Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 117 2016

Павел Крючков

Приключения одной фотографии

1 апреля 1990 года, за несколько лет до того, как мемориальный дом Корнея Чуковского в Переделкине получил официальное признание1, в музее прошло очередное традиционное памятное собрание по случаю дня рождения хозяина дома. Такие встречи проходили с начала 1970-х годов. Помимо дружеского застолья и литературных разговоров, встречи сопровождались тщательно подготовленными выставками книг и документов из архива Чуковского, а также — устными сообщениями, близкими по жанру к полноценным докладам на классических научных конференциях. До начала 1990-х годов, когда самодеятельный музей попал в череду бесконечных ремонтов и реконструкций, на переделкинских собраниях председательствовала Лидия Корнеевна Чуковская (1907–1996), которой в организации этих встреч помогали ее дочь (и наследница Корнея Чуковского) — Елена Цезаревна2, многолетний секретарь К.Ч. — Клара Лозовская (1924–2011), преданная помощница Лидии Корнеевны — Жозефина Хавкина (1942–2014), литературовед Владимир Глоцер (1931–2009) и другие.

В тот год мне довелось присутствовать на очередном собрании в доме Корнея Ивановича (к тому времени я помогал проводить экскурсии по самодеятельному музею) и сделать памятную аудиозапись, запечатлевшую для будущего всё происходящее в столовой переделкинского жилища Чуковского.

Среди традиционных архивных выступлений было и сообщение Клары Израилевны Лозовской, посвященное исторической фотографии из кабинета Чуковского. На снимке, сделанном безвестным петербургским фотографом в первые дни войны 1914 года, были запечатлены поэт Осип Мандельштам, Корней Чуковский, поэт и переводчик Бенедикт Лившиц и художник Юрий Анненков. Короткое представление этой фотографии всегда включалось хранителями и помощниками дома-музея в сюжетную ткань той или иной экскурсии «для взрослых», однако в таком «стереоскопическом» объеме рассказ о широко известном сегодняшним историкам и филологам фотодокументе, запечатлевшем памятную встречу четырех культурных деятелей на Невском проспекте, — прозвучал впервые.

«…И вот, мы с Люшей3 отыскали — о том, как об этом событии написали три участника этого воспоминания», — начала свой рассказ Клара Израилевна.

* * *

Здесь я остановлю цитирование моей магнитофонной записи и обращусь к ставшему ныне библиографической редкостью изданию — к так называемой «научной “Чукоккале”», выпущенной в конце прошлого века столичным издательством «Премьера»4.

Это было «промежуточное» издание — между подцензурным выпуском альманаха в советские годы (М., «Искусство», 1979) и красочной полноцветной книгой, вышедшей во второй половине 2000-х (М., «Русский путь», 2006).

Особенностью «научной “Чукоккалы”» было то, что в отличие от изданий 1979-го и 2006-го она включала в себя не только избранные и прокомментированные Чуковским страницы его альманаха (который, кстати сказать, Корней Иванович в октябре 1965 года подарил своей внучке и будущей наследнице, и тут же привлек Елену Цезаревну к работе над будущим книжным изданием).

«Научная “Чукоккала”» оказалась — после многострадальной книги 1979 года5 — не вторым и даже не дополненным, с учетом изменившихся исторических обстоятельств, изданием. Это был сам альманах. Тираж оригинала. Сюда вошли все, без исключения, страницы — даже те, которыми вряд ли заинтересовался бы «обычный» читатель.

Составительница выпустила альманах, сохранив в нем старые комментарии самого Чуковского (конечно же, только к тем страницам, которые он считал хоть сколько-нибудь возможным видеть опубликованными) и добавив новые, написанные на рубеже прошлого и нынешнего веков. Факсимильное воспроизведение страниц «Чукоккалы» выполнено здесь «марочно», когда каждый лист альманаха (в черно-белом воспроизведении) предстает перед читателем в размере чуть большем коробка спичек, окруженный расшифрованным чукоккальским текстом и разножанровыми комментариями к нему. Одним словом, идея текста здесь доминирует над идеей картинки. Это было действительно научное издание6, выпущенное главным образом для филологов и историков литературы.

И вот там — на страницах 45–46 — и помещен обширный комментарий составительницы — к 71-й странице альманаха (в нумерации самого Чуковского она 85-я).

На этой странице Корнеем Чуковским вклеена та самая групповая фотография с лаконичной надписью (по старой орфографии), сделанной собственной рукой:

«Съ этой стороны ничего не писать!»

Ниже я привожу комментарий Елены Чуковской. Добавлю, что он и оказался — переведенным в публикацию — тем самым устным сообщением Клары Лозовской на домашнем собрании 1 апреля 1990 года, которое когда-то начиналось словами «…и вот мы с Люшей отыскали…».

Ссылки Е.Чуковской на цитируемые издания внутри комментария — оставляю в соответствии с ее текстом и полностью не расшифровываю.

* * *

Сопроводительный комментарий Корнея Чуковского 1960-х годов к 71-й (85-й) странице альманаха:

Сохранился фотоснимок, относящийся к 1914 году, к самому началу войны. На этом снимке мы четверо сняты на длинной скамье: Мандельштам, я, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков. На снимке запечатлен Мандельштам первых лет своей писательской славы, бодро и беззаботно глядящий вперед.

Комментарий Елены Чуковской (1990-е годы):

Фотография попала к Чуковскому и была вклеена в «Чукоккалу» в середине 60-х годов. Вероятно, Корней Иванович получил ее от Анны Ахматовой. В пользу такого предположения говорит свидетельство его дочери, Лидии Чуковской, которая в своих «Записках об Анне Ахматовой» рассказывает, как Корней Иванович впервые увидел эту фотографию почти через пятьдесят лет после того, как она была сделана7.

«Анна Андреевна молчала. Молча через стол протянула она Корнею Ивановичу большую фотографию.

— Первый день Первой мировой войны, — объяснила она, — проводы Бенедикта Лившица...

Корней Иванович шумно восхищался: “Боже, какие молодые! Неужели это мы? А я-то каков? Кажется, вот сейчас ни с того ни с сего пущусь вприсядку... И почему это у всех лица интеллигентные, а я дурак дураком?”» (Записки. Т.3, с.54).

По свидетельству Юрия Анненкова, Ахматова и ему подарила такую фотографию.

«Ахматова привезла с собой в Оксфорд и подарила мне одну страшно ценную для меня фотографию, — пишет Ю.Анненков, — относящуюся к первым дням войны 1914 года. В один из этих дней, зная, что по Невскому проспекту будут идти мобилизованные, Корней Чуковский и я решили пойти на эту улицу. Там, совершенно случайно, с нами встретился и присоединился к нам Осип Мандельштам... Когда стали проходить мобилизованные, еще не в военной форме, с тюками на плечах, то вдруг из их рядов вышел, тоже с тюком, и подбежал к нам поэт Бенедикт Лившиц. Мы обнимали его, жали ему руки, когда к нам подошел незнакомый фотограф и попросил разрешения снять нас. Мы взяли друг друга под руки и были так вчетвером сфотографированы» (Анненков. <Дневник моих встреч.> Т.1, с.125).

Теперь, в 90-е годы, эта фотография широко известна. Однако в середине 60-х годов, когда имена репрессированных О.Мандельштама, Б.Лившица и эмигранта Ю.Анненкова проходили в печать в виде исключения, этот снимок был большой редкостью даже для тех, кто на нем изображен.

В 1968 году директор Ленинградского архива кинофотофонодокументов Е.Н.Мухина прислала Чуковскому эту фотографию с просьбой рассказать, при каких обстоятельствах она была сделана. Чуковский ответил открыткой8: «Помню, мы втроем: художник Анненков, поэт Мандельштам и я, шли по петербургской улице в августе 1914 г. — и вдруг встретили нашего общего друга поэта Бен. Лившица, который отправлялся (кажется, добровольцем) на фронт. С бритой головой, в казенных сапогах он — обычно щеголеватый, — был неузнаваем. За голенищем сапога была у него деревянная солдатская ложка, в руке — глиняная солдатская кружка. Мандельштам предложил пойти в ближайшее фотоателье и сняться (в честь уходящего на фронт Б.Л.).

Как вы знаете, Б.Лившиц был одно время близок с Маяковским, Бурлюком, Вас. Каменским. Его мемуарная книга “Полутораглазый стрелец” сохранила свое литературное значение и до настоящего времени».

Привожу здесь и другие свидетельства лиц, изображенных на фотографии.

Вот рассказ Бенедикта Лившица: «Наголо обритый, в жакете поверх косоворотки, заправив брюки в сапоги, я мчался куда-то по Невскому, когда меня окликнули Чуковский и Анненков, приехавшие из Куоккалы попрощаться со мною. Спустя минуту к нам присоединился Мандельштам: он тоже не мог усидеть в своих Мустамяках.

Зашли в ближайшую фотографию, снялись. У меня сохранился снимок, на обороте которого Мандельштам, когда я уже был в окопах, набросал первую редакцию стихотворения, начинающегося строкою:

Как мягкотелый краб или звезда морская...

Сидим на скамейке вчетвером, взявшись под руки.

У троих лица как лица, подобающе сосредоточенные: люди ведь сознавали, что прислушиваются к шагам истории. Но у меня! Трудно даже сказать, что выражало в эту минуту мое лицо. Я отчетливо помню свое тогдашнее душевное состояние. Всем своим внешним видом, от эмалированной кружки до знака за отличную стрельбу, мне хотелось подчеркнуть насмешку над собственной судьбой, надломившейся так неожиданно и застигшей меня врасплох, поиздеваться над молодечеством, которое уже вменялось мне в обязанность. Деланно-идиотская гримаса, перекосившая мои черты, была не чем иным, как последней вспышкой рассудка в непосильной для него борьбе. Через день я вышел бы на фотографии героем» («Полутораглазый стрелец», с. 544-545).

По словам Н.Я.Мандельштам, эта фотография печаталась в годы Первой мировой войны: «К этому времени относится фотография О.М. с Маяковским (ошибка памяти мемуаристки. — Е.Ч.), Лившицем и Чуковским. Она была напечатана в какой-то газете для иллюстрации того, какие кретины лезут теперь в литературу» (Н.Я.Мандельштам. Воспоминания. М.: Книга, 1989, с. 229).

* * *

К сказанному добавим, что фотоснимок, присланный в 1968 году Корнею Чуковскому директором Ленинградского архива кинофотофонодокументов Е.Н.Мухиной, по-видимому, и есть та самая фотография, которая и поныне стоит в его переделкинском кабинете, на застекленной полке книжного стеллажа, справа от рабочего стола.

В конце 2000-х годов Елена Цезаревна Чуковская подарила мне оригинал письма своего деда Е.Н.Мухиной, вложив его в конверт, на котором написала: «Оч<ень> ценное. Письмо директору архива Мухиной о фотографии с Мандельштамом, Анненк<овым>, Лившицем. См. Чукоккала 1999, с.45 (рис. 71). Авг. 2009».

Ныне, перед тем как передать этот архивный документ наследникам Корнея и Елены Чуковских, я получил возможность опубликовать его полностью.

И последнее. Литературные и человеческие взаимоотношения между всеми четырьмя персонажами памятного фотоснимка, безусловно, заслуживают отдельного исследования. Некоторые культурные и бытовые связи между ними уже находили свое отражение как в популярной, так и в специальной литературе; между тем, дерзну заметить, что и к сегодняшнему дню исследовательское поле тех или иных «странных сближений» между ними — заполнено не окончательно. Но это уже тема отдельного — интересного и драматического — разговора, который, надеюсь, когда-нибудь состоится.

Благодарим наследников К.И. и Е.Ц. Чуковских за предоставленную возможность воспроизведения страниц рукописного альманаха «Чукоккала».

Примечания

1 Ныне отдел Государственного литературного музея.

2 Елены Цезаревны Чуковской не стало 3 января 2015 г. Она похоронена в подмосковном Переделкине, рядом с могилами деда и матери.

3 Домашнее имя Елены Чуковской.

4 Чукоккала. Рукописный альманах Корнея Чуковского / Сост., подгот. текста и примеч. Е.Чуковской. М.: Премьера, 1999.

5 Вскоре после выхода первого издания альманаха Е.Чуковская написала, в 1980 г., свой «Мемуар о “Чукоккале”», к сегодняшнему дню неоднократно перепечатанный и включенный в те или иные сборники (см., например, его текст на сайте «Отдав искусству жизнь без сдачи», созданном в 2004 г. и модерируемом Ю.Сычевой и Д.Авдеевой: http://www.chukfamily.ru/Elena/Articles/Chukovskaya_memuar.htm).

6 См. нашу статью об этой книге: «Вся “Чукоккала” и “Весь Чуковский”» (Новый мир. 2000. № 7). На сайте издательства «Русский путь» также подробно рассказано обо всех изданиях альманаха, в том числе — и об эксклюзивном малотиражном издании 2003 г., объединившем переиздание научной «Чукоккалы-1999» с полноцветным томом, факсимильно воспроизводящим все страницы альманаха в сильно увеличенном формате. Обе книги, изданные московской «Террой» (книжный клуб «Monplaisir»), были помещеныв специальный, искусно сделанный короб и предназначались для состоятельных коллекционеров.

7 Дополнительно сообщим, что тогда же, 1 апреля 1990 г., когда Клара Лозовская сделала в доме-музее Чуковского устное сообщение о приключениях с этой фотографией, Лидия Корнеевна Чуковская рассказала о своей встрече с Анной Ахматовой, поведавшей Л.К. о свидании с сотрудниками комиссии по наследию Мандельштама. Вот реплика Л.К., сохранившаяся на магнитофонной пленке: «…И Анна Андреевна сказала так: “Вот что я им достала, вот как я работаю!” И показала мне — впервые — эту фотографию».

8 Речь идет о письме К.И.Чуковского к Е.Н.Мухиной от 18 февраля 1968 г., которое целиком никогда не воспроизводилось.

Осип Мандельштам, Корней Чуковский, Бенедикт Лившиц, Юрий Анненков.1914. С.-Петербург. ГЛМ

Осип Мандельштам, Корней Чуковский, Бенедикт Лившиц, Юрий Анненков.1914. С.-Петербург. ГЛМ

Письмо К.И.Чуковского Е.Н.Мухиной от 18 февраля 1968 года. Собрание П.Крючкова

Письмо К.И.Чуковского Е.Н.Мухиной от 18 февраля 1968 года. Собрание П.Крючкова

Рукописный альманах «Чукоккала». 1914–1969. Переплет. Собрание Д.Д.Чуковского

Рукописный альманах «Чукоккала». 1914–1969. Переплет. Собрание Д.Д.Чуковского

Разворот альманаха «Чукоккала». Слева: портрет К.Чуковского работы И.М.Булатова (надпись К.Чуковского: «Храбрый авиатор Гаро. 6 Ав. 1914 Булатов»). Справа: фотография 1914 года, подаренная Чуковскому А.Ахматовой (надпись К.И.: «Съ этой стороны ничего не писать!»)

Разворот альманаха «Чукоккала». Слева: портрет К.Чуковского работы И.М.Булатова (надпись К.Чуковского: «Храбрый авиатор Гаро. 6 Ав. 1914 Булатов»). Справа: фотография 1914 года, подаренная Чуковскому А.Ахматовой (надпись К.И.: «Съ этой стороны ничего не писать!»)

Интерьер кабинета К.И.Чуковского в Переделкине. Современная фотография

Интерьер кабинета К.И.Чуковского в Переделкине. Современная фотография

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru