Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 125 2018
150 лет со дня рождения А.М.Горького
Светлана Демкина
Максим Горький: московская страница музейной биографии
В течение двадцатого столетия в России появилось несколько музеев, связанных с именем А.М.Горького. Количество «персональных» музеев писателя подтверждает, что музейная составляющая отечественного горьковедения очень сильна. Три нижегородских, казанский, красновидовский, самарский, два московских — каждый из них, свидетельствуя о важнейших этапах биографии писателя, имеет свою историю. Адреса Горького отмечены в памяти отечественных и зарубежных городов мемориальными досками, музеями, названиями улиц, памятниками. Горьковские музеи — особый мир, отразивший судьбу писателя от первых шагов до мировой известности. Границы музейного хранения легко расширяются, продлевая человеческую жизнь и делая Горького нашим современником.
На родине писателя, в Нижнем Новгороде, в горьковский заповедник вошли Музей детства «Домик Каширина», квартира в доме Н.Ф.Киршбаума и литературный музей. Музей детства Горького воспринимается сегодня как объемная иллюстрация к первой части знаменитой автобиографической трилогии, хранилище детских ощущений будущего писателя. Последняя нижегородская квартира Горького в доме барона Киршбаума, в отличие от домика В.Каширина, связана с одним из самых счастливых и успешных периодов жизни писателя. В Казани — особом пространстве духовной родины писателя, куда тот приехал из Нижнего летом 1884 г., — литературно-мемориальный музей А.М.Горького вырос из подвала бывшей пекарни А.С.Деренкова.
Экспозиция казанского музея иллюстрирует слова Горького: «Казань — любимейший из моих университетов». Здесь можно проследить за формированием мировоззрения юноши, распростившегося с мечтой учиться в Казанском Императорском университете, много и тяжело работавшего, увлекшегося свободолюбивыми идеями, пережившего неудачную любовь и духовный кризис, который повлек за собой попытку самоубийства. В 1888 г. Алексей Пешков приехал из Казани в село Красновидово по приглашению своего друга М.А.Ромася, державшего бакалейную лавку и занимавшегося революционной агитацией среди крестьян. Несколько месяцев, которые прожил там будущий писатель, оказались столь важными для истории волжской деревни, что в Красновидове открыли первый в России сельский музей А.М.Горького.
Итоговой точкой музейной биографии А.М.Горького можно назвать Москву, где писатель прожил последние пять лет. «Горький — это писатель, чья жизнь была богатой и щедрой, как бывает щедрой вспаханная земля. Когда соприкасаешься со всем тем, что напоминает о последних годах его жизни, то перед глазами как будто проходят те пять лет, пять осеней, пять зим и пять весен. <…> Я думаю, что этот небольшой, но своеобразный музей великолепно сохранил дух присутствия Горького. Здесь кажется, что вот-вот появится и он сам», — записал в книге посетителей московского музея-квартиры А.М.Горького Джеймс Олдридж 12 июня 1975 г. (перевод А.Шишкина). Этот музей открылся 28 мая 1965 г., став мемориальным филиалом Музея А.М.Горького ИМЛИ РАН, имевшего свою историю. Горький скончался 18 июня 1936 г., и в феврале 1937 г. президиум ЦИК принял решение об организации при Институте литературы им. А.М.Горького Архива и Музея писателя, «доступного для широкого обозрения». В предоставленном для этой цели особняке Доменико Жилярди (Поварская, 25а) музей получил второй этаж и мансарду. Экспозиция заняла парадные гостиные, самый большой зал — бывший танцевальный — использовался для проведения тематических выставок, лекций и литературных вечеров.
В двух комнатах второго этажа разместились музейные фонды, в мансарде — служебные помещения. Экспозицию, подготовленную за восемь с половиной месяцев, первые посетители увидели 1 ноября 1937 г.
Сегодня Музей А.М.Горького ИМЛИ РАН — это литературная экспозиция на Поварской, 25а, рассказывающая о жизни и творчестве писателя с раннего детства до 1921 г. (до отъезда за границу), и музей-квартира на Малой Никитской, 6 — мемориальные комнаты; два зала, посвященные последним годам жизни; а также музейные фонды.
Посмертное постановление ЦИК обеспечило фондам музея значимые поступления из личных и государственных хранений. Музей располагает работами М.В.Нестерова, В.А.Серова, Б.Д.Григорьева, Л.О.Пастернака, А.Д. и П.Д. Кориных, А.Н. и Н.А. Бенуа, Б.М.Кустодиева, Ю.А.Анненкова, В.Д.Поленова, В.Д.Фалилеева, А.П.Остроумовой-Лебедевой, Е.С.Кругликовой, И.И.Машкова, В.Д.Фаворского, Кукрыниксов и др., скульптурой С.Т.Коненкова, И.Д.Шадра, В.И.Мухиной, Н.В.Томского, В.Сапика, Н.В.Крандиевской и др. Музейный фотофонд представлен произведениями М.П.Дмитриева, А.О.Карелина, М.Шерера и Г.Набгольца, Д.Лейбовского, М.С.Наппельбаума, П.А.Оцупа, Н.А.Петрова, М.В.Альперта, М.Ф.Ошуркова и др.
Сформировавшаяся художественная коллекция Музея М.Горького — сложное полифоническое произведение. Источники поступления экспонатов столь же разнообразны, как и само собрание. И здесь в первую очередь стоит сказать о семье писателя, передавшей большое число полотен. Немало картин поступило из Государственного литературного музея, Русского музея, ГТГ, из различных театров, киностудий, Дирекции выставок Художественного фонда РСФСР, из Всекохудожника. Фотофонд Музея получал снимки от горьковской семьи, от современников Горького и их наследников. Немало фотографий подарено теми, кого можно увидеть на них рядом с писателем, например, М.Ф.Андреевой, И.Н.Ракицким, К.А.Треневым; известными фотографами: М.П.Дмитриевым, М.С.Наппельбаумом. Часть снимков получена из Гослитмузея, нижегородского и других «родственных» музеев. Фотографии поступали из Союзкинохроники, Государственного издательства легкой промышленности, редакций журналов, Союзфото, ЦГАКФД и т.д. Иногда музей получал неожиданные подношения от «случайных» людей. Такова история снимка, запечатлевшего день отъезда писателя в Германию в 1921 г., после обострившихся противоречий с большевистскими вождями. Фотография «А.М.Горький среди советских и финских пограничников на вокзале Райяйоки-Сестрорецка» (дата: «1921 окт., 16»; автор М.Кялвия) поступила в нашу коллекцию в 1948 г. от М.Л.Ривина. В пояснениях дарителя сказано, что снимок был найден его отцом в 1940 г., при вступлении советских войск в Выборг, в покинутом доме одного из таможенных служащих.
В музее около ста тысяч единиц хранения; как и везде, лишь часть экспонатов выставлена, очень многое находится в запасниках. Экспонаты московского музея весьма многообразны: от бронзовой скульптуры, украшающей двор Института мировой литературы и Музея А.М.Горького на Поварской, 25а (В.И.Мухина. Модель для памятника Горькому в Н.Новгороде. 1938–1939. Отлив В.Лукьянова), до крохотного бумажного петушка, сделанного Львом Николаевичем Толстым для маленького Максима — сына Горького. Здесь хранятся автографы Чехова, Бунина, Станиславского, Шаляпина, предметы прикладного искусства, нумизматика, замечательная коллекция восточной миниатюры, редкие книги личной библиотеки, свыше 2 000 иллюстраций к произведениям Горького, офорты и гравюры, оригинальные стеклянные негативы, фотодокументы и личные вещи писателя.
При организации литературной экспозиции на Поварской был использован традиционный хронологический принцип: Н.Новгород, похвальный лист Кунавинского начального училища, первые книги, макет домика Кашириных, карта-панно странствий Алексея Пешкова по Руси 1889 и 1891–1892 гг.; целая галерея самых разных пунктов горьковского маршрута и людей, встретившихся на его пути. В наглядной ретроспективе перед глазами посетителей музея проходят различные сюжеты: Одесса; ломка камня в карьере Владикавказской железной дороги; разгрузка барж, волжские пристани, рыбацкие тони в низовьях Волги; рабочие и служащие станции Крутая Грязе-Царицынской железной дороги; Кострома; Феодосия; окрестности Аккермана; бакинские промыслы Манташева; Тифлис; стол, за которым там работал А.Пешков, газета «Кавказ» с первой публикацией М.Горького; его ранние стихотворения; закавказские железнодорожные мастерские; ночлежный дом Бугрова в Н.Новгороде; народная столовая в Нижегородской губернии; О.Ю.Каминская — прообраз героини рассказа «О первой любви» — и письмо Горького ей; В.Г.Короленко и письма писателей друг другу; «Самарская газета» с фельетоном из цикла «Между прочим», подписанным «Иегудиил Хламида»; дело самарского городского управления о негласном полицейском надзоре; павильоны и отделы нижегородской выставки; подлинные вещи писателя: пальто-крылатка, шляпа и трость. О важнейших, знаковых моментах горьковской биографии свидетельствуют фотографии Горького с Толстым, Чеховым; затем имена, составляющие золотой фонд русской и мировой культуры, сопровождают Горького до конца жизни: М.В.Нестеров, И.А.Бунин, В.Я.Брюсов, М.Н.Ермолова, В.В.Стасов, В.М.Васнецов, И.Е.Репин, И.Ф.Анненский, Л.Н.Андреев, В.Ф.Комиссаржевская, К.С.Станиславский, Вл.И. Немирович-Данченко, Ф.И.Шаляпин, В.А.Серов, Р.Роллан, А.А.Блок, А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов, И.П.Павлов, Н.И.Вавилов, Е.И.Замятин, Ю.А.Анненков, Г.Уэллс, Б.М.Кустодиев, А.Белый, К.И.Чуковский и многие другие.
Макет декораций постановки «На дне» в Художественном театре, фотографии, афиши, программки, автографы — рассказ о взаимоотношениях Горького с прославленной труппой; рядом представлена история дружеского сотрудничества с В.Ф.Комиссаржевской.
В этом же зале отражено участие Горького в первой русской революции: сатирические журналы «Жало», «Жупел», «Адская почта» с памфлетами М.Горького, набросок его пьесы «Конституция 1905–1906», страница очерка «Поп Гапон» (1906) и знаменитое воззвание «Не давайте денег русскому правительству» (1906), фотографии баррикад на улицах Москвы. Здесь можно увидеть напоминающие о содружестве Горького с художниками «Мира искусства» акварели Е.Лансере «Погром», «В Москве наступило успокоение» (1906) и М.Добужинского «Москва в крови» (1906) с дарственной надписью писателю. Особое место в горьковской иконографии занимает знаменитый портрет Горького кисти В.А.Серова, написанный осенью 1905 г. в квартире писателя на Воздвиженке.
О заключении Горького в Петропавловской крепости рассказывают обвинительные листы по делу 9 января 1905 г.; многочисленные подписи деятелей культуры Европы под протестом против ареста Горького, статьи из газеты «Berliner Tageblatt» в его поддержку; донесение начальника киевского охранного отделения о состоявшейся в театре Соловцова на спектакле «Дачники» демонстрации в защиту автора, первая страница рукописи «Дети Солнца», написанная в тюрьме. Даже вид каземата Трубецкого бастиона можно представить по макету, специально выполненному для музея. За стеклами витрин — ключ от одной из камер и фотография Горького после освобождения из тюрьмы (февраль 1905).
Третий зал посвящен поездке в Америку; очень важному для Горького — каприйскому периоду и очень драматичному — послереволюционному. Экспонаты, связанные с Италией: фотографии Горького и его многочисленных гостей — художников, писателей, артистов; пейзажи Капри и натурные портреты писателя; книги, написанные в это время.
Петроградские годы — от революционных событий до вынужденного отъезда за границу в 1921 г. — оказались для Горького очень тяжелыми. Непрекращающиеся аресты и бесчинства превратили писателя в профессионального просителя и ходатая. Бессчетное количество писем направил он Зиновьеву, Каменеву, Ленину, Луначарскому. В них — просьбы с перечислением заслуг ученых, писателей, общественных деятелей — невинных жертв новой власти. Неприязненные отношения с Зиновьевым крайне осложняли ситуацию, «московские» большевики видели в поведении Горького досадную помеху. Трупы на улицах, тиф, голод, одичание — на этом фоне писатель создал и возглавил Дом ученых, Дом искусств, Дом литераторов, издательство «Всемирная литература». Фотографии и портреты Горького этого драматичного периода (в том числе работы Ю.Анненкова и В.Шухаева) отражают его напряженность и надломленность; здесь же, в экспозиции, «Несвоевременные мысли», портреты и автографы А.Блока, Н.Гумилева, А.Белого, К.Чуковского.
Литературно-биографическую экспозицию на Поварской продолжают два зала на Малой Никитской, в доме с памятной доской «А.М.Горький жил здесь в 1931–1936 гг.»: фотографии и документы, рассказывающие о последнем периоде жизни писателя — после возвращения на родину в 1931 г.; картины Б.Д.Григорьева, В.Хааген-Мюллера, В.М.Ходасевич, М.В.Нестерова, предсмертные записи и посмертная маска Горького. Но главное — первый, мемориальный этаж особняка, где писатель прожил пять лет, очень много работал; принимал многочисленных гостей; готовил Первый всесоюзный съезд писателей; редактировал огромное количество рукописей, пережил смерть единственного сына.
Сам дом известен как памятник архитектуры стиля модерн начала ХХ в., выдающееся произведение Федора Осиповича Шехтеля. Здание построено в 1900–1902 гг. по заказу промышленника, банкира и мецената Степана Павловича Рябушинского. После революции здесь размещались различные учреждения, такие как Госиздат, Психоаналитический институт и его лаборатория, детский сад, ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей). В 1931 г. дом был предоставлен писателю, возвратившемуся на родину из Италии. Многие считали, что Горькому шехтелевский особняк «не подходит». Это сразу почувствовал Ромен Роллан, утверждавший, что хозяин плохо вписывается в предложенные декорации. Сотрудникам музея приходилось считаться с этой данностью, сохраняя интерьеры, подлинную обстановку и горьковскую атмосферу дома в сложном, но безусловном единстве. Здесь нет противоречия — годы, прожитые Горьким в этих стенах, наложили неповторимый отпечаток на облик особняка на Малой Никитской. Подлинность последней квартиры писателя — важнейшее достоинство музея. Понемногу Горький привык к особенностям своего последнего дома, к расположению комнат: из гостиной с огромным окном можно пройти в библиотеку, с пола до потолка заполненную книгами — главным богатством писателя; через полутемную парадную прихожую, огромным зеркалом отражающую массивную входную дверь, — в кабинет, комнату, которую, по словам С.Маршака, хозяин как будто всегда возил с собой. Затем спальня — тихая комната, окнами во двор. Знаменитой лестницей Шехтеля, по которой так любят ходить гости дома сегодня, Горький не пользовался — из-за болезни он не поднимался на второй этаж, где жила семья сына: Максим Алексеевич с женой Надеждой Алексеевной и дочерьми Марфой и Дарьей, а также близкие семье люди: медсестра О.Д.Черткова, художник И.Н.Ракицкий.
Самая большая комната дома с огромным окном в сад служила столовой, гостиной. Завтрак обычно проходил в узком кругу, более оживленно становилось за обедом и вечерним чаем. Здесь встречали многочисленных гостей, прежде всего литераторов, людей искусства. Уже через две недели после приезда Горький встретился здесь с группой драматургов. Его авторитет художника в литературной среде был очень высок. Горький стал одним из главных инициаторов объединения писателей в творческий союз, который формировался в 1930-е гг. в сложных условиях борьбы пролеткультовцев, лефовцев, рапповцев и других литературных группировок. В гостиной на М.Никитской не раз собирался оргкомитет I съезда писателей. Почти все известные литераторы 1930-х гг. побывали у Горького. В июне 1931 г. он принимал членов Международного объединения рабочих писателей, обсуждал выпуск антивоенной газеты «1 августа». В июле того же года дом Горького посетил Б.Шоу, совершавший поездку по Советскому Союзу. В 1935 г. состоялась, наконец, встреча Горького с Р.Ролланом, которую оба ждали двадцать лет. Здесь Горький встречался с самыми разными людьми — пионерами, колхозниками, военными, рабочими, музыкантами, художниками, актерами. В августе 1931 г. в «горьковской» гостиной автор читал актерам театра им. Е.Вахтангова пьесу «Егор Булычов и другие». По вечерам, отдыхая в кругу семьи, Алексей Максимович любил слушать музыку. Включалась радиола, и прослушивались пластинки, среди которых особым вниманием пользовались записи старинного друга писателя — Ф.И.Шаляпина. В горьковском собрании грампластинок есть записи произведений Чайковского, Бородина, Бетховена, Шопена, Грига. Из современных ему композиторов Горький слушал Гершвина, Шостаковича, за которого вынужден был вступиться в марте 1936 г. После появления в «Правде» статьи «Сумбур вместо музыки» Горький в письме Сталину назвал композитора «наиболее одаренным из всех современных музыкантов».
Из столовой деревянные двери, украшенные ручной резьбой, ведут в библиотеку. Мемориальная библиотека Горького в этом доме — последняя, примерно шестая по счету из собранных им за долгую жизнь. Много книг из предыдущих собраний Алексей Максимович передал в городскую библиотеку Нижнего Новгорода, Публичную библиотеку Петрограда, раздал друзьям. Это собрание книг насчитывает 10 000 названий (12 000 томов) и занимает 44 специально изготовленных шкафа в библиотечной комнате, секретарской, в двух вестибюлях и вдоль мраморной лестницы, ведущей на второй этаж. В последнюю библиотеку вошли книги, с которыми Алексей Максимович не расставался всю жизнь. Одним из первых приобретений стали «Афоризмы и максимы» А.Шопенгауэра в 3 томах. На первом есть надпись: «А.Пешков. Самара, 1895 г.» Там же и первые, сделанные им, пометки, и записи на полях. Основную часть библиотеки составляет художественная литература, русская и переводная. Это книги любимых авторов: Пушкина, Чехова, Лескова, Бунина. Некоторые, особенно с дарственными надписями, Горький всюду возил с собой (например, собрание произведений А.П.Чехова в 9 томах, подаренное автором в Ялте в 1902 г.). В этой библиотеке представлены книги почти всех известных советских писателей 1920–1930-х гг. Здесь многие издания произведений А.Н.Толстого, М.Зощенко, К.Федина, Л.Леонова, М.Шолохова, Вс. Иванова, Н.Тихонова (все с дарственными надписями). Сохранились сборники стихотворений Б.Пастернака, В.Маяковского, С.Есенина, М.Цветаевой, подаренные этими поэтами. Библиотека человека, с ранних лет убежденного, что «лишних знаний нет», поражает широтой тематики. Энциклопедии, книги по философии, фольклору, быту, языковедению, русская и зарубежная проза, поэзия; история литературы, серия «Жизнь замечательных людей», труды по искусству, географии и биологии, истории религии, научная литература и право, мемуары и т.д. Многие книги в библиотеке Горького с автографами (кроме упомянутых произведений Чехова — Бунин, Блок, Андреев, Розанов, Пастернак, Цветаева и др.). Последним из прочитанного стала вышедшая весной 1936 г. в серии «Жизнь замечательных людей» книга Е.В.Тарле «Наполеон». Около 2 000 книг хранят следы внимательного чтения и работы мысли: подчеркивания (особенно синим и красным карандашами), значки и заметки на полях, закладки, газетные вырезки, номера интересующих страниц.
Библиотека — одна из самых красивых комнат, здесь внимание гостей обращают на лепнину потолка; голубое небо, желтые хризантемы (восточный символ солнца) и ползущую по стеблю улитку в живописном плафоне; детали резного деревянного карниза; огромное окно, выходящее на церковь Большого Вознесения. Во время реставрации 1977–1989 гг. здесь, под штофом, на одной из стен были обнаружены рисунки углем по штукатурке, возможно, принадлежащие Ф.О.Шехтелю.
Разместившаяся в последнем доме Горького коллекция восточного искусства — детище долгих лет собирательства — много значила для писателя. С ней был связан важнейший кусок жизни, один из самых насыщенных и ярких. И в самом начале, и спустя многие годы Горьким-коллекционером двигала особая страсть. Это была форма познания мира, возможность приобщения к сокровищам духа. Меньше всего он думал о пресловутом выгодном помещении капитала. Горький категорически не принимал условий игры, по которым предмет искусства, творение рук человеческих — банальный товар, имеющий денежный эквивалент и способствующий обогащению. Собиранию восточного искусства Горький отдал несколько десятилетий, шаг за шагом открывая для себя неведомый мир. Его привлекало все: история и философия Востока, богатство искусства и литературы. Первый маленький коллекционный шкафчик с японской резьбой появился у писателя в нижегородской квартире. Серьезное знакомство с японской миниатюрной скульптурой произошло на Капри, где у моряков можно было недорого приобрести интереснейшие образцы. По воспоминаниям Горького, фигурку старика с обезьянкой он купил за ничтожную сумму. В 1912 г. писатель уже со знанием дела ознакомился с экспонатами парижского восточного музея. Тогда же Горький пополнил свое собрание у французских антикваров. Каприйскую коллекцию японской резьбы (нэцкэ и окимоно — статуэтки актеров и рыбаков, философов и торговцев, крестьян и мудрецов; пейзажные композиции) Горький привез в петроградскую квартиру на Кронверкском проспекте. Здесь расширение коллекции продолжилось. Помимо резьбы писатель дополнял ее изделиями из камня, лака, бамбука, фарфора, вышивкой, тончайшими рисунками тушью, росписями по шелку.
Сегодня восточная коллекция украшает мемориальную экспозицию музея А.М.Горького в Москве. Причем до сих пор сохраняется горьковская расстановка предметов этого собрания. В кабинете, где писатель проводил много времени, он разместил миниатюрную скульптуру, изделия из слоновой кости и дерева. Часть из них занимает горку над камином, другая — рядом, в специальном стеклянном шкафу. В кабинете находятся шкатулки, вазы и восточная мебель. В спальне предметы из кости, минералов, фарфора и металла хранятся в японском шкафу с бронзовым драконом и лаковым панно из желтого тополя, стекла и перламутра. Вазы, фарфор, эмали, «скульптуру» из горной березы можно увидеть в столовой и библиотеке.
Среди экспонатов восточной коллекции Горького — экземпляры из Японии, Китая, Тибета, Индии, Монголии. Это резьба (слоновая кость, дерево и лак, камень); предметы из фарфора, фаянса, глины и гипса; изделия из металла, мебель. Японская миниатюрная скульптура — наиболее известная часть горьковской коллекции. Знаменитые нэцкэ и окимоно этого собрания заслуживают особого рассказа. В переводе с японского «нэцкэ» означает «носить корень». Карманы в средневековом японском костюме отсутствовали, их заменял шнурок с противовесом (сначала кусочком дерева, затем обработанной костью). Позднее так стали называть маленькие резные фигурки, удерживающие на кимоно необходимые в повседневной жизни вещи. Поэтому нэцкэ можно узнать по сквозному отверстию для шнура, который «держит» носимые предметы: ключи, кисет, трубку, кошелек и т.п.
Окимоно — станковая миниатюрная скульптура, изображающая людей, мифологических персонажей и целые тематические композиции. Их функциональность особого свойства — они призваны украшать жизнь человека. Большинство фигурок имеют подробные названия, включающие поэтическое описание, своего рода мини-зарисовку, зафиксированный фрагмент бытия. Вот, к примеру, несколько хранящихся в музее нэцкэ: «Европеец, придерживающий висящую за спиной соломенную шляпу»; «Два китайских ученых возле сосуда с водой»; «Крыса на тюке рисовых стеблей, в которых прячется другая крыса»; «Группа испуганных демонов, прячущихся от гороха»; «Барсук “тануки”, поглаживающий лапой раздувшийся живот»; а вот окимоно: «Три крестьянина среди стволов бамбука»; «Рыбак с сачком и рыбой в руках»; «Легендарный укротитель демонов Сьеки, борющийся с ними».
Среди любимых Горьким окимоно можно выделить вырезанную из слоновой кости фигурку Куй-сина, помощника бога литературы Вэнь-чаня, на рыбе-драконе. Писатель ценил не только тонкость работы японского мастера Масааки, ему была близка основная идея маленького шедевра. По легенде, Куй-син, некрасивый от рождения, благодаря трудолюбию и целеустремленности становится покровителем писателей и ученых. Автор изобразил Куй-сина на рыбе — драконе, стоящем на хвосте. Существует китайское предание, которое гласит: рыба, прошедшая девять водопадов против течения, достигнет храма Лун-Мын и превратится в дракона. Дракон здесь — символ могущества, мудрости и упорства.
В шкафу над камином хранится фигурка буддийского бога долголетия и счастья Шоу Сина с волшебным жезлом; ее особенность в том, что она вырезана из агальматолита (мягкого камня); из этого же материала выполнены еще несколько изделий, в том числе изображения божеств: милосердия — Гуань Инь с четками; и счастья — Пын Лая в виде старика с веткой персиков. Из горного хрусталя изготовлена маленькая скульптура, изображающая молящегося монаха со знаком мудрости — урной на лбу.
Камин и горка выполнены по эскизам Ф.О.Шехтеля; рядом один из самых загадочных шехтелевских витражей, в нем зашифрована заветная мысль архитектора: единство человека и природы, необходимость гармонии их взаимоотношений. Интерьер кабинета был специально продуман Шехтелем. Основная тема оформления — лавровая ветвь — повторяется в резьбе дверей, окна, в рисунке витража, дверных ручек. В кабинете писатель проводил утренние часы, с 9 до 2 дня. Творческая деятельность Горького в эти годы огромна: написаны пьесы «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие», второй вариант пьесы «Васса Железнова», продолжалась работа над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина». Почти ежедневно в печати появлялись статьи, посвященные событиям в жизни страны, вопросам литературы и культуры, борьбе против фашизма и войны. Здесь Алексей Максимович готовился к I съезду писателей. Эта комната более других отражает вкусы Горького. Порядок на рабочем месте был неизменен: чернильница, большие листы бумаги с широкими полями, обычная деревянная ручка, много цветных карандашей, блокноты и листочки бумаги с заметками, служившие заготовками для будущих произведений. Во второй половине дня Алексей Максимович работал здесь над рукописями начинающих писателей, отвечал на письма многочисленных корреспондентов, занимался редактурой в руководимых им изданиях. Рукописи в папках и бюварах лежали на столике рядом и даже на подоконнике. Праздников и выходных почти не существовало. На стене напротив рабочего стола две картины: копия с «Мадонны Литты» Леонардо да Винчи, выполненная Александром Дмитриевичем Кориным, и панорама Неаполитанского залива, написанная старшим Кориным — Павлом Дмитриевичем во время поездки к Горькому в Италию. Обе картины помещены здесь хозяином кабинета.
Из кабинета — дверь в спальню, где только самое необходимое. Справа от кровати — деревянная полка с книгами, под ней — мягкое кожаное кресло, небольшой столик с лампой и пепельницей. Это любимый уголок Горького. Здесь, при свете лампы, в кресле, укутав ноги пледом, с карандашом в руках, он обычно подолгу читал перед сном. Горький, в шутку называвший себя «профессиональным читателем», старался читать все новинки, ибо до конца жизни сохранил редкое качество «удивления книге». Об этом с восхищением писал Р.Роллан: «Какая неистребимая ясность ума! Какая жажда учиться!» На стене над книжной полкой — пейзаж с видом морского берега возле виллы «Иль Сорито», где Горький жил в Сорренто. Картина написана и подарена Николаем Бенуа, сыном известного русского художника Александра Николаевича Бенуа. Николай Александрович, впоследствии главный художник миланского «Ла Скала», был другом сына Горького и посещал их дом в Италии. Часто гуляя вместе с хозяевами по берегу моря, он запечатлел этот пейзаж. Горькому картина очень понравилась; вернувшись на родину, он привез ее с собой и повесил в доме на Никитской. На тумбочке возле кровати — снимок старшей внучки Горького — Марфы. Это одна из самых последних фоторабот сына — Максима Алексеевича. Он скончался 11 мая 1934 г. от скоротечного крупозного воспаления легких. Над комодом находится одно из последних художественных приобретений Горького — пастельный автопортрет П.М.Боклевского, юриста по профессии и художника по призванию, иллюстратора книг Гоголя, Островского, Мельникова-Печерского. Горький, придававший большое значение качеству иллюстраций, очень ценил его дарование. Единственная «роскошь» в комнате — японский шкафчик, в котором хранятся предметы из восточной коллекции и «сувениры»: деревянные фигурки, вырезанные Леонидом Леоновым — Бурыга и Яков Пигунок, персонажи его ранних рассказов; футляр для спичечного коробка с росписью известного палешанина И.И.Голикова. Изначально эта комната проектировалась Шехтелем как малый кабинет. В доме успешного промышленника помещение, где можно, сделав перерыв во время работы, отдохнуть, покурить, побеседовать с деловым гостем, было весьма уместным. Кабинет был обставлен журнальными столиками, диванами, на стенах висели картины.
Главное украшение дома — знаменитая мраморная лестница-волна со светильником-медузой. Это основной элемент интерьера, организующий пространство особняка. Лестница находится в парадном холле, высота которого двенадцать метров. Особую атмосферу создает трехчастный витраж, объединяющий все уровни лестницы. Впечатление подводного мира усиливают окраска стен в зеленоватый тон и приглушенное освещение холла: стекло витражей тонированное, потолка — матовое. Резной парапет лестницы состоит из больших медальонов неправильной формы, образованных непрерывной линией, создающей образ волны. Медальоны, заполненные четырьмя накладными и прорезными фигурами, похожими на капли воды, завершают впечатление.
Рассказ о специфике московского музея-квартиры Горького был бы неполным без упоминания о моленной, расположенной на третьем этаже особняка. Ф.О.Шехтель, обдумывая план дома для С.П.Рябушинского, разработал удивительный проект «домашнего храма», недоступного случайному взгляду снаружи. К безукоризненно «спрятанной» зодчим в едином облике особняка семейной церкви ведет длинная узкая лестница. Преодолевших множество ступеней ждет небольшое пространство с высоким куполом, орнаментальной живописью на стенах и полуциркульной аркой, отделяющей основную часть от алтаря. Естественный свет в моленную поступает через стеклянное отверстие в потолке (световой фонарь) и небольшое тройное окно высоко в алтаре. Тайной и архитектурно зашифрованной она оказалась потому, что долгое время старообрядчество, исповедуемое первым владельцем особняка, подвергалось гонениям. Полное уравнение в правах было даровано лишь в 1905 г. Моленная занимает небольшое помещение, однако прекрасные пропорции и купол делают ее не только величественной, но и просторной. Она стилизована под древнюю церковь. Невысокая алтарная преграда не сохранилась; на полотенцах, обрамляющих строенное (трехчастное) окно в алтаре, древний символ Иисуса Христа — рыба с крестом над ней и надписью по-гречески «Ихтис» (рыба), в которой зашифрована древнейшая формула символа веры. Пять букв слова «Ихтис» — это первые буквы пяти слов: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель — Iesous Christos, Theou Yios, Soter. Рисунок паркета словно отражает лучи, проникающие сверху; а созданный архитектором храм — высокое устремление Человека к Богу. Модерн Шехтеля в старообрядческой моленной Рябушинского — это сложное художественное единство символов, мотивов и цветовых решений: традиционные евангелисты над вихрями спиралевидных завитков со светящимися точками, мерцание серебра на строгом темном фоне, живописные полотенца и «золото» купола.
В музейной биографии Горького московская страница последняя, завершающая. В тиши мемориальных комнат вспоминаются предсмертные слова писателя: «Конец романа, конец героя, конец автора». Подобно огромному, в полный рост, горьковскому портрету на площадке второго этажа мемориальной квартиры на М.Никитской, возникает целостный образ русского писателя, начавшего свой путь в далеком девятнадцатом столетии, изменившего век двадцатый и оставшегося с нами в двадцать первом.
|
Залы литературной экспозиции Музея А.М.Горького (ИМЛИ РАН) в доме на Поварской, 25а
А.М.Горький у камина в доме на Малой Никитской, 6. 1931
Запись Дж. Олдриджа в книге посетителей московского музея-квартиры А.М.Горького. 12 июня 1975 года
М.В.Нестеров. Портрет М.Горького. Этюд. Нижний Новгород. 1901. Холст на картоне, масло. Музей А.М.Горького (ИМЛИ РАН)
Ф.И.Шаляпин. Портрет Горького. Набросок с натуры. 1911. Бумага, графитный карандаш
Музей-квартира А.М.Горького. Малая Никитская, дом 6. 1900–1902. Архитектор Ф.О.Шехтель
Малая Никитская, 6. Дворовый фасад
Ф.С.Богородский. Вилла «Иль Сорито». 1930. Холст, масло
Б.Д.Григорьев. Портрет М.Горького. 1926. Холст, масло
А.М.Горький позирует С.Т.Коненкову. Сорренто. 1928
С.Т.Коненков. Бюст А.М.Горького. Сорренто. 1928. Бронза
В.Хааген-Мюллер. Портрет М.Горького. 1927. Холст, масло
Кабинет в доме на Малой Никитской, 6. Письменный стол А.М.Горького
Библиотека в доме на Малой Никитской, 6. Потолок. Архитектор Ф.О.Шехтель при участии И.А.Фомина
Библиотека. Фрагмент декора
М.Горький с сыном Максимом. 1899
Кабинет А.М.Горького. Восточная коллекция. [1906–1930-е годы]. Восточное искусство представлено в горьковской коллекции предметами из разного материла: кости, красного лака, перегородчатой эмали, фарфора, бамбука. Из красного лака изготовлены украшающий китайский столик в кабинете ларец с «ученой» атрибутикой: свитками, сосудами с краской, фонарем — и ваза на шкафу за письменным столом. Здесь есть раритеты из Японии, Китая, Тибета, Индии, Монголии. Вс. Иванов преподнес писателю удивительный «шар в шаре» — 18 ажурных сфер, вращающихся одна внутри другой
Кабинет. Витраж. Мастерская В.М.Виноградова
А.Д.Корин. Копия с «Мадонны Литты» Леонардо да Винчи. 1929. Дерево, масло. Копия, выполненная на специально заказанной эрмитажному мастеру доске красного дерева, повешена в кабинете самим А.М.Горьким
П.Д.Корин. Панорама Сорренто (Неаполитанский залив). 1932. Бумага, жидкое масло
Кабинет. Ручка двери
К.С.Петров-Водкин. Девушка и смерть. Иллюстрация к поэме М.Горького. 1932. Бумага, акварель
Н.А.Бенуа. А.М.Горький среди родных и знакомых у костра в Сорренто. Шуточная зарисовка. 1926. Бумага, акварель
Верхний витраж. Мастерская В.М.Виноградова
Моленная в доме на Малой Никитской, 6. Архитектор Ф.О.Шехтель
Лестница со светильником-медузой. Архитектор Ф.О.Шехтель
|