сказать нелегко» (К.И.Чуковский). С этим стоит согласиться. Сам Чуковский видел трудность в определении жанра (альбом или альманах?). Но для постмодернистского сознания современного читателя, более привычного к «текстам», нежели к повестям или романам, такой проблемы уже не существует. Не может смутить нас и то, что в книге нет «никакой системы — ни хронологической, ни тематической, ни какой-либо иной» (Е.Ц.Чуковская, с.8). Мы уже неплохо ориентируемся в гипертекстовых лесах компьютерного мира, и равнины традиционной, как теперь любят говорить модные дамы, «линеарной»1 литературы нам кажутся скучноватыми.

Структура второго2, полного издания «Чукоккалы», идея которого принадлежит М.З.Долинскому, представляется не просто оптимальной и удачной. Это счастливый пример, когда создатели, составители переиздания не только восстановили лакуны, но и заговорили с современным читателем на понятном ему языке. Хитросплетения автографов и комментариев к ним, перекличка между пояснениями К.И.Чуковского и дополнениями, которые сделала к ним Е.Ц.Чуковская. Многоголосие комментариев становится проекцией полифонии самого собрания автографов.

Жаль только, что возможности отечественной полиграфии все еще не позволяют издать альманах адекватно — так, как это отчасти было сделано в 1989 г. (через 10 лет после первого издания) на страницах журнала «Наше наследие», где впервые были опубликованы не вошедшие по цензурным соображениям в издание 1979 г. автографы А.Блока и А.Ахматовой, О.Мандельштама, Н.Гумилева и В.Ходасевича, М.Горького и Е.Замятина, В.Набокова и А.Солженицына3. Тогда издание действительно можно было бы назвать факсимильным. Именно так в 1995 г. был издан на Западе (Принстон) «Альбом Веры Судейкиной-Стравинской»4. Образцом среди изданий этого рода в России по-прежнему остается пушкинодомское издание «Рабочих тетрадей» Пушкина (1995—1997)5. «Чукоккала» вполне заслуживает быть представленной на таком же высоком полиграфическом уровне.

Думается, что для «Чукоккалы» возможно и еще одно измерение. Иногда, забывшись, хочется «кликнуть мышью» и увеличить масштаб «марки», чтобы получше рассмотреть, например, портрет Маяковского, сделанный Ре-Ми на обрывке «Таймс» или поближе присмотреться к чьему-нибудь почерку.

«Чукоккала» по форме — необычайно актуальное издание, даже дразняще современное. Настолько, что существование ее в электронной версии кажется делом само собой разумеющимся. И это благо. Шанс протянуть еще одну нить, которая не даст порваться связи времен.


Примечания


1 Т.е. линейной, не-гипертекстовой.

2 Первое, с купюрами, было выпущено издательством «Искусство» в 1979 г. (см. «Мемуар о “Чукоккале”« Е.Ц.Чуковской, с.355-366).

3 См.: Неопубликованные автографы из «Чукоккалы» // Наше наследие. 1989. №4 (10). С.69-76.

4 См. рецензию на издание: Люсый А. Я возвращаю ваш альбом // Наше наследие. 1998. №45. С.30-32.

5 См. рецензию: Скатов Н. Рабочие тетради Пушкина // Наше наследие. 1998. №46. С.36-37.

Чукоккала. Рукописный альманах Корнея Чуковского / Предисловие и пояснения К.Чуковского; Составление Е.Чуковской. М.: Премьера, 1999

Чукоккала. Рукописный альманах Корнея Чуковского / Предисловие и пояснения К.Чуковского; Составление Е.Чуковской. М.: Премьера, 1999

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru