Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 110 2014

О.Цехановская

Маринист Леонид Блинов

Художники на службе Морского министерства

Во второй половине XIX века технический прогресс, замена парусного флота броненосным дали мощный толчок развитию марины в живописи и графике. Художники стремились запечатлеть уходящие в историю парусные корабли и показать рождение нового флота. Даже когда появилась фотография, марины про-должали пользоваться большим спросом. Заказчиком, помимо частных лиц, выступало и Морское министерство.

При Главном морском штабе (ГМШ) находился военно-морской ученый отдел, который ведал большим числом вопросов, в том числе сбором и обработкой сведений об иностранных флотах, совершенствованием военно-морского образования, изданием руководящих документов и военно-морской литературы. Именно в этой структуре появилась должность — художник при Главном морском штабе.

Российский императорский флот всегда отличался высоким творческим началом. В Морском кадетском корпусе и Техническом училище преподавалось 28 наук. Помимо специальных предметов, кадеты изучали историю, риторику, иностранные языки, обучались фехтованию, рисованию, танцам. Офицеров, умевших хорошо рисовать, направляли в гидрографические экспедиции с целью создания морских навигационных карт и пособий в мореплавании. Для некоторых из них живопись впоследствии стала основной профессией. Так произошло с А.П.Боголюбовым, А.К.Беггровым, К.В.Круговихиным, Н.Н.Гриценко. Художниками-любителями оставались корабельный инженер генерал-майор А.П.Алексеев, морской министр адмирал И.К.Григорович, профессор Морской академии Н.Л.Кладо, контр-адмирал А.Ф.Можайский, лейтенант П.П.Шмидт и многие другие.

Тематика заказов министерства была весьма разнообразна. Первоначально предпочтение отдавалось изображениям видов военных портов, различных крепостных укреплений и построек. Эти работы, как правило, выполнялись в графике, использовались для составления карт и прочих военных целей.

Актуальным был также жанр «портрет корабля», начало которому положил своей коллекцией Петр I. После посещения европейских стран (1697–1698), государь привез с собой картины голландских мастеров. На них в мельчайших подробностях и с высокой точностью были изображены корабли, служившие прототипами для русских судостроителей.

В батальном жанре успешно трудились И.К.Айвазовский, А.П.Боголюбов. По заказу Морского ведомства маринисты восстанавливали первые морские сражения, свидетелями которых они не являлись, но по гравюрам, воспоминаниям очевидцев отображали победы русского флота XVIII–XIX столетий. Произведения Е.И.Столицы, К.А.Вещилова, Н.Д.Прокофьева воспроизводили события начала XX века: русско-японской (1904–1905) и Первой мировой (1914–1918) войны.

В портретуре во второй половине XIX века работали И.А.Тюрин, Г.И.Ботман, А.В.Першаков, П.Н.Бажанов, Я.Ф.Гревизирский и другие. Они сохранили для потомков образы известных мореплавателей и флотоводцев российского флота.

Еще один жанр был связан с изображением визитов глав государств или дружественных военных эскадр, с путешествиями высокопоставленных особ. Картины преподносились в дар правительствам и Морским собраниям. На такие сюжеты писали А.П.Боголюбов («Русская эскадра в Тулоне». 1893 г.»), Н.Н.Гриценко («Вход яхты “Полярная звезда” в Шербур». 1896 г.»), М.С.Ткаченко («Пребывание французской эскадры в Кронштадте в 1893 г.»), Л.С.Бакст («Карнавал в Париже в честь прибытия русских моряков 5 октября 1893 г.»).

Очень редко можно встретить полотна, рисующие повседневный быт и службу военных моряков. Этот жанр разрабатывал передвижник А.К.Беггров. Сохранилось несколько графических работ, которые выполняли в основном офицеры, художники-любители в свободное от вахт время. Среди них изобретатель первого летательного аппарата А.Ф.Можайский и лейтенант с мятежного броненосца «Потемкин» П.П.Шмидт.

К числу «служебных» сюжетов можно отнести изображения формы одежды военных моряков. По заказу Морского музея эти работы выполнил в 1890-х годах художник Н.Н.Блинов. Мастер А.Сафонов изготовил небольшие куклы-манекены, нарядив их в костюмы, начиная с петровского времени. Идею инициировал цесаревич Николай Александрович при посещении Морского музея в 1888 году.

Первым живописцем Главного морского штаба с правом ношения флотской формы одежды в 1844 году стал молодой академик 27-летний И.К.Айвазовский. Мастер выполнял многочисленные заказы морского ведомства и проходил морскую службу. В 1896 году Иван Константинович указом императора Николая II стал действительным тайным советником, что соответствовало чину адмирала. Чиновниками министерства были в разные годы А.П.Боголюбов, А.К.Беггров, М.О.Микешин, Н.Н.Гриценко, М.С.Ткаченко, А.В.Ганзен, Л.Д.Блинов…

Жизнь Леонида Демьяновича Блинова похожа на сказку: крестьянский паренек из Ярославской губернии приехал в столицу, поступил в Академию художеств. После окончания учебы (1894) был принят на должность художника в Морское министерство. Он участвовал в многочисленных походах и смотрах русских военных и коммерческих кораблей, в экспедиции по Северному Ледовитому океану. Его работы украшали дворцы и музеи Российской империи. В 1893 году ему пожаловали золотой портсигар с драгоценными камнями из кабинета его Императорского Величества за картину «Выход яхты “Гогенцоллерн” из Кильского канала». Это полотно государь преподнес кайзеру Вильгельму II. Но после революционных событий 1917 года имя его забылось.

Л.Д.Блинов родился в крестьянской семье в 1867 году в деревне Новое Верховье Ярославской губернии. В 1885 году он поступил в Академию художеств грунтовщиком, копировал картины известных мастеров: К.Брюллова, И.Айвазовского и других. А.П.Боголюбов, опекая начинающего художника, доверял ему копирование своих работ, таких как «Эпизод Афонского сражения. 1807 г.», «Эскадра вице-адмирала М.П.Лазарева на Константинопольском рейде. 1833 г.», и другие. В 1886 году Леонид Блинов был принят вольнослушателем на отделение живописи в Академию художеств. В том же году от Академии и Главного морского штаба он назначается в кругосветное плавание на пароходе «Москва». В 19 лет крестьянский сын оказался под покровительством адмирала А.И.Шестакова, «который осчастливил меня представлением Их Величеству Государю Императору, Государыне Императрице, Цесаревичу Георгию Александровичу, Генерал-Адмиралу Алексею Александровичу и Александру Михайловичу… Я каждый день имел счастье показывать свои новые этюды Их Величествам…» Во время плавания выяснилось, что Леонид не подвержен морской болезни, напротив, в это время он много рисовал. «Во время плавания по Индийскому океану в течение трех дней нас сильно трепало. Пассажиры на палубе не показывались, но я не мог высидеть в каюте, а забирался на верхний мостик писать этюды, несмотря на то, что брызги соленой воды обдавали меня с головы до ног и заливали ящик с красками», — вспоминал позже художник. Вернувшись из кругосветного плавания в 1887 году в Петербург, Леонид пишет прошение о зачислении его вновь вольнослушателем в Императорскую Академию художеств.

Во время обучения Блинов удостоился в 1887 году малой, а в 1888 году большой серебряной медали. Морское министерство предоставляло художникам уникальную возможность ближе познакомиться с «природой воды и неба» на разных широтах, посылая их в дальние экспедиции. За период учебы в Академии Л.Д.Блинов совершил три кругосветных плавания. В 1893 году ходил с русской эскадрой к берегам Америки на празднование 400-летия открытия американского континента Христофором Колумбом и в связи с Юбилейной выставкой в Чикаго. После окончания Академии, в 1894 году, ему было присвоено звание классного художника 2-й степени. В этом же году он приступил к службе в Морском министерстве в должности художника без денежного содержания.

В 1895 году Блинов женился на Марии Дмитриевне Старовой, в браке родилась дочь Мария.

Леонид Демьянович много работал, принимал участие в морских экспедициях. По словам художника, он видел весь земной шар и запечатлел его в своих многочисленных этюдах. В 1900 году прошла его итоговая выставка в Ялте, где в двух залах экспонировалось 382 произведения мастера. Место было выбрано не случайно. Выставлять картины на морскую тематику в Крыму, на родине И.К.Айвазовского — поступок смелый, если не дерзкий. Но выставка имела огромный успех. Смотреть ее приезжали из Петербурга и Москвы.

Мастер прожил короткую (умер в 1903 году) жизнь, но успел создать около 3000 этюдов, рисунков, живописных картин в историческом и пейзажном жанрах, в жанре «портрета корабля» и «официальных смотров флотов».

Работы Леонида Демьяновича Блинова хранятся и экспонируются в государственных галереях России и Украины, в частных собраниях. Много холстов ушло за границу с первой волной эмиграции. Сто двадцать пять живописных полотен и графических листов Леонида Блинова находятся в коллекции Центрального Военно-морского музея. В них отражен практически весь творческий путь художника-мариниста.

Живописные полотна Л.Д.Блинова, посвященные историческим событиям на море, решены в традициях И.К.Айвазовского и А.П.Боголюбова. Художник, часто копировавший учителей, перенял их манеру и композиции картин выстраивал традиционно. Но общий колористический тон его картин гораздо светлее («Смотр Балтийского флота на Транзундском рейде», «Смотр Балтийского флота», «Артиллерийская стрельба эскадры Черноморского флота» и другие). В его палитре преобладают светлые голубые, серые, розовые тона, в отличие от темных охристых, синих и зеленых у И.К.Айвазовского. Совсем немного произведений у Л.Д.Блинова с изображением штормового моря. Это можно отнести к общим тенденциям марин последней четверти XIX века, когда с полотен художников начали исчезать драматизм и романтизм, свойственные первой половине и середине века. Если и появлялся мотив бури, то изображали скорее не сам шторм, а его приближение, предчувствие (Н.Н.Дубовской, «Притихло»).

В 1952 году музей приобрел 30 этюдов Л.Д.Блинова, выполненных в 1886–1887 годах в плаваниях с адмиралом А.И.Шестаковым. Они хранятся в футляре, который был сделан по заказу адмирала в Японии. Деревянный ящик покрыт черным лаком, инкрустирован перламутром, черепаховым панцирем и костью. С трех сторон выполнен растительный орнамент. На четвертой стенке показан маршрут плавания парохода «Москва».

Этюды написаны в реалистической манере, с четкой, часто традиционной композицией и проработкой деталей. В основном это морские пейзажи, виды портов, очертания берегов. Этюд «Медвежонок на палубе» — единственный, посвященный будням художника во время плавания. Наивный сюжет, еще несовершенен рисунок, да и животное кажется игрушечным. Молодой художник только начинает овладевать техникой живописи. Однако пишет он быстро и бойко. Во время одной из стоянок за два часа написал и преподнес адмиралу Гамильтону картину, на которой изобразил английскую эскадру, стоящую в бухте на пути из Гонконга во Владивосток, чем поразил и раздосадовал последнего. Вот что писал Леонид Демьянович: «Адмирал А.И.Шестаков говорил мне, что бухта эта занята Гамильтоном обдуманно и с целью устроить в ней убежище для Английской эскадры во время войны. Бухту Гамильтон назвал своим именем и держал там в секрете эскадру».

Л.Блинов не увлекался поисками новых французских техник в живописи. Его манера письма полностью верна натуре. Единственное, что он воспринял, — это «этюдность», которой так увлекались в этот период многие художники.

Полуденным зноем веет с этюда «Севастополь. Причал яхт-клуба», где на лазоревой воде спят белоснежные яхты, а праздно фланирующая публика наблюдает за ними с берега. На фоне звенящего розово-голубого неба, в сиреневой дымке на горизонте растворяется город, растяжка цвета моря решена в пастельных тонах: светло-бирюзовый, голубой. У причала цвет становится более глубоким. Яркие акценты — белые яхты, поддержаны белыми пятнами на тенте и постройке на берегу; охристые мазки на воде первого плана — отражение деревянного причала — придают нарядность, декоративизм этюду.

Этюд «Обледеневший корабль в море» романтичен. Традиционно композиционное построение картины — линия горизонта делит картон пополам, в центре крупно изображен корабль, навечно вмерзший в лед. Он скорее похож на айсберг, и только темный корпус местами проглядывает сквозь беловато-бирюзовый снег. Холодом, морозом, вечным жутким покоем проникнут этюд, решенный в холодных бирюзовых, синих и голубых тонах.

Л.Д.Блинов был хорошим рисовальщиком. Его работы, особенно портреты кораблей, выполненные карандашом, достоверны и убедительны.

В живописных полотнах жанра «портрет корабля» художнику не всегда хватало мастерства. Некоторые из них написаны слишком схематично, видно, что художник пользовался фотографиями и как будто рисовал по трафарету. Но основная часть выполнена технически грамотно. К таким работам можно отнести «портрет» «Императорская яхта “Полярная звезда”», «Броненосный корабль “Екатерина II”» и другие.

Умер Л.Д.Блинов от паралича сердца, полный творческих сил и замыслов. Был похоронен на общем кладбище в Алупке.

Долгое время работы Л.Д.Блинова хранились в запасниках ЦВММ и редко выставлялись.

В обновленной экспозиции Центрального Военно-морского музея появились работы забытых художников рубежа XIX–XX веков. Полотна Л.Д.Блинова дополнили зал истории развития Императорского флота России.

Литература и источники

1. Айвазовскому вослед… Художники Морского ведомства России. XIX – начало XX века. Каталог выставки. СПб.: ЦВММ. 2000.

2. Военно-морской флот России в произведениях отечественной живописи. 1696–1917 (каталог коллекции музея). Л.: ЦВММ, 1991.

3. Морской музей России. СПб.: АРТ-ПАЛАС, 2004.

4. Письмо С.Блиновой от 21.05.66 г.

5. РГИА. Ф.789. Оп. 11. Ед.хр. 68-71. Леонид Демьянович Блинов.

Л.Д.Блинов. Начало 1900-х годов

Л.Д.Блинов. Начало 1900-х годов

Артиллерийская стрельба эскадры Черноморского флота. 1894. Холст, масло. ЦВММ

Артиллерийская стрельба эскадры Черноморского флота. 1894. Холст, масло. ЦВММ

Вид канала с идущим пароходом. 1887. Холст, масло. Фрагмент. ЦВММ

Вид канала с идущим пароходом. 1887. Холст, масло. Фрагмент. ЦВММ

Полуброненосный фрегат «Владимир Мономах» и пароход «Москва». 1887. Холст, масло. Фрагмент. ЦВММ

Полуброненосный фрегат «Владимир Мономах» и пароход «Москва». 1887. Холст, масло. Фрагмент. ЦВММ

Севастополь. Причал яхт-клуба. 1890-е годы. Картон, масло. Этюд. ЦВММ

Севастополь. Причал яхт-клуба. 1890-е годы. Картон, масло. Этюд. ЦВММ

Парусник. 1886. Холст, масло. ЦВММ

Парусник. 1886. Холст, масло. ЦВММ

Пароход «Москва» на рейде в Стамбуле. 1887. Холст, масло. Фрагмент. ЦВММ

Пароход «Москва» на рейде в Стамбуле. 1887. Холст, масло. Фрагмент. ЦВММ

Медвежонок на палубе. 1886–1887. Холст, масло. Этюд. ЦВММ

Медвежонок на палубе. 1886–1887. Холст, масло. Этюд. ЦВММ

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru