Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 113 2015

Н.А.Агеева

«По небу полуночи ангел летел…»

Неосуществленная картина М.А.Врубеля

Тема «Врубель и Лермонтов» исследована достаточно полно. Вновь обратиться к ней заставила работа над систематическим каталогом собрания произведений М.А.Врубеля, хранящихся в Киевском национальном музее русского искусства (далее — КНМРИ).

В известном фундаментальном сборнике «Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике» упоминается набросок из карманного альбома Михаила Александровича на тему лермонтовского стихотворения «Ангел» («По небу полуночи ангел летел…»)1. При этом рисунок датируется 1886 годом, а местонахождение альбома значится как неустановленное. Между тем альбом с наброском летящего ангела хранится в КНМРИ, куда поступил из семьи Праховых в 1965 году.

Об этом рисунке и любви Врубеля к творчеству Лермонтова Николай Прахов пишет в своей книге воспоминаний: «Очень ценил он музыкальность лермонтовского стихотворения “По небу полуночи ангел летел”. Говорил, что непременно напишет картину на эту тему. В его карманном альбомчике 1884–1885 гг. сохранился карандашный набросок летящего ввысь ангела, прижимающего к груди младенца. Особенность композиции составляет вертикальный полет на крыльях, совсем не похожих на традиционные крылья церковных ангелов. Они горизонтально распростерты и изогнуты под давлением сжатого воздуха. Очень реально передан их симметричный изгиб. Очевидно, это было результатом наблюдений, роднящих Врубеля с Леонардо да Винчи. Так же как и “Пророк”, картина на эту тему не была написана Михаилом Александровичем. Отчасти это было результатом того, что другая, более глубокая и сложная литературная тема — “Демона” — целиком заполнила в то время его воображение»2.

Исследователи творчества М.А.Врубеля относят время возникновения замысла картины «По небу полуночи ангел летел» к 1886 году, ссылаясь на письма художника. Так, в письме этого же года к сестре Анне Александровне он пишет: «<…> а покуда Васнецов уступает мне свою мастерскую во Владимирском соборе (Свято-Владимирский собор в Киеве. — Н.А.), где я решил быстро катнуть “По небу полуночи”. Не посчастливится ли ей больше, чем этюду девочки» («Девочка на фоне персидского ковра». — Н.А). К этому же времени относится и письмо художника к другу — В.Е.Савицкому: «Я здоров, все это время ничего серьезного не сработал, но с 1 января мне удастся занять прекрасную мастерскую, в которой я принимаюсь за “По небу полуночи ангел летел”».

Однако замысел, видимо, родился чуть раньше. Ибо упомянутый Праховым рисунок на тему стихотворения «Ангел» сделан в альбоме, начатом Врубелем в Киеве в 1884-м и законченном в Одессе в 1885 году. Между пребыванием в этих двух городах Врубель побывал в Италии. По мнению С.Н.Дурылина, автора статьи «Врубель и Лермонтов», именно там Михаил Александрович мог вдохновиться этой темой: «С ноября 1884 по апрель 1885 г. Врубель жил в Италии, напитываясь впечатлениями византийского искусства и ранних возрожденцев, у которых ангел был одной из излюбленных тем и образов»3. Заметим, что несколько образов ангелов были написаны Врубелем на стенах Кирилловской церкви еще до отъезда в Италию («ангелы с лабарами», ангелы в композиции «Уныние»). Скорее всего, рисунок в альбоме появился по возвращении из Италии в 1885 году. Приведем еще одну цитату из статьи Дурылина: «Дальнейшие известия о картине («По небу полуночи…». — Н.А.) отсутствуют: по-видимому, она не пошла далее венецианского наброска. Но примечательно, что первый творческий отклик со стороны Врубеля вызвало то стихотворение, которое является в творчестве Лермонтова антиподом “Демону”. И как Лермонтов никогда в течение своей поэтической деятельности не разлучался с темой “Ангела”, так не разлучался с нею и Врубель: тема “Ангел”, как и тема “Демон”, у них проходит через всю жизнь».

К 1887 году упоминания о картине на тему стихотворения «Ангел» из переписки и воспоминаний современников художника исчезают. Принято считать, что отказаться от задуманного произведения художника заставила работа над эскизами к Владимирскому собору, над образом «Демона» и картинами на тему «Моление о Чаше» и «Христос в Гефсиманском саду» для церкви в Мотовиловке. Возможно, это и так. Во всяком случае, подобное «охлаждение» к замыслу было характерной чертой врубелевской натуры, которую он сам называл в письмах к сестре Анне «флюгероватостью». Однако хочется обратить внимание на один не замеченный исследователями факт. В тот год, когда из писем Врубеля исчезает упоминание о задуманной картине, среди созданных им произведений появляется акварель с изображением летящего по небу ангела, которая впоследствии получила название «Ангел с кадилом и свечой»4. Исследователи отнесли ее к серии эскизов для росписи Владимирского собора5, хотя ни в одном письме, ни самим художником, ни его родными эта работа не упомянута в связи с работами в соборе. Николай Прахов в книге воспоминаний перечислил все сюжеты, предложенные Врубелю Адрианом Викторовичем, и эскизы, исполненные художником на заданные темы. В качестве эскиза, который художник предполагал предоставить для показа и утверждения Прахову или Строительной комиссии, «Ангел с кадилом и свечой» не упоминается. Не упоминается это произведение, впрочем, ни в каком другом контексте.

Между тем на знаменитой акварели, как и на рисунке на тему стихотворения «Ангел» из «киевского» альбома художника, мы видим Ангела именно «в вертикальном полете», на фоне ночного неба («по небу полуночи»). Правда, в ней заметны композиционные отличия по сравнению с первоначальным наброском. Ангел несет в руках не «душу младую», а свечу и кадило. Очевидно, что именно эти расхождения не позволили заметить общность двух произведений. Тем более что обратить на это внимание можно было, только имея перед глазами обе работы. Но набросок к стихотворению «Ангел» долгие годы был известен биографам Врубеля лишь по словесному описанию Н.А.Прахова. Ведь местонахождение альбома и наброска значилось долгие годы как неустановленное.

На наш взгляд, Врубель не отказался от замысла картины. Скорее всего, произошла его трансформация под влиянием иных проблем и иных образов, занимавших в тот период мысли художника. И здесь влияние поэмы «Демон», согласимся с Н.А.Праховым и С.Н.Дурылиным, очевидно. По воспоминаниям современников известно, что впервые к теме «Демон» Врубель обратился в Одессе в 1885 году, то есть тогда же, когда появился в альбоме и набросок с летящим «по небу полуночи» Ангелом6. Из писем художника явствует, что эти два замысла («Ангел» и «Демон») посещали Михаила Александровича какое-то время одновременно7.

Трактовка образа Демона как падшего Ангела и у поэта, и у художника близка. Известно, что хрестоматийную редакцию поэмы Лермонтова о Демоне — «падшем ангеле» (1839) предваряют (помимо черновых вариантов) две ранние поэмы — «Азраил» и «Ангел смерти» (1831). Похоже, что, вслед за поэтом, Врубель проходит схожий путь в работе над темой «Демон». Сюжетно «Ангел с кадилом и свечой» кажется нам ближе всего к поэме «Ангел смерти». Косвенно указывают на это и атрибуты в руках Ангела — светильник и кадило, ассоциирующиеся в символике эпохи модерна с жизнью и смертью. Особенно созвучна акварель следующим строкам этого произведения:

Равно во все края вселенной
Являлся ангел молодой;
На всё, что только прах земной,
Глядел с презрением нетленный;
Его приход благословенный
Дышал небесной тишиной;
Лучами тихими блистая,
Как полуночная звезда,
Манил он смертных иногда,
И провожал он к дверям рая
Толпы освобожденных душ,
И сам был счастлив…

На связь «Ангела с кадилом и свечой» с образом Демона, на некоторые переходные черты указывает и Д.З.Коган в книге «Врубель»: «С его ассирийскими чертами лица, темным сумрачным ликом и огромной копной волос, с его бесплотной, вдохновленной древними фресками фигурой, этот “синий ангел” с равным успехом мог стать Демоном»8. Иными словами, уже не Ангел, но еще не Демон.

И все-таки совершенно очевидно и то, что не только работа над «Демоном» повлияла на трансформацию первоначального замысла. Стилистическая близость «Ангела с кадилом» к эскизам для росписи Владимирского собора позволяет предположить более тонкую и глубокую (философскую) связь между этими произведениями.

Начав летом 1887 года в имении Я.В.Тарновского Мотовиловка близ Киева работу над эскизами на тему «Надгробного плача» и «Воскресения», Врубель не мог не задаваться вопросами, ответы на которые пытались найти многие философы, художники, писатели в предшествующие века, — вопросы, особенно обострившиеся для мыслящих людей рубежа XIX–XX веков: о жизни и смерти, религиозной сущности человека.

В эскизах к росписи Владимирского собора они воплощены Врубелем в символистском ключе, как борьба тьмы и света, неумирающей красоты и смерти. Прекрасный и сумрачный лик «Ангела с кадилом и свечой» мог появиться между «Надгробным плачем» и «Воскресением», но как вполне самостоятельное произведение, связанное с эскизами лишь тематически. Первый биограф художника А.П.Иванов писал: «В “Ангеле” и “Воскресении” сквозь мрак и ужас уже мерцает затаённый отблеск самого неизреченного из человеческих чаяний»9.

Примечательно, что через несколько лет, в начале 1890-х годов, Врубель все-таки вернулся к первоначальной композиции из карманного альбома 1884–1885 годов с изображением вертикально летящего ангела с младенцем в руках. Она нашла дальнейшее развитие в одной из иллюстраций к поэме «Демон»10. Акварель, известная под названием «Демон и ангел с душой Тамары», хранящаяся в Музее русского искусства в Ереване11, относится к XVI строфе II части последней, восьмой редакции поэмы М.Ю.Лермонтова:

В пространстве синего эфира
Один из ангелов святых
Летел на крыльях золотых,
И душу грешную от мира
Он нес в объятиях своих.

В верхней части иллюстрации художник довольно точно повторил композицию альбомного наброска. Мы видим вертикально парящего в пространстве ангела в небольшом повороте влево, прижимающего к груди младенца («душу грешную»). Дополнена композиция фигурой сидящего Демона.

Переосмысление и дальнейшая творческая переработка первоначального замысла были очень характерны для Врубеля. Образ Демона, например, неоднократно подвергался переделкам, доработкам, а иногда и уничтожению. Это было следствием многих причин, в том числе высокой требовательности к себе, непрестанной напряженной мыслительной работы и др. Так произошло и в случае с идеей картины «По небу полуночи…» Из весьма лаконично обозначенного в альбомном наброске первоначального замысла родилась иллюстрация «Демон и ангел с душой Тамары» к поэме Лермонтова «Демон» и, исполненная философской глубины, одна из лучших акварелей «киевского» периода «Ангел с кадилом и свечой».

Примечания

1 Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. Л., 1976. С.49. В разделе «Указатель произведений М.А.Врубеля» этот рису-нок упоминается под названием «Летящий ангел с младенцем» («По небу полуночи…» на тему стихотворения М.Ю.Лермонтова). — С.374.

1а Праховы — Адриан Викторович (1846–1916), русский историк искусства, археолог, художественный критик, руководил внутренней отделкой Владимирского собора в Киеве, в росписи которого участвовал М.А.Врубель; Николай Адрианович (1873–1957), художник, искусствовед, автор воспоминаний «Страницы прошлого»; Эмилия Львовна (1849–1927), жена А.В.Прахова, пианистка, ученица Ф.Листа. В ее салоне в Киеве бывали художники, работавшие над оформлением Владимирского собора. Вдохновила Врубеля на написание знаменитой «Мадонны с младенцем» для Кирилловской церкви. Письма художника к Э.Л.Праховой были уничтожены по ее просьбе дочерью Э.Л. после ее смерти. (Прим. ред.)

2 Прахов Н.А. Страницы прошлого. Очерки-воспоминания о художниках. Киев, 1958. С. 127-128.

3 Дурылин С.Н. Врубель и Лермонтов // ЛН. Т. 45-46. М., 1948. С.544.

4 На работе нет авторской даты, но стилистические особенности позволяют отнести исполнение этой акварели к 1887 г.

5 Иванов А.П. Врубель. Пг., 1916. С.III. Список произведений. В комментариях к книге «Врубель. Переписка…» об эскизах сказано следующее: «Росписи по эскизам Врубеля во Владимирском соборе не были осуществлены. Эскизы находятся в КМРИ, варианты “Воскресения” (1889) в ГТГ. К ним же примыкает не упомянутый в письме “Ангел с кадилом и свечой” (1887)». С.313.

6 Врубель. Переписка… С. 48, 118, 120, 130.

7 Там же. С. 48-49, 118.

8 Коган Д.З. Врубель. М., 1980. С.120.

9 Иванов А.П. Указ. соч. С.17.

10 Иллюстрация выполнена для издания: М.Ю.Лермонтов. Сочинения. М.: Художественное издание товарищества И.Н.Кушнерова и К° и книжного магазина П.К.Прянишникова, 1891.

11 Ранее — собрание А.Я.Абрамяна.

М.А.Врубель. Автопортрет. 1885. Бумага, графитный карандаш. КНМРИ

М.А.Врубель. Автопортрет. 1885. Бумага, графитный карандаш. КНМРИ

«По небу полуночи ангел летел». Лист из альбома 1884–1885 годов. Бумага, графитный карандаш. КНМРИ

«По небу полуночи ангел летел». Лист из альбома 1884–1885 годов. Бумага, графитный карандаш. КНМРИ

Ангел с кадилом и свечой. 1887. Бумага на картоне, акварель. КНМРИ

Ангел с кадилом и свечой. 1887. Бумага на картоне, акварель. КНМРИ

Воскресение. Вариант без спящих воинов. Эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве. 1887. Бумага, акварель. КНМРИ

Воскресение. Вариант без спящих воинов. Эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве. 1887. Бумага, акварель. КНМРИ

Воскресение. Триптих с двумя фигурами ангелов вверху и со спящими воинами внизу. Эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве. 1887. Бумага, акварель. КНМРИ

Воскресение. Триптих с двумя фигурами ангелов вверху и со спящими воинами внизу. Эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве. 1887. Бумага, акварель. КНМРИ

Надгробный плач. Триптих. Эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве. 1887. Бумага на картоне, акварель. КНМРИ

Надгробный плач. Триптих. Эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве. 1887. Бумага на картоне, акварель. КНМРИ

Надгробный плач. Вариант с пейзажным фоном. Эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве. 1887. Бумага, акварель. КНМРИ

Надгробный плач. Вариант с пейзажным фоном. Эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве. 1887. Бумага, акварель. КНМРИ

Надгробный плач. Вариант с фигурой Богоматери на первом плане. Эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве. 1887. Бумага, акварель. КНМРИ

Надгробный плач. Вариант с фигурой Богоматери на первом плане. Эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве. 1887. Бумага, акварель. КНМРИ

Надгробный плач. Третий вариант с фигурой Богоматери на втором плане. Эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве. 1887. Бумага, черная акварель. КНМРИ

Надгробный плач. Третий вариант с фигурой Богоматери на втором плане. Эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве. 1887. Бумага, черная акварель. КНМРИ

Демон и ангел с душой Тамары. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова «Демон». 1890–1891. Бумага на картоне, акварель, белила. Музей русского искусства, Ереван

Демон и ангел с душой Тамары. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова «Демон». 1890–1891. Бумага на картоне, акварель, белила. Музей русского искусства, Ереван

Альбом М.А.Врубеля с рисунками 1884–1885 годов. КНМРИ

Альбом М.А.Врубеля с рисунками 1884–1885 годов. КНМРИ

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru