«Знаки зодиака» Эрте
Галерея «Наше наследие» представляет эскизы костюмов «Знаки зодиака» художника Эрте (Р.П.Тыртова), выполненные для кабаре Мулен Руж в 1955 году.
Из коллекции Элен Мартини (Париж)
Роман Петрович Тыртов (псевдоним Эрте; 1892–1990) родился Петербурге. В 1906 г. занимался рисованием под руководством И.Е.Репина. В 1912-м переехал в
Париж, где учился в художественной академии Жюлиана. В это же время работал у знаменитого модельера Поля Пуаре и публиковал рисунки в петербургском журнале
«Дамские моды» и парижском «Газет дю Бон Тон».
В 1915 г. Эрте заключил контракт с американским журналом мод «Harper’s Bazaar». В последующие десятилетия он создал для журнала около 250 эскизов обложек.
Одновременно как дизайнер одежды сотрудничал с изданиями «Vogue» и «Cosmopolitan».
В 1917–1958 гг. художник оформлял эстрадные номера парижских варьете «Фоли Бержер», «Быль Табарэн», «Ла Нувель Ив» и кабаре «Лидо». Автор эскизов костюмов
и декораций бродвейских мюзик-холлов «Зигфрид Фолиз», «Винтергарден», «Френч Казино». В 1925 г. заключил контракт с голливудской кинофирмой «Метро Голдвин
Майер». Сохранились его эскизы костюмов для Марлен Дитрих и Мэрилин Монро.
В 1920-е гг. оформил ряд балетных номеров Анны Павловой, несколько постановок Чикагской оперы, Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Парижской оперы. В 1970-е
оформлял в Париже постановки Ролана Пети с участием Зизи Жанмер.
Эрте — один из ведущих представителей ар-деко. Его работы находятся во многих музейных и частных собраниях, в частности в музее Метрополитен в Нью-Йорке,
Музее Виктории и Альберта в Лондоне и других.
Элен Мартини, владелица семнадцати парижских кабаре, в том числе и «Фоли Бержер», познакомилась с Эрте после второй мировой войны. Их близкие дружеские
отношения длились до смерти художника. Ее коллекция состоит из подаренных Тыртовым работ, а также из эскизов к постановкам, оформленных художником для ее
кабаре.