Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 122 2017

Галерея журнала «Наше наследие»

Ольга Яблонская

В поисках совершенства

Окружающий нас мир, как известно, дисгармоничен и несовершенен. Иногда он бывает несовершенен настолько, что видится совсем пропащим. Испуганные, а иногда и измученные зрелищем несовершенства мира, его обитатели требуют: «Сделайте нам красиво!» — обращая свое требование к тем, кого считают ответственными за красоту, то есть к художникам.

В ответ на этот запрос одни художники прямо и наперебой «делают красиво», не раздражая зрителя ни экспрессией, ни мрачным колоритом, ни тягостными размышлениями и предлагая им в ассортименте безмятежную лакированную красоту морских закатов, золотящихся на фоне голубого неба куполов, цветущих букетов, комплиментарных портретов. Таких художников и их искусство любят широкий неискушенный зритель и непритязательный, но проницательный рынок.

Другие, напротив, декларируют, что мир таков, каков он есть, и он лежит во зле, а единственный способ сделать его хоть чуточку лучше — это не бояться фиксировать его изъяны и эстетизировать язвы. Таких художников широкий зритель по понятным причинам не любит и не понимает, но их ценят проницательный куратор и дальновидный покупатель.

Самый трудный путь в искусстве выбирают немногие третьи. Те, кто не выходят на открытый поединок с драконом Зла (не столько устрашая самого дракона, сколько отпугивая громом боевых доспехов окрестных обывателей), но и не играют со зрителем в поддавки, игнорируя по его заказу не всегда презентабельную реальность и навевая аудитории «сон золотой».

Они, эти третьи, не пугают зрителя и не заигрывают с ним. Они в тишине и упорстве ищут дорогу к «правде святой» — к явленной в правде жизни и правде искусства подлинной красоте и гармоничности замысла Мироздания. Это искусство для очень внимательного, чуткого и восприимчивого зрителя, умеющего читать за декларативной красотой живописи ее прикровенные смыслы.

Живопись московского художника Татьяны Ян безусловно красива, как бывает красива живопись, не манифестирующая ничего, кроме силы искусства и творческой воли художника. Но она насыщена смыслами и символами, которые художник деликатно, не навязывая, предлагает к прочтению и соразмышлению.

Наиболее важны и, пожалуй, наиболее явственны здесь символика и метафорика цвета, когда естественные краски природы — охра, терракота, лазурь, пурпур, кармин — становятся тщательно подобранными цветами для палитры живописца, где рыжий цвет почвы перекликается с терракотовой окраской стен, синева тосканского неба — с лазоревым фоном фресок, на котором предстоят небожители, тусклая зелень запыленных олив — с зелеными драпировками их одежд.

Работая в узнаваемой и благородной иконописно-фресковой гамме, Татьяна Ян не просто возвращает память в те времена, когда красящие вещества добывались из природных пигментов и изображенный мир поэтому не отличался по колориту от мира реального, а мир тварный — от мира сакрального. Она утверждает изначальное, гармоничное и незыблемое единство этих миров, единство сотворенного, изображенного и преображенного — как равноправных, равновесных и равно совершенных элементов Мироздания.

Художник разворачивает картины Мироздания, как свиток, где пейзаж сплетается с натюрмортом, живое — с неживым, а увиденное в реальности — с изображением изображенного; где ренессансные и византийские фрески соседствуют с элементами декора буддийских храмов, а христианская символика – с тотемами древних верований, не только сосуществуя в гармонии, но и обнаруживая очевидное онтологическое родство.

Несмотря на свои вполне светские формы, по сути искусство Татьяны Ян религиозно: свидетельства совершенства мира она ищет и находит в Божественном присутствии, явленном и в нерукотворной красоте природы, и в красоте искусства, созданной силой разума и духа устремленного к надмирной гармонии человека.

Возвращаясь к несовершенству мира, отметим, что сегодня для человека размышляющего действенная вера в изначальную и конечную гармоничность замысла Мироздания — что-то вроде ежедневного подвижничества. Особенно для художника, чей путь к гармонии, красоте и покою лежит в надежном и трудном далеке от проторенных троп придуманной благостности хоть тех же золотящихся куполов или любых прочих радостей фальшивого бидермейера. Если дорога к «правде святой» — для художника не фигура речи.

Для Татьяны Ян это не фигура речи, и она идет по своему пути правды в красоте твердо, никуда не сворачивая. Она всегда в дороге.

Собственно путь, дорога, путешествие — овеществленная в картинах Татьяны Ян метафора ее творчества. Она действительно много путешествует — и в прямом, и в переносном значении этого действия: отправляясь в ту или иную страну, разглядывая цвет ее неба, цветов и плодов, цвет земли и травы, изучая архитектуру и искусство, художница одновременно путешествует по разным эпохам и временам, культурам и стилям, религиям и верованиям, всюду находя, рефлексируя и воспроизводя рукотворную и нерукотворную красоту как материальное свидетельство совершенства мира — абсолютно подлинную, живую и жизнеспособную в своем многообразии и единстве.

Татьяна Ян

Татьяна Ян

San Salvatore in Lauro. Диптих. 2015. Холст, масло

San Salvatore in Lauro. Диптих. 2015. Холст, масло

Aventino. Базилика св. Алексия (посвящается Ольге Седаковой). 2015. Холст, масло

Aventino. Базилика св. Алексия (посвящается Ольге Седаковой). 2015. Холст, масло

Piazza de’Massimi. 2015. Холст, масло

Piazza de’Massimi. 2015. Холст, масло

Русский Тунис. Финики. 2014. Холст, масло

Русский Тунис. Финики. 2014. Холст, масло

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru