Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 123 2017

Анна Чудецкая

Художественный феномен Нукуса

Уже полвека на далеких берегах АмуДарьи, в городе Нукусе – столице Каракалпакстана – действует музей с необычной судьбой. В его экспозиции –материалы археологических раскопок, этнографических экспедиций, но особое внимание привлекают собранные здесь произведения изобразительного искусства, представляющие так называемый туркестанский авангард. Его самобытное место в истории отечественной живописи ярко продемонстрировала прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина масштабная выставка «Сокровища Нукуса».

Музей в Нукусе носит имя его создателя — Игоря Витальевича Савицкого, и это справедливо: без этого человека, бесконечно и бескорыстно преданного своему делу, подобное собрание вообще не могло бы возникнуть. Выставка стала его триумфом.

Созданное Савицким собрание носит сугубо индивидуальный характер, поэтому структура выставки логично перекликалась с судьбой Игоря Витальевича. Зрителю предлагалось проследить за этапами жизненного пути, которые определяли и возникновение, и изменения его собирательских интересов.

Биография Игоря Савицкого в общих чертах известна. Он родился в 1915 году в Киеве. Важно упомянуть, что его дед по матери — Т.Д.Флоринский — был академиком, филологом, университетским профессором. Революционные события обернулись трагедией для семьи, и с юности Игорь Витальевич жил у родственников в Москве. Здесь он начал свое художественное образование, посещал мастерские художников Е.Сахновской и Р.Мазеля. Рувим Мазель (1890–1967), уроженец Витебска, был связан со Средней Азией: в 1920-х годах он организовал в Ашхабаде «Ударную школу искусств Востока», а в 1930-х стал постоянным участником экспедиций в этот регион. В это время Мазель создал «Библейский цикл», в котором события Священного Писания переносятся на туркменскую землю. Возможно, именно от своего первого учителя Игорь получил импульс, пробудивший его интерес к среднеазиатским истории и культуре. Одновременно Савицкий учится в Полиграфическом институте. Тогда же возникают его дружеские отношения с преподавателем Института повышения квалификации учителей Львом Юрьевичем Крамаренко (1888–1942), тонким колористом и замечательным педагогом, который вместе со своей женой, художницей Татьяной Жданко, также был увлечен историей и искусством Средней Азии.

В 1941 году Игорь Витальевич поступил в Государственный художественный институт, который после войны станет называться Суриковским, и вместе с этим институтом отправился в эвакуацию в Самарканд, где оказалась и семья Крамаренко-Жданко. После смерти Льва Юрьевича Савицкий продолжил обучение у «бубновалетчиков» К.Истомина и Р.Фалька, которые также очутились во время эвакуации в Самарканде. Савицкий посещал мастерские этих художников, брал у них уроки. Так завязались их добросердечные дружеские отношения, одним из свидетельств которых стала картина Р.Фалька «На фоне сюзане», выполненная в 1943 году. По воспоминаниям И.Савицкого, именно он высмотрел юную узбекскую девушку, торговавшую овощами, и уговорил ее прийти в мастерскую к художнику попозировать. Оба, Фальк и Савицкий, написали ее портреты, а по окончании работы Савицкий спросил девушку, чья работа ей нравится больше. Ответ ее был знаменательным: она вежливо поблагодарила Савицкого за похожий портрет, — ведь там она выглядела так, словно, как обычно, торгует на базаре; а вот на портрете Фалька она увидела себя такой, какой хотела бы быть. К сожалению, мы не имеем возможности сравнить два портрета — работа Савицкого не сохранилась, но в серебристо-жемчужной живописи Фалька мы видим лицо девушки, похожей на восточную принцессу, погруженную в печаль и тишину.

Не только учеба у Фалька, но и само пребывание в этих краях было для Савицкого особо значимо. Позже он вспоминал: «Два года в Самарканде помогли осознать все значение цвета. Цвет и свет, которыми напоены Самарканд и Средняя Азия, — лучшая школа для живописца, который стремится постичь полную силу звучания цвета и в свете, и в тени, где он становится еще интенсивнее и свето-цветоноснее».

Возвратившись из эвакуации и завершив обучение, Савицкий оказался в реальности конца 1940-х годов: ситуация в изобразительном искусстве, как, впрочем, и в остальных сферах общественной жизни страны, становилась все более политически ангажированной и идеологически жесткой. Не удивительно, что романтично настроенный молодой человек не находит своего места в столичной жизни и с готовностью принимает предложение Татьяны Жданко стать художником в Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР.

Эта экспедиция существовала с начала 1930-х годов. Ею руководил Сергей Павлович Толстов, чье имя теперь связано с открытием хорезмийской цивилизации: в низовьях Амударьи были обнаружены следы тысячелетней развитой системы градостроительства. Сегодня это открытие считается одним из важнейших событий в археологии ХХ столетия.

Находки экспедиции датировались разными эпохами — от неолита до Средневековья. Это были по большей части предметы, связанные с различными религиозными культами, существовавшими на территории Каракалпакстана: зороастризмом, эллинистическими культами, буддизмом, исламом. Поражают воображение памятники, связанные с погребальным культом в зороастризме, найденные в 1930–1950-х годах. Одна из жемчужин археологической коллекции Нукуса — костница (оссуарий) VII–VIII веков с изображением погребального ритуала. На сохранившейся стенке оссуария можно ясно видеть процессию плакальщиков, истязающих себя в знак скорби. Наряду с культовыми предметами обнаружены многочисленные поливные изразцы, гончарные изделия (хумы, хумчи, кувшины, миски, блюда, чаши), ювелирные украшения, бронзовые наконечники стрел, монеты.

Атмосфера археологической экспедиции, соприкосновение с историческими памятниками, уникальность находок не могли оставить равнодушным молодого художника. Игорь был очарован и природой Каракалпакии — в его творчестве возникают серии тончайших по колориту пейзажей. «Я никогда не думал, что пески так красивы», — часто говорил он. Одним из своих любимых художников Савицкий в то время называл Сислея.

Следует отметить и особую роль личности Татьяны Жданко, ее влияние на Савицкого. Яркий, неординарный человек, талантливый ученый, великолепный организатор и педагог, Татьяна Александровна с 1945 года возглавляла в экспедиции работу по изучению этнографии каракалпаков — народа, живущего на северо-западе Узбекистана — и стала автором многочисленных исследований. Пригласив Савицкого в экспедицию, она дала совершенно новое направление жизни молодого художника. Вместе с ней Савицкий начинает ездить по аулам — собирать этнографический материал: предметы национального костюма, обстановки.

Каракалпаки («черные колпаки») издревле вели кочевую жизнь. Юрту нужно перемещать, и это предполагало ограниченное количество предметов интерьера, в украшении которых переплетались бытовые, декоративные и магические функции. Каждое украшение, каждый коврик имеют строго определенное место и название. Бельжип, бельдеу, акбаскур — длинные орнаментированные полосы, выполненные на хлопчатобумажной основе ворсовым узором из шерсти, — опоясывают юрту изнутри и снаружи. Широкая полоса, опоясывающая и скрепляющая весь остов юрты, — акбаскур; она обращена лицевой, орнаментированной стороной внутрь юрты. Керги — вещевые сумки — висят в хозяйственной части юрты, в них хранится посуда; есиккас — наддверный коврик; каршин — вещевой мешок с орнаментом на лицевой стороне. Колорит геометрических орнаментов строится на мягких, сближенных сочетаниях теплых, коричневато-охристых цветов с небольшими вкраплениями контрастно окрашенных фрагментов.

Природа этого края, народное искусство каракалпаков, возможность реализации в новой области захватывают Игоря Витальевича. Уже после первого сезона в экспедиции Савицкий делает решительный шаг и переезжает из Москвы в Нукус. Он становится сотрудником Каракалпакского филиала Академии наук Узбекистана, начинает систематически заниматься сбором предметов народного искусства. В 1950-х годах кочевой образ жизни каракалпаков постепенно уходит в прошлое, этнографические предметы воспринимаются как ненужное старье. И Савицкий ощутил свое особое призвание: сохранить древнюю декоративную культуру каракалпаков. Энергия Игоря Витальевича неиссякаема: он продолжает участвовать в археологических раскопках и в этнографических экспедициях, реставрирует, пишет монографию о каракалпакской резьбе по дереву, поддерживает местных мастеров-ремесленников. Без преувеличения можно назвать деятельность Савицкого культурным строительством: его разрастающееся собрание явилось достойным поводом к созданию государственного музея в Каракалпакии. В 1966 году музей в Нукусе начинает существовать официально, ему предоставляют небольшое помещение и выделяют средства на приобретение экспонатов.

Казалось бы, концепция музея сформирована — это значительное собрание археологического и этнографического материала, а также изделия каракалпакских мастеров-ремесленников. Но Игорь Витальевич приступает к следующему этапу собирательства: его привлекает творчество художников Средней Азии, которые ярко проявили свои таланты в первые послереволюционные десятилетия. Первым в этой когорте следует назвать Александра Николаевича Волкова. Уроженец Ферганы, получивший образование в Петербурге, в 1916 году Волков возвращается в Среднюю Азию, в Ташкент. Здесь после революции начинается период его необычайной творческой активности. Воодушевленный задачей создать станковое искусство в Средней Азии, Александр Волков сочетает авангардные тенденции и колористические ориенталистские традиции. Результатом становится необыкновенно убедительное и энергичное искусство, вдохновленное искренней верой в возможность новой, справедливой и гармоничной жизни на древней земле Средней Азии. Собрание работ Волкова в музее весьма обширно и дает возможность проследить этапы становления мастера. Так, картина «Арба» (1924) несет черты увлечения ориенталистским декоративным искусством. Энергичная черная обводка, сияющие краски, значительная доля условности неизбежно рождают ассоциации с витражной или ковровой живописью. В этой композиции не сразу различаешь всадника на ослике, две женские фигуры на повозке, бегущего рядом с повозкой человечка. Следующий этап демонстрирует монументальная картина «Караван», созданная через два года после «Арбы». «Караван» — одна из наиболее известных картин А.Волкова, здесь виден уже совсем иной пластический язык: обводка исчезла, уступив место особой бархатистой поверхности, угловатые формы заменили плавные: они повторяются и в очертаниях гор, и в мешках поклажи на верблюдах, и в согбенных спинах погонщиков. Мягко мерцают драгоценным цветом пятна одежды, мерно покачиваясь, движется неспешно караван. Особенность композиции такова, что зритель словно оказывается внутри картины и постепенно включается в движение.

Несколько картин Волкова, представленных на выставке, созданы уже в 1930-х годах. Самая масштабная из них — «Выход на работу». Это поистине монументальное полотно проникнуто пафосом свершающихся социальных перемен. В центре — огромные фигуры тружеников, мужчин и женщин, которые с мотыгами словно движутся навстречу зрителю. Их лица, весь их облик проникнуты мощью и радостью, которая, кажется, разлита по всему полотну благодаря светящим теплым сиянием краскам. Формы нарочито упрощены: художник избегает натурализма, подчиняя свою композицию законам монументального искусства. Несмотря на то что выбранный «социальный сюжет» прославления радости труда на земле — вполне соцреалистический, в картине не чувствуется ни грана фальши или ангажированности. Монументальность произведения, его мажорное звучание позволяют вспомнить работы мексиканских художников Сикейроса и Риберы.

Увлеченностью и активной жизненной позицией Александр притягивает более молодых живописцев: Николай Карахан, Урал Тансыкбаев, Алексей Подковыров, Оганес Татевосян — их иногда называют «бригадой Волкова». Их произведения проникнуты утопическими ожиданиями и романтическим пафосом построения новой, разумной и счастливой жизни.

Казах по национальности, получивший образование в Ташкенте, Урал Тансыкбаев впоследствии сделает карьеру, станет академиком. Однако Савицкому удалось уговорить именитого художника отдать в музей его ранние работы, которые хотелось бы назвать «фовистскими». Доля условности в сочетании со смелыми цветовыми решениями доставляет подлинное наслаждение. В его композиции «Дорога» (1934) плотный зеленый цвет соседствует с ослепительно-розовым и темно-лиловым. Эта картина поражает брызжущей радостью бытия. Подобное же яркое, восторженное впечатление производит и «Долина Брич-Мулла»: сияет на холсте золотая долина в обрамлении синих гор. Невольно возникает желание сопоставить работы Тансыкбаева с живописью М.Сарьяна — возможно, яркие южные краски, особенный, цветоносный свет способствуют рождению природных живописцев.

Более сгущенный, плотный цвет использует в своих работах Николай Карахан — еще один великолепный представитель «бригады Волкова». Его пластический язык более вариативен: здесь и звучные контрасты, и пластическое разнообразие. В его композиции «Прокладка дороги» можно отметить и социальный пафос, и явственно проступающий символический смысл. Новая дорога из фиолетово-лиловых камней пролегла посреди ярко-оранжевых песков; мужчины-рабочие в белых одеждах изображены в движении, подчиненном энергичному композиционному ритму — разве это не песнь во славу новой жизни, новых дорог, которые приведут к светлому будущему? Картина становится средством выражения социальной утопии, и вера в эту утопию видится искренней и чистосердечной.

С особой силой это чистосердечие выражает автопортрет Алексея Подковырова. Молодой мужчина изображен в полный рост на фоне далеких гор. Лучи заходящего солнца освещают предгорья, пасущихся вдали животных, юрты, подымающийся к небесам дымок от костра. В голубизне неба зажигаются первые звезды; в руке мужчины — тюльпан, под ногами — невиданные голубые цветы. Полная луна сияет на уровне его колен, лицо выражает восторг перед миром, огромное воодушевление и непередаваемую словами полноту счастья и веры в свои силы, в разумность и гармоничность будущего. Картина написана в 1935 году, и кажется, что перед нами не автопортрет, а портрет целого поколения художников, романтически настроенных и готовых к созданию нового искусства — гармоничного, вдохновенного и уникального.

До недавнего времени искусство этого региона 1920–1930-х годов именовалось ориенталистскими поставангардными течениями; однако этот термин громоздок и трудноупотребим. Несколько лет назад в Москве, в Музее искусства Востока, прошла выставка, названная очень образно и удачно: «Туркестанский авангард», эта метафора пришлась ко двору при нашей терминологической бедности. К туркестанскому авангарду с полным правом можно отнести и «Восточное кафе» Алексея Исупова, и работы Алексея Николаева. Последний, уроженец Воронежа, получивший начальное профессиональное образование в иконописной мастерской, в начале 1920-х годов приезжает в Ташкент и подпадает под впечатление природы и культуры Средней Азии, а также ее религии: он принимает ислам и получает имя «Усто Мумин», что значит «Тихий мастер». На досках, подготовленных по технологии для написания икон, художник пишет портреты чудесных юношей, сохраняющих почти девичью округлость черт лица.

Гладкость живописной фактуры и изящество фигур характерны для О.Татевосяна. Трудно угадать название его картины, на которой изображены склоненные фигуры прекрасных молодых людей, ухаживающих за растениями. Выписанные любовно и тщательно, растения напоминают средневековые гобелены, а помещенный в центр верхней части картины солнечный диск осеняет лучами их фигуры, как на древнеегипетском рельефе эпохи Амарны. Но в духе времени называется картина — «Комсомольская бригада».

И еще одно знаковое имя — Виктор Уфимцев. Художник необычайно яркого таланта, устремленный на поиски новаторских ходов, Уфимцев постоянно экспериментирует: использует элементы коллажа, создает сложные фактуры, иногда подмешивает в краску песок и другие добавки. Одна из его наиболее ярких работ — картина «К поезду». Изображено вполне тривиальное событие: девушка-казашка вынесла к проходящему поезду бутыль кумыса для продажи. Однако художник выстраивает целое действо: необычная форма подрамника, особая, матово-бархатистая фактура красочной поверхности создают у зрителя ощущение, будто он проносится мимо на поезде с огромной скоростью. Невозможно различить детали — черты лица женщины смазаны, шпалы не видны, зато кажется, что слышишь стук колес. Цель художника — не изобразить женщину на платформе, а передать ощущение скорости движения.

Туркестанский авангард — явление интернациональное. В его формировании принимали участие русский Волков, казах Тансыкбаев, армянин Татевосян. Из России приехали в Среднюю Азию Михаил Курзин и Елена Коровай, Сергей Колыбанов, Николай Григорьев и многие другие. Для многих из них Средняя Азия стала судьбой, для кого-то — творчески значимым эпизодом. В этом ряду необходимо назвать выпускницу ВХУТЕМАСа, участницу группы «13» Надежду Кашину. Ее картина «У Шир Дора» (1928) трогает свежестью красок, точностью схваченного впечатления от суеты на площади: кто-то едет на верблюде, кто-то — на ослике и сейчас потеряет один из шлепанцев, кто-то несет на голове поднос со знаменитыми самаркандскими лепешками. Изображение выполнено локальными пятнами с большой долей обобщения, при этом четко обозначены значимые детали.

Собирая в Нукусе произведения художников туркестанского авангарда, Савицкий постепенно формировал свою сверхзадачу: спасение подлинного искусства.

Выставка, посвященная 30-летию МОСХа, прошедшая в Манеже в конце 1962 года, создала прецедент показа в официальном пространстве работ художников, заклейменных как формалисты в середине 1930-х. Правда, затем консервативное руководство Союза художников и Академии взяло реванш, «отыграло назад». Однако возникла ситуация «размытых границ» разрешенного и неразрешенного в сфере изобразительного искусства. Очень многое стало зависеть от персональной смелости людей, занимающих значимые посты в системе художественного администрирования, их готовности идти на риск. Так, И.А.Антонова, директор ГМИИ им. А.С.Пушкина провела в 1960-х годах в стенах музея персоналии В.Фаворского и А.Тышлера; директор Русского музея А.Пушкарев предпринимал усилия по формированию коллекции авангарда. Что касается Третьяковской галереи, то ее собирательская политика была в годы «оттепели» чрезвычайно сдержанной: с 1961 по 1970 год этот государственный музей не приобрел практически ни одной работы художника, который бы не входил в обойму идеологически выдержанных.

В это же время Савицкий увозил из Москвы в Нукус произведения Р.Фалька, А.Осмеркина, А.Шевченко, других художников объединения «Бубновый валет», а также представителей авангардных течений. На недавней выставке в ГМИИ им. А.С.Пушкина были представлены бесспорные шедевры: «Натюрморт с розовым чайником» А.Куприна, холсты В.Рождественского, «Портрет жены» и «Женщина с ведром» А.Шевченко. Чрезвычайно неожиданна в своей яркой самобытности экспрессионистичная живопись Алексея Моргунова, которого совершенно несправедливо называют одним из второстепенных членов группы «Бубновый валет». Удалось Савицкому приобрести и значительное число произведений двух ярких художников: Соломона Никритина и Климента Редько. В 1920-х годах их интересовали живописные способы воздействия на человеческую психику, связь живописи с другими видами искусства. «Женщина в красном» С.Никритина и работа французского периода К.Редько «Материнство» сегодня воспринимаются как яркие, развернутые к реальной жизни и содержащие энергию потенциального развития живописные проекты, которым не суждено было свершиться.

«Есть искусство советское и искусство савицкое» — этой фразой Игорь Витальевич полушутя-полусерьезно обозначил направление своих поисков. Ныне, пожалуй, можно определить его критерии: высочайшее художественное качество и искренность авторов. Последнее качество долго считалось, да и теперь часто считается в искусствоведческом дискурсе чужеродным и непрофессиональным. Часто приходится слышать утверждения, что художник, не востребованный в социуме, оказывается на периферии, в маргинальном поле и таким образом «выпадает» из истории искусства. Савицкий выворачивает эту картину наизнанку: «центр» становится незначительной периферией, а «маргиналы» обретают подлинную ценность. Логика «спасения» произведений художников, отринутых официальной художественной жизнью, вела Савицкого к расширению круга значимых имен. Каждый приезд в Москву превращался в охоту за произведениями художников, которые оказались за рамками официального искусства.

Среди них Борис Голополосов, сестры Нина и Надежда Кашины, Антонина Софронова, Людмила Бакулина, Алексей Козлов, Юрий Щукин. Одним из таких художников был и Николай Тарасов. Его судьба — характернейший пример целого поколения: получившие образование в 1920-х годах, учившиеся у представителей авангарда или мастеров Серебряного века, молодые художники в самостоятельной жизни после института оказывались в совсем иной реальности. Выпускник ВХУТЕМАСа, ученик Павла Кузнецова, с 1934 года Тарасов отказался от официальной художественной жизни: не участвовал в выставках, в публичных показах, не стремился получить заказ или вступить в творческий союз. Зарабатывая на скромную жизнь пением в церковном хоре, Тарасов продолжал писать пейзажи, натюрморты, портреты. После его смерти в 1969 году почти все его творческое наследие — 1200 произведений — Савицкий увез в Нукус. И вот почти через полвека три работы Тарасова возвратились в Москву, среди них — «Портрет жены с куклой», написанный в 1950-х годах. Его супруга — художница Мария Раубе-Горчилина, выпускница ВХУТЕМАСа, изображена сидящей в кресле вполуоборот к зрителю, ее лицо печально. Удивительно, насколько точно художник смог передать ее замкнутую, но полную внутреннего достоинства жизнь. Эти картины делались исключительно «для себя», для «внутреннего осмысления».

В собрании музея находится теперь значительная часть наследия Михаила Ксенофонтовича Соколова, репрессированного в 1930-х. Особенно волнуют живописным драматизмом его натюрморты середины 1940-х годов. На пересечении традиций иконописи и авангарда находится трагический автопортрет художника В.Комаровского — реставратора, знатока иконописи, расстрелянного в 1937 году. Его единственной виной было рождение в аристократической семье, имевшей графский титул. Одним из великолепных произведений русского авангарда можно назвать холст «Апокалипсис», написанный в 1918 году Алексеем Рыбниковым, сподвижником Михаила Ларионова, благоразумно оставившим живопись и всю жизнь проработавшим в реставрационной мастерской Третьяковской галереи.

Советское политическое руководство жестко выдавливало художников с собственным, оригинальным пластическим мышлением за пределы публичного пространства. Репрессии, исключение из творческого союза, шельмование в прессе, даже физическое уничтожение — вот арсенал средств, с помощью которых выстраивалось «правильное» искусство, идеологически выдержанное содержание которого должно было выражаться в псевдонатуралистических формах. Это искусство показывалось на выставках, прославлялось, покупалось. Но рядом, в параллельном пространстве, существовали художники, которые продолжали работать, не поддаваясь давлению. К 1960-м годам некоторые из них еще были живы, и к ним приходил Савицкий, и они дарили ему или продавали для музея работы, которые, казалось, больше никакой музей не могли бы заинтересовать.

Кто-то из журналистов сравнил выбор Савицкого со списком Шиндлера; это правомочно, только Савицкий спасал не от смерти в концлагере, а от забвения. Так случилось с работами Владимира Лысенко: о художнике известно немного, мы не знаем даже точной даты его смерти (1974?). Узнав о его кончине, Савицкий разыскал сестру художника, которая подарила музею несколько холстов. На одном из них изображено странное животное — бык, словно парящий в космическом пространстве. Его глаза — черные дыры, один рог раскрашен странным узором, на хвосте — желтая сфера. Эти символы непрозрачны, и мы не имеем ключей к их разгадке; композиция не соответствует ни одному из стилевых направлений. Именно эта картина стала «визитной карточкой» музея — таинственный бык знаменует взаимодействие археологического материала, предметов народного каракалпакского декоративно-прикладного искусства, туркестанского авангарда, живописи и графики художников из «списка Савицкого».

Игорь Витальевич ушел из жизни в 1984 году — уже более четверти века тому назад. Пришла пора музею в Нукусе превращаться в научный центр, открытый для исследователей. Это станет новой ступенью осуществления замысла замечательного человека.
Игорь Савицкий

Игорь Савицкий

Р.Фальк (1886–1958). На фоне сюзане. 1943. Холст, масло

Р.Фальк (1886–1958). На фоне сюзане. 1943. Холст, масло

Оссуарий с изображением человеческих фигур, истязающих себя в знак скорби по умершим. Ток-кала, Нукусский район. VII–VIII века. Алебастр. Отливка в форме, роспись

Оссуарий с изображением человеческих фигур, истязающих себя в знак скорби по умершим. Ток-кала, Нукусский район. VII–VIII века. Алебастр. Отливка в форме, роспись

А.Волков (1886–1957). Арба. 1924. Холст, масло

А.Волков (1886–1957). Арба. 1924. Холст, масло

А.Волков. Караван. 1926. Холст, масло

А.Волков. Караван. 1926. Холст, масло

А.Волков. Выход бригады в поле. 1932–1934. Холст, масло

А.Волков. Выход бригады в поле. 1932–1934. Холст, масло

Плитки с растительным орнаментом. XIV век. Майолика. Формовка, глазурь, обжиг

Плитки с растительным орнаментом. XIV век. Майолика. Формовка, глазурь, обжиг

А.Софронова (1892–1996). Девочка в халате. 1930. Холст, масло

А.Софронова (1892–1996). Девочка в халате. 1930. Холст, масло

А.Моргунов (1884–1935). Зрители. 1929. Холст, масло

А.Моргунов (1884–1935). Зрители. 1929. Холст, масло

А.Николаев (Усто Мумин) (1897–1957). Дорога жизни. 1924. Дерево, темпера

А.Николаев (Усто Мумин) (1897–1957). Дорога жизни. 1924. Дерево, темпера

В.Комаровский (1883–1937). Автопортрет. 1920-е годы. Фанера, масло

В.Комаровский (1883–1937). Автопортрет. 1920-е годы. Фанера, масло

Н.Карахан (1900–1970). Строительство дороги. 1934. Холст, масло

Н.Карахан (1900–1970). Строительство дороги. 1934. Холст, масло

Н.Кашина (1896–1977). У Шир-Дора. 1928. Холст, масло

Н.Кашина (1896–1977). У Шир-Дора. 1928. Холст, масло

В.Уфимцев (1899–1964). К поезду. 1927. Холст, масло

В.Уфимцев (1899–1964). К поезду. 1927. Холст, масло

О.Татевосян (1889–1974). Комсомольская бригада. 1930

О.Татевосян (1889–1974). Комсомольская бригада. 1930

У.Тансыкбаев (1904–1974). Долина Брич-Мулла. 1934. Холст, масло

У.Тансыкбаев (1904–1974). Долина Брич-Мулла. 1934. Холст, масло

Р.Раджапов. Долина Брич-Мулла. 2017. Фотография

Р.Раджапов. Долина Брич-Мулла. 2017. Фотография

Акбаскур — элемент внутреннего убранства юрты. Каракалпакия. 1940-е годы. Шерсть, х/б ткань. Ткачество

Акбаскур — элемент внутреннего убранства юрты. Каракалпакия. 1940-е годы. Шерсть, х/б ткань. Ткачество

Л.Бакулина (1905–1980). Батум. 1930-e годы. Холст, масло

Л.Бакулина (1905–1980). Батум. 1930-e годы. Холст, масло

У.Тансыкбаев. Дорога. 1935. Холст, масло

У.Тансыкбаев. Дорога. 1935. Холст, масло

К.Редько (1897–1958 (1956?)). Материнство. 1928. Холст, масло

К.Редько (1897–1958 (1956?)). Материнство. 1928. Холст, масло

А.Шевченко (1883–1948). Портрет жены. 1900-е годы. Холст, масло

А.Шевченко (1883–1948). Портрет жены. 1900-е годы. Холст, масло

Н.Тарасов (1896–1969). Портрет жены с куклой (Портрет М.В.Раубе-Горчилиной). 1950-е годы. Холст, масло

Н.Тарасов (1896–1969). Портрет жены с куклой (Портрет М.В.Раубе-Горчилиной). 1950-е годы. Холст, масло

Сундук для женской одежды и украшений. Каракалпакия. 1920-е годы. Дерево, кость, сукно. Резьба, инкрустация

Сундук для женской одежды и украшений. Каракалпакия. 1920-е годы. Дерево, кость, сукно. Резьба, инкрустация

А.Куприн (1880–1960). Натюрморт с розовым чайником. 1921. Холст, масло

А.Куприн (1880–1960). Натюрморт с розовым чайником. 1921. Холст, масло

А.Исупов (1889–1957). Восточное кафе. 1920. Фанера, темпера, позолота

А.Исупов (1889–1957). Восточное кафе. 1920. Фанера, темпера, позолота

В.Рождественский (1884–1963). Узбек. 1926. Холст, масло

В.Рождественский (1884–1963). Узбек. 1926. Холст, масло

Сабаяк — подставка для посуды. Каракалпакия. 1930-е годы.Дерево. Резьба

Сабаяк — подставка для посуды. Каракалпакия. 1930-е годы.Дерево. Резьба

В.Лысенко (1899 – после 1974). Бык. Холст, масло

В.Лысенко (1899 – после 1974). Бык. Холст, масло

А.Подковыров (1899–1957). Голова басмача. 1920–1930-е годы. Холст, масло

А.Подковыров (1899–1957). Голова басмача. 1920–1930-е годы. Холст, масло

М.Соколов (1886–1948). Натюрморт с селедкой. 1946. Холст, масло

М.Соколов (1886–1948). Натюрморт с селедкой. 1946. Холст, масло

Б.Голополосов (1900–1983). Уборка палубы. 1930-е годы. Холст, масло

Б.Голополосов (1900–1983). Уборка палубы. 1930-е годы. Холст, масло

Игорь Савицкий. Начало 1950-х годов

Игорь Савицкий. Начало 1950-х годов

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru