Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 116 2016

Анна Резниченко, Татьяна Резвых

«…Русь, которую я любил, умерла. Та, что осталась, иная, сокровенная»

Дневник С.Н.Дурылина 1918–1919 годов

Мы представляем «Троицкие записки» — дневник религиозного писателя, философа, богослова, искусствоведа и этнографа Сергея Николаевича Дурылина (1886–1954). Дурылинская проза, теоретические работы и эпистолярий в последнее десятилетие активно публикуются1. Но с его дневниками порою происходят истории почти детективные.

Так, тетрадь с этим дурылинским дневником, вместе с целым рядом других вещей, книг и документов, в течение долгого времени находилась у последней наследницы московской квартиры С.Н.Дурылина, представительницы дружественной ему семьи Людмилы Джановны Хабаровой, которая и выполнила первичную (рукописную) расшифровку дневника.

После того как Л.Д.Хабарова передала в музей (также вместе с рядом других вещей, предметов и документов, в числе которых полный корпус беловиков «В своем углу» и «В родном углу») дневниковую тетрадь с «Записками», текст подвергся ряду атак со стороны как исследователей, желающих побыстрее опубликовать наспех разобранные фрагменты, так и «друзей дома», — по причине чего тетрадь была убрана в сейф; описание ее до мая 2008 года отсутствовало в «Книге поступлений» и коллекционных описях архива болшевского музея.

Базовую компьютерную расшифровку текста выполнила тогдашний (до 2008 года) главный хранитель фондов Мемориального Дома-музея С.Н.Дурылина в Болшеве Галина Новомировна Кузина (2002–2003). Эта расшифровка не носила научного характера. Далее над тетрадью работали: В.Ф.Тейдер (2003–2004), Т.Н.Резвых (2005–2006), А.И.Резниченко (2004–2007). В различных научных целях мы (А.Р. и Т.Р.) этим текстом пользовались сразу же по получении к нему доступа2. Наконец, финальная реконструкция и комментирование «Записок» были завершены нами совместно в 2015 году.

«Троицкие записки» охватывают период с 18 декабря 1918 по 20 июля 1919 года. Это последний по времени из сохранившихся больших дневников Дурылина. Ему предшествуют «Олонецкие записки» (1917–1918)3, которые велись в Пудожском уезде, где Дурылин провел с друзьями и учениками июль 1917 года, а также в Москве и Абрамцеве с августа 1917 по апрель 1918 года, и Оптинский дневник (24 мая — 20 июня 1918)4. Среди героев «Троицких записок» — и «великие», и «безвестные»: В.В.Розанов и П.А.Флоренский, М.А.Новоселов и преп. Анатолий Оптинский, Л.А.Тихомиров и Ю.А.Олсуфьев, С.И.Фудель и А.А.Сидоров; а также — Н.С.Чернышев и Г.Х.Мокринский, О.Г.Ванханен и о. Феодот (Мартемьянов), К.В.Вознесенский, М.А.Голубцова и многие, многие другие — философы и литераторы, искусствоведы и священники, будущие святые — и красные комиссары. Ключевая тема всего текста — тема гибели и утраты: умирает горячо любимый Дурылиным В.В.Розанов, сходит с ума и умирает в психиатрической лечебнице друг Дурылина, философ Г.Х.Мокринский, умирает от инфаркта хранитель и свидетель «северной» народной религиозности о. Александр Громцов. Этот скорбный перечень далеко не полон. Не менее драматичны события в окружающем мире: происходит вскрытие мощей преп. Сергия Радонежского — святыни Лавры; «либеральный» переворот фактически губит центр русской православной учености — Московскую Духовную Академию5; все тревожнее известия из Оптиной. Рубеж 1918–1919 годов несомненно был точкой перелома в русской истории и русской культуре. «Переломить» до конца — не получилось. Удалось и пережить, и переосмыслить.

Сам Дурылин, приводя слова митрополита Филарета, писал об этом так: «По разуму челов<ека> и его вычислениям; умереть бы нам давно, — а живы: воистину Он, — только Он, один, без малейшего участия самих тварей, “сохраняет бытие и силы тварей, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло или пресекает, или исправляет и направляет к добрым последствиям”. Тут — вся история дней наших, тут история каждого из нас»6. По охвату тем, масштабности размышлений, глубине и разнообразию идей «Троицкие записки» выделяются среди других дневников Дурылина. Здесь затронуты практически все главные его темы: онтология иконы и связанная с ней онтология личности, агиология, историософия, эсхатология. Из фрагментов, разбросанных по всему тексту, легко выстраивается единая религиозно-философская модель, идеи которой перемежаются с воспоминаниями и фрагментами писем, описаниями внутренней духовной борьбы и молитвой, откликами на встречи и события. От «Троицких записок» — всего один шаг к тому синтетическому жанру, в котором Дурылин начнет через пять лет, в 1924 году, в Челябинской ссылке писать свою главную книгу — «В своем углу».

* * *

Дневник публикуется целиком впервые по рукописи: Дурылин С.Н. Троицкие записки // Мемориальный Дом-музей С.Н.Дурылина. Коллекция «Мемориальный архив» (далее — МА МДМД). Фонд С.Н.Дурылина. КП–2057/1. Документ представляет собой тетрадь в клетку в коричневой картонной обложке с коленкоровым корешком; записи сделаны черными чернилами. Орфография текста — дореформенная.

На л. 1-2об. (своеобразный титул и шмуцтитул тетради) поздняя запись рукой А.А.Виноградовой, свояченицы С.Н.Дурылина, волею судеб — последней хранительницы его архива и коллекций7:

{Л.1.} «Завещаю и моя воля как сохранившая все папки архива ученого Сергея Николаевича Дурылина а Его супруга — брачное свидетельство Ирина Алексеевна Комисарова Моя сестра Александра Алексеевна Комисарова-Виноградова Моя родная Бабушка по отцу — его Мама Анна Емельяновна Исаева Я осталась сирота 17/4 ст. ст. апреля 1907 г. А.В.

{Л.1об.} Годы с 1934 года Прописала удачно! Москва, Маросейка [пожизненно 14/XII — 1954 г.] 8 д. 13. кв. 68. 8 этаж дали — 1, 2. М<оск>ва Ленин<ский проспект>9

ТРОИЦКIЯ ЗАПИСКИ10

{Л.2}

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Пресвятая Троица, Боже наш,

Слава тебе!

Преподобный Отче Сергий, моли

Бога о нас!

Радуйся, благодатная, Господь

с Тобою! Подаждь и нам

недостойным росу благодати

Твоея и яви милосердие

Твое!

Святителие Христови

Николае, Алексие и Питириме,

молите Бога о нас!

Святый Архистратиже Божий

Михаиле, моли Бога о нас!

Святый, Великомучениче Георгие,

моли Бога о нас!

Преподобный отче Серафиме,

моли Бога о нас!

Святый благоверный княже

Георгие моли Бога о нас!11

* * *

Разноплановый и многосмысловой тип текста, наличие позднейших чужеродных записей (самые характерные мы продемонстрировали выше), черновой характер дневника в целом — все это обусловило эдиционные принципы настоящей публикации, цель которой — избежать возможного «вторичного упрощения» дурылинского текста (пользуясь выражением любимого С.Н.Дурылиным К.Н.Леонтьева) и восстановить его «цветущую сложность». Поэтому текст приведен к нормам современной орфографии лишь частично; при публикации учтены и по возможности сохранены особенности правописания Дурылина; оставлены без изменений одиночные и/или двойные подчеркивания, отчеркивания отдельных абзацев, написание отдельных слов прописными буквами и/или с прописных букв; характерные написания ряда слов с фиксированным ударением (пример: чту). Расшифровка текста дается по последнему слою; без специальных оговорок публикаторами раскрываются общепринятые сокращения: к<ото>рый, как<ой>, д<олжно> б<ыть>, м<ожет> б<ыть>, нек<оторый>, п<отому> что, какие-ниб<удь>, что-ниб<удь>, ск<олько>, неск<олько>, в конце к<онцов>, ч<то>б, ок<оло>, т<ак>, след<овательно>, нак<онец> и проч. Явные описки и ошибки исправляются без оговорок. Наиболее значимые разночтения между слоями текста вынесены в текстологические примечания. Угловые скобки <> означают границы публикаторских вставок, если иное не отражено в примечаниях. Даты для удобства чтения выделены шрифтом; разнобой в их подаче соответствует их расположению в рукописи. «Зашифрованные» Дурылиным в инициалах имена собственные, за исключением единичных случаев, нами раскрыты и объяснены в примечаниях. И лишь одно имя мы решили специально и сознательно не раскрывать — это главнейший герой дневника, «В.В.», Василий Васильевич Розанов.

Примечания

1 Упомянем лишь самые значительные публикации последних лет: Дурылин С.Н. В своем углу. М., 2006; С.Н.Дурылин и его время: Исследования. Тексты. Библиография. Кн. 1: Исследования. М., 2010; «Я никому так не пишу, как Вам…»: Переписка Сергея Николаевича Дурылина и Елены Васильевны Гениевой. М., 2010; Дурылин С.Н. Рассказы, повести и хроники. СПб., 2014; Дурылин С.Н. Статьи и исследования 1900–1920 годов. СПб., 2014.

2 Напр.: Резниченко А.И. Сергей Дурылин: проекты и наброски (к реконструкции ландшафта) // С.Н.Дурылин и его время: Исследования. Тексты. Библиография. Кн. 1: Исследования / Сост., ред., предисл. Анны Резниченко. М., 2010. С. 445, 462; Резвых Т.Н. «Я чувствовал себя как бы его внуком — через сына — через о. Иосифа…» (Отец Сергий Дурылин — исследователь творчества К.Н.Леонтьева) // Христианство и русская литература. Сб. 7 / Сост., ред., предисл. О.Л.Фетисенко. СПб., 2012. С. 274-356; Резниченко А.И. О смыслах имён: Булгаков, Лосев, Флоренский, Франк et dii minores. М., 2012. С. 359, 381-382, 391; Резниченко А.И. Генезис и артикуляционные формы языка русской философии (С.Л.Франк, С.Н.Булгаков, А.С.Глинка-Волжский, П.П.Перцов, С.Н.Дурылин): историко-философский анализ: Дисс. на соискание ученой степени доктора филос. наук. М., 2013. С. 248-249, 261-264; Резвых Т.Н. Сергей Дурылин: размышления об онтологии иконы // Книгоиздательство «Мусагет»: История. Мифы. Результаты. Исследования и материалы / Сост. и предисл. А.И.Резниченко. М., 2014. С. 212-213, 220-222; Резвых Т.Н. «Я живу по-прежнему, т.е. совершенно одиноко и книжно — с книгами, а не с людьми»: История мемориальной библиотеки С.Н.Дурылина // Там же. С. 427-428. Наконец, в 2015 г. нами была осуществлена публикация трех фрагментов дурылинского дневника, связанных с его эстетической теорией: Дурылин С.Н. Троицкие записки: (Три фрагмента) / Публ. и текстол. примеч. А.И.Резниченко и Т.Н.Резвых; предисл. А.И.Резниченко // Ежегодник по феноменологической философии / Сост. В.И.Молчанов. Вып. IV. М., 2015. С. 352-366.

3 Раевский С. [Дурылин С.Н.]. Олонецкие записки (по этнографии, фольклору и археологии) // РГАЛИ. Ф. 2980. Оп. 1. Ед.хр. 293. Фрагменты первой части опубликованы: Дурылин С.Н. Олонецкие записки / Предисл. и публ. В.Г.Смолицкого // Живая старина. 2007. № 1. С. 39-42. Вторая половина: Дурылин С.Н. Из «Олонецких записок» / Публ., коммент. М.А.Рашковской // Наше наследие. 2011. № 100. С. 128-155.

4 НИОР РГБ. Ф. 872. К. 1. Ед.хр. 31.

5 См. примеч. 88 к тексту «Троицких записок», где приведена часть обширной литературы по этому вопросу, в частности работа С.М.Половинкина «Московская Духовная академия от Февраля к Октябрю 1917 года» (2010).

6 См. запись от 10 января 1919 г. в наст. изд.

7 Особенности стиля сохранены. Эта запись прекрасно иллюстрирует и поясняет позднейшее бытование дневника.

8 Квадратные скобки А.А.Виноградовой.

9 Последний официальный адрес С.Н.Дурылина и И.А.Комиссаровой: Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д. 45. Знаменитый дом в подмосковном Болшеве (ул. Свободная, д. 12) считался дачей.

10 Авторский заголовок и «предначинательная молитва» — рукой Дурылина. Под заголовком — позднейшая запись А.А.Виноградовой хозяйственного характера, которую опускаем.

11 Далее — рукой А.А.Виноградовой: «Сохранила ИК. — С.Д. Все передала сестре, как собственность. Мое право могу передать, как собственность писать книги. Доверяю, как собственно чесному <так!> человеку В.Б.Яковлеву».

ИК — Ирина Алексеевна Комиссарова-Дурылина, жена С.Н.Дурылина (с 1934 г.). Биографические данные о ней: Торопова В.Н. Сергей Николаевич Дурылин: Самостояние. М., 2014. (Жизнь замечательных людей. Малая серия).

«Чесный» человек Владимир Борисович Яковлев — первый директор дурылинского музея. Научные публикации В.Б.Яковлева нам неизвестны.

Н.С.Чернышев. Портрет С.Н.Дурылина.15 января 1917 года. Бумага, карандаши. Собрание С.Н.Чернышева. Графические работы Н.С.Чернышева публикуются впервые с любезного разрешения его сына и наследника С.Н.Чернышева

Н.С.Чернышев. Портрет С.Н.Дурылина.15 января 1917 года. Бумага, карандаши. Собрание С.Н.Чернышева. Графические работы Н.С.Чернышева публикуются впервые с любезного разрешения его сына и наследника С.Н.Чернышева

Обложка тетради с автографом «Троицких записок» С.Н.Дурылина. 18 декабря 1918 — 20 июля 1919 года. МА МДМД

Обложка тетради с автографом «Троицких записок» С.Н.Дурылина. 18 декабря 1918 — 20 июля 1919 года. МА МДМД

Преп. Сергий Радонежеский. Фотография с иконы, сделанная С.Н.Дурылиным и В.В.Разевигом во время северных экспедиций. Олонецкий край (?).1910-е годы. Фонд фотодокументов МДМД

Преп. Сергий Радонежеский. Фотография с иконы, сделанная С.Н.Дурылиным и В.В.Разевигом во время северных экспедиций. Олонецкий край (?).1910-е годы. Фонд фотодокументов МДМД

С.Н.Дурылин. Троицкие записки. Молитва, предваряющая начало записей в дневнике. [1918–1919]. Автограф. МА МДМД. Внизу — поздняя запись А.А.Виноградовой

С.Н.Дурылин. Троицкие записки. Молитва, предваряющая начало записей в дневнике. [1918–1919]. Автограф. МА МДМД. Внизу — поздняя запись А.А.Виноградовой

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru