Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 115 2015

Галерея журнала «Наше наследие»

Галина Ельшевская, Елена Трофимова, Леонид Тишков

Священный свет бумаги

Когда-то меня совершенно заворожили иллюстрации Сергея Коваленкова к «Швейку» — обстоятельные и вместе с тем игровые; в них как бы ненавязчиво содержался маршрут чтения — с учетом всей традиции исторического восприятия этой книги, всех наработанных ассоциаций, Йозефа Лады и слова «Австро-Венгрия», казарм и вокзалов. Потом — а может быть, вовсе не потом, а наоборот, раньше — был очень английский «Пиквик»: совсем иная стилистика, но тоже спрессованная, весь Диккенс (во всяком случае, ранний, «комический») одним блоком — хочется сказать, в одном спектакле. А еще были «цветные» сказки

Зиедониса (помню оттуда дивного черта, глядящего в телевизор), а еще был Тютчев — неожиданно черно-белый, равнинный и даже, кажется, дождливый — совсем без выигрышных ракурсов и культурных отсылок — какой-то очень лирически личный. Или же это ощущение личного возникало как раз от отсутствия ожидаемых филологических «манков»?

А они ожидались — поскольку именно совокупными усилиями художников того круга, в котором было естественно числить Сергея Коваленкова (1939–2002), облик отечественной книжной иллюстрации в 1980-е годы изменился в направлении ее большей интеллектуализации: режиссерски-опосредованный подход к произведениям предполагал не только культуру рисования как такового, но и культуру видения литературного контекста в целом. «Круг» — условное, конечно, понятие, поскольку состав его и возможная программа действий никак изнутри не манифестировались; однако во внешнем мире некоторое количество авторов стало восприниматься как едва ли не единая «команда», чей выход на поверхность вызывал разную реакцию. Если и команда, то Коваленков даже по возрасту был в ней — из самых старших. Стало быть, с краю.

И если сейчас ретроспективно попробовать локализовать «место художника», то обнаруживается странное обстоятельство. Нет ни одной «фишки», ни одного сквозного приема или мотива, благодаря которому Коваленкова в иллюстрированных им книгах можно было бы безошибочно опознать. Зато есть очень непохожие друг на друга книги, в которых рисунки следуют за текстом и дают его квинтэссенцию, сгущенный облик. Иллюстратор сродни актеру, целиком вживающемуся в ту или иную роль, и вопрос о самовыражении актера в таком случае можно вынести за скобки. Или, по-другому — художник книги всегда «второй»: он интерпретирует того, кто здесь «первый» — автора. Не каждый человек данной профессии согласен принять такое положение вещей.

Галина Ельшевская

Работать Сережа любил и умел. Сосредоточенно, скрупулезно, с удовольствием приступал к любому делу. «Главное — качество», — говорил он. Это касалось и его любимого дела – работы над книгой. Изучалась эпоха, например, Диккенса. Собирался материал по архитектуре, костюму, мебели. Перечитывались все писатели того времени и все 29 томов самого Диккенса. Тщательно выбирались бумага, краски, кисти. Делались сотни эскизов и калек. Так что легкие виртуозные иллюстрации были плодом долгой и часто мучительной работы. НО…

Любая работа когда-то заканчивалась, и здесь — вулкан просыпался. Начинался мощный выброс могучего темперамента. Бесчисленные встречи с самыми разными людьми, рассказы в лицах, споры до утра, бесконечные выдумки для детей и взрослых. Привязать велосипед к верхушке дерева. Сбить крем для торта при помощи огромной дрели. Снять фильм «Маугли», загримировав всю семью — сажей.

Идей было — море. Энергии, юмора и изобретательности — океан. Всегда, всего — по максимуму…

Елена Трофимова

Умение построить пространство на странице, представить разворот книги как бескрайность, населив ее множеством всего — одно из главных достоинств художника.

И это делает не прилежный каталогизатор, а вдохновенный поэт.

Феноменальный мир на иллюстрациях Сергея живет, пульсирует, мерцает, слов-но сотворен из световых субстанций.

Это, собственно, не предметы, а сущности.

Художник создавал их сначала легким прикосновением остро отточенного грифеля, излучающего энергию. Так когда-то в детстве, чтобы получить электричество, мы натирали эбонитовую палочку.

Энергия, заключенная в рисунке, не растворяется, не исчезает — художник закрепляет ее, нанося на листы акварель, сперва прозрачную, а потом, после мно-жества ударов кистью — пронизанную светом, идущим откуда-то изнутри.

Думаю, никто никогда не интересовался передачей света в книжной иллюстрации так, как Сережа. Для него свет белой бумаги был священен.

Леонид Тишков

Сергей Коваленков

Сергей Коваленков

Я.Гашек. Похождения бравого солдата Швейка. 1987. Бумага, акварель, тушь

Я.Гашек. Похождения бравого солдата Швейка. 1987. Бумага, акварель, тушь

Ч.Диккенс. Посмертные записки Пиквикского клуба. 1984. Бумага, акварель, тушь

Ч.Диккенс. Посмертные записки Пиквикского клуба. 1984. Бумага, акварель, тушь

Л.Яхнин. Веселая свирель. 1991. Бумага, акварель, тушь

Л.Яхнин. Веселая свирель. 1991. Бумага, акварель, тушь

Английская эпиграмма. 1986. Бумага, акварель, тушь

Английская эпиграмма. 1986. Бумага, акварель, тушь

Я.Гашек. Похождения бравого солдата Швейка. 1987. Бумага, акварель, тушь

Я.Гашек. Похождения бравого солдата Швейка. 1987. Бумага, акварель, тушь

И.Зиедонис. Сказки. 1987. Бумага, акварель, тушь

И.Зиедонис. Сказки. 1987. Бумага, акварель, тушь

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru